Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Желаевой М.З., Гильмановой Э.Г.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 31.07.2014 (судья Лаврик Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2014 (председательствующий судья Никитин А.Ю., судьи Тимаев Ф.И., Антонова О.И.)
по делу N А12-19592/2014
по исковому заявлению администрации Таловского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области (ОГРН 1053478203426) к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (ОГРН 1023403453072) о взыскании задолженности,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства финансов Волгоградской области, администрации Камышинского муниципального района Волгоградской области, общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "Доркомплект",
установил:
решением Арбитражного суда Волгоградской области от 31.07.2014 исковые требования администрации Таловского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области (далее - администрация Таловского сельского поселения, истец) удовлетворены в полном объеме. С Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (далее - Миндортранс, ответчик) за счет средств областного бюджета (средств дорожного фонда Волгоградской области) в пользу администрации Таловского сельского поселения судом взыскана невыплаченная целевая субсидия в размере 1 251 230 руб. 50 коп. по Соглашению от 13.05.2013 (регистрационный N 239-13) "О предоставлении в 2013 году субсидий бюджетам муниципальных образований Камышинского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Волгоградской области".
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2014 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 31.07.2014 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Миндортранс просит отменить названные судебные акты, как принятые с нарушением норм права, выводы судов не соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Суд кассационной инстанции, проверив законность обжалованных судебных актов, не находит правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, между Миндортрансом, администрацией Камышинского муниципального района, администрацией Таловского сельского поселения (и Администрациями иных сельских поселений Камышинского муниципального района) заключено Соглашение от 13.05.2013 (регистрационный номер N 239-13) "О предоставлении в 2013 году субсидий бюджетам муниципальных образований Камышинского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Волгоградской области".
Пунктом 1.2 Соглашения предусмотрено, что Миндортранс направляет в бюджет Таловского сельского поселения субсидию в размере 1 338 800 руб. на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Таловское сельское поселение обязалось обеспечить направление средств городского бюджета в размере 267 799 руб. на долевое финансирование работ. Доля софинансирования из местного бюджета - 20%, из областного бюджета (за счет средств дорожного фонда) - 80%.
Обязанности и права поселений закреплены пунктом 2.3 Соглашения, из содержания которого следует, что сельское поселение должно заключить по результатам аукциона или конкурса муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту и ремонту дорог местного значения; направить средства бюджета поселения на долевое участие в финансировании и представить в Миндортранс всю предусмотренную Соглашением отчетную документацию.
Абзацем 1 пункта 6.2 Соглашения сторонами определены сроки: вступления в силу - с момента его подписания сторонами, действия - до 31 декабря текущего финансового года, а в части принятых Миндортрансом обязательств до их полного исполнения.
Во исполнение своих обязательств по Соглашению администрацией Таловского сельского поселения (муниципальный заказчик) с обществом с ограниченной ответственностью Строительная компания "Доркомплект" (подрядчик) 16.09.2013 заключен муниципальный контракт N 1/2013 на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия дороги по улицам Молодежная и Южная Таловского сельского поселения.
Фиксированная цена муниципального контракта по проектно-сметной документации составила 1 502 077 руб. 50 коп.
В соответствии с пунктом 3.4 контракта оплата работ производится из бюджетных средств Таловского сельского поселения и средств дорожного фонда.
Исходя из соотношения доли софинансирования 20% и 80%, а также суммы заключенного муниципального контракта, на долю местного бюджета отнесено 250 847 руб., областного бюджета (за счет средств дорожного фонда) - 1 251 230 руб. 50 коп.
Платежными поручениями от 19.12.2013 N 775 и 776 администрация Таловского сельского поселения оплатила подрядчику свою долю по муниципальному контракту и обеспечила представление в Миндортранс необходимой отчетной документации.
Заявка Миндортранса от 27.12.2013 N 5956 на сумму 1 251 230 руб. 50 коп. для выплаты Таловскому сельскому поселению субсидии по Соглашению N 239-13, поданная в Министерство финансов Волгоградской области, осталась без исполнения.
Ненадлежащее исполнение Миндортрансом предусмотренных соглашением обязательств по перечислению субсидий послужило основанием для обращения администрации Таловского сельского поселения в суд с требованиями по настоящему делу.
Удовлетворяя требования по делу, судебные инстанции исходили из следующего.
В соответствии со статьей 1 Закона Волгоградской области от 07.11.2011 N 2246-ОД "О дорожном фонде Волгоградской области" дорожный фонд Волгоградской области (далее - дорожный фонд) - это часть средств областного бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения), а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
Средства дорожного фонда имеют специальное назначение и не подлежат изъятию или расходованию на нужды, не связанные с финансовым обеспечением дорожной деятельности и дорожного хозяйства в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Волгоградской области.
Согласно статье 135 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам могут быть предоставлены субсидии.
