Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2015 года
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бармина Д.Ю.,
судей Барьяхтар И.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Плаксиной Н.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новый город"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 05.02.2015 по делу N А17-5983/2014, принятое судом в составе судьи Пичевой Д.К.,
по иску открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (ИНН 5260200603, ОГРН 1075260020043, г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, д. 33)
к обществу с ограниченной ответственностью "Новый город" (ИНН 3702559758, ОГРН 1083702015638, г. Иваново, ул. Зверева, д. 17),
о взыскании 114 248 рублей 64 копеек задолженности,
установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" в лице филиала "Ивэнерго" (далее - ОАО "МРСК Центра и Приволжья", истец) обратилось с иском в Арбитражный суд Ивановской области к обществу с ограниченной ответственностью "Новый город" (далее - ООО "Новый город", ответчик, заявитель) о взыскании на основании статей 309, 310, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354) 114 248 рублей 64 копеек задолженности за сверхнормативное потребление электрической энергии на общедомовые нужды по договору энергоснабжения от 01.02.2013 N ГП-433-1 в период с января по апрель 2014 года (далее - спорный период).
Определением Арбитражного суда Ивановской области от 18.09.2014 (т. 1 л.д. 3-5) иск принят к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением Арбитражного суда Ивановской области от 27.10.2014 (т. 2 л.д. 2-4) суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 05.02.2015 исковые требования ОАО "МРСК Центра и Приволжья" удовлетворены в полном объеме.
ООО "Новый город" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ивановской области от 05.02.2015 и принять по делу новый судебный акт.
По мнению ООО "Новый город", решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным. Заявитель утверждает, что судом первой инстанции неправомерно отклонены возражения ответчика о неправомерном занижении истцом при выполнении расчета задолженности общей площади мест общего пользования за счет исключения площадей чердачных и подвальных помещений в многоквартирных домах. Ссылаясь на раздел 2 приложения к постановлению Правительства Ивановской области N 572-п (далее - постановление N 572-п), заявитель утверждает, что расчет норматива должен производиться с учетом площадей подвальных и чердачных помещений многоквартирных домов, поскольку, в соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, и чердаки, и подвалы входят в состав общего имущества многоквартирного дома. Заявитель утверждает, что неоднократно направлял в адрес истца сведения об общих площадях многоквартирных домов, однако, истец для расчетов применил иные данные, отличные от тех, которые имеют место на самом деле. Кроме этого, заявитель указывает, что судом не был принят во внимание и не учитывался при вынесении решения тот факт, что между ОАО "МРСК Центра и Приволжья" и ООО "Новый Город" 01.02.2013 был заключен договор поручения N ГП-433-1, в соответствии с которым истец обязался осуществлять сбор денежных средств потребителей ответчика на оплату электроэнергии, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме, непосредственно на расчетный счет ОАО "МРСК Центра и Приволжья" в счет оплаты ответчиком по договору энергоснабжения 3 ГП-433-1 от 01.02.2013. Также заявитель указывает, что решением Ивановского областного суда от 25.07.2014 по делу N 3-8/2014 норма раздела 2 приложения к постановлению Правительства Ивановской области от 30.12.2013 N 572-п "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению гражданам, проживающим в многоквартирных домах и жилых домах на территории Ивановской области при отсутствии приборов учета электрической энергии" признана недействующей, в связи с чем ее применение истцом является несправедливым.
ОАО "МРСК Центра и Приволжья" в отзыве на апелляционную жалобу отклонило доводы заявителя в полном объеме, считает решение Арбитражного суда Ивановской области от 05.02.2015 законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Ответчик заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.02.2013 между ОАО "МРСК Центра и Приволжья" (гарантирующий поставщик) и ООО "Новый Город" (исполнитель) заключен договор энергоснабжения N ГП-433-1 (далее - договор) (т. 1 л.д. 15-21).
В соответствии с пунктом 1.1 договора, его предметом является продажа гарантирующим поставщиком исполнителю электрической энергии с целью оказания коммунальной услуги по электроснабжению собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, а также посредством привлечения третьих лиц оказание исполнителю услуг по передаче электрической энергии и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии исполнителю (далее - поставка), прием и оплата исполнителем приобретаемой электрической энергии и оказанных услуг.
Пунктом 2.1 договора установлена обязанность гарантирующего поставщика обеспечивать отпуск электрической энергии исполнителю в необходимом ему объеме и в соответствии с ГОСТ 13.109.97 и категорией надежности, установленной настоящим договором.
