Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Бойкова А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Чубаровой Н.В.
и судей Сибул Ж.А., Карпушкиной Е.И.
при секретаре К.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Сибул Ж.А. дело по апелляционной жалобе Х. на решение Бутырского районного суда Москвы от 20 ноября 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования префектуры Северо-Восточного административного округа города Москвы к Х. об освобождении земельного участка от металлического тента удовлетворить в полном объеме.
Обязать Х. освободить земельный участок, расположенный по адресу: г..........., ул............, д........., корп........., от металлического тента N..... в пятнадцатидневный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу.
В случае неисполнения Х. решения суда в установленный срок, предоставить префектуре Северо-Восточного административного округа города Москвы право произвести работы по демонтажу принадлежащего Х. металлического тента N....., расположенного по адресу: г.............., ул..........., д.........., корп....., самостоятельно или с привлечением третьих лиц за счет средств Х., а также переместить металлический тент на площадку временного хранения самостоятельно или с привлечением третьих лиц за счет средств Х.
Взыскать с Х. в доход бюджета г. Москвы сумму госпошлины в размере ***** рублей,
Префектура Северо-Восточного административного округа города Москвы обратилась в суд с иском к Х. об освобождении земельного участка от металлического тента, мотивируя свои требования тем, что на территории СВАО г. Москвы в районе Отрадное на земельном участке по адресу: г........., ул..........., д......., корп......, временно было разрешено размещение автостоянки N........ для хранения легкового транспорта с возможностью временной установки металлического укрытия типа "ракушка" или "пенал". Землепользование было оформлено договором краткосрочной аренды земельного участка N............ от.............. с Департаментом земельных ресурсов г. Москвы, срок которого истек и не продлевался.
Владельцы металлических тентов были информированы о прекращении договорных отношений и необходимости освобождения земельного участка от принадлежащего им имущества, но никаких мер не предприняли.
На основании вышеизложенного, истец просил суд обязать Х. освободить за свой счет земельный участок, расположенный по адресу: г........, ул............, д....., корп...., от принадлежащего ему металлического тента в течение пятнадцати календарных дней со дня вступления в законную силу настоящего решения. Кроме того, истец просил суд в случае неисполнения ответчиком решения в установленный срок, предоставить префектуре СВАО г. Москвы право произвести работы по демонтажу металлического тента расположенного на земельном участке по адресу: г............, ул......., д......, корп......, самостоятельно или с привлечением третьих лиц за счет Х. и право переместить данное имущество на площадку временного хранения самостоятельно или с привлечением третьих лиц за счет средств Х.
Представитель истца Б.А. в суде заявленные требования поддержала.
Представители ответчика Б., Л. в суде заявленные требования не признали, возражали против их удовлетворения, пояснив, что требования префектуры СВАО г. Москвы об устранении нарушений прав на земельный участок и демонтаже металлического тента, расположенного по адресу: г........, ул......... д......, корп......., являются незаконными, поскольку владельцами земельного участка на законных основаниях являются собственники многоквартирного дома, расположенного по адресу: г......, ул..........., д......., корп........, управляющей компанией которого является ЖСК "Отрадное 5", который в настоящее время занимается получением кадастрового номера, а впоследствии свидетельства о праве собственности на придомовую территорию. Кроме того, префектура СВАО является лицом, не уполномоченным на обращение с настоящим иском в интересах города Москвы, поскольку постановлением Правительства Москвы от 15.02.2013 N 76-ПП (ред. от 02.10.2013) "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 24 февраля 2010 года N 157-ПП" таким полномочием не наделена.
Представитель третьего лица - Департамента земельных ресурсов г. Москвы в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд постановил указанное выше решение, об отмене которого просит Х. по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Х. - Л., поддержавшего доводы жалобы, возможность рассмотрения дела в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно п. 2 ст. 264 ГК РФ лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Как следует из ч. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ только собственник земельного участка имеет право возводить строение сооружение в соответствии с целевым назначением земельного участка и его использование с соблюдением всех требований, правил и нормативов.
