Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.03.2014 ПО ДЕЛУ N А31-6849/2013

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 2014 г. по делу N А31-6849/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Караваевой А.В., Кононова П.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Измоденовой Ю.А.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 20.12.2013 по делу N А31-6849/2013, принятое судом в составе судьи Зиновьева А.В.,
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Газовые котельные" (ИНН: 4415005412, ОГРН: 1064437012529)
к департаменту топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области (ИНН: 4443024720, ОГРН: 1024400525544)
о признании незаконным бездействия,

установил:

муниципальное унитарное предприятие "Газовые котельные" (далее - заявитель, МУП "Газовые котельные", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным бездействия департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области (далее - ответчик, Департамент ТЭК и ЖКХ Костромской области), выразившегося в неутверждении норматива теплоснабжения на отопление 1 кв. м жилого помещения на территории Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области, и обязании ответчика утвердить норматив теплоснабжения на отопление 1 кв. м жилого помещения на территории Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области.
Решением суда от 20.12.2013 требования заявителя были удовлетворены, оспариваемое бездействие Департамента ТЭК и ЖКХ Костромской области признано незаконным, на ответчика возложена обязанность по утверждению норматива теплоснабжения на отопление 1 кв. м жилого помещения на территории Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
Как отмечает Департамент ТЭК и ЖКХ Костромской области, несмотря на то, что с 13.09.2012 на территории Костромской области действует правовая норма, устанавливающая использование нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30.06.2012 (постановление Департамента от 13.09.2012 N 1-НП), 20.02.2013 Арбитражным судом Костромской области принято решение по делу N А31-11011/2012, которым пункт 1.2 решения Совета депутатов Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от 30.03.2010 N 250 "О внесении изменений в решение Совета депутатов Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от 02.02.2010 N 239 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области" в части установления норматива теплоснабжения был признан не соответствующим действующему законодательству. При этом указывает, что Предприятию было направлено письмо от 04.04.2013 N 1847, в котором отражено мнение Департамента о том, что до перехода на оплату услуг отопления по приборам учета необходимо пользоваться нормативами, утвержденными решением Совета депутатов Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от 02.02.2010 N 239 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области".
Также ответчик обращает внимание на то, что постановлением Департамента ТЭК и ЖКХ Костромской области от 13.09.2012 N 1-НП "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Костромской области" установлено, что при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Костромской области применяется порядок расчета с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30.06.2012.
Кроме того, заявитель жалобы полагает, что оспариваемое бездействие Департамента соответствует закону и не нарушает права и законные интересы Предприятия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что в силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исключает возможность признания такого бездействия незаконным.
МУП "Газовые котельные" письменный отзыв на апелляционную жалобу ответчика не представило.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание апелляционного суда не обеспечили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, МУП "Газовые котельные" является ресурсоснабжающей организацией по отношению к жилым домам, расположенным на территории Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области. Осуществляя поставку тепловой энергии на отопление и горячую воду, Предприятие получает с потребителей плату исходя из нормативов, установленных уполномоченным органом.
Пунктом 2 решения Совета депутатов Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от 02.02.2010 N 239 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области" утвержден норматив теплоснабжения на отопление в жилых помещениях с централизованной системой отопления в размере 0,029 Гкал/месяц за отопительный период на 1 кв. м отапливаемой площади (л.д. 31-33).
30.03.2010 решением Совета депутатов Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области N 250 "О внесении изменений в решение Совета депутатов Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от 02.02.2010 N 239 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области" в утвержденные ранее нормативы внесены изменения, в частности пунктом 1.2 названного решения от 30.03.2010 N 250 установлен норматив теплоснабжения в размере 0,02 Гкал/месяц за отопительный период на 1 кв. м отапливаемой площади (л.д. 24-27).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 20.02.2013 по делу N А31-11011/2012 решение Совета депутатов Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от 30.03.2010 N 250 в части установления норматива теплоснабжения (пункт 1.2) было признано не соответствующим пунктам 5, 10, 11, 14, 19, 20 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, и недействующим, поскольку уменьшение действующего норматива потребления тепловой энергии, принятое с нарушением действующего законодательства, нарушало законные права и интересы МУП "Газовые котельные" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку вело к невосполнимому уменьшению доходной части средств, получаемых Предприятием от своей деятельности, так как фактический объем потребления тепловой энергии по обслуживаемому жилому фонду не изменялся (л.д. 12-23).
