Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Абонент не оплатил тепловую энергию в горячей воде, поставленную в жилой дом.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Марьянковой Н.В., судей Кустова А.А., Серовой В.К., при участии от открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" Киселевой Е.В. (доверенность от 01.01.2015 N 296-2015), от товарищества собственников жилья "Очаг" Столаева С.В. (доверенность от 01.07.2015), рассмотрев 20.07.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.01.2015 (судья Орлова Е.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2015 (судьи Мельникова Н.А., Савина Е.В., Фуркало О.В.) по делу N А56-77045/2014,
установил:
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1", место нахождения: 198188, Санкт-Петербург, Броневая ул., д. 6, лит. Б, ИНН 7841312071, ОГРН 1057810153400 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к товариществу собственников жилья "Очаг", место нахождения: 187342, Ленинградская обл., г. Кировск, ул. Кирова, д. 4, ОГРН 1104706001223, ИНН 4706030558 (далее - Товарищество), о взыскании 129 829 руб. 37 коп. задолженности по договору теплоснабжения (в горячей воде) от 01.10.2010 N 5068 за период с января по декабрь 2013 года.
Решением от 22.01.2015 с Товарищества в пользу Общества взыскано 98 559 руб. 94 коп. долга. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2015 решение от 22.01.2015 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Компания, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новое решение - об удовлетворении иска в полном объеме.
Податель жалобы считает неправомерным непринятие судом первой инстанции расчета стоимости потребленной электроэнергии Компании по нормативам, а удовлетворение требований исходя из непроверенного расчета Товарищества по индивидуальным (квартирным) приборам учета за потребленный ресурс в спорный период.
Компания не согласна с выводом судов первой и апелляционной инстанций о том, что на территории Ленинградской области до 01.09.2013 не был установлен норматив потребления горячего водоснабжения на общедомовые нужды, в связи с чем он должен быть признан равным нулю, в то время как расчет количества потребленной тепловой энергии до 01.09.2013 осуществлялся Компанией по нормативам потребления коммунальных услуг на основании постановления Правительства Ленинградской области от 24.11.2010 N 313 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению гражданами, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах на территории Ленинградской области, при отсутствии приборов учета", а после 01.09.2013 - на основании постановления Правительства Ленинградской области от 11.02.2013 N 25.
По мнению подателя жалобы, по смыслу Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), использование в расчетах показаний индивидуальных приборов учета горячей воды, установленных в помещениях в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, возможно при одновременном применении нормативов потребления горячей воды на общедомовые нужды.
Компания указывает, что использование только показаний индивидуальных приборов учета в расчетах между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг без учета общедомового потребления и потерь во внутридомовых инженерных сетях многоквартирного дома является нарушением законодательства Российской Федерации.
Податель жалобы ссылается на использование Товариществом непроверенных данных о потреблении коммунальных услуг, полученных из программного комплекса, установленного по договору от 01.01.2013 N 54749, не подтвержденных исполнителем по установленной форме по спорному договору.
В отзыве на кассационную жалобу Товарищество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, указывая, что суды, принимая решение о частичном удовлетворении иска, исходили из того, что при наличии в помещениях индивидуальных приборов учета и при отсутствии общедомового прибора учета объем коммунального ресурса должен определяться по показаниям индивидуальных приборов учета. Товарищество со своей стороны обеспечило передачу Компании показаний индивидуальных приборов учета путем указания их в платежных документах граждан (платежи и информация поступают напрямую Компании) и через программный комплекс в рамках трехстороннего договора от 01.01.2013 N 54749.
Товарищество ссылается на то, что Компания признала факт получения информации по индивидуальным приборам учета и сделала перерасчет начислений за 2013 год, однако предложила применять такой расчет только с 01.09.2013, что не основано на действующем законодательстве.
В судебном заседании представитель Компании поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Товарищества с ними не согласился.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Компания (энергоснабжающая организация) и Товарищество (абонент) 01.10.2010 заключили договор теплоснабжения (в горячей воде) N 5068 с учетом дополнительных соглашений к нему, по условиям которого Компания обеспечивает подачу абоненту тепловой энергии в горячей воде по адресу: Ленинградская обл., г. Кировск, ул. Кирова, д. 4, а абонент обязуется своевременно ее оплачивать.
В пункте 2.2 договора указано, что перечень потребителей и субабонентов, присоединенных к сети абонента, расшифровка их нагрузок, приведены в приложении N 2 к договору.
В соответствии с пунктом 5.6.1 договора энергоснабжающая организация ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за расчетным (оплачиваемым), выписывает и направляет в банк абонента платежный документ, содержащий плату за потребленную в расчетном месяце энергию. Сумма платежного документа уменьшается на сумму оплаченного авансового платежа за расчетный месяц. Платежные документы оплачиваются без акцепта абонента в срок до 25-го числа месяца, в котором выставлен платежный документ.