Пунктом 3.1 договора установлена обязанность исполнителя принимать электрическую энергию от гарантирующего поставщика в количестве, необходимом с целью оказания коммунальной услуги по электроснабжению собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
В силу положений пункта 3.2 договора, исполнитель обязан оплачивать электрическую энергию и предоставляемые услуги в соответствии с разделом 4 настоящего договора.
В пункте 3.7 договора установлена обязанность исполнителя ежемесячно в период с 23 по 25 число текущего месяца снимать показания общедомовых приборов учета и обеспечить передачу сведений гарантирующему поставщику по форме Приложения N 1 к договору до первого числа месяца, следующего за расчетным.
В соответствии с пунктом 4.1 договора, стоимость поставленной в расчетном периоде электрической энергии рассчитывается по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Пунктом 4.2 договора сторонами согласованы порядок и сроки исполнения исполнителем обязательства по оплате стоимости электроэнергии, а именно, оплата электроэнергии (за исключением электроэнергии, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме) осуществляется потребителями непосредственно гарантирующему поставщику. При этом внесение платы за коммунальную услугу по электроснабжению истцу признается выполнением потребителями своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги по электроснабжению. Оплата электроэнергии, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме, производится исполнителем самостоятельно платежными поручениями на расчетный счет либо в кассу гарантирующего поставщика до 15-го числа месяца, следующего за расчетным, на основании выставленного счета-фактуры, под расчетным периодом для расчета за потребленную электроэнергию понимается один календарный месяц.
Исполнением обязательств исполнителя по оплате за электрическую энергию и предоставленные услуги считается поступление денежных средств на расчетный счет, указанный гарантирующим поставщиком, либо в кассу последнего (пункт 4.5. договора).
В соответствии с пунктом 5.1 договора, определение объема потребления электрической энергии, оказанных услуг по ее передаче осуществляется на основании данных ответчика, полученных с использованием указанных в Приложении N 2 к договору приборов учета электрической энергии, коллективные (общедомовые) приборы учета находятся в собственности лиц, указанных в Приложении N 2 к договору.
Пунктом 8.1 договора его срок установлен с момента подписания последней из сторон договора по 31.12.2013, с условием о продлении срока действия договора на основании абзаца 2.
В Приложении N 2 к договору (т. 1 л.д. 19-21) сторонами согласованы объекты энергоснабжения - многоквартирные жилые дома, управляемые ООО "Новый Город", а также перечень расчетных приборов учета электроэнергии.
Дополнительным соглашением от 21.01.2014 (т. 1 л.д. 22-31) стороны согласовали Приложение N 2 в новой редакции.
Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела, и сторонами не оспаривается, что ОАО "МРСК Центра и Приволжья" в спорный период надлежащим образом исполнял договорные обязательства по поставке электрическую энергию в управляемые ООО "Новый Город" многоквартирные жилые дома.
Получив от ответчика сведения о расходе электрической энергии и выявив превышение норматива потребления электрической энергии на общедомовые нужды, истец сформировал и выставил к оплате ответчику следующие счета-фактуры на общую сумму 114 248 рублей 64 копейки с приложением актов приема-передачи: N 1055/3101/1410/Э от 31.01.2014 на сумму 51 974 рубля 08 копеек (т. 1 л.д. 33), N 0496/2802/1410 от 28.02.2014 на сумму 49 379 рублей 20 копеек (т. 1 л.д. 34), N 0646/3103/1410/Э от 31.03.2014 на сумму 5917 рублей 44 копейки (т. 1 л.д. 35), N 0524/3004/1410/Э от 30.04.2014 на сумму 6977 рублей 92 копейки (т. 1 л.д. 36).
Указывая, что ответчиком не выполнены обязательства по оплате поставленной электрической энергии, истец обратился в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Договорная обязанность энергоснабжающей организации состоит в подаче абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергии, а обязанность абонента - в оплате принятой энергии (статья 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти (статья 4 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ)).
Рассматриваемые между сторонами правоотношения регулируются статьями 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации в системной взаимосвязи с нормами статей 155, 157, 162, Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям статей 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется производить оплату фактически принятого количества энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления энергии, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в ведении абонента энергетических сетей и исправность используемых приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. В соответствии с пунктом 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В пунктах 1, 2 и 9 статьи 161, пункте 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Обязанности по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам возлагаются на управляющую организацию по договору управления многоквартирным домом. Управление одним домом может осуществляться только одной управляющей организацией.
