Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: По результатам проверки составлен акт, в котором указаны выявленные нарушения - порядок расчета за коммунальные услуги горячего, холодного водоснабжения, водоотведения принят на общем собрании собственников с изменением, разработанным ЖСК самостоятельно.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Ананьиной Е.А., Долгашевой В.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: ЖСК "Дубна" - Карпов И.А., протокол от 12 мая 2014 года, председатель правления,
от заинтересованного лица: Госжилинспекция - Пчелинцева Л.Б. доверенность от 05 декабря 2014 года N 1455-и,
рассмотрев 19 марта 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции г. Москвы (Госжилинспекция)
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 30 июля 2014 года,
принятое судьей Поздняковым В.Д.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 10 ноября 2014 года,
принятое судьями Марковой Т.Т., Кольцовой Н.Н., Мухиным С.М.,
по заявлению ЖСК "Дубна"
о признании недействительным предписания Госжилинспекции
установил:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30 июля 2014 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2014 года, заявленные требования ЖСК "Дубна" о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции г. Москвы от 24 февраля 2014 года N З-0563, удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Государственная жилищная инспекция г. Москвы (далее - Госжилинспекция) обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить. В обоснование приводит доводы о законности оспариваемого предписания, поскольку жилищный кооператив, который получает плату за коммунальные услуги, должен осуществлять расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Кроме того, по мнению инспекции, взимание дополнительных платежей на управление в размере 35 и 25 руб. являются повторным платежом на содержание управленческого аппарата ЖСК, поскольку расходы на содержание управленческого персонала ЖСК входят в статью "содержание и текущий ремонт общего имущества" и субсидируются из средств федерального бюджета и взимание дополнительных платежей, является незаконным.
В судебном заседании представитель Госжилинспекции доводы и требования кассационной жалобы поддерживал.
Представитель ЖСК "Дубна", как и в представленном отзыве, возражал по доводам жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, по результатам документарной проверки ЖСК "Дубна" Госжилинспекцией выдано предписание от 24 февраля 2014 года N З-0563 об устранении выявленных нарушений, которым предписано осуществлять начисление платежей за ГВС, ХВС, водоотведение в соответствии с постановлением Правительства г. Москвы N 77-ПП от 10 февраля 2004 года; осуществлять предоставление платежных документов ежемесячно: прекратить взимание дополнительных платежей на управление в размере 35 и 25 руб.; произвести корректировку за коммунальные услуги ГВС, ХВС, водоотведение в соответствии с постановлением Правительства г. Москвы N 77-ПП; представить документы, подтверждающие начисление платежей за ГВС, ХВС, водоотведение в соответствии с постановлением Правительства г. Москвы N 77-ПП от 10 февраля 2004 года, предоставление платежных документов ежемесячно, проведение корректировки за коммунальную услугу услуги ГВС, ХВС, водоотведение.
Полагая, что указанное предписание незаконно, ЖСК "Дубна" обратилось с настоящими требованиями в суд.
Осуществляя проверку оспариваемого предписания, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Жилищного кодекса РФ, пришли к обоснованному выводу о несоответствии его закону.
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Согласно части 3 статьи 154 Жилищного кодекса РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Сметы и отчеты об их исполнении, утверждаемые на общем собрании собственников, являются одной из форм договора между ЖСК "Дубна" и собственниками помещений.
Согласно части 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
- Согласно пункту 2 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, одним из способов управления многоквартирным домом является управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
- В силу части 2 статьи 129 Кодекса на отношения собственности в многоквартирном доме в жилищном кооперативе при условии полностью выплаченного пая хотя бы одним членом жилищного кооператива распространяется действие главы 6 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе решения по общему имуществу принимаются на общем собрании собственников (статьи 44 - 48 Жилищного кодекса РФ).
Согласно части 2 статьи 117 Жилищного кодекса Российской Федерации, решения общего собрания членов ЖСК являются обязательными только для членов ЖСК.
Размер платежей, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, в ЖСК "Дубна" принимается на общем собрании собственников, объединяющим как членов ЖСК, являющихся одновременно собственниками помещений; так и собственников помещений, не являющихся членами ЖСК.
Постановление Правительства г. Москвы от 26 ноября 2013 года N 748-ПП "Об утверждении ставок и тарифов на ЖКУ для населения на 2014 год" (пункт 10 примечания к приложению 7) устанавливает, что плата за содержание и ремонт жилых помещений с граждан - собственников жилых помещений в случае, если на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома в установленном порядке принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, а также с собственников жилых помещений - юридических лиц взимается исходя из фактических расходов на оказание услуг по управлению многоквартирным домом, выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме (фактическая стоимость). При этом размер платы за содержание и ремонт жилых помещений рассчитывается организацией, осуществляющей по договору с собственниками жилых помещений функции управления многоквартирным домом (управляющей организацией), независимо от ее организационно-правовой формы и формы собственности.
Как установлено судами, расчеты в пункте 7 Порядка организации учета, принятого общим собранием собственников (протокол собрания от 19 мая 2011 года) воспроизводят формулы методики расчета пункта 4.2 постановления Правительства г. Москвы от 10 февраля 2004 года N 77-ПП "О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствования расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы г. Москвы".
Настоящий порядок разработан исходя из положений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 (в редакции от 28 августа 2007 года, от 21 июля 2008 года) "О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы г. Москвы" и вводится с целью определения порядка оплаты потребителями холодной и горячей воды по общедомовым и квартирным приборам учета.
Дополнительные правила, установленные в ЖСК "Дубна" изложены в разделе 2, при этом в конце каждого пункта (подпункта) дается ссылка на пункты указанных постановлений.
Решение об изменении срока предоставления платежных документов принято на общем собрании собственников, а не членов ЖСК, а именно изменение N 1 в Порядок организации учета, принятое общим собранием собственников протокол собрания от 18 апреля 2012 года.
Согласно изменению пункта 2.6, который изложен в новой редакции: 2.6 для собственников, в квартирах которых не установлены квартирные приборы учета (КПУ), расчетным периодом является полугодие. На полугодие выдаются два платежных документа (квитанции). Первая квитанция на первые пять месяцев полугодия выдается до 15 числа первого месяца полугодия. В ней среднемесячное расчетное потребление воды согласно формулам (1) - (6) не должно превышать 5% от расчетного потребления воды, по этим формулам исходя из фактического потребления воды по общедомовым приборам учета нарастающим итогом. Во второй квитанции, выдаваемой до 15 числа первого месяца следующего полугодия, осуществляется окончательный расчет за истекшее полугодие. В случае превышения (более 5%) расчетного потребления воды в пределах полугодия выдаются дополнительные квитанции. У собственников, в квартирах которых установлены КПУ, расчетный период равен двум месяцам и соответствует периодичности дистанционного съема показаний КПУ. Платежные документы (квитанции) выдаются один раз в два месяца до 15 января (марта, мая, июля, сентября, ноября).
На основании изложенного, судами сделан правомерный вывод о незаконности оспариваемого предписания.
Учитывая то, что выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены судебных актов по делу.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичны ранее приведенным доводам, надлежащая оценка которым дана при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций. Основания для их переоценки у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30 июля 2014 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2014 года по делу N А40-60887/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА
Судья
Е.А.АНАНЬИНА
Судья
В.А.ДОЛГАШЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 26.03.2015 N Ф05-181/2015 ПО ДЕЛУ N А40-60887/14
Требование: О признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений.Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: По результатам проверки составлен акт, в котором указаны выявленные нарушения - порядок расчета за коммунальные услуги горячего, холодного водоснабжения, водоотведения принят на общем собрании собственников с изменением, разработанным ЖСК самостоятельно.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 марта 2015 г. по делу N А40-60887/14
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Ананьиной Е.А., Долгашевой В.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: ЖСК "Дубна" - Карпов И.А., протокол от 12 мая 2014 года, председатель правления,
от заинтересованного лица: Госжилинспекция - Пчелинцева Л.Б. доверенность от 05 декабря 2014 года N 1455-и,
рассмотрев 19 марта 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции г. Москвы (Госжилинспекция)
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 30 июля 2014 года,
принятое судьей Поздняковым В.Д.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 10 ноября 2014 года,
принятое судьями Марковой Т.Т., Кольцовой Н.Н., Мухиным С.М.,
по заявлению ЖСК "Дубна"
о признании недействительным предписания Госжилинспекции
установил:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30 июля 2014 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2014 года, заявленные требования ЖСК "Дубна" о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции г. Москвы от 24 февраля 2014 года N З-0563, удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Государственная жилищная инспекция г. Москвы (далее - Госжилинспекция) обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить. В обоснование приводит доводы о законности оспариваемого предписания, поскольку жилищный кооператив, который получает плату за коммунальные услуги, должен осуществлять расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Кроме того, по мнению инспекции, взимание дополнительных платежей на управление в размере 35 и 25 руб. являются повторным платежом на содержание управленческого аппарата ЖСК, поскольку расходы на содержание управленческого персонала ЖСК входят в статью "содержание и текущий ремонт общего имущества" и субсидируются из средств федерального бюджета и взимание дополнительных платежей, является незаконным.
В судебном заседании представитель Госжилинспекции доводы и требования кассационной жалобы поддерживал.
Представитель ЖСК "Дубна", как и в представленном отзыве, возражал по доводам жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, по результатам документарной проверки ЖСК "Дубна" Госжилинспекцией выдано предписание от 24 февраля 2014 года N З-0563 об устранении выявленных нарушений, которым предписано осуществлять начисление платежей за ГВС, ХВС, водоотведение в соответствии с постановлением Правительства г. Москвы N 77-ПП от 10 февраля 2004 года; осуществлять предоставление платежных документов ежемесячно: прекратить взимание дополнительных платежей на управление в размере 35 и 25 руб.; произвести корректировку за коммунальные услуги ГВС, ХВС, водоотведение в соответствии с постановлением Правительства г. Москвы N 77-ПП; представить документы, подтверждающие начисление платежей за ГВС, ХВС, водоотведение в соответствии с постановлением Правительства г. Москвы N 77-ПП от 10 февраля 2004 года, предоставление платежных документов ежемесячно, проведение корректировки за коммунальную услугу услуги ГВС, ХВС, водоотведение.
Полагая, что указанное предписание незаконно, ЖСК "Дубна" обратилось с настоящими требованиями в суд.
Осуществляя проверку оспариваемого предписания, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Жилищного кодекса РФ, пришли к обоснованному выводу о несоответствии его закону.
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Согласно части 3 статьи 154 Жилищного кодекса РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Сметы и отчеты об их исполнении, утверждаемые на общем собрании собственников, являются одной из форм договора между ЖСК "Дубна" и собственниками помещений.
Согласно части 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
- Согласно пункту 2 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, одним из способов управления многоквартирным домом является управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
- В силу части 2 статьи 129 Кодекса на отношения собственности в многоквартирном доме в жилищном кооперативе при условии полностью выплаченного пая хотя бы одним членом жилищного кооператива распространяется действие главы 6 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе решения по общему имуществу принимаются на общем собрании собственников (статьи 44 - 48 Жилищного кодекса РФ).
Согласно части 2 статьи 117 Жилищного кодекса Российской Федерации, решения общего собрания членов ЖСК являются обязательными только для членов ЖСК.
Размер платежей, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, в ЖСК "Дубна" принимается на общем собрании собственников, объединяющим как членов ЖСК, являющихся одновременно собственниками помещений; так и собственников помещений, не являющихся членами ЖСК.
Постановление Правительства г. Москвы от 26 ноября 2013 года N 748-ПП "Об утверждении ставок и тарифов на ЖКУ для населения на 2014 год" (пункт 10 примечания к приложению 7) устанавливает, что плата за содержание и ремонт жилых помещений с граждан - собственников жилых помещений в случае, если на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома в установленном порядке принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, а также с собственников жилых помещений - юридических лиц взимается исходя из фактических расходов на оказание услуг по управлению многоквартирным домом, выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме (фактическая стоимость). При этом размер платы за содержание и ремонт жилых помещений рассчитывается организацией, осуществляющей по договору с собственниками жилых помещений функции управления многоквартирным домом (управляющей организацией), независимо от ее организационно-правовой формы и формы собственности.
Как установлено судами, расчеты в пункте 7 Порядка организации учета, принятого общим собранием собственников (протокол собрания от 19 мая 2011 года) воспроизводят формулы методики расчета пункта 4.2 постановления Правительства г. Москвы от 10 февраля 2004 года N 77-ПП "О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствования расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы г. Москвы".
Настоящий порядок разработан исходя из положений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 (в редакции от 28 августа 2007 года, от 21 июля 2008 года) "О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы г. Москвы" и вводится с целью определения порядка оплаты потребителями холодной и горячей воды по общедомовым и квартирным приборам учета.
Дополнительные правила, установленные в ЖСК "Дубна" изложены в разделе 2, при этом в конце каждого пункта (подпункта) дается ссылка на пункты указанных постановлений.
Решение об изменении срока предоставления платежных документов принято на общем собрании собственников, а не членов ЖСК, а именно изменение N 1 в Порядок организации учета, принятое общим собранием собственников протокол собрания от 18 апреля 2012 года.
Согласно изменению пункта 2.6, который изложен в новой редакции: 2.6 для собственников, в квартирах которых не установлены квартирные приборы учета (КПУ), расчетным периодом является полугодие. На полугодие выдаются два платежных документа (квитанции). Первая квитанция на первые пять месяцев полугодия выдается до 15 числа первого месяца полугодия. В ней среднемесячное расчетное потребление воды согласно формулам (1) - (6) не должно превышать 5% от расчетного потребления воды, по этим формулам исходя из фактического потребления воды по общедомовым приборам учета нарастающим итогом. Во второй квитанции, выдаваемой до 15 числа первого месяца следующего полугодия, осуществляется окончательный расчет за истекшее полугодие. В случае превышения (более 5%) расчетного потребления воды в пределах полугодия выдаются дополнительные квитанции. У собственников, в квартирах которых установлены КПУ, расчетный период равен двум месяцам и соответствует периодичности дистанционного съема показаний КПУ. Платежные документы (квитанции) выдаются один раз в два месяца до 15 января (марта, мая, июля, сентября, ноября).
На основании изложенного, судами сделан правомерный вывод о незаконности оспариваемого предписания.
Учитывая то, что выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены судебных актов по делу.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичны ранее приведенным доводам, надлежащая оценка которым дана при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций. Основания для их переоценки у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30 июля 2014 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2014 года по делу N А40-60887/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА
Судья
Е.А.АНАНЬИНА
Судья
В.А.ДОЛГАШЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)