Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Несмияна С.И.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Ершовой Е.И.,
при участии:
от истца: Сапачук С.П. по доверенности от 24.02.2015,
от ответчика: Иващенко К.И. (протокол N 3 от 28.08.2013),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1602/2015) Комитета социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.12.2014 по делу N А56-39155/2014 (судья Судас Н.Е.), принятое
по иску Комитета социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ленинградской области (ОГРН: 1024701334701)
к ТСЖ "КРЕПОСТЬ" (ОГРН: 1094706000795)
о понуждении заключить договору,
установил:
Комитет социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ленинградской области обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о понуждении товарищества собственников жилья "КРЕПОСТЬ" заключить договор по организации совместной работы по выплате льготным категориям граждан ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилья и коммунальных услуг на условиях проекта договора от 19.11.2013 N 80, а также обязать ответчика производить расчет размера ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, включенным в списки, представленные Комитетом социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ленинградской области (в электронном виде).
В судебном заседании 21.10.2014 истец заявил отказ от требования о понуждении ответчика заключить договор на условиях проекта договора от 19.11.2013 N 80.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.12.2014 производство по делу в части отказа от требований прекращено. В удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, полагая его принятым с нарушением норм материального права, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, судом неправомерно не учтено, что органы социальной защиты населения сведениями, необходимыми для определения объема мер социальной поддержки по оплате жилого помещения не располагают, поскольку указанные сведения находятся в распоряжении организаций жилищно-коммунального хозяйства и на их основании осуществляется начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Как указывает Комитет, производство расчета размера ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, включенным в федеральные списки, является функциональной обязанностью ТСЖ "Крепость".
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, основанием к обращению Комитета с настоящим иском об обязании ТСЖ "Крепость" производить расчет размера ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, включенным в списки, представленные Комитетом социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ленинградской области, послужило то, что пунктом 3.2 Положения "О порядке назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и гражданам из подразделений особого риска, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, проживающих в Ленинградской области", утвержденного приказом Комитета по социальной защите населения Ленинградской области от 27.04.2009 N 55 (далее - Положение N 55), на органы местного самоуправления возложена обязанность обеспечить информационное взаимодействие с предприятиями, организациями и другими юридическими лицами независимо от организационно-правовых форм, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по расчету ежемесячной денежной компенсации на основании договоров об организации совместной работы.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга) признается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения.
Согласно статье 6 указанного Закона, органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Согласно Федеральным Законам от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (статья 14), от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (статья 23.2) и от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 28.2.) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 названного Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации, товарищество собственников жилья обязано обеспечивать выполнение требований главы VI Жилищного кодекса Российской Федерации, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества.
Частью 1 статьи 153 Кодекса установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании части 1 и части 3 статьи 160 Жилищного Кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
В соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, утвержденным Приказом комитета по социальной защите населения Ленинградской области от 27.04.2009 N 55, определен порядок и условия предоставления отдельным категориям граждан компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств бюджета Ленинградской области.
Статьей 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем вторым статьи 8 Закона РСФСР от 21.12.90 N 438-1 "О социальном развитии села", частями второй и третьей статьи 6 Закона Российской Федерации от 14.05.93 N 4979-1 "О ветеринарии", частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 N 5487-1, подпунктом 6 пункта 1 статьи 36 Федерального закона от 02.08.95 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Подпунктом "и" пункта 69 Правил N 354 предусмотрена обязанность исполнителя коммунальных услуг указывать в платежном документе сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок, но только до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме.
В силу пункта 77 Правил N 354 в случае если потребителю, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляется компенсация расходов по оплате коммунальных услуг или субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг либо в отношении которого применяются иные меры социальной поддержки в денежной форме, размер платы за коммунальные услуги уменьшению не подлежит и уплачивается в полном объеме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 861 утверждены Правила предоставления субвенция из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
При этом пунктом 4 названных Правил предусмотрено, что нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации устанавливаются формы предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Пунктом 1 Приказа Комитета по социальной защите населения Ленинградской области от 27.04.2009 N 55 осуществлен переход с 01.11.2009 к предоставлению мер социальной поддержки в денежной форме в виде ежемесячных денежных компенсаций части расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и гражданам из подразделений особого риска, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, проживающих в Ленинградской области.