07.03.2013 в связи с отменой принятого норматива теплоснабжения МУП "Газовые котельные" письмом N 143 обратилось в Департамент ТЭК и ЖКХ Костромской области с просьбой установить норматив теплоснабжения на территории Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области (л.д. 28).
04.04.2013 Департаментом в адрес Предприятия направлено ответное письмо N 1847, в котором ответчик указал, что до перехода на оплату услуг отопления по приборам учета необходимо пользоваться нормативами, утвержденными решением Совета депутатов Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района от 02.02.2010 N 239 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области" (л.д. 29-30).
Посчитав бездействие Департамента ТЭК и ЖКХ Костромской области, выразившееся в неутверждении норматива теплоснабжения на отопление 1 кв. м жилого помещения на территории Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области, не соответствующим действующему законодательству, МУП "Газовые котельные" обратилось в Арбитражный суд Костромской области с требованием о признании его незаконным и об обязании ответчика утвердить соответствующий норматив.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что как по состоянию на 30.06.2012, так и на момент рассмотрения данного дела норматив теплоснабжения на отопление 1 кв. м жилого помещения на территории Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области установлен не был, при этом Департамент ТЭК и ЖКХ Костромской области своим бездействием по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг нарушал права и законные интересы Предприятия как ресурсоснабжающей организации, а также потребителей указанной коммунальной услуги. В этой связи требования заявителя были удовлетворены в полном объеме, на ответчика возложена обязанность по утверждению норматива.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с названной нормой ЖК РФ Правительством Российской Федерации в целях установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требований к их формированию утверждены Правила N 306, в соответствии с пунктом 2 которых под нормативом потребления коммунальной услуги в жилых помещениях подразумевается норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении.
Согласно пункту 3 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Положением о департаменте топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области, утвержденным Постановлением Губернатора Костромской области от 31.07.2012 N 168, Департамент ТЭК и ЖКХ Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики и выработке региональной политики в сфере развития топливно-энергетического комплекса Костромской области и жилищно-коммунального хозяйства, к полномочиям которого в силу подпункта 13 пункта 10 названного Положения относится утверждение нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, МУП "Газовые котельные" обоснованно предъявило требования в рамках настоящего дела к Департаменту, с 13.08.2010 (со дня вступления в силу изменений в статью 157 ЖК РФ в части передачи полномочий по установлению нормативов органам государственной власти субъектов Российской Федерации) уполномоченному на утверждение соответствующего норматива (до 31.07.2012 данными полномочиями обладал департамент жилищно-коммунального хозяйства Костромской области).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" разрешено органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15.09.2012 принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Постановлением Департамента ТЭК и ЖКХ Костромской области от 13.09.2012 N 1-НП "О порядке расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению на территории Костромской области" установлено, что на территории Костромской области при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 с использованием при этом нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30.06.2012.
Вместе с тем в решение Совета депутатов Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от 02.02.2010 N 239, пунктом 2 которого был утвержден норматив теплоснабжения в размере 0,029 Гкал/месяц на 1 кв. м отапливаемой площади, в соответствии с пунктом 1.2 решения Совета депутатов Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от 30.03.2010 N 250 были внесены изменения в части установления норматива теплоснабжения в размере 0,02 Гкал/месяц на 1 кв. м отапливаемой площади.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 20.02.2013 по делу N А31-11011/2012 решение Совета депутатов Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от 30.03.2010 N 250 было признано не соответствующим пунктам 5, 10, 11, 14, 19, 20 Правил N 306, и недействующим только в части установления норматива теплоснабжения (пункт 1.2). При этом пункт 2 решения Совета депутатов Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от 30.03.2010 N 250, исключающий действие решения от 02.02.2010 N 239 в части установленных нормативов на отношения, возникшие с 01.03.2010, недействующим не признан.
