Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калинкиной К.Н.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Флагман-Сервис" Никифоровой Е.В., действующей на основании доверенности от 17.04.2015 N 13,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Флагман-Сервис"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 июня 2015 года по делу N А12-15541/2015 (судья Стрельникова Н.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Флагман-Сервис" (404109, Волгоградская область, г. Волжский, ул. Оломоуцкая, д. 70, ОГРН 1083435005917, ИНН 3435095885)
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах (404130, Волгоградская область, г. Волжский, ул. Карбышева, д. 1),
заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (400131, г. Волгоград, ул. Комсомольская, д. 10 Б, строение 2, ОГРН 1053444025920, ИНН 3444121098),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Светова Ирина Александровна (Волгоградская область, г. Волжский)
о признании недействительным предписания от 27.02.2015 N 32,
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Флагман-Сервис" (далее - ООО "УК "Флагман-Сервис", общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным предписания Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах (далее - ТО Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах, административный орган) от 27.02.2015 N 32 об устранении выявленных нарушений как не соответствующее статье 157 Жилищного кодекса Российской, пункту 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, нарушающее права и законные интересы ООО "УК "Флагман-Сервис", незаконно возлагающее на ООО "УК "Флагман-Сервис" обязанность произвести возврат потребителю платы за коммунальную услугу отопление за период январь - август 2012 года.
Решением суда первой инстанции от 30 июня 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "УК "Флагман-Сервис" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
ТО Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах, Светова Ирина Александровна в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ТО Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах, Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области, Светова Ирина Александровна явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах от 05.02.2015 N 41 с целью проверки доводов, изложенных в обращении потребителей по вопросу правомерности начисления платы за коммунальную услугу "отопление" за январь - август 2012 года в период с 10.02.2015 по 27.02.2015 проведена внеплановая документарная проверка ООО "УК "Флагман-Сервис", по результатам которой составлен акт проверки от 27.02.2015 N 41/69.
В ходе проверки административным органом установлено нарушение ООО "УК "Флагман-Сервис" требований пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам), (в редакции, действовавшей на указанный в обращении потребителя период), выразившееся в использовании не предусмотренной действующим законодательством формулы расчета платы за коммунальную услугу "отопление" и начислении потребителю платы в завышенном размере.
27.02.2015 ТО Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах обществу выдано предписание N 32 об устранении выявленных нарушений, согласно которому ООО "УК "Флагман-Сервис" надлежит в срок до 28.04.2015 произвести потребителю, собственнику жилого помещения, расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, пр. Ленина, 128, кв. 174, перерасчет (возврат) необоснованно начисленной платы за период январь - август 2012 года за коммунальную услугу "отопление", согласно обязательным требованиям статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (в редакции, действующей на указанный в заявлении потребителя период).
ООО "УК "Флагман-Сервис", полагая, что выданное административным органом предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого предписания административного органа, непредставлении заявителем доказательств нарушения предписание его прав и охраняемых законом интересов.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам. При этом исполнитель производит один раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам.
Из формулы, предусмотренной подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам следует, что размер платы за отопление в жилом помещении определяется с учетом среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год.
В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле, указанной в подпункте 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам с учетом норматива потребления тепловой энергии на отопление.
Из материалов дела следует, что ООО "УК "Флагман-Сервис" на основании договора управления многоквартирным домом от 01.06.2011 N Д-32/2011, заключенным с товариществом собственников жилья "проспект имени Ленина, дом 128", осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г. Волжский, пр. им. Ленина, д. 128, в том числе производит начисление, сбор, перерасчет платежей в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В ходе проверки административный орган установил, что указанный дом оборудован общедомовым прибором учета потребления тепловой энергии (отопление), что подтверждается актом допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 02.12.2011, квартиры данного дома индивидуальными приборами учета потребления тепловой энергии (отопление) не оборудованы.