Таким образом, в связи с предоставлением указанным категориям граждан социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в денежной форме, в силу пункта 77 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги, рассчитываемый ответчиком, уменьшению не подлежит.
Совокупность вышеизложенных норм позволяет сделать вывод о том, что Товарищество собственников жилья, являющееся некоммерческой организацией, осуществляющей функции исполнителя коммунальных услуг, более того, неподведомственной государственному органу, не имеет, вопреки доводу истца, функциональной обязанности по реализации полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, в частности, по расчету размера ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам. В квитанциях, выставляемых ТСЖ собственникам на оплату коммунальных услуг, сведения о компенсациях и их размере указанию не подлежат, соответственно, правового интереса для организации такие расчеты не имеют.
По мнению подателя жалобы, судом неправомерно не учтено, что органы социальной защиты населения сведениями, необходимыми для определения объема мер социальной поддержки по оплате жилого помещения не располагают, поскольку указанные сведения находятся в распоряжении организаций жилищно-коммунального хозяйства и на их основании осуществляется начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Как следует из пункта 3.1 Положения N 55 органы местного самоуправления, наделенные в соответствии с Областным законом от 30.12.2005 N 130-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области в сфере социальной защиты населения" отдельными государственными полномочиями Ленинградской области в сфере социальной защиты населения, осуществляют учет граждан, обратившихся за ежемесячной денежной компенсацией; назначение и выплату ежемесячной денежной компенсации, а также формирование и ведение базы данных получателей ежемесячной денежной компенсации.
Согласно пункту 3.2 Положения N 55 органы местного самоуправления обеспечивают информационное взаимодействие с предприятиями, организациями и другими юридическими лицами независимо от организационно-правовых форм, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - организации жилищно-коммунального хозяйства), по расчету ежемесячной денежной компенсации на основании договоров об организации совместной работы.
Из пункта 3.3 Положения следует, что для получения ежемесячной денежной компенсации граждане, указанные в пункте 2 настоящего Положения, представляют в орган местного самоуправления по месту жительства заявление о назначении ежемесячной денежной компенсации и следующие документы:
При этом согласно пункту 3.7 Положения, решение о назначении (отказе в назначении) ежемесячной денежной компенсации принимается органом местного самоуправления в течение десяти рабочих дней со дня получения органом местного самоуправления документов, указанных в подпунктах 3.3 и 3.3.1 настоящего Положения.
Граждане несут ответственность за достоверность сведений, представляемых в орган местного самоуправления, дающих право на получение ежемесячной денежной компенсации (пункт 6.3 положения).
Граждане обязаны в 10-дневный срок сообщать в орган местного самоуправления по месту получения ежемесячной денежной компенсации об обстоятельствах, влекущих изменение размера ежемесячной денежной компенсации либо ее прекращение (приостановление).
Таким образом, в силу указанных норм, а также того обстоятельства, что сведения о получателе льгот передаются непосредственно в органы местного самоуправления, обязанность по расчету размера ежемесячной денежной компенсации гражданам, включенным в списки, представленные уполномоченным органом (в электронном виде) отнесена к компетенции организаций жилищно-коммунального хозяйства, к которым в настоящем случае ТСЖ "Крепость" не относится.
В соответствии с пунктом 5.1 Положения N 55 органы местного самоуправления
- - заключают договоры с организациями жилищно-коммунального хозяйства об организации совместной работы по расчету ежемесячной денежной компенсации (далее - договоры);
- - ежемесячно с первого по 26-е число формируют и актуализируют компьютерную базу данных получателей ежемесячной денежной компенсации.
Орган местного самоуправления несет ответственность за выплату ежемесячной денежной компенсации и предоставление бухгалтерской отчетности в порядке, установленном действующим законодательством (пункт 6.1).