Таким образом, в Шолоховском сельском поселении отсутствует норматив теплоснабжения, применение ранее действующего норматива невозможно, что в свою очередь исключает расчет размера платы за коммунальную услугу с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30.06.2012. Постановление Департамента ТЭК и ЖКХ Костромской области от 13.09.2012 N 1-НП не разрешило указанную ситуацию, поскольку на дату его принятия на территории Шолоховского сельского поселения действовал норматив теплоснабжения 0,02 Гкал/месяц на 1 кв. м отапливаемой площади, который был признан не подлежащим применению уже после принятия названного постановления - со дня вступления в силу решения Арбитражного суда Костромской области от 20.02.2013 по делу N А31-11011/2012.
Нарушение прав и законных интересов Предприятия вследствие неправомерного бездействия Департамента в рассматриваемом случае имеет место, поскольку МУП "Газовые котельные" не вправе было при расчете размера платы за коммунальную услугу применять норматив 0,029 Гкал/месяц. Направление в адрес Предприятия письма от 04.04.2013 N 1847, содержащего мнение Департамента о том, что до перехода на оплату услуг отопления по приборам учета заявителю необходимо пользоваться нормативами, утвержденными решением Совета депутатов Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от 02.02.2010 N 239 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области", не свидетельствует об исполнении ответчиком возложенной на него обязанности и возникновения с этого момента у МУП "Газовые котельные" соответствующего правомочия.
В связи с тем, что в настоящем случае имеется совокупность условий, предусмотренная частью 1 статьи 198 АПК РФ и являющаяся в силу части 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания оспариваемого бездействия незаконным, суд первой инстанции с учетом установленных обстоятельств и имеющихся доказательств правомерно удовлетворил требования Предприятия, признав незаконным бездействие Департамента ТЭК и ЖКХ Костромской области, выразившееся в неутверждении норматива теплоснабжения на отопление 1 кв. м жилого помещения на территории Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области, поскольку оно противоречит нормам права и ущемляет права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц в случае признания оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) недействительными (незаконными) полностью или в части должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В этой связи суд также правомерно обязал ответчика, к полномочиям которого отнесено утверждение норматива теплоснабжения на отопление, утвердить соответствующий норматив на территории Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области.
Кроме того, с ответчика в пользу Предприятия правомерно в соответствии со статьями 101, 110 АПК РФ взыскано 2 000 рублей государственной пошлины, уплаченной заявителем при обращении в арбитражный суд.
Аргументы Департамента касательно того, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации он должен быть освобожден от уплаты государственной пошлины, в данном случае применительно к отнесению на него бремени компенсации Предприятию понесенных им судебных расходов отклоняются.
Вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, разрешается судом по правилам главы 9 АПК РФ.
Судебные расходы в соответствии со статьей 101 АПК РФ состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, а не от возмещения расходов, понесенных другой стороной в связи с ее уплатой при обращении в суд.
Суд, взыскивая с ответчика уплаченную заявителем в бюджет государственную пошлину, возлагает на него обязанность по компенсации заявителю денежных сумм, равных фактически понесенным им судебным расходам, а не обязанность по уплате государственной пошлины в бюджет. Возможность освобождения государственных органов от возмещения судебных расходов другой стороне в случае, если решение принято не в их пользу, законодательством не предусмотрена. Частью 1 статьи 110 АПК РФ гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны независимо от того, кто является проигравшей стороной - государственный орган, хозяйствующий субъект или иная организация.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении.
Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.
На основании изложенного решение Арбитражного суда Костромской области от 20.12.2013 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента ТЭК и ЖКХ Костромской области - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы с ответчика не взыскивается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Костромской области от 20.12.2013 по делу N А31-6849/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в случаях и в порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Председательствующий
Г.Г.ИВШИНА

Судьи
А.В.КАРАВАЕВА
П.И.КОНОНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)