Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСОБЛСУДА ОТ 29.09.2014 ПО ДЕЛУ N 33-21202/2014

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 сентября 2014 г. по делу N 33-21202/2014


Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Терещенко А.А.,
судей Вороновой М.Н., Бакулина А.А.,
при секретаре А.О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 сентября 2014 года апелляционную жалобу администрации городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области на решение Можайского городского суда Московской области от 04 июня 2014 года по делу по заявлению Можайского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании постановления администрации городского поселения Можайск от 28.03.2014 N 159-П "Об утверждении тарифа для населения за содержание и ремонт жилого помещения".
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения представителей администрации городского поселения Можайск - Е.К.А. и У.Р.А., прокурора Тришиной В.В.,
установила:

Можайский городской прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании постановления администрации городского поселения Можайск от 28.03.2014 N 159-П "Об утверждении тарифа для населения за содержание и ремонт жилого помещения".
В обоснование заявления указал, что оспариваемым постановлением в нарушение положений действующего жилищного законодательства были утверждены недифференцированные ставки платы за управление жилищным фондом, текущий ремонт и содержание общего имущества, лифтов, - для всех собственников помещений муниципального образования, независимо от перечня объемов услуг и работ, необходимых конкретному дому и без проведения конкурсных процедур. По мнению прокурора, принятие данного постановления ведет к нарушению прав собственников помещений в многоквартирных домах г. Можайска и свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора, поскольку оспариваемый НПА был принят за пределами компетенции органа местного самоуправления.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.
Представитель администрации городского поселения Можайск Московской области заявленные Можайским городским прокурором требования не признал, просил отклонить, указав, что постановлением администрации городского поселения от 24.04.2014 N 159-П в оспариваемое постановление внесены изменения, в соответствии с которыми размер тарифа для собственников жилых помещений не установлен.
Решением Можайского городского суда Московской области от 04 июня 2014 года постановление администрации городского поселения Можайск от 28.03.2014 N 159-П "Об утверждении тарифов для населения за содержание и ремонт жилого помещения" признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе администрация городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области просит об отмене данного решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия установила следующее.
В соответствии со статьей 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции праве обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что 28.03.2014 администрацией городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области было издано и подписано главой поселения постановление N 159-П "Об утверждении тарифа для населения за содержание и ремонт жилого помещения", которым утверждены тарифы на оплату содержания и ремонта жилых помещений для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, муниципального жилищного фонда, собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, а также для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, которые на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, согласно приложению N 1 (л.д. 8-9).
Постановлением администрации г/п Можайск от 24.04.2014 N 200-П в вышеуказанное постановление внесены изменения: пункт 1 изложен в новой редакции: "Утвердить тариф на оплату за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда согласно приложению N 1", одновременно данный пункт дополнен подпунктом 1.1 следующего содержания: "Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, а также для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, которые на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Данные муниципальные акты носят нормативно-правовой характер, поскольку содержат в себе правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений.
Согласно разъяснениям, данным в пунктах 17 и 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:
- полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;
- форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;
- предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, в силу п. 6 ч. 1 ст. 17 - установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В силу части 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Частью 4 статьи 158 ЖК РФ установлено, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
В силу ч. 1 ст. 34 Федерального закона N 131-ФЗ каждый орган, входящий в структуру органов местного самоуправления, обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями п. 4 ст. 34 Устава городского поселения Можайск, согласно которым решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского поселения Можайск, принимаются Советом депутатов городского поселения Можайск, большинством голосов от установленной численности депутатов городского поселения Можайск, в то время как глава поселения, возглавляющий одновременно администрацию городского поселения, обладает лишь правом внесения в Совет депутатов городского поселения Можайск проектов нормативных правовых актов Совета депутатов городского поселения Можайск.
В этой связи суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемое решение принято исполнительно-распорядительным органом в нарушение его компетенции.
Согласно ч. 4 ст. 155 Жилищного кодекса РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
В соответствии с положениями п. 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации.
В случае если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (п. 36 Правил).
Суд первой инстанции, проанализировав положения указанных выше правовых норм в их совокупности, пришел к обоснованному выводу, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, проживающих в многоквартирном доме, который управляется управляющей организацией, также должен устанавливается органом местного самоуправления по результатам открытого конкурса.
При принятии оспариваемого постановления указанное обстоятельство учтено не было.
Одновременно судебная коллегия отмечает, что пп. 1.1 п. 1 оспариваемого постановления (в редакции постановления N 200-П) содержит в себе коррупциогенный фактор, поскольку имеет место правовая неопределенность относительно процедур, определяющих порядок установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, а также для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, которые на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
При таких данных судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения об удовлетворении заявленных Можайским городским прокурором требований.
Доводы апелляционной жалобы администрации городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на иное, нежели у суда, толкование норм материального права, подлежащих применению к возникшим правоотношениям.
Судебная коллегия, принимая во внимание положения ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, считает необходимым изложить абзац второй резолютивной части решения в следующей редакции: "Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление администрации городского поселения Можайск от 28.03.2014 N 159-П "Об утверждении тарифа для населения за содержание и ремонт жилого помещения" в редакции постановления того же органа от 24.04.2014 N 200-П", - оспариваемое постановление (с последующими изменениями) применялось с 01.05.2014, на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

решение Можайского городского суда Московской области от 04 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, изложив абзац второй резолютивной части решения в следующей редакции: "Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление администрации городского поселения Можайск от 28.03.2014 N 159-П "Об утверждении тарифа для населения за содержание и ремонт жилого помещения" в редакции постановления того же органа от 24.04.2014 N 200-П".

Председательствующий

Судьи





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)