Согласно пункту 6.2 Положения организации жилищно-коммунального хозяйства несут ответственность за достоверность расчета размера ежемесячной денежной компенсации.
С учетом изложенного, в отсутствие надлежащим образом оформленных договорных отношений с ответчиком, истец не имеет правовых оснований для возложения дополнительных функций/обязанностей, влекущих возникновение и дополнительной ответственности, на ТСЖ, которое, как указано выше, ему неподведомственно.
Пунктом 7.1 приказа Комитета по социальной защите населения Ленинградской области от 27.04.2009 N 55 комитету по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области в пределах своей компетенции рекомендовано оказывать содействие в заключении договоров между администрациями муниципальных районов (городского округа) Ленинградской области и предприятиями, организациями и другими юридическими лицами независимо от организационно-правовых форм, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, на выполнение расчета размера ежемесячных денежных компенсаций.
В деле имеется ответ Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту от 29.05.2014 N вс-2404/14-0-1 (л.д. 38) на запрос истца об оказании содействия в заключении названного договора с ответчиком, в котором указано, что органы исполнительной власти не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность юридических лиц, в связи с чем обязать ответчика заключить договор на организацию совместной работы по выплате ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан не представляется возможным.
Суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении апелляционной жалобы принимает во внимание также и то обстоятельство, что от исковых требований о понуждении товарищества собственников жилья "КРЕПОСТЬ" заключить договор по организации совместной работы по выплате льготным категориям граждан ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилья и коммунальных услуг на условиях проекта договора от 19.11.2013 N 80 Комитет в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказался.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, исходя из требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а также учитывая конкретные обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции считает, что заявитель не доказал доводов апелляционной жалобы.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.12.2014 по делу N А56-39155/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Я.Г.СМИРНОВА
Судьи
Т.В.ЖУКОВА
С.И.НЕСМИЯН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.03.2015 N 13АП-1602/2015 ПО ДЕЛУ N А56-39155/2014
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 марта 2015 г. по делу N А56-39155/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Несмияна С.И.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Ершовой Е.И.,
при участии:
от истца: Сапачук С.П. по доверенности от 24.02.2015,
от ответчика: Иващенко К.И. (протокол N 3 от 28.08.2013),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1602/2015) Комитета социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.12.2014 по делу N А56-39155/2014 (судья Судас Н.Е.), принятое
по иску Комитета социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ленинградской области (ОГРН: 1024701334701)
к ТСЖ "КРЕПОСТЬ" (ОГРН: 1094706000795)
о понуждении заключить договору,
установил:
Комитет социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ленинградской области обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о понуждении товарищества собственников жилья "КРЕПОСТЬ" заключить договор по организации совместной работы по выплате льготным категориям граждан ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилья и коммунальных услуг на условиях проекта договора от 19.11.2013 N 80, а также обязать ответчика производить расчет размера ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, включенным в списки, представленные Комитетом социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ленинградской области (в электронном виде).
В судебном заседании 21.10.2014 истец заявил отказ от требования о понуждении ответчика заключить договор на условиях проекта договора от 19.11.2013 N 80.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.12.2014 производство по делу в части отказа от требований прекращено. В удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, полагая его принятым с нарушением норм материального права, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, судом неправомерно не учтено, что органы социальной защиты населения сведениями, необходимыми для определения объема мер социальной поддержки по оплате жилого помещения не располагают, поскольку указанные сведения находятся в распоряжении организаций жилищно-коммунального хозяйства и на их основании осуществляется начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Как указывает Комитет, производство расчета размера ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, включенным в федеральные списки, является функциональной обязанностью ТСЖ "Крепость".