Пунктом 1 статьи 139 БК РФ предусмотрено, что под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В силу пункта 3 статьи 139 БК РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
Постановлением правительства Волгоградской области от 26.02.2013 N 91-п утвержден "Порядок предоставления и расходования субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных образований Волгоградской области за счет средств дорожного фонда Волгоградской области", которым определены условия и цели расходования субсидий, выделяемых на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в 2013 году.
Данным порядком установлено, что предоставление субсидий осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета.
Распределение субсидий между муниципальными образованиями Волгоградской области производится в соответствии с настоящим Порядком и утверждается нормативным правовым актом Правительства Волгоградской области.
Предоставление субсидий осуществляется при условии обеспечения софинансирования расходных обязательств за счет средств бюджетов муниципальных образований в размере 20% от стоимости работ по строительству (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием, подлежащих выполнению в текущем году.
Погашение кредиторской задолженности за отчетный финансовый год производится в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетам муниципальных образований за счет средств дорожного фонда Волгоградской области в текущем финансовом году.
Постановлением правительства Волгоградской области от 05.03.2013 N 105-п, в соответствии с Законом Волгоградской области от 07.11.2011 N 2246-ОД "О дорожном фонде Волгоградской области" и Законом Волгоградской области от 27.12.2012 N 181-ОД "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" утверждено распределение субсидий бюджетам муниципальных образований Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов на 2013 год.
Для Таловского сельского поселения на 2013 год были предусмотрены средства (субсидия) в размере 1338,80 тыс. руб.
С учетом положений статьи 139 БК РФ, Закона Волгоградской области об областном бюджете на 2013 год и заключенного между сторонами по делу соглашения судебные инстанции пришли к выводу о возникновении у Волгоградской области в лице Миндортранса перед Таловским сельским поселением в лице администрации расходных бюджетных обязательств.
Отклоняя доводы Миндортранса о регулировании сложившихся правоотношений нормами бюджетного законодательства и невозможности применения в данном случае положений гражданского законодательства, судебные инстанции правомерно указали, что нормы бюджетного законодательства не исключают, а, напротив, предполагают регулирование отношений, предусматривающих бюджетное финансирование, нормами гражданского законодательства, если эти отношения основаны на договорах (соглашениях) и вытекающих из них расходных обязательствах.
С учетом положений статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, представленных в материалы дела доказательств, судебные инстанции пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Администрации. При этом, учитывая установленный нормативными актами субъекта федерации источник финансирования субсидий, судебные инстанции указали, что взыскание производится за счет средств дорожного фонда области.
Доводу Миндортранса в кассационной жалобе о том, что он является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, дана надлежащая оценка судебными инстанциями.
Судебные инстанции обоснованно сослались на то обстоятельство, что в соответствии с Законом Волгоградской области от 27.12.2012 N 181-ОД "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" по подразделу 04 раздела 09, целевой статье расходов 5210103, по коду ведомства 830 главным распорядителем средств является Миндортранс. Указанное положение также отражено в пункте 1.1 Соглашения заключенного сторонами по делу.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что в суде от имени субъекта Российской Федерации по искам, предъявленным к публично-правовым образованиям, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде.
В силу положений статьи 6 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, указанный в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно положениям статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств отвечает от имени муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Судебными инстанциями установлено, что Миндортранс является главным распорядителем бюджетных средств по ведомственной принадлежности.
Отклоняя доводы Миндортранса о невозможности взыскания задолженности по субсидия в связи с истечением срока действия закона о бюджете области на 2013 год, судебные инстанции обоснованно указали следующее.
Бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования (или на превышение расходов над доходами бюджета в соответствующем финансовом году). Не может быть также прекращено уже возникшее расходное бюджетное обязательство принятием впоследствии нормативного акта, отменяющего действие ранее принятого нормативного акта, в соответствии с которым возникло расходное обязательство.
Кроме того, заключенное между сторонами соглашение имеет указание, что оно в части принятых на себя Миндортрансом обязательств действует до их полного исполнения.
Фактически доводы Миндортранса, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права, связаны с иной оценкой доказательств и направлены на переоценку выводов судов, что не отнесено процессуальным законодательством к полномочиям суда кассационной инстанции.
При изложенных выше обстоятельствах выводы судебных инстанций о наличии оснований для удовлетворения иска соответствуют нормам права и материалам дела, судами дана надлежащая правовая оценка представленным в материалы дела доказательствам и доводам участвующих в деле лиц, в связи с чем судебной коллегией кассационной инстанции правовые основания к отмене обжалованных судебных актов не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 31.07.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2014 по делу N А12-19592/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.А.ХАКИМОВ
Судьи
М.З.ЖЕЛАЕВА
Э.Г.ГИЛЬМАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 10.02.2015 N Ф06-19890/2013 ПО ДЕЛУ N А12-19592/2014
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2015 г. N Ф06-19890/2013
Дело N А12-19592/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Желаевой М.З., Гильмановой Э.Г.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 31.07.2014 (судья Лаврик Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2014 (председательствующий судья Никитин А.Ю., судьи Тимаев Ф.И., Антонова О.И.)