Расчет платы за коммунальную услугу "отопление", в период январь - август 2012 года, должен был производиться в соответствии с пунктом 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Таким образом, потребителю, проживающему по адресу: <...>, в период январь - август 2012 года плата за коммунальную услугу "отопление" подлежала начислению на основании нормативов потребления в размере 256,27 руб. в период январь - июнь 2012 года, и 271,65 руб. в период июль, август 2012 года (в соответствии с действующими на указанный период нормативами и тарифами по услуге "отопление"), и составить за восемь месяцев 2012 года 2 080,92 руб.
Из выставленных потребителю к оплате платежных документов следует, что плата за услугу "отопление" составила за январь 2012 года 2094,1 руб., февраль 2012 года - 664,04 руб., март 2012 года - 2290,90 руб., апрель 2012 года - 1652,82 руб., май 2012 года - 848,30 руб. В июне, июле, августе 2012 года плата за коммунальную услугу "отопление" потребителю не начислялась.
Всего за январь - август 2012 года потребителю, проживающему по адресу: <...>, за коммунальную услугу "отопление" начислена плата в сумме 7 550,16 руб.
На основании изложенного административный орган пришел к выводу, что ООО "УК "Флагман-Сервис" за период январь - август 2012 года совершен обман потребителя путем обсчета на сумму 5 469,24 руб. по коммунальной услуге "отопление".
В ходе проверки общество сообщило ТО Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах, что согласно сведениям о фактическом потреблении тепловой энергии в данном доме в 2012 году, полученным от ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК", потребление коммунальной услуги отопление по квартире 174 вышеуказанного дома составило 9 137 руб., плата за услугу "отопление" подлежит корректировки, сумма которой должна составить 1 027,55 руб.
При этом, журнал учета показаний коллективного (общедомовых) прибора учета потребления коммунального ресурса "отопление" за 2012 год, или иной документ, содержащий сведения о показаниях прибора учета в нарушение требований подпункта "е" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам обществом не представлен, формула, на основании которой обществом рассчитана плата в размере 9 137,15 руб., отсутствует.
Суд апелляционной инстанции считает, что в связи с изложенным административный орган пришел к верному выводу о документальной неподтвержденности начисленной потребителю платы в размере 9 137,15 руб.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции ООО "УК "Флагман-Сервис" представлены ведомости фактического потребления тепловой энергии и теплоносителя в системах теплопотребления домов, оборудованных общедомовыми приборами учета за ноябрь, декабрь 2012 года.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что указанные документы не подтверждают обоснованность приведенного обществом расчета, поскольку ведомости не являются первичным учетным документом, подписаны в одностороннем порядке только представителем ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК", сведения о согласовании с ООО "УК "Флагман-Сервис" отсутствуют.
В пояснениях ООО "УК "Флагман-Сервис" к акту проверки от 27.02.2015 N 41/69 общество указывает, что при расчете размера платы за коммунальную услугу "отопление" Световой И.А. в качестве формулы расчета применялась формула N 8, указанная в подпункте 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам.
При этом, по мнению ООО "УК "Флагман-Сервис", в связи с тем, что начисление платы за отопление потребителю производилось не ежемесячно с применением формулы 1 (подпункт 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам) или формулы 7 (подпункт 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам), а только в течение отопительного сезона применением формулы 8, показатель "общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома за прошедший год (руб.)" применению не подлежит.
Таким образом, ООО "УК "Флагман-Сервис" при расчете размера корректировки платы за коммунальную услугу "отопление" применило формулу, не предусмотренную пунктом 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, поскольку самостоятельно исключило из расчета один из показателей.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что ООО "УК "Флагман-Сервис" корректировка платы за коммунальную услугу "отопление" производилась потребителю Световой И.А. ежемесячно, в то время как подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам установлено, что размер платы корректируется один раз в год.
Из пояснений общества следует, что потребителю производится начисление платы за коммунальную услугу "отопление" с января 2012 года по май 2012 года за период с декабря 2011 года по апрель 2012 года.
Согласно месячному отчету потребления теплоносителя и тепловой энергии из водяной системы за 12-2011 и выписке-донесению из Журнала учета тепловой энергии у потребителя, которым выступает ООО "Флагман-Сервис", расчетный период указан с 16.11.2011 по 15.12.2011.