Исходя из положений пункта 2 Правил N 354, а также пункта 2 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), ООО "Новый Город" является исполнителем, то есть юридическим лицом, предоставляющим потребителю коммунальные услуги.
Согласно пункту 68 Основных положений функционирования розничных рынков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению (коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставляемой исполнителем коммунальной услуги с использованием электрической энергии при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией в соответствии с настоящим документом и Правилами N 124.
Во исполнение указанной обязанности между сторонами подписан договор.
Как следует из части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исполнение истцом обязанности по поставке в январе - апреле 2014 года электрической энергии в адрес многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Новый Город", в том числе на общедомовые нужды, подтверждается материалами дела, и сторонами не оспаривается.
Как следует из пункта 44 Правил N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам N 354:, где - объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение; - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Суд первой инстанции, с учетом отсутствия доказательств того, что общим собранием собственников многоквартирных домов, управляемых ответчиком были приняты решения о распределении сверхнормативного объема электроэнергии на общедомовые нужды между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого такого помещения, пришел к верному выводу об обоснованности предъявленных истцом требований.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Проверив расчет ОАО "МРСК Центра и Приволжья", суд первой инстанции установил, что для определения сверхнормативного объема электроэнергии, предъявленного к оплате ответчику, из указанного объема исключен нормативный, который установлен путем умножения общей площади мест общего пользования на норматив потребления электроэнергии на общедомовые нужды, утвержденный постановлением N 572-п.
При этом доводы ответчика о неправомерности (несправедливости) применения данных нормативов, суд апелляционной инстанции отклоняет.
На основании статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно решению Ивановского областного суда от 25.06.2014 по делу N 3-8/2014, спорные нормативы признаны недействующими со дня вступления судебного суда в законную силу, следовательно, распространение действия последнего на предшествующий период, в котором возникли спорные отношения (январь - апрель 2014 года), является необоснованным.
Стоимость электроэнергии в размере превышения нормативного объема потребления электрической энергии на ОДН определена на основании тарифа, установленного постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 16.12.2013 N 586-э/2 "О тарифах на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Ивановской области на 2014 год".
С учетом изложенного ответчик, в силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязан исполнить денежное обязательство перед истцом по оплате сверхнормативного объема электрической энергии, потребленного управляемыми обществом многоквартирными домами, надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями закона, иных правовых актов, действовавших в спорный период.
Довод апелляционной жалобы о том, что ответчик неоднократно направлял в адрес истца сведения об общих площадях многоквартирных домов, однако, истец для расчетов применил иные данные, отличные от тех, которые имеют место на самом деле, отклоняется, поскольку ответчик, в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не предоставил доказательств, отвечающих требованиям статей 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, свидетельствующих о том, что данные об общих площадях, применяемые истцом, являются недостоверными.
В соответствии с пунктом 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя: а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; б) документы (акты) о приемке результатов работ; в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям; г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков (для многоквартирных домов, разрешение на введение в эксплуатацию которых получено после 01.07.2007).
Довод апелляционной жалобы о том, что между ОАО "МРСК Центра и Приволжья" и ООО "Новый Город" 01.02.2013 был заключен договор поручения N ГП-433-1, в соответствии с которым истец обязался осуществлять сбор денежных средств потребителей ответчика на оплату электроэнергии, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме, непосредственно на расчетный счет ОАО "МРСК Центра и Приволжья" в счет оплаты ответчиком по договору энергоснабжения 3 ГП-433-1 от 01.02.2013, отклоняется, как несостоятельный, по следующим основаниям.
В силу пункта 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда (далее - собственники и наниматели) в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Согласно пункту 64 Правил N 354 потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.
Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
В предусмотренных законом случаях обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон обязательства, однако за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение, отвечает должник, если законом не установлено иное (статья 403 Гражданского кодекса Российской Федерации), в связи с чем, право собственников и пользователей помещений вносить плату за оказанные коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации не означает, что изменяется состав сторон и их ответственность в обязательстве по оказанию коммунальных услуг между исполнителем и потребителем или в обязательстве по приобретению коммунальных ресурсов между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией, поэтому, если собственники и наниматели помещений не внесли ресурсоснабжающей организации в полном объеме плату за оказанные коммунальные услуги, то последняя вправе требовать оплаты поставленных коммунальных ресурсов от исполнителя коммунальных услуг.