по делу N А12-19592/2014
по исковому заявлению администрации Таловского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области (ОГРН 1053478203426) к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (ОГРН 1023403453072) о взыскании задолженности,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства финансов Волгоградской области, администрации Камышинского муниципального района Волгоградской области, общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "Доркомплект",
установил:
решением Арбитражного суда Волгоградской области от 31.07.2014 исковые требования администрации Таловского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области (далее - администрация Таловского сельского поселения, истец) удовлетворены в полном объеме. С Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (далее - Миндортранс, ответчик) за счет средств областного бюджета (средств дорожного фонда Волгоградской области) в пользу администрации Таловского сельского поселения судом взыскана невыплаченная целевая субсидия в размере 1 251 230 руб. 50 коп. по Соглашению от 13.05.2013 (регистрационный N 239-13) "О предоставлении в 2013 году субсидий бюджетам муниципальных образований Камышинского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Волгоградской области".
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2014 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 31.07.2014 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Миндортранс просит отменить названные судебные акты, как принятые с нарушением норм права, выводы судов не соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Суд кассационной инстанции, проверив законность обжалованных судебных актов, не находит правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, между Миндортрансом, администрацией Камышинского муниципального района, администрацией Таловского сельского поселения (и Администрациями иных сельских поселений Камышинского муниципального района) заключено Соглашение от 13.05.2013 (регистрационный номер N 239-13) "О предоставлении в 2013 году субсидий бюджетам муниципальных образований Камышинского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Волгоградской области".
Пунктом 1.2 Соглашения предусмотрено, что Миндортранс направляет в бюджет Таловского сельского поселения субсидию в размере 1 338 800 руб. на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Таловское сельское поселение обязалось обеспечить направление средств городского бюджета в размере 267 799 руб. на долевое финансирование работ. Доля софинансирования из местного бюджета - 20%, из областного бюджета (за счет средств дорожного фонда) - 80%.
Обязанности и права поселений закреплены пунктом 2.3 Соглашения, из содержания которого следует, что сельское поселение должно заключить по результатам аукциона или конкурса муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту и ремонту дорог местного значения; направить средства бюджета поселения на долевое участие в финансировании и представить в Миндортранс всю предусмотренную Соглашением отчетную документацию.
Абзацем 1 пункта 6.2 Соглашения сторонами определены сроки: вступления в силу - с момента его подписания сторонами, действия - до 31 декабря текущего финансового года, а в части принятых Миндортрансом обязательств до их полного исполнения.
Во исполнение своих обязательств по Соглашению администрацией Таловского сельского поселения (муниципальный заказчик) с обществом с ограниченной ответственностью Строительная компания "Доркомплект" (подрядчик) 16.09.2013 заключен муниципальный контракт N 1/2013 на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия дороги по улицам Молодежная и Южная Таловского сельского поселения.
Фиксированная цена муниципального контракта по проектно-сметной документации составила 1 502 077 руб. 50 коп.
В соответствии с пунктом 3.4 контракта оплата работ производится из бюджетных средств Таловского сельского поселения и средств дорожного фонда.
Исходя из соотношения доли софинансирования 20% и 80%, а также суммы заключенного муниципального контракта, на долю местного бюджета отнесено 250 847 руб., областного бюджета (за счет средств дорожного фонда) - 1 251 230 руб. 50 коп.
Платежными поручениями от 19.12.2013 N 775 и 776 администрация Таловского сельского поселения оплатила подрядчику свою долю по муниципальному контракту и обеспечила представление в Миндортранс необходимой отчетной документации.
Заявка Миндортранса от 27.12.2013 N 5956 на сумму 1 251 230 руб. 50 коп. для выплаты Таловскому сельскому поселению субсидии по Соглашению N 239-13, поданная в Министерство финансов Волгоградской области, осталась без исполнения.
Ненадлежащее исполнение Миндортрансом предусмотренных соглашением обязательств по перечислению субсидий послужило основанием для обращения администрации Таловского сельского поселения в суд с требованиями по настоящему делу.
Удовлетворяя требования по делу, судебные инстанции исходили из следующего.
В соответствии со статьей 1 Закона Волгоградской области от 07.11.2011 N 2246-ОД "О дорожном фонде Волгоградской области" дорожный фонд Волгоградской области (далее - дорожный фонд) - это часть средств областного бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения), а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
Средства дорожного фонда имеют специальное назначение и не подлежат изъятию или расходованию на нужды, не связанные с финансовым обеспечением дорожной деятельности и дорожного хозяйства в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Волгоградской области.