В силу требований Земельного Кодекса РФ основным принципом земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ (п. 7 ст. 1); земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением (п. 2 ст. 7); управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ, осуществляют субъекты РФ (п. 2 ст. 10); предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления (ст. 29); граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (п. 2 ст. 34); правилами землепользования устанавливается Градостроительный регламент для каждой территориальной зоны, который определяет основу правового режима земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений и сооружений (п. 2 ст. 85); нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка, в связи с чем действия, нарушающие право собственника на земельный участок, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права (ст. 60).
Согласно ст. 8 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" земельные участки, распоряжение которыми осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, могут быть предоставлены в аренду гражданам и юридическим лицам в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы при условии соблюдения обременений и ограничений по использованию этих земельных участков.
Судом установлено, что 05 июня 1998 года между Департаментом земельных ресурсов города Москвы и районной Управой района Отрадное был заключен краткосрочный договор N............ аренды земельного участка площадью....... кв. м, имеющего адресные ориентиры: г........., ул........., д......., корп........, по условиям которого указанная территория предоставлялась в аренду для открытой автостоянки для постоянного хранения личного транспорта на 100 машино-мест с установкой тентов-укрытий установленного образца.
31 марта 2006 года указанный договор расторгнут, и доказательств пролонгации договора аренды от 05.06.1998 г. либо заключения иного договора аренды на использование земельного участка не представлено.
Х. является владельцем металлического тента N......., установленного на земельном участке с адресными ориентирами: г..........., ул............, д..........., корп........, без оформления права краткосрочной аренды земли.
Управой района Отрадное владельцам металлических тентов, установленных на автостоянке N....... по адресу: г.........., ул............., д...., корп......., направлено уведомление об освобождении земельного участка от неправомерно установленных металлических тентов, однако Х. добровольно предписание не исполнил.
Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, правильно распределив бремя доказывания, на основании норм права, подлежащих применению в данном случае, учитывая, что ответчиком надлежащих доказательств, с достоверностью свидетельствующих о наличии надлежащим образом оформленных земельных правоотношений, представлено не было, суд правомерно пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Суд первой инстанции со ссылкой на статью 206 ГПК РФ верно посчитал возможным предоставить истцу право в случае невыполнения ответчиком решения суда освободить земельный участок за счет истца с последующим отнесением расходов по его освобождению на ответчика.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на материалах дела, исследованных доказательствах, их надлежащей оценке и нормам права, подлежащим применению к спорным правоотношениям, соответствуют.
Нельзя согласиться и с доводами жалобы о том, что Префектура СВАО г. Москвы не имела полномочий на предъявление настоящего иска.
В соответствии с п. 2.3.2 постановления Правительства Москвы от 15.02.2013 N 76-ПП (ред. от 02.10.2013) "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 24 февраля 2010 года N 157-ПП" (вместе с "Положением о префектуре административного округа города Москвы", "Положением об управе района города Москвы") к полномочиям Префектуры административного округа в сфере градостроительной деятельности относится в частности направление в суд исков от своего имени или от имени Правительства Москвы о признании постройки самовольной, ее сносе, внесении записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о прекращении права ответчика на самовольную постройку, а также принятие необходимых мер по выявлению и прекращению эксплуатации объектов самовольного строительства.
С доводами заявителя о том, что истцом не представлено доказательств принадлежности земельного участка, судебная коллегия также не может согласиться, поскольку в соответствии с п. 1 Устава г. Москвы в собственности города Москвы находится, в том числе, и земля в границах города Москвы, не находящаяся в соответствии с законом в частной собственности, собственности муниципальных образований, собственности Российской Федерации или других, определенных законом, собственников. При этом в силу п. 3 ст. 20 Устава г. Москвы правомочия собственника от имени города Москвы осуществляют органы государственной власти города Москвы в рамках их компетенции, установленной настоящим Уставом и иными правовыми актами, определяющими статус этих органов.