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, основанием к обращению Комитета с настоящим иском об обязании ТСЖ "Крепость" производить расчет размера ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, включенным в списки, представленные Комитетом социальной защиты населения администрации Кировского муниципального района Ленинградской области, послужило то, что пунктом 3.2 Положения "О порядке назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и гражданам из подразделений особого риска, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, проживающих в Ленинградской области", утвержденного приказом Комитета по социальной защите населения Ленинградской области от 27.04.2009 N 55 (далее - Положение N 55), на органы местного самоуправления возложена обязанность обеспечить информационное взаимодействие с предприятиями, организациями и другими юридическими лицами независимо от организационно-правовых форм, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по расчету ежемесячной денежной компенсации на основании договоров об организации совместной работы.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга) признается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения.
Согласно статье 6 указанного Закона, органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Согласно Федеральным Законам от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (статья 14), от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (статья 23.2) и от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 28.2.) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 названного Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации, товарищество собственников жилья обязано обеспечивать выполнение требований главы VI Жилищного кодекса Российской Федерации, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества.
Частью 1 статьи 153 Кодекса установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании части 1 и части 3 статьи 160 Жилищного Кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
В соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, утвержденным Приказом комитета по социальной защите населения Ленинградской области от 27.04.2009 N 55, определен порядок и условия предоставления отдельным категориям граждан компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств бюджета Ленинградской области.
Статьей 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем вторым статьи 8 Закона РСФСР от 21.12.90 N 438-1 "О социальном развитии села", частями второй и третьей статьи 6 Закона Российской Федерации от 14.05.93 N 4979-1 "О ветеринарии", частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 N 5487-1, подпунктом 6 пункта 1 статьи 36 Федерального закона от 02.08.95 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Подпунктом "и" пункта 69 Правил N 354 предусмотрена обязанность исполнителя коммунальных услуг указывать в платежном документе сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок, но только до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме.
В силу пункта 77 Правил N 354 в случае если потребителю, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляется компенсация расходов по оплате коммунальных услуг или субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг либо в отношении которого применяются иные меры социальной поддержки в денежной форме, размер платы за коммунальные услуги уменьшению не подлежит и уплачивается в полном объеме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 861 утверждены Правила предоставления субвенция из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
При этом пунктом 4 названных Правил предусмотрено, что нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации устанавливаются формы предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Пунктом 1 Приказа Комитета по социальной защите населения Ленинградской области от 27.04.2009 N 55 осуществлен переход с 01.11.2009 к предоставлению мер социальной поддержки в денежной форме в виде ежемесячных денежных компенсаций части расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и гражданам из подразделений особого риска, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, проживающих в Ленинградской области.
Таким образом, в связи с предоставлением указанным категориям граждан социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в денежной форме, в силу пункта 77 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги, рассчитываемый ответчиком, уменьшению не подлежит.
Совокупность вышеизложенных норм позволяет сделать вывод о том, что Товарищество собственников жилья, являющееся некоммерческой организацией, осуществляющей функции исполнителя коммунальных услуг, более того, неподведомственной государственному органу, не имеет, вопреки доводу истца, функциональной обязанности по реализации полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, в частности, по расчету размера ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам. В квитанциях, выставляемых ТСЖ собственникам на оплату коммунальных услуг, сведения о компенсациях и их размере указанию не подлежат, соответственно, правового интереса для организации такие расчеты не имеют.
По мнению подателя жалобы, судом неправомерно не учтено, что органы социальной защиты населения сведениями, необходимыми для определения объема мер социальной поддержки по оплате жилого помещения не располагают, поскольку указанные сведения находятся в распоряжении организаций жилищно-коммунального хозяйства и на их основании осуществляется начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Как следует из пункта 3.1 Положения N 55 органы местного самоуправления, наделенные в соответствии с Областным законом от 30.12.2005 N 130-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области в сфере социальной защиты населения" отдельными государственными полномочиями Ленинградской области в сфере социальной защиты населения, осуществляют учет граждан, обратившихся за ежемесячной денежной компенсацией; назначение и выплату ежемесячной денежной компенсации, а также формирование и ведение базы данных получателей ежемесячной денежной компенсации.