При этом, как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, общедомовой прибор учет введен в эксплуатацию 02.12.2011.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 02.12.2011 не сопоставим с предоставленными ООО "УК "Флагман-Сервис" месячным отчетом потребления теплоносителя и тепловой энергии из водяной системы за 12-2011 и выпиской-донесением из Журнала учета тепловой энергии у потребителя, поскольку типы общедомового прибора учета и их заводские номера, указанные в столбце N 1 и N 2 акта допуска не совпадают с типом прибора и его заводским номером, указанными в месячном отчете потребления теплоносителя и тепловой энергии из водяной системы за 12-2011 и выписке-донесении из Журнала учета тепловой энергии у потребителя.
Следовательно, показания общедомового прибора учета не могут быть положены в основу начисления платы за услугу "отопление" потребителю Световой И.А.
ООО "УК "Флагман-Сервис" в материалы дела представлен акт о выявлении ошибки, допущенной при составлении акта допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя ООО "УК "Флагман-Сервис" от 24.06.2015, что подтверждает необоснованность выставления потребителю Световой И.А. размера платы за услугу "отопление" в виде корректировки за период декабрь 2011 года - апрель 2012 года.
Судом первой инстанции установлено, что при расчете размера корректировки по формуле 8 (подпункт 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам) ООО "УК "Флагман-Сервис" в качестве значения показателя "общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (кв. м)" использовано значение 7 521, 8 кв. м.
Между тем, в соответствии с техническим паспортом многоквартирного жилого дома, дом по адресу: г. Волжский, пр. Ленина 128, имеет 3 очереди, при этом квартира потребителя Световой И.А. относится ко 2 очереди (подъезд 3-5).
В месячном отчете потребления теплоносителя и тепловой энергии из водяной системы за 12-2011 и выписках-донесениях из Журнала учета тепловой энергии у потребителя указаны показания общедомовых приборов учета с 1 по 5 подъезд, следовательно, при расчете платы должна использоваться площадь помещений, расположенных в 1-5 подъездах дома, значение показателя "общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (кв. м)" должно составлять 12 535 кв. м.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о неприменении в рассматриваемом случае положений о сроке исковой давности (статья 199 Гражданского кодекса Российской Федерации), поскольку предметом данного спора являются не исковые требования Световой И.А. к обществу, а оспаривание ООО "УК "Флагман-Сервис" ненормативного акта административного органа, принятого по результатам проверки соблюдения юридическим лицом требований нормативных актов.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что установленные в ходе проверки нарушения ООО "УК "Флагман-Сервис" порядка начисления платы за коммунальную услугу "отопление", выразившиеся в использовании обществом формулы расчета, не предусмотренной Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, непредставлении документального обоснования правомерности расчета платы, подтверждены материалами дела и не опровергнуты заявителем.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Судом первой инстанции установлено и не опровергнуто лицами, участвующим в деле, что при проведении внеплановой документарной проверки ООО "УК "Флагман-Сервис" ТО Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах грубых нарушений требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ не допущено.
Оспариваемое предписание содержит сведения о субъекте, объекте проверки, ссылку на акт проверки, указание на выявленное в ходе проверки нарушение, срок его устранения, а также указание на последствия неисполнения выданного предписания.
Суд апелляционной инстанции считает верным вывод суда первой инстанции о непредставлении обществом доказательств незаконности предписания административного органа, нарушения оспариваемым ненормативным актом законных интересов заявителя.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления ООО "УК "Флагман-Сервис" о признании недействительным предписания ТО Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах от 27.02.2015 N 32 об устранении выявленных нарушений.