Довод ответчика о том, что требования префектуры СВАО г. Москвы об устранении нарушений прав на земельный участок и демонтаже металлического тента, расположенного по адресу: г......., ул............ д............, корп......, являются незаконными, поскольку владельцами земельного участка являются собственники вышеуказанного многоквартирного дома, управляющей организацией которого предпринимаются меры по оформлению права собственности на придомовую территорию, суд правомерно во внимание не принял, поскольку из сообщения ГКУ города Москвы "ИС района Отрадное" следует, что по адресу: г.........., ул......, д......., корп....... придомовая территория находится в собственности города Москвы и в настоящее время ее балансодержателем является ГКУ "ИС района Отрадное".
В соответствии с п. 1, 2 ст. 271 ГК РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленной таким лицом под эту недвижимость частью земельного участка.
Если из закона, решения о предоставлении земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности, или договора не вытекает иное, собственник здания или сооружения имеет право постоянного пользования частью земельного участка (статьи 268 - 270), на котором расположено это недвижимое имущество.
В силу п. 2 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Согласно п. 3, 4, 5 ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Из содержания названного Закона не усматривается, что введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации влечет автоматический переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в общую долевую собственность собственникам помещений этого дома.
Вместе с тем, статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации указывает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления. Следовательно, для оформления земельно-правовых отношений по передаче земельного участка в общую долевую собственность необходимо издание соответствующего ненормативного акта уполномоченного органа.
Между тем, ответчик не представил доказательств оформления передачи спорного земельного участка в общую долевую собственность собственникам помещений этого дома, как то предусмотрено приведенными выше нормативными актами.
Доводы жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
В решении приведены нормы права, на основании которых сделаны выводы по делу, и оснований считать, что они неправильно применены или истолкованы, не имеется. Доводы заявителя направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку доказательств, исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а поэтому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
Решение Бутырского районного суда Москвы от 20 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Х. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 30.01.2014 ПО ДЕЛУ N 33-5741/14
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 января 2014 г. по делу N 33-5741/14
Судья Бойкова А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Чубаровой Н.В.
и судей Сибул Ж.А., Карпушкиной Е.И.
при секретаре К.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Сибул Ж.А. дело по апелляционной жалобе Х. на решение Бутырского районного суда Москвы от 20 ноября 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования префектуры Северо-Восточного административного округа города Москвы к Х. об освобождении земельного участка от металлического тента удовлетворить в полном объеме.
Обязать Х. освободить земельный участок, расположенный по адресу: г..........., ул............, д........., корп........., от металлического тента N..... в пятнадцатидневный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу.
В случае неисполнения Х. решения суда в установленный срок, предоставить префектуре Северо-Восточного административного округа города Москвы право произвести работы по демонтажу принадлежащего Х. металлического тента N....., расположенного по адресу: г.............., ул..........., д.........., корп....., самостоятельно или с привлечением третьих лиц за счет средств Х., а также переместить металлический тент на площадку временного хранения самостоятельно или с привлечением третьих лиц за счет средств Х.
Взыскать с Х. в доход бюджета г. Москвы сумму госпошлины в размере ***** рублей,
установила:
Префектура Северо-Восточного административного округа города Москвы обратилась в суд с иском к Х. об освобождении земельного участка от металлического тента, мотивируя свои требования тем, что на территории СВАО г. Москвы в районе Отрадное на земельном участке по адресу: г........., ул..........., д......., корп......, временно было разрешено размещение автостоянки N........ для хранения легкового транспорта с возможностью временной установки металлического укрытия типа "ракушка" или "пенал". Землепользование было оформлено договором краткосрочной аренды земельного участка N............ от.............. с Департаментом земельных ресурсов г. Москвы, срок которого истек и не продлевался.
Владельцы металлических тентов были информированы о прекращении договорных отношений и необходимости освобождения земельного участка от принадлежащего им имущества, но никаких мер не предприняли.