Согласно пункту 3.2 Положения N 55 органы местного самоуправления обеспечивают информационное взаимодействие с предприятиями, организациями и другими юридическими лицами независимо от организационно-правовых форм, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - организации жилищно-коммунального хозяйства), по расчету ежемесячной денежной компенсации на основании договоров об организации совместной работы.
Из пункта 3.3 Положения следует, что для получения ежемесячной денежной компенсации граждане, указанные в пункте 2 настоящего Положения, представляют в орган местного самоуправления по месту жительства заявление о назначении ежемесячной денежной компенсации и следующие документы:
При этом согласно пункту 3.7 Положения, решение о назначении (отказе в назначении) ежемесячной денежной компенсации принимается органом местного самоуправления в течение десяти рабочих дней со дня получения органом местного самоуправления документов, указанных в подпунктах 3.3 и 3.3.1 настоящего Положения.
Граждане несут ответственность за достоверность сведений, представляемых в орган местного самоуправления, дающих право на получение ежемесячной денежной компенсации (пункт 6.3 положения).
Граждане обязаны в 10-дневный срок сообщать в орган местного самоуправления по месту получения ежемесячной денежной компенсации об обстоятельствах, влекущих изменение размера ежемесячной денежной компенсации либо ее прекращение (приостановление).
Таким образом, в силу указанных норм, а также того обстоятельства, что сведения о получателе льгот передаются непосредственно в органы местного самоуправления, обязанность по расчету размера ежемесячной денежной компенсации гражданам, включенным в списки, представленные уполномоченным органом (в электронном виде) отнесена к компетенции организаций жилищно-коммунального хозяйства, к которым в настоящем случае ТСЖ "Крепость" не относится.
В соответствии с пунктом 5.1 Положения N 55 органы местного самоуправления
- - заключают договоры с организациями жилищно-коммунального хозяйства об организации совместной работы по расчету ежемесячной денежной компенсации (далее - договоры);
- - ежемесячно с первого по 26-е число формируют и актуализируют компьютерную базу данных получателей ежемесячной денежной компенсации.
Орган местного самоуправления несет ответственность за выплату ежемесячной денежной компенсации и предоставление бухгалтерской отчетности в порядке, установленном действующим законодательством (пункт 6.1).
Согласно пункту 6.2 Положения организации жилищно-коммунального хозяйства несут ответственность за достоверность расчета размера ежемесячной денежной компенсации.
С учетом изложенного, в отсутствие надлежащим образом оформленных договорных отношений с ответчиком, истец не имеет правовых оснований для возложения дополнительных функций/обязанностей, влекущих возникновение и дополнительной ответственности, на ТСЖ, которое, как указано выше, ему неподведомственно.
Пунктом 7.1 приказа Комитета по социальной защите населения Ленинградской области от 27.04.2009 N 55 комитету по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области в пределах своей компетенции рекомендовано оказывать содействие в заключении договоров между администрациями муниципальных районов (городского округа) Ленинградской области и предприятиями, организациями и другими юридическими лицами независимо от организационно-правовых форм, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, на выполнение расчета размера ежемесячных денежных компенсаций.
В деле имеется ответ Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту от 29.05.2014 N вс-2404/14-0-1 (л.д. 38) на запрос истца об оказании содействия в заключении названного договора с ответчиком, в котором указано, что органы исполнительной власти не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность юридических лиц, в связи с чем обязать ответчика заключить договор на организацию совместной работы по выплате ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан не представляется возможным.
Суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении апелляционной жалобы принимает во внимание также и то обстоятельство, что от исковых требований о понуждении товарищества собственников жилья "КРЕПОСТЬ" заключить договор по организации совместной работы по выплате льготным категориям граждан ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилья и коммунальных услуг на условиях проекта договора от 19.11.2013 N 80 Комитет в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказался.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, исходя из требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а также учитывая конкретные обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции считает, что заявитель не доказал доводов апелляционной жалобы.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.12.2014 по делу N А56-39155/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Я.Г.СМИРНОВА
Судьи
Т.В.ЖУКОВА
С.И.НЕСМИЯН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)