Суд апелляционной инстанции находит, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Доводы ООО "УК "Флагман-Сервис", изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 июня 2015 года по делу N А12-15541/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.09.2015 N 12АП-7997/2015 ПО ДЕЛУ N А12-15541/2015
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 сентября 2015 г. по делу N А12-15541/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калинкиной К.Н.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Флагман-Сервис" Никифоровой Е.В., действующей на основании доверенности от 17.04.2015 N 13,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Флагман-Сервис"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 июня 2015 года по делу N А12-15541/2015 (судья Стрельникова Н.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Флагман-Сервис" (404109, Волгоградская область, г. Волжский, ул. Оломоуцкая, д. 70, ОГРН 1083435005917, ИНН 3435095885)
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах (404130, Волгоградская область, г. Волжский, ул. Карбышева, д. 1),
заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (400131, г. Волгоград, ул. Комсомольская, д. 10 Б, строение 2, ОГРН 1053444025920, ИНН 3444121098),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Светова Ирина Александровна (Волгоградская область, г. Волжский)
о признании недействительным предписания от 27.02.2015 N 32,
установил:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Флагман-Сервис" (далее - ООО "УК "Флагман-Сервис", общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным предписания Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах (далее - ТО Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах, административный орган) от 27.02.2015 N 32 об устранении выявленных нарушений как не соответствующее статье 157 Жилищного кодекса Российской, пункту 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, нарушающее права и законные интересы ООО "УК "Флагман-Сервис", незаконно возлагающее на ООО "УК "Флагман-Сервис" обязанность произвести возврат потребителю платы за коммунальную услугу отопление за период январь - август 2012 года.
Решением суда первой инстанции от 30 июня 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "УК "Флагман-Сервис" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
ТО Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах, Светова Ирина Александровна в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ТО Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах, Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области, Светова Ирина Александровна явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах от 05.02.2015 N 41 с целью проверки доводов, изложенных в обращении потребителей по вопросу правомерности начисления платы за коммунальную услугу "отопление" за январь - август 2012 года в период с 10.02.2015 по 27.02.2015 проведена внеплановая документарная проверка ООО "УК "Флагман-Сервис", по результатам которой составлен акт проверки от 27.02.2015 N 41/69.
В ходе проверки административным органом установлено нарушение ООО "УК "Флагман-Сервис" требований пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам), (в редакции, действовавшей на указанный в обращении потребителя период), выразившееся в использовании не предусмотренной действующим законодательством формулы расчета платы за коммунальную услугу "отопление" и начислении потребителю платы в завышенном размере.
27.02.2015 ТО Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах обществу выдано предписание N 32 об устранении выявленных нарушений, согласно которому ООО "УК "Флагман-Сервис" надлежит в срок до 28.04.2015 произвести потребителю, собственнику жилого помещения, расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, пр. Ленина, 128, кв. 174, перерасчет (возврат) необоснованно начисленной платы за период январь - август 2012 года за коммунальную услугу "отопление", согласно обязательным требованиям статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (в редакции, действующей на указанный в заявлении потребителя период).
ООО "УК "Флагман-Сервис", полагая, что выданное административным органом предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого предписания административного органа, непредставлении заявителем доказательств нарушения предписание его прав и охраняемых законом интересов.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам. При этом исполнитель производит один раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам.
Из формулы, предусмотренной подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам следует, что размер платы за отопление в жилом помещении определяется с учетом среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год.
В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле, указанной в подпункте 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам с учетом норматива потребления тепловой энергии на отопление.
Из материалов дела следует, что ООО "УК "Флагман-Сервис" на основании договора управления многоквартирным домом от 01.06.2011 N Д-32/2011, заключенным с товариществом собственников жилья "проспект имени Ленина, дом 128", осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г. Волжский, пр. им. Ленина, д. 128, в том числе производит начисление, сбор, перерасчет платежей в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В ходе проверки административный орган установил, что указанный дом оборудован общедомовым прибором учета потребления тепловой энергии (отопление), что подтверждается актом допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 02.12.2011, квартиры данного дома индивидуальными приборами учета потребления тепловой энергии (отопление) не оборудованы.