Согласно статье 135 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам могут быть предоставлены субсидии.
Пунктом 1 статьи 139 БК РФ предусмотрено, что под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В силу пункта 3 статьи 139 БК РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
Постановлением правительства Волгоградской области от 26.02.2013 N 91-п утвержден "Порядок предоставления и расходования субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных образований Волгоградской области за счет средств дорожного фонда Волгоградской области", которым определены условия и цели расходования субсидий, выделяемых на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в 2013 году.
Данным порядком установлено, что предоставление субсидий осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета.
Распределение субсидий между муниципальными образованиями Волгоградской области производится в соответствии с настоящим Порядком и утверждается нормативным правовым актом Правительства Волгоградской области.
Предоставление субсидий осуществляется при условии обеспечения софинансирования расходных обязательств за счет средств бюджетов муниципальных образований в размере 20% от стоимости работ по строительству (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием, подлежащих выполнению в текущем году.
Погашение кредиторской задолженности за отчетный финансовый год производится в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетам муниципальных образований за счет средств дорожного фонда Волгоградской области в текущем финансовом году.
Постановлением правительства Волгоградской области от 05.03.2013 N 105-п, в соответствии с Законом Волгоградской области от 07.11.2011 N 2246-ОД "О дорожном фонде Волгоградской области" и Законом Волгоградской области от 27.12.2012 N 181-ОД "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" утверждено распределение субсидий бюджетам муниципальных образований Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов на 2013 год.
Для Таловского сельского поселения на 2013 год были предусмотрены средства (субсидия) в размере 1338,80 тыс. руб.
С учетом положений статьи 139 БК РФ, Закона Волгоградской области об областном бюджете на 2013 год и заключенного между сторонами по делу соглашения судебные инстанции пришли к выводу о возникновении у Волгоградской области в лице Миндортранса перед Таловским сельским поселением в лице администрации расходных бюджетных обязательств.
Отклоняя доводы Миндортранса о регулировании сложившихся правоотношений нормами бюджетного законодательства и невозможности применения в данном случае положений гражданского законодательства, судебные инстанции правомерно указали, что нормы бюджетного законодательства не исключают, а, напротив, предполагают регулирование отношений, предусматривающих бюджетное финансирование, нормами гражданского законодательства, если эти отношения основаны на договорах (соглашениях) и вытекающих из них расходных обязательствах.
С учетом положений статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, представленных в материалы дела доказательств, судебные инстанции пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Администрации. При этом, учитывая установленный нормативными актами субъекта федерации источник финансирования субсидий, судебные инстанции указали, что взыскание производится за счет средств дорожного фонда области.
Доводу Миндортранса в кассационной жалобе о том, что он является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, дана надлежащая оценка судебными инстанциями.
Судебные инстанции обоснованно сослались на то обстоятельство, что в соответствии с Законом Волгоградской области от 27.12.2012 N 181-ОД "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" по подразделу 04 раздела 09, целевой статье расходов 5210103, по коду ведомства 830 главным распорядителем средств является Миндортранс. Указанное положение также отражено в пункте 1.1 Соглашения заключенного сторонами по делу.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что в суде от имени субъекта Российской Федерации по искам, предъявленным к публично-правовым образованиям, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде.
В силу положений статьи 6 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, указанный в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно положениям статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств отвечает от имени муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Судебными инстанциями установлено, что Миндортранс является главным распорядителем бюджетных средств по ведомственной принадлежности.
Отклоняя доводы Миндортранса о невозможности взыскания задолженности по субсидия в связи с истечением срока действия закона о бюджете области на 2013 год, судебные инстанции обоснованно указали следующее.
Бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования (или на превышение расходов над доходами бюджета в соответствующем финансовом году). Не может быть также прекращено уже возникшее расходное бюджетное обязательство принятием впоследствии нормативного акта, отменяющего действие ранее принятого нормативного акта, в соответствии с которым возникло расходное обязательство.
Кроме того, заключенное между сторонами соглашение имеет указание, что оно в части принятых на себя Миндортрансом обязательств действует до их полного исполнения.
Фактически доводы Миндортранса, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права, связаны с иной оценкой доказательств и направлены на переоценку выводов судов, что не отнесено процессуальным законодательством к полномочиям суда кассационной инстанции.
При изложенных выше обстоятельствах выводы судебных инстанций о наличии оснований для удовлетворения иска соответствуют нормам права и материалам дела, судами дана надлежащая правовая оценка представленным в материалы дела доказательствам и доводам участвующих в деле лиц, в связи с чем судебной коллегией кассационной инстанции правовые основания к отмене обжалованных судебных актов не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 31.07.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2014 по делу N А12-19592/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.А.ХАКИМОВ
Судьи
М.З.ЖЕЛАЕВА
Э.Г.ГИЛЬМАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)