Компания, ссылаясь на поставку Товариществу тепловой энергии по договору в период с января по декабрь 2013 года и нарушение абонентом обязательства по ее оплате, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции частично удовлетворил требования Компании из расчета, что при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета объем коммунального ресурса определяется по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, и только при их отсутствии - исходя из нормативов потребления. В удовлетворении требований о включении в состав платежей расходов на общедомовые нужды суд первой инстанции, сославшись на то, что до 01.09.2013 на территории Ленинградской области отсутствовал норматив на потребление тепловой энергии в горячей воде на общедомовые нужды, поэтому он равен нулю.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами.
Из материалов дела следует, что разногласия сторон возникли относительно порядка определения объема электрической энергии, поставленной в многоквартирные дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539, пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент - оплачивать фактически принятую энергию.
В силу статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления.
Правила N 124 приняты в соответствии со статьей 157 ЖК РФ и вступили в силу 07.03.2012.
Пунктом 2 Правил N 124 предусмотрено, что эти Правила применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу указанных Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу Правил N 124.
Согласно подпункту "е" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Постановление N 124) до вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле согласно приложению.
В соответствии с этой формулой общий объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, представляет собой сумму слагаемых, в числе которых объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, а также объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета, исходя из норматива потребления коммунальной услуги, включая потребление этого ресурса на общедомовые нужды.
Таким образом, с принятием Правил N 124 изменился порядок определения объемов поставляемого в многоквартирный жилой дом коммунального ресурса при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2012 N АКПИ12-604 положения подпункта "е" пункта 3 постановления N 124 признаны соответствующими действующему законодательству.
С 01.09.2012 вступили в законную силу Правила N 354.
В соответствии с абзацем первым пункта 2 постановления, утвердившего Правила N 124, подпункты "в", "г" и "е" пункта 21 Правил N 124 вступают в силу с даты вступления в силу Правил N 354, а именно с 01.09.2012.
Согласно подпункту "в" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по приведенной в пункте формуле, учитывающей, в частности, показания индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, либо (при отсутствии индивидуальных или общих (квартирных приборов учета) - нормативы потребления соответствующей коммунальной услуги, а также объем коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды (ОДН).
К коммунальным ресурсам в вышеприведенной формуле приравнивается горячая вода, тепловая энергия (пункт 2 Правил N 124).
В силу пункта 10 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, нормативы потребления устанавливаются: в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, а также коммунальных услуг, предоставляемых на ОДН, - по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.
Исходя из анализа указанных нормативных положений, при оплате коммунальных услуг вносится плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилом или в нежилом помещении, объем которых определяется исходя из показаний индивидуальных приборов учета (при их наличии), либо по нормативу потребления коммунальной услуги в жилых помещениях (при отсутствии индивидуальных приборов учета); и плата за коммунальные услуги, предоставленные на ОДН, объем которых определяется в зависимости от наличия или отсутствия общедомовых приборов учета (при отсутствии общедомовых приборов учета применению подлежит норматив потребления коммунальной услуги на ОДН).
Таким образом, предоставление коммунальных услуг гражданам, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг в спорный период регулировались Правилами N 354.
Следовательно, показания индивидуальных приборов учета применяются в расчетах между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг со дня вступления в силу Постановления N 124, то есть с 01.09.2012.
Вместе с тем, как установлено судами первой и апелляционной инстанций, истец в нарушение подпункта "е" пункта 3 Постановления N 124 и приложения к Правилам N 124, при определении объемов коммунального ресурса, поставленного в спорный период в жилые дома, не оборудованные коллективными (общедомовыми) приборами учета, не принял во внимание показания индивидуальных приборов учета и исчислил общий объем по нормативам потребления соответствующей коммунальной услуги.
Как установил суд апелляционной инстанции, Товарищества предоставило Компании показания приборов учета, в том числе индивидуальных.
Применение истцом в спорный период нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса (жилые дома, не оборудованные приборами учета) без учета показаний индивидуальных приборов учета противоречит положениям статьи 157 ЖК РФ, Правилам N 124. Обязательства Товарищества перед ресурсоснабжающей организацией не могут быть большими, чем обязательства собственников и пользователей помещений многоквартирного жилого дома перед управляющей организацией по расчетам за поставленный ресурс (за исключением случаев, специально предусмотренных законом).
Кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют нормам материального права и установленным по делу обстоятельствам. Нарушений норм процессуального законодательства судами не допущено, а потому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.01.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2015 по делу N А56-77045/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.В.МАРЬЯНКОВА
Судьи
А.А.КУСТОВ
В.К.СЕРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 21.07.2015 N Ф07-5470/2015 ПО ДЕЛУ N А56-77045/2014
Требование: О взыскании долга по договору теплоснабжения.Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Абонент не оплатил тепловую энергию в горячей воде, поставленную в жилой дом.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июля 2015 г. по делу N А56-77045/2014
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Марьянковой Н.В., судей Кустова А.А., Серовой В.К., при участии от открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" Киселевой Е.В. (доверенность от 01.01.2015 N 296-2015), от товарищества собственников жилья "Очаг" Столаева С.В. (доверенность от 01.07.2015), рассмотрев 20.07.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.01.2015 (судья Орлова Е.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2015 (судьи Мельникова Н.А., Савина Е.В., Фуркало О.В.) по делу N А56-77045/2014,
установил:
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1", место нахождения: 198188, Санкт-Петербург, Броневая ул., д. 6, лит. Б, ИНН 7841312071, ОГРН 1057810153400 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к товариществу собственников жилья "Очаг", место нахождения: 187342, Ленинградская обл., г. Кировск, ул. Кирова, д. 4, ОГРН 1104706001223, ИНН 4706030558 (далее - Товарищество), о взыскании 129 829 руб. 37 коп. задолженности по договору теплоснабжения (в горячей воде) от 01.10.2010 N 5068 за период с января по декабрь 2013 года.
Решением от 22.01.2015 с Товарищества в пользу Общества взыскано 98 559 руб. 94 коп. долга. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2015 решение от 22.01.2015 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Компания, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новое решение - об удовлетворении иска в полном объеме.
Податель жалобы считает неправомерным непринятие судом первой инстанции расчета стоимости потребленной электроэнергии Компании по нормативам, а удовлетворение требований исходя из непроверенного расчета Товарищества по индивидуальным (квартирным) приборам учета за потребленный ресурс в спорный период.
Компания не согласна с выводом судов первой и апелляционной инстанций о том, что на территории Ленинградской области до 01.09.2013 не был установлен норматив потребления горячего водоснабжения на общедомовые нужды, в связи с чем он должен быть признан равным нулю, в то время как расчет количества потребленной тепловой энергии до 01.09.2013 осуществлялся Компанией по нормативам потребления коммунальных услуг на основании постановления Правительства Ленинградской области от 24.11.2010 N 313 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению гражданами, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах на территории Ленинградской области, при отсутствии приборов учета", а после 01.09.2013 - на основании постановления Правительства Ленинградской области от 11.02.2013 N 25.
По мнению подателя жалобы, по смыслу Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), использование в расчетах показаний индивидуальных приборов учета горячей воды, установленных в помещениях в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, возможно при одновременном применении нормативов потребления горячей воды на общедомовые нужды.
Компания указывает, что использование только показаний индивидуальных приборов учета в расчетах между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг без учета общедомового потребления и потерь во внутридомовых инженерных сетях многоквартирного дома является нарушением законодательства Российской Федерации.
Податель жалобы ссылается на использование Товариществом непроверенных данных о потреблении коммунальных услуг, полученных из программного комплекса, установленного по договору от 01.01.2013 N 54749, не подтвержденных исполнителем по установленной форме по спорному договору.
В отзыве на кассационную жалобу Товарищество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, указывая, что суды, принимая решение о частичном удовлетворении иска, исходили из того, что при наличии в помещениях индивидуальных приборов учета и при отсутствии общедомового прибора учета объем коммунального ресурса должен определяться по показаниям индивидуальных приборов учета. Товарищество со своей стороны обеспечило передачу Компании показаний индивидуальных приборов учета путем указания их в платежных документах граждан (платежи и информация поступают напрямую Компании) и через программный комплекс в рамках трехстороннего договора от 01.01.2013 N 54749.
Товарищество ссылается на то, что Компания признала факт получения информации по индивидуальным приборам учета и сделала перерасчет начислений за 2013 год, однако предложила применять такой расчет только с 01.09.2013, что не основано на действующем законодательстве.
В судебном заседании представитель Компании поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Товарищества с ними не согласился.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Компания (энергоснабжающая организация) и Товарищество (абонент) 01.10.2010 заключили договор теплоснабжения (в горячей воде) N 5068 с учетом дополнительных соглашений к нему, по условиям которого Компания обеспечивает подачу абоненту тепловой энергии в горячей воде по адресу: Ленинградская обл., г. Кировск, ул. Кирова, д. 4, а абонент обязуется своевременно ее оплачивать.
В пункте 2.2 договора указано, что перечень потребителей и субабонентов, присоединенных к сети абонента, расшифровка их нагрузок, приведены в приложении N 2 к договору.
В соответствии с пунктом 5.6.1 договора энергоснабжающая организация ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