Расчет платы за коммунальную услугу "отопление", в период январь - август 2012 года, должен был производиться в соответствии с пунктом 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Таким образом, потребителю, проживающему по адресу: <...>, в период январь - август 2012 года плата за коммунальную услугу "отопление" подлежала начислению на основании нормативов потребления в размере 256,27 руб. в период январь - июнь 2012 года, и 271,65 руб. в период июль, август 2012 года (в соответствии с действующими на указанный период нормативами и тарифами по услуге "отопление"), и составить за восемь месяцев 2012 года 2 080,92 руб.
Из выставленных потребителю к оплате платежных документов следует, что плата за услугу "отопление" составила за январь 2012 года 2094,1 руб., февраль 2012 года - 664,04 руб., март 2012 года - 2290,90 руб., апрель 2012 года - 1652,82 руб., май 2012 года - 848,30 руб. В июне, июле, августе 2012 года плата за коммунальную услугу "отопление" потребителю не начислялась.
Всего за январь - август 2012 года потребителю, проживающему по адресу: <...>, за коммунальную услугу "отопление" начислена плата в сумме 7 550,16 руб.
На основании изложенного административный орган пришел к выводу, что ООО "УК "Флагман-Сервис" за период январь - август 2012 года совершен обман потребителя путем обсчета на сумму 5 469,24 руб. по коммунальной услуге "отопление".
В ходе проверки общество сообщило ТО Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах, что согласно сведениям о фактическом потреблении тепловой энергии в данном доме в 2012 году, полученным от ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК", потребление коммунальной услуги отопление по квартире 174 вышеуказанного дома составило 9 137 руб., плата за услугу "отопление" подлежит корректировки, сумма которой должна составить 1 027,55 руб.
При этом, журнал учета показаний коллективного (общедомовых) прибора учета потребления коммунального ресурса "отопление" за 2012 год, или иной документ, содержащий сведения о показаниях прибора учета в нарушение требований подпункта "е" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам обществом не представлен, формула, на основании которой обществом рассчитана плата в размере 9 137,15 руб., отсутствует.
Суд апелляционной инстанции считает, что в связи с изложенным административный орган пришел к верному выводу о документальной неподтвержденности начисленной потребителю платы в размере 9 137,15 руб.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции ООО "УК "Флагман-Сервис" представлены ведомости фактического потребления тепловой энергии и теплоносителя в системах теплопотребления домов, оборудованных общедомовыми приборами учета за ноябрь, декабрь 2012 года.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что указанные документы не подтверждают обоснованность приведенного обществом расчета, поскольку ведомости не являются первичным учетным документом, подписаны в одностороннем порядке только представителем ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК", сведения о согласовании с ООО "УК "Флагман-Сервис" отсутствуют.
В пояснениях ООО "УК "Флагман-Сервис" к акту проверки от 27.02.2015 N 41/69 общество указывает, что при расчете размера платы за коммунальную услугу "отопление" Световой И.А. в качестве формулы расчета применялась формула N 8, указанная в подпункте 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам.
При этом, по мнению ООО "УК "Флагман-Сервис", в связи с тем, что начисление платы за отопление потребителю производилось не ежемесячно с применением формулы 1 (подпункт 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам) или формулы 7 (подпункт 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам), а только в течение отопительного сезона применением формулы 8, показатель "общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома за прошедший год (руб.)" применению не подлежит.
Таким образом, ООО "УК "Флагман-Сервис" при расчете размера корректировки платы за коммунальную услугу "отопление" применило формулу, не предусмотренную пунктом 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, поскольку самостоятельно исключило из расчета один из показателей.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что ООО "УК "Флагман-Сервис" корректировка платы за коммунальную услугу "отопление" производилась потребителю Световой И.А. ежемесячно, в то время как подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам установлено, что размер платы корректируется один раз в год.
Из пояснений общества следует, что потребителю производится начисление платы за коммунальную услугу "отопление" с января 2012 года по май 2012 года за период с декабря 2011 года по апрель 2012 года.
