Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 15 января 2015 года
Полный текст решения изготовлен 21 января 2015 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Н. Водолазской при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В. Мальцевой рассмотрел в судебном заседании материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ирбитское Коммунальное Хозяйство" (ИНН 6611013283, ОГРН 1096611000420)
к Управлению Государственной жилищной инспекции Свердловской области Отдел контроля по Восточному управленческому округу
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
представители в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда (ст. ст. 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Ходатайства заявителя и заинтересованного лица о проведении судебного заседания в отсутствие представителей судом удовлетворено.
Общество с ограниченной ответственностью "Ирбитское Коммунальное Хозяйство" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отдела контроля по Восточному управленческому округу Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области N 157 от 05.09.2014 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Заинтересованное лицо в удовлетворении заявленных требований просит отказать.
Определением арбитражного суда от 26.11.2014 дело назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании. Определением от 19.12.2014 предварительное судебное заседание отложено на 15.01.2015.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте предварительного судебного заседания, 15.01.2015 в суд не явились.
На основании ст. 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предварительное судебное заседание проводится в отсутствие представителей заявителя и заинтересованного лица.
Определением от 26.11.2014 лицам, участвующим в деле, разъяснена возможность завершения предварительного судебного заседания и открытия судебного заседания в случае их неявки в предварительное судебное заседание и не поступления от них возражений относительно рассмотрения дела в их отсутствие.
Отсутствующие в заседании заявитель и заинтересованное лицо не представили возражений против перехода к судебному разбирательству в настоящем судебном заседании.
В предварительном судебном заседании 15 января 2015 года установлено, что в деле имеются все необходимые для рассмотрения спора документы.
Поскольку заявитель и заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства дела по существу, явку представителей в предварительное судебное заседание не обеспечили и не заявили возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, суд завершает предварительное судебное заседание и переходит к рассмотрению дела по существу в данном судебном заседании (п. 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2006 г. N 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству").
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
На основании приказа на проведение мероприятий по государственному контролю по обращению жителей, отделом контроля по Восточному управленческому округу Управления Госжилинспекции Свердловской области проведена внеплановая проверка технического состояния жилого дома по ул. Советская, 57 в г. Ирбите.
В ходе проверки выявлены нарушения требований действующих нормативных документов: Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утверждены Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170), выразившиеся в неудовлетворительном техническом содержании обследованного жилого дома по ул. Советская, 57 в г. Ирбите:
1. При частичном обследовании (через продухи) подвального помещения под подъездами NN 1, 2, 3, 4, как со стороны проезжей части двора, так и со стороны двора дома N 59 по ул. Советская, обнаружено полное затопление канализационными стоками по всей площади подвала, в значительной, степени подвал затоплен под подъездами NN 3, 4 (п. п. 3.4.1, 4.1.1, 4, 1.15 ПиН).
2. При частичном обследовании (через продухи) подвального помещения под подъездами NN 5, 6, 7 как со стороны проезжей части двора, так и со стороны двора дома N 59 по ул. Советская, обнаружено затопление канализационными стоками грунта подвала - на низких участках наличие воды на грунте в виде луж, на возвышенностях влажный грунт (п. п. 3.4.1, 4.1.1, 4.1.15 ПиН).
3. При частичном обследовании (через продух со стороны проезжей части двора) подвального помещения под подъездом N 7 слышна утечка на сетях канализации (п. п. 5.8.3. ПиН).
4. Обследовать подвальное помещение под подъездом N 1 в полном объеме не представилось возможным ввиду наличия затопления спуска в подвальное помещение, расположенного с торца дома, у подъезда N 1 (п. п. 3.4.1., 4.1.1., 4.1.15. ПиН).
5. Вход в подвальное помещение под подъездом N 7 не закрыт на замок (п. п. 4.1.14. ПиН).
6. При частичном, ввиду наличия влажного грунта, обследовании подвального помещения под подъездом N 7, обнаружено наличие захламленности бытовым мусором (п. п. 4.1.15. ПиН).
7. В обследованной квартире N 2, расположенной на первом этаже, со слов жителей межкомнатные двери получили повреждения от повышенной влажности от подвала - двери плохо закрываются, постоянный запах канализации из подвала, на момент проведения проверки, установлено, что межкомнатные двери имеют признаки набухания, плохо закрываются, напольное покрытие в комнате справа - ламинат, имеет зыбкость, вздутие.
Составлен акт проверки N 29-07-10-617 от 21.08.2014.
В отношении общества с ограниченной ответственностью "Ирбитское Коммунальное Хозяйство" составлен протокол об административном правонарушении N 148 от 25.08.2014.
05.09.2014 вынесено постановление N 157 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Ирбитское Коммунальное Хозяйство" к административной ответственности по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество с ограниченной ответственностью "Ирбитское Коммунальное Хозяйство" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона вменяемого правонарушения, выражается в нарушении правил содержания и ремонта жилищного фонда, которые определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - ПиН).
Состав общего имущества определяется в соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006
Согласно п. 10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом:
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: собственниками помещений: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса РФ (п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
На основании ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным - имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно пп. 3.1, 4.1 ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" жилищно-коммунальные услуги; действия или деятельность исполнителя по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения, вывозу бытовых отходов и подаче потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды. Жилищно-коммунальные услуги должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, нормативной и технической документации на услуги конкретного вида, а также условиям договора между исполнителем и потребителем.
На основании ч.ч. 1, 5 ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Требования, порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда определены ПиН, которые разработаны в соответствии с законодательством РФ и определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда и являются обязательными для исполнения. Данные правила и нормы определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, в том числе и с целью обеспечения выполнения нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В соответствии с п. 1.8 ПиН - техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: управление жилищным фондом, т.е. организация эксплуатации, взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками, все виды работы с нанимателями и арендаторами; техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий; санитарное содержание.
Согласно п. 3.4.1 ПиН организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций; чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья; защиту помещений от проникновения животных: грызунов, кошек, собак. Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий; исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий; устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей (п. 4.1.11 ПиН).
Пункт 4.1.14 ПиН устанавливает, что входные двери в техподполье, подвал должны быть закрыты на замок, ключи должны храниться в объединенной диспетчерской службе (ОДС) или в организации по обслуживанию жилищного фонда и у жителей близлежащей квартиры (о чем должна быть соответствующая надпись), двери должны быть утеплены, уплотнены и обиты с двух сторон кровельной сталью.
Согласно п. 4.1.15 ПиН не допускается подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования: захламление и загрязнение подвальных помещений.
Устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха, в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки (п. 5.8.3)
В соответствии с приложением N 2 "Предельные сроки устранения неисправностей" Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, неисправности аварийного порядка трубопроводов подлежат устранению - немедленно.
Лицами, ответственными за содержание и ремонт жилищного фонда, являются, собственники жилищного фонда, организации, осуществляющие эксплуатацию жилых домов, и их должностные лица,
Проверкой установлено, что в соответствии с уставом целью создания и деятельности общества с ограниченной ответственностью "Ирбитское Коммунальное Хозяйство" является удовлетворение общественных потребностей юридических и физических лиц в работах, товарах и услугах, а также получение прибыли в соответствии с действующим законодательством. Согласно п. 2.4 устава одним из направлений деятельности общества является управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда.
Установлено, что жилой дом по ул. Советская, 57 находится в управлении общества с ограниченной ответственностью "Ирбитское Коммунальное Хозяйство" на основании протокола N 1 общего собрания собственников помещений от 23.05.2013, договор управления многоквартирным домом с собственниками дома по ул. Советская, 59 в г. Ирбит не заключен.
В материалы дела заинтересованным лицом представлены копии платежных документов для внесения платы за содержание и ремонт общего имущества жилого дома и предоставления коммунальных услуг за май - июль 2014 гражданам, проживающим по ул. Советская, 57 (квартира 2, квартира 36).
Исполнителем услуг по содержанию жилья и капитальному ремонту жилого дома по ул. Советская, 57 указывается общество с ограниченной ответственностью "Ирбитское Коммунальное Хозяйство".
Управление жилым домом по ул. Советская, 57 обществом с ограниченной ответственностью "Ирбитское Коммунальное Хозяйство" не оспаривается.
Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме,
В соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Событие административного правонарушения подвержено материалами дела и заявителем документально не опровергнуто.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу ст. 26.1 Кодекса к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении относится, в том числе выяснение вопроса о виновности лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Вопросы виновности заявителя исследованы в ходе производства по делу об административном правонарушении, что нашло отражение в оспариваемом постановлении.
Доказательства принятия всех необходимых и достаточных мер для соблюдения установленных требований заявителем суду не представлены.
Оснований для освобождения заявителя от административной ответственности по признакам малозначительности (ст. 2.9 Кодекса) и снижения санкции до предупреждения (ст. 3.4 Кодекса) судом не установлено.
Заинтересованным лицом соблюден порядок привлечения заявителя к административной ответственности. Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, по мнению суда, заинтересованным лицом не допущено.
Доводы заявителя о том, что оспариваемое постановление вынесено административным органом по результатам проверки, проведенной с грубым нарушением требований Федерального закона N 294-ФЗ от 26.12.2008, отклоняются судом исходя из следующего.
В соответствии с ч. 16 ст. 10 ФЗ N 294 о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Согласно п. 2 ч. 2 данной статьи одним из оснований проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), обращений и заявлений граждан о фактах нарушениях прав потребителей.
Поскольку проверка технического состояния жилого дома по ул. Советская, 57 в г. Ирбит была проведена на основании поступивших в Госжилинспекцию Свердловской области обращений граждан о нарушениях прав потребителей в части надлежащего выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, уведомление общества о проведении проверки не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения не требовалось.
Ссылка заявителя на нарушение административным органом установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении судом не принимается, поскольку указанное нарушение является несущественным недостатком протокола, сроки не являются пресекательными (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Отклоняются доводы заявителя о наличии противоречий в части отражения обследования административным органом подвального помещения.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 25.08.2014 и постановления от 05.09.2014 обследование подвального помещения было произведено административным органом через продухи:
- - под подъездами NN 1, 2, 3, 4, как со стороны проезжей части двора, так и со стороны двора дома N 59 по ул. Советская, обнаружено полное затопление канализационными стоками по всей площади подвала, в значительной степени подвал затоплен под подъездами NN 3, 4;
- - под подъездами NN 5, 6, 7 как со стороны проезжей части двора, так и со стороны двора дома N 59 по ул. Советская, обнаружено затопление канализационными стоками грунта подвала - на низких участках наличие воды на грунте в виде луж, на возвышенностях влажный грунт, что свидетельствует о разных уровнях подтопления в отдельных частях подвального помещения.
Учитывая изложенное, противоречий в данном случае не усматривается.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области N 157 от 05.09.2014 о привлечении заявителя к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб. является законным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
1. В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Ирбитское Коммунальное Предприятие" отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
4. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 21.01.2015 ПО ДЕЛУ N А60-41853/2014
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 21 января 2015 г. по делу N А60-41853/2014
Резолютивная часть решения объявлена 15 января 2015 года
Полный текст решения изготовлен 21 января 2015 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Н. Водолазской при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В. Мальцевой рассмотрел в судебном заседании материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ирбитское Коммунальное Хозяйство" (ИНН 6611013283, ОГРН 1096611000420)
к Управлению Государственной жилищной инспекции Свердловской области Отдел контроля по Восточному управленческому округу
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
представители в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда (ст. ст. 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Ходатайства заявителя и заинтересованного лица о проведении судебного заседания в отсутствие представителей судом удовлетворено.
Общество с ограниченной ответственностью "Ирбитское Коммунальное Хозяйство" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отдела контроля по Восточному управленческому округу Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области N 157 от 05.09.2014 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Заинтересованное лицо в удовлетворении заявленных требований просит отказать.
Определением арбитражного суда от 26.11.2014 дело назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании. Определением от 19.12.2014 предварительное судебное заседание отложено на 15.01.2015.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте предварительного судебного заседания, 15.01.2015 в суд не явились.
На основании ст. 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предварительное судебное заседание проводится в отсутствие представителей заявителя и заинтересованного лица.
Определением от 26.11.2014 лицам, участвующим в деле, разъяснена возможность завершения предварительного судебного заседания и открытия судебного заседания в случае их неявки в предварительное судебное заседание и не поступления от них возражений относительно рассмотрения дела в их отсутствие.
Отсутствующие в заседании заявитель и заинтересованное лицо не представили возражений против перехода к судебному разбирательству в настоящем судебном заседании.
В предварительном судебном заседании 15 января 2015 года установлено, что в деле имеются все необходимые для рассмотрения спора документы.
Поскольку заявитель и заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства дела по существу, явку представителей в предварительное судебное заседание не обеспечили и не заявили возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, суд завершает предварительное судебное заседание и переходит к рассмотрению дела по существу в данном судебном заседании (п. 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2006 г. N 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству").
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
На основании приказа на проведение мероприятий по государственному контролю по обращению жителей, отделом контроля по Восточному управленческому округу Управления Госжилинспекции Свердловской области проведена внеплановая проверка технического состояния жилого дома по ул. Советская, 57 в г. Ирбите.
В ходе проверки выявлены нарушения требований действующих нормативных документов: Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утверждены Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170), выразившиеся в неудовлетворительном техническом содержании обследованного жилого дома по ул. Советская, 57 в г. Ирбите:
1. При частичном обследовании (через продухи) подвального помещения под подъездами NN 1, 2, 3, 4, как со стороны проезжей части двора, так и со стороны двора дома N 59 по ул. Советская, обнаружено полное затопление канализационными стоками по всей площади подвала, в значительной, степени подвал затоплен под подъездами NN 3, 4 (п. п. 3.4.1, 4.1.1, 4, 1.15 ПиН).
2. При частичном обследовании (через продухи) подвального помещения под подъездами NN 5, 6, 7 как со стороны проезжей части двора, так и со стороны двора дома N 59 по ул. Советская, обнаружено затопление канализационными стоками грунта подвала - на низких участках наличие воды на грунте в виде луж, на возвышенностях влажный грунт (п. п. 3.4.1, 4.1.1, 4.1.15 ПиН).
3. При частичном обследовании (через продух со стороны проезжей части двора) подвального помещения под подъездом N 7 слышна утечка на сетях канализации (п. п. 5.8.3. ПиН).
4. Обследовать подвальное помещение под подъездом N 1 в полном объеме не представилось возможным ввиду наличия затопления спуска в подвальное помещение, расположенного с торца дома, у подъезда N 1 (п. п. 3.4.1., 4.1.1., 4.1.15. ПиН).
5. Вход в подвальное помещение под подъездом N 7 не закрыт на замок (п. п. 4.1.14. ПиН).
6. При частичном, ввиду наличия влажного грунта, обследовании подвального помещения под подъездом N 7, обнаружено наличие захламленности бытовым мусором (п. п. 4.1.15. ПиН).
7. В обследованной квартире N 2, расположенной на первом этаже, со слов жителей межкомнатные двери получили повреждения от повышенной влажности от подвала - двери плохо закрываются, постоянный запах канализации из подвала, на момент проведения проверки, установлено, что межкомнатные двери имеют признаки набухания, плохо закрываются, напольное покрытие в комнате справа - ламинат, имеет зыбкость, вздутие.
Составлен акт проверки N 29-07-10-617 от 21.08.2014.
В отношении общества с ограниченной ответственностью "Ирбитское Коммунальное Хозяйство" составлен протокол об административном правонарушении N 148 от 25.08.2014.
05.09.2014 вынесено постановление N 157 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Ирбитское Коммунальное Хозяйство" к административной ответственности по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество с ограниченной ответственностью "Ирбитское Коммунальное Хозяйство" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона вменяемого правонарушения, выражается в нарушении правил содержания и ремонта жилищного фонда, которые определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - ПиН).
Состав общего имущества определяется в соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006
Согласно п. 10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом:
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: собственниками помещений: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса РФ (п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
На основании ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным - имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно пп. 3.1, 4.1 ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" жилищно-коммунальные услуги; действия или деятельность исполнителя по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения, вывозу бытовых отходов и подаче потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды. Жилищно-коммунальные услуги должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, нормативной и технической документации на услуги конкретного вида, а также условиям договора между исполнителем и потребителем.
На основании ч.ч. 1, 5 ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Требования, порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда определены ПиН, которые разработаны в соответствии с законодательством РФ и определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда и являются обязательными для исполнения. Данные правила и нормы определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, в том числе и с целью обеспечения выполнения нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В соответствии с п. 1.8 ПиН - техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: управление жилищным фондом, т.е. организация эксплуатации, взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками, все виды работы с нанимателями и арендаторами; техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий; санитарное содержание.
Согласно п. 3.4.1 ПиН организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций; чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья; защиту помещений от проникновения животных: грызунов, кошек, собак. Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий; исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий; устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей (п. 4.1.11 ПиН).
Пункт 4.1.14 ПиН устанавливает, что входные двери в техподполье, подвал должны быть закрыты на замок, ключи должны храниться в объединенной диспетчерской службе (ОДС) или в организации по обслуживанию жилищного фонда и у жителей близлежащей квартиры (о чем должна быть соответствующая надпись), двери должны быть утеплены, уплотнены и обиты с двух сторон кровельной сталью.
Согласно п. 4.1.15 ПиН не допускается подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования: захламление и загрязнение подвальных помещений.
Устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха, в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки (п. 5.8.3)
В соответствии с приложением N 2 "Предельные сроки устранения неисправностей" Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, неисправности аварийного порядка трубопроводов подлежат устранению - немедленно.
Лицами, ответственными за содержание и ремонт жилищного фонда, являются, собственники жилищного фонда, организации, осуществляющие эксплуатацию жилых домов, и их должностные лица,
Проверкой установлено, что в соответствии с уставом целью создания и деятельности общества с ограниченной ответственностью "Ирбитское Коммунальное Хозяйство" является удовлетворение общественных потребностей юридических и физических лиц в работах, товарах и услугах, а также получение прибыли в соответствии с действующим законодательством. Согласно п. 2.4 устава одним из направлений деятельности общества является управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда.
Установлено, что жилой дом по ул. Советская, 57 находится в управлении общества с ограниченной ответственностью "Ирбитское Коммунальное Хозяйство" на основании протокола N 1 общего собрания собственников помещений от 23.05.2013, договор управления многоквартирным домом с собственниками дома по ул. Советская, 59 в г. Ирбит не заключен.
В материалы дела заинтересованным лицом представлены копии платежных документов для внесения платы за содержание и ремонт общего имущества жилого дома и предоставления коммунальных услуг за май - июль 2014 гражданам, проживающим по ул. Советская, 57 (квартира 2, квартира 36).
Исполнителем услуг по содержанию жилья и капитальному ремонту жилого дома по ул. Советская, 57 указывается общество с ограниченной ответственностью "Ирбитское Коммунальное Хозяйство".
Управление жилым домом по ул. Советская, 57 обществом с ограниченной ответственностью "Ирбитское Коммунальное Хозяйство" не оспаривается.
Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме,
В соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Событие административного правонарушения подвержено материалами дела и заявителем документально не опровергнуто.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу ст. 26.1 Кодекса к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении относится, в том числе выяснение вопроса о виновности лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Вопросы виновности заявителя исследованы в ходе производства по делу об административном правонарушении, что нашло отражение в оспариваемом постановлении.
Доказательства принятия всех необходимых и достаточных мер для соблюдения установленных требований заявителем суду не представлены.
Оснований для освобождения заявителя от административной ответственности по признакам малозначительности (ст. 2.9 Кодекса) и снижения санкции до предупреждения (ст. 3.4 Кодекса) судом не установлено.
Заинтересованным лицом соблюден порядок привлечения заявителя к административной ответственности. Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, по мнению суда, заинтересованным лицом не допущено.
Доводы заявителя о том, что оспариваемое постановление вынесено административным органом по результатам проверки, проведенной с грубым нарушением требований Федерального закона N 294-ФЗ от 26.12.2008, отклоняются судом исходя из следующего.
В соответствии с ч. 16 ст. 10 ФЗ N 294 о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Согласно п. 2 ч. 2 данной статьи одним из оснований проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), обращений и заявлений граждан о фактах нарушениях прав потребителей.
Поскольку проверка технического состояния жилого дома по ул. Советская, 57 в г. Ирбит была проведена на основании поступивших в Госжилинспекцию Свердловской области обращений граждан о нарушениях прав потребителей в части надлежащего выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, уведомление общества о проведении проверки не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения не требовалось.
Ссылка заявителя на нарушение административным органом установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении судом не принимается, поскольку указанное нарушение является несущественным недостатком протокола, сроки не являются пресекательными (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Отклоняются доводы заявителя о наличии противоречий в части отражения обследования административным органом подвального помещения.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 25.08.2014 и постановления от 05.09.2014 обследование подвального помещения было произведено административным органом через продухи:
- - под подъездами NN 1, 2, 3, 4, как со стороны проезжей части двора, так и со стороны двора дома N 59 по ул. Советская, обнаружено полное затопление канализационными стоками по всей площади подвала, в значительной степени подвал затоплен под подъездами NN 3, 4;
- - под подъездами NN 5, 6, 7 как со стороны проезжей части двора, так и со стороны двора дома N 59 по ул. Советская, обнаружено затопление канализационными стоками грунта подвала - на низких участках наличие воды на грунте в виде луж, на возвышенностях влажный грунт, что свидетельствует о разных уровнях подтопления в отдельных частях подвального помещения.
Учитывая изложенное, противоречий в данном случае не усматривается.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области N 157 от 05.09.2014 о привлечении заявителя к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб. является законным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Ирбитское Коммунальное Предприятие" отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
4. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Судья
С.Н.ВОДОЛАЗСКАЯ
С.Н.ВОДОЛАЗСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)