Кроме этого, следует отметить, что изложенные выше нормы права исключают возможность внесения собственниками и нанимателями платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Также следует отметить, что пунктом 4.2 договора энергоснабжения закреплена обязанность ответчика оплачивать электроэнергию, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Довод заявителя о том, что расчет норматива должен производиться с учетом площадей подвальных и чердачных помещений многоквартирных домов, отклоняется апелляционным судом в силу нижеследующего.
Письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 разъяснено, что для обеспечения исполнителей коммунальных услуг, в том числе ресурсоснабжающих организаций, информацией об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации утверждать нормативы потребления коммунальных услуг, в акте об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг следует отражать состав помещений, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, площади которых учтены при установлении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Постановлением N 572-п утверждены норматив потребления электроэнергии на общедомовые нужды.
Поскольку Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 258), не определен конкретный перечень помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, Региональная служба по тарифам Ивановской области в пределах своей компетенции письмом N 1993-018/8-15 от 22.12.2014, в рамках своей компетенции, разъяснила, какие именно площади общего имущества многоквартирного дома учитывались при установлении нормативов для коммунальной услуги "электроснабжение на общедомовые нужды", утвержденных Постановлением N 572-п (т. 3 л.д. 43-44).
Согласно данным разъяснениям при расчете нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению к местам общего пользования не были отнесены площади чердаков и подвалов, но были учтены объемы коммунального ресурса по электроэнергии, потребленного на чердаках и в подвалах многоквартирных домов.
При таких обстоятельствах, поскольку доводов, которые имели бы юридическое значение и влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции заявителем в апелляционной жалобе не приведено, суд апелляционной инстанции находит решение от 05.02.2015 законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела, в связи с чем не усматривает правовых и фактических оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 05.02.2015 по делу N А17-5983/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новый город" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном порядке.
Председательствующий
Д.Ю.БАРМИН
Судьи
И.Ю.БАРЬЯХТАР
Т.В.ЧЕРНИГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.04.2015 N 02АП-2586/2015 ПО ДЕЛУ N А17-5983/2014
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 апреля 2015 г. по делу N А17-5983/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2015 года
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бармина Д.Ю.,
судей Барьяхтар И.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Плаксиной Н.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новый город"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 05.02.2015 по делу N А17-5983/2014, принятое судом в составе судьи Пичевой Д.К.,
по иску открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (ИНН 5260200603, ОГРН 1075260020043, г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, д. 33)
к обществу с ограниченной ответственностью "Новый город" (ИНН 3702559758, ОГРН 1083702015638, г. Иваново, ул. Зверева, д. 17),
о взыскании 114 248 рублей 64 копеек задолженности,
установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" в лице филиала "Ивэнерго" (далее - ОАО "МРСК Центра и Приволжья", истец) обратилось с иском в Арбитражный суд Ивановской области к обществу с ограниченной ответственностью "Новый город" (далее - ООО "Новый город", ответчик, заявитель) о взыскании на основании статей 309, 310, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354) 114 248 рублей 64 копеек задолженности за сверхнормативное потребление электрической энергии на общедомовые нужды по договору энергоснабжения от 01.02.2013 N ГП-433-1 в период с января по апрель 2014 года (далее - спорный период).
Определением Арбитражного суда Ивановской области от 18.09.2014 (т. 1 л.д. 3-5) иск принят к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением Арбитражного суда Ивановской области от 27.10.2014 (т. 2 л.д. 2-4) суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 05.02.2015 исковые требования ОАО "МРСК Центра и Приволжья" удовлетворены в полном объеме.
ООО "Новый город" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ивановской области от 05.02.2015 и принять по делу новый судебный акт.
По мнению ООО "Новый город", решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным. Заявитель утверждает, что судом первой инстанции неправомерно отклонены возражения ответчика о неправомерном занижении истцом при выполнении расчета задолженности общей площади мест общего пользования за счет исключения площадей чердачных и подвальных помещений в многоквартирных домах. Ссылаясь на раздел 2 приложения к постановлению Правительства Ивановской области N 572-п (далее - постановление N 572-п), заявитель утверждает, что расчет норматива должен производиться с учетом площадей подвальных и чердачных помещений многоквартирных домов, поскольку, в соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, и чердаки, и подвалы входят в состав общего имущества многоквартирного дома. Заявитель утверждает, что неоднократно направлял в адрес истца сведения об общих площадях многоквартирных домов, однако, истец для расчетов применил иные данные, отличные от тех, которые имеют место на самом деле. Кроме этого, заявитель указывает, что судом не был принят во внимание и не учитывался при вынесении решения тот факт, что между ОАО "МРСК Центра и Приволжья" и ООО "Новый Город" 01.02.2013 был заключен договор поручения N ГП-433-1, в соответствии с которым истец обязался осуществлять сбор денежных средств потребителей ответчика на оплату электроэнергии, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме, непосредственно на расчетный счет ОАО "МРСК Центра и Приволжья" в счет оплаты ответчиком по договору энергоснабжения 3 ГП-433-1 от 01.02.2013. Также заявитель указывает, что решением Ивановского областного суда от 25.07.2014 по делу N 3-8/2014 норма раздела 2 приложения к постановлению Правительства Ивановской области от 30.12.2013 N 572-п "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению гражданам, проживающим в многоквартирных домах и жилых домах на территории Ивановской области при отсутствии приборов учета электрической энергии" признана недействующей, в связи с чем ее применение истцом является несправедливым.
ОАО "МРСК Центра и Приволжья" в отзыве на апелляционную жалобу отклонило доводы заявителя в полном объеме, считает решение Арбитражного суда Ивановской области от 05.02.2015 законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Ответчик заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.02.2013 между ОАО "МРСК Центра и Приволжья" (гарантирующий поставщик) и ООО "Новый Город" (исполнитель) заключен договор энергоснабжения N ГП-433-1 (далее - договор) (т. 1 л.д. 15-21).
В соответствии с пунктом 1.1 договора, его предметом является продажа гарантирующим поставщиком исполнителю электрической энергии с целью оказания коммунальной услуги по электроснабжению собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, а также посредством привлечения третьих лиц оказание исполнителю услуг по передаче электрической энергии и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии исполнителю (далее - поставка), прием и оплата исполнителем приобретаемой электрической энергии и оказанных услуг.
Пунктом 2.1 договора установлена обязанность гарантирующего поставщика обеспечивать отпуск электрической энергии исполнителю в необходимом ему объеме и в соответствии с ГОСТ 13.109.97 и категорией надежности, установленной настоящим договором.
Пунктом 3.1 договора установлена обязанность исполнителя принимать электрическую энергию от гарантирующего поставщика в количестве, необходимом с целью оказания коммунальной услуги по электроснабжению собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
В силу положений пункта 3.2 договора, исполнитель обязан оплачивать электрическую энергию и предоставляемые услуги в соответствии с разделом 4 настоящего договора.
В пункте 3.7 договора установлена обязанность исполнителя ежемесячно в период с 23 по 25 число текущего месяца снимать показания общедомовых приборов учета и обеспечить передачу сведений гарантирующему поставщику по форме Приложения N 1 к договору до первого числа месяца, следующего за расчетным.
В соответствии с пунктом 4.1 договора, стоимость поставленной в расчетном периоде электрической энергии рассчитывается по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Пунктом 4.2 договора сторонами согласованы порядок и сроки исполнения исполнителем обязательства по оплате стоимости электроэнергии, а именно, оплата электроэнергии (за исключением электроэнергии, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме) осуществляется потребителями непосредственно гарантирующему поставщику. При этом внесение платы за коммунальную услугу по электроснабжению истцу признается выполнением потребителями своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги по электроснабжению. Оплата электроэнергии, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме, производится исполнителем самостоятельно платежными поручениями на расчетный счет либо в кассу гарантирующего поставщика до 15-го числа месяца, следующего за расчетным, на основании выставленного счета-фактуры, под расчетным периодом для расчета за потребленную электроэнергию понимается один календарный месяц.
Исполнением обязательств исполнителя по оплате за электрическую энергию и предоставленные услуги считается поступление денежных средств на расчетный счет, указанный гарантирующим поставщиком, либо в кассу последнего (пункт 4.5. договора).
В соответствии с пунктом 5.1 договора, определение объема потребления электрической энергии, оказанных услуг по ее передаче осуществляется на основании данных ответчика, полученных с использованием указанных в Приложении N 2 к договору приборов учета электрической энергии, коллективные (общедомовые) приборы учета находятся в собственности лиц, указанных в Приложении N 2 к договору.
Пунктом 8.1 договора его срок установлен с момента подписания последней из сторон договора по 31.12.2013, с условием о продлении срока действия договора на основании абзаца 2.
В Приложении N 2 к договору (т. 1 л.д. 19-21) сторонами согласованы объекты энергоснабжения - многоквартирные жилые дома, управляемые ООО "Новый Город", а также перечень расчетных приборов учета электроэнергии.
Дополнительным соглашением от 21.01.2014 (т. 1 л.д. 22-31) стороны согласовали Приложение N 2 в новой редакции.
Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела, и сторонами не оспаривается, что ОАО "МРСК Центра и Приволжья" в спорный период надлежащим образом исполнял договорные обязательства по поставке электрическую энергию в управляемые ООО "Новый Город" многоквартирные жилые дома.
Получив от ответчика сведения о расходе электрической энергии и выявив превышение норматива потребления электрической энергии на общедомовые нужды, истец сформировал и выставил к оплате ответчику следующие счета-фактуры на общую сумму 114 248 рублей 64 копейки с приложением актов приема-передачи: N 1055/3101/1410/Э от 31.01.2014 на сумму 51 974 рубля 08 копеек (т. 1 л.д. 33), N 0496/2802/1410 от 28.02.2014 на сумму 49 379 рублей 20 копеек (т. 1 л.д. 34), N 0646/3103/1410/Э от 31.03.2014 на сумму 5917 рублей 44 копейки (т. 1 л.д. 35), N 0524/3004/1410/Э от 30.04.2014 на сумму 6977 рублей 92 копейки (т. 1 л.д. 36).
Указывая, что ответчиком не выполнены обязательства по оплате поставленной электрической энергии, истец обратился в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Договорная обязанность энергоснабжающей организации состоит в подаче абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергии, а обязанность абонента - в оплате принятой энергии (статья 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти (статья 4 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ)).
Рассматриваемые между сторонами правоотношения регулируются статьями 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации в системной взаимосвязи с нормами статей 155, 157, 162, Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям статей 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется производить оплату фактически принятого количества энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления энергии, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в ведении абонента энергетических сетей и исправность используемых приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. В соответствии с пунктом 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В пунктах 1, 2 и 9 статьи 161, пункте 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Обязанности по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам возлагаются на управляющую организацию по договору управления многоквартирным домом. Управление одним домом может осуществляться только одной управляющей организацией.
Исходя из положений пункта 2 Правил N 354, а также пункта 2 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), ООО "Новый Город" является исполнителем, то есть юридическим лицом, предоставляющим потребителю коммунальные услуги.
Согласно пункту 68 Основных положений функционирования розничных рынков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению (коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставляемой исполнителем коммунальной услуги с использованием электрической энергии при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией в соответствии с настоящим документом и Правилами N 124.
Во исполнение указанной обязанности между сторонами подписан договор.
Как следует из части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исполнение истцом обязанности по поставке в январе - апреле 2014 года электрической энергии в адрес многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Новый Город", в том числе на общедомовые нужды, подтверждается материалами дела, и сторонами не оспаривается.
Как следует из пункта 44 Правил N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам N 354:, где - объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение; - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Суд первой инстанции, с учетом отсутствия доказательств того, что общим собранием собственников многоквартирных домов, управляемых ответчиком были приняты решения о распределении сверхнормативного объема электроэнергии на общедомовые нужды между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого такого помещения, пришел к верному выводу об обоснованности предъявленных истцом требований.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Проверив расчет ОАО "МРСК Центра и Приволжья", суд первой инстанции установил, что для определения сверхнормативного объема электроэнергии, предъявленного к оплате ответчику, из указанного объема исключен нормативный, который установлен путем умножения общей площади мест общего пользования на норматив потребления электроэнергии на общедомовые нужды, утвержденный постановлением N 572-п.
При этом доводы ответчика о неправомерности (несправедливости) применения данных нормативов, суд апелляционной инстанции отклоняет.
На основании статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно решению Ивановского областного суда от 25.06.2014 по делу N 3-8/2014, спорные нормативы признаны недействующими со дня вступления судебного суда в законную силу, следовательно, распространение действия последнего на предшествующий период, в котором возникли спорные отношения (январь - апрель 2014 года), является необоснованным.
Стоимость электроэнергии в размере превышения нормативного объема потребления электрической энергии на ОДН определена на основании тарифа, установленного постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 16.12.2013 N 586-э/2 "О тарифах на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Ивановской области на 2014 год".
С учетом изложенного ответчик, в силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязан исполнить денежное обязательство перед истцом по оплате сверхнормативного объема электрической энергии, потребленного управляемыми обществом многоквартирными домами, надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями закона, иных правовых актов, действовавших в спорный период.
Довод апелляционной жалобы о том, что ответчик неоднократно направлял в адрес истца сведения об общих площадях многоквартирных домов, однако, истец для расчетов применил иные данные, отличные от тех, которые имеют место на самом деле, отклоняется, поскольку ответчик, в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не предоставил доказательств, отвечающих требованиям статей 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, свидетельствующих о том, что данные об общих площадях, применяемые истцом, являются недостоверными.
В соответствии с пунктом 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя: а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; б) документы (акты) о приемке результатов работ; в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям; г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков (для многоквартирных домов, разрешение на введение в эксплуатацию которых получено после 01.07.2007).
Довод апелляционной жалобы о том, что между ОАО "МРСК Центра и Приволжья" и ООО "Новый Город" 01.02.2013 был заключен договор поручения N ГП-433-1, в соответствии с которым истец обязался осуществлять сбор денежных средств потребителей ответчика на оплату электроэнергии, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме, непосредственно на расчетный счет ОАО "МРСК Центра и Приволжья" в счет оплаты ответчиком по договору энергоснабжения 3 ГП-433-1 от 01.02.2013, отклоняется, как несостоятельный, по следующим основаниям.
В силу пункта 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда (далее - собственники и наниматели) в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Согласно пункту 64 Правил N 354 потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.
Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
В предусмотренных законом случаях обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон обязательства, однако за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение, отвечает должник, если законом не установлено иное (статья 403 Гражданского кодекса Российской Федерации), в связи с чем, право собственников и пользователей помещений вносить плату за оказанные коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации не означает, что изменяется состав сторон и их ответственность в обязательстве по оказанию коммунальных услуг между исполнителем и потребителем или в обязательстве по приобретению коммунальных ресурсов между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией, поэтому, если собственники и наниматели помещений не внесли ресурсоснабжающей организации в полном объеме плату за оказанные коммунальные услуги, то последняя вправе требовать оплаты поставленных коммунальных ресурсов от исполнителя коммунальных услуг.
Кроме этого, следует отметить, что изложенные выше нормы права исключают возможность внесения собственниками и нанимателями платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Также следует отметить, что пунктом 4.2 договора энергоснабжения закреплена обязанность ответчика оплачивать электроэнергию, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Довод заявителя о том, что расчет норматива должен производиться с учетом площадей подвальных и чердачных помещений многоквартирных домов, отклоняется апелляционным судом в силу нижеследующего.
Письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 разъяснено, что для обеспечения исполнителей коммунальных услуг, в том числе ресурсоснабжающих организаций, информацией об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации утверждать нормативы потребления коммунальных услуг, в акте об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг следует отражать состав помещений, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, площади которых учтены при установлении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Постановлением N 572-п утверждены норматив потребления электроэнергии на общедомовые нужды.
Поскольку Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 258), не определен конкретный перечень помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, Региональная служба по тарифам Ивановской области в пределах своей компетенции письмом N 1993-018/8-15 от 22.12.2014, в рамках своей компетенции, разъяснила, какие именно площади общего имущества многоквартирного дома учитывались при установлении нормативов для коммунальной услуги "электроснабжение на общедомовые нужды", утвержденных Постановлением N 572-п (т. 3 л.д. 43-44).
Согласно данным разъяснениям при расчете нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению к местам общего пользования не были отнесены площади чердаков и подвалов, но были учтены объемы коммунального ресурса по электроэнергии, потребленного на чердаках и в подвалах многоквартирных домов.
При таких обстоятельствах, поскольку доводов, которые имели бы юридическое значение и влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции заявителем в апелляционной жалобе не приведено, суд апелляционной инстанции находит решение от 05.02.2015 законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела, в связи с чем не усматривает правовых и фактических оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 05.02.2015 по делу N А17-5983/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новый город" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном порядке.
Председательствующий
Д.Ю.БАРМИН
Судьи
И.Ю.БАРЬЯХТАР
Т.В.ЧЕРНИГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)