Согласно месячному отчету потребления теплоносителя и тепловой энергии из водяной системы за 12-2011 и выписке-донесению из Журнала учета тепловой энергии у потребителя, которым выступает ООО "Флагман-Сервис", расчетный период указан с 16.11.2011 по 15.12.2011.
При этом, как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, общедомовой прибор учет введен в эксплуатацию 02.12.2011.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 02.12.2011 не сопоставим с предоставленными ООО "УК "Флагман-Сервис" месячным отчетом потребления теплоносителя и тепловой энергии из водяной системы за 12-2011 и выпиской-донесением из Журнала учета тепловой энергии у потребителя, поскольку типы общедомового прибора учета и их заводские номера, указанные в столбце N 1 и N 2 акта допуска не совпадают с типом прибора и его заводским номером, указанными в месячном отчете потребления теплоносителя и тепловой энергии из водяной системы за 12-2011 и выписке-донесении из Журнала учета тепловой энергии у потребителя.
Следовательно, показания общедомового прибора учета не могут быть положены в основу начисления платы за услугу "отопление" потребителю Световой И.А.
ООО "УК "Флагман-Сервис" в материалы дела представлен акт о выявлении ошибки, допущенной при составлении акта допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя ООО "УК "Флагман-Сервис" от 24.06.2015, что подтверждает необоснованность выставления потребителю Световой И.А. размера платы за услугу "отопление" в виде корректировки за период декабрь 2011 года - апрель 2012 года.
Судом первой инстанции установлено, что при расчете размера корректировки по формуле 8 (подпункт 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам) ООО "УК "Флагман-Сервис" в качестве значения показателя "общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (кв. м)" использовано значение 7 521, 8 кв. м.
Между тем, в соответствии с техническим паспортом многоквартирного жилого дома, дом по адресу: г. Волжский, пр. Ленина 128, имеет 3 очереди, при этом квартира потребителя Световой И.А. относится ко 2 очереди (подъезд 3-5).
В месячном отчете потребления теплоносителя и тепловой энергии из водяной системы за 12-2011 и выписках-донесениях из Журнала учета тепловой энергии у потребителя указаны показания общедомовых приборов учета с 1 по 5 подъезд, следовательно, при расчете платы должна использоваться площадь помещений, расположенных в 1-5 подъездах дома, значение показателя "общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (кв. м)" должно составлять 12 535 кв. м.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о неприменении в рассматриваемом случае положений о сроке исковой давности (статья 199 Гражданского кодекса Российской Федерации), поскольку предметом данного спора являются не исковые требования Световой И.А. к обществу, а оспаривание ООО "УК "Флагман-Сервис" ненормативного акта административного органа, принятого по результатам проверки соблюдения юридическим лицом требований нормативных актов.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что установленные в ходе проверки нарушения ООО "УК "Флагман-Сервис" порядка начисления платы за коммунальную услугу "отопление", выразившиеся в использовании обществом формулы расчета, не предусмотренной Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, непредставлении документального обоснования правомерности расчета платы, подтверждены материалами дела и не опровергнуты заявителем.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Судом первой инстанции установлено и не опровергнуто лицами, участвующим в деле, что при проведении внеплановой документарной проверки ООО "УК "Флагман-Сервис" ТО Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах грубых нарушений требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ не допущено.
Оспариваемое предписание содержит сведения о субъекте, объекте проверки, ссылку на акт проверки, указание на выявленное в ходе проверки нарушение, срок его устранения, а также указание на последствия неисполнения выданного предписания.
Суд апелляционной инстанции считает верным вывод суда первой инстанции о непредставлении обществом доказательств незаконности предписания административного органа, нарушения оспариваемым ненормативным актом законных интересов заявителя.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления ООО "УК "Флагман-Сервис" о признании недействительным предписания ТО Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах от 27.02.2015 N 32 об устранении выявленных нарушений.
Суд апелляционной инстанции находит, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Доводы ООО "УК "Флагман-Сервис", изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 июня 2015 года по делу N А12-15541/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья
А.В.СМИРНИКОВ
А.В.СМИРНИКОВ
Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
Ю.А.КОМНАТНАЯ
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)