На основании вышеизложенного, истец просил суд обязать Х. освободить за свой счет земельный участок, расположенный по адресу: г........, ул............, д....., корп...., от принадлежащего ему металлического тента в течение пятнадцати календарных дней со дня вступления в законную силу настоящего решения. Кроме того, истец просил суд в случае неисполнения ответчиком решения в установленный срок, предоставить префектуре СВАО г. Москвы право произвести работы по демонтажу металлического тента расположенного на земельном участке по адресу: г............, ул......., д......, корп......, самостоятельно или с привлечением третьих лиц за счет Х. и право переместить данное имущество на площадку временного хранения самостоятельно или с привлечением третьих лиц за счет средств Х.
Представитель истца Б.А. в суде заявленные требования поддержала.
Представители ответчика Б., Л. в суде заявленные требования не признали, возражали против их удовлетворения, пояснив, что требования префектуры СВАО г. Москвы об устранении нарушений прав на земельный участок и демонтаже металлического тента, расположенного по адресу: г........, ул......... д......, корп......., являются незаконными, поскольку владельцами земельного участка на законных основаниях являются собственники многоквартирного дома, расположенного по адресу: г......, ул..........., д......., корп........, управляющей компанией которого является ЖСК "Отрадное 5", который в настоящее время занимается получением кадастрового номера, а впоследствии свидетельства о праве собственности на придомовую территорию. Кроме того, префектура СВАО является лицом, не уполномоченным на обращение с настоящим иском в интересах города Москвы, поскольку постановлением Правительства Москвы от 15.02.2013 N 76-ПП (ред. от 02.10.2013) "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 24 февраля 2010 года N 157-ПП" таким полномочием не наделена.
Представитель третьего лица - Департамента земельных ресурсов г. Москвы в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд постановил указанное выше решение, об отмене которого просит Х. по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Х. - Л., поддержавшего доводы жалобы, возможность рассмотрения дела в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно п. 2 ст. 264 ГК РФ лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Как следует из ч. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ только собственник земельного участка имеет право возводить строение сооружение в соответствии с целевым назначением земельного участка и его использование с соблюдением всех требований, правил и нормативов.
В силу требований Земельного Кодекса РФ основным принципом земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ (п. 7 ст. 1); земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением (п. 2 ст. 7); управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ, осуществляют субъекты РФ (п. 2 ст. 10); предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления (ст. 29); граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (п. 2 ст. 34); правилами землепользования устанавливается Градостроительный регламент для каждой территориальной зоны, который определяет основу правового режима земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений и сооружений (п. 2 ст. 85); нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка, в связи с чем действия, нарушающие право собственника на земельный участок, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права (ст. 60).
Согласно ст. 8 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" земельные участки, распоряжение которыми осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, могут быть предоставлены в аренду гражданам и юридическим лицам в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы при условии соблюдения обременений и ограничений по использованию этих земельных участков.
Судом установлено, что 05 июня 1998 года между Департаментом земельных ресурсов города Москвы и районной Управой района Отрадное был заключен краткосрочный договор N............ аренды земельного участка площадью....... кв. м, имеющего адресные ориентиры: г........., ул........., д......., корп........, по условиям которого указанная территория предоставлялась в аренду для открытой автостоянки для постоянного хранения личного транспорта на 100 машино-мест с установкой тентов-укрытий установленного образца.
31 марта 2006 года указанный договор расторгнут, и доказательств пролонгации договора аренды от 05.06.1998 г. либо заключения иного договора аренды на использование земельного участка не представлено.
Х. является владельцем металлического тента N......., установленного на земельном участке с адресными ориентирами: г..........., ул............, д..........., корп........, без оформления права краткосрочной аренды земли.
Управой района Отрадное владельцам металлических тентов, установленных на автостоянке N....... по адресу: г.........., ул............., д...., корп......., направлено уведомление об освобождении земельного участка от неправомерно установленных металлических тентов, однако Х. добровольно предписание не исполнил.
Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, правильно распределив бремя доказывания, на основании норм права, подлежащих применению в данном случае, учитывая, что ответчиком надлежащих доказательств, с достоверностью свидетельствующих о наличии надлежащим образом оформленных земельных правоотношений, представлено не было, суд правомерно пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Суд первой инстанции со ссылкой на статью 206 ГПК РФ верно посчитал возможным предоставить истцу право в случае невыполнения ответчиком решения суда освободить земельный участок за счет истца с последующим отнесением расходов по его освобождению на ответчика.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на материалах дела, исследованных доказательствах, их надлежащей оценке и нормам права, подлежащим применению к спорным правоотношениям, соответствуют.
Нельзя согласиться и с доводами жалобы о том, что Префектура СВАО г. Москвы не имела полномочий на предъявление настоящего иска.
В соответствии с п. 2.3.2 постановления Правительства Москвы от 15.02.2013 N 76-ПП (ред. от 02.10.2013) "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 24 февраля 2010 года N 157-ПП" (вместе с "Положением о префектуре административного округа города Москвы", "Положением об управе района города Москвы") к полномочиям Префектуры административного округа в сфере градостроительной деятельности относится в частности направление в суд исков от своего имени или от имени Правительства Москвы о признании постройки самовольной, ее сносе, внесении записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о прекращении права ответчика на самовольную постройку, а также принятие необходимых мер по выявлению и прекращению эксплуатации объектов самовольного строительства.
С доводами заявителя о том, что истцом не представлено доказательств принадлежности земельного участка, судебная коллегия также не может согласиться, поскольку в соответствии с п. 1 Устава г. Москвы в собственности города Москвы находится, в том числе, и земля в границах города Москвы, не находящаяся в соответствии с законом в частной собственности, собственности муниципальных образований, собственности Российской Федерации или других, определенных законом, собственников. При этом в силу п. 3 ст. 20 Устава г. Москвы правомочия собственника от имени города Москвы осуществляют органы государственной власти города Москвы в рамках их компетенции, установленной настоящим Уставом и иными правовыми актами, определяющими статус этих органов.
Довод ответчика о том, что требования префектуры СВАО г. Москвы об устранении нарушений прав на земельный участок и демонтаже металлического тента, расположенного по адресу: г......., ул............ д............, корп......, являются незаконными, поскольку владельцами земельного участка являются собственники вышеуказанного многоквартирного дома, управляющей организацией которого предпринимаются меры по оформлению права собственности на придомовую территорию, суд правомерно во внимание не принял, поскольку из сообщения ГКУ города Москвы "ИС района Отрадное" следует, что по адресу: г.........., ул......, д......., корп....... придомовая территория находится в собственности города Москвы и в настоящее время ее балансодержателем является ГКУ "ИС района Отрадное".
В соответствии с п. 1, 2 ст. 271 ГК РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленной таким лицом под эту недвижимость частью земельного участка.
Если из закона, решения о предоставлении земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности, или договора не вытекает иное, собственник здания или сооружения имеет право постоянного пользования частью земельного участка (статьи 268 - 270), на котором расположено это недвижимое имущество.
В силу п. 2 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Согласно п. 3, 4, 5 ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Из содержания названного Закона не усматривается, что введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации влечет автоматический переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в общую долевую собственность собственникам помещений этого дома.
Вместе с тем, статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации указывает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления. Следовательно, для оформления земельно-правовых отношений по передаче земельного участка в общую долевую собственность необходимо издание соответствующего ненормативного акта уполномоченного органа.
Между тем, ответчик не представил доказательств оформления передачи спорного земельного участка в общую долевую собственность собственникам помещений этого дома, как то предусмотрено приведенными выше нормативными актами.
Доводы жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
В решении приведены нормы права, на основании которых сделаны выводы по делу, и оснований считать, что они неправильно применены или истолкованы, не имеется. Доводы заявителя направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку доказательств, исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а поэтому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Бутырского районного суда Москвы от 20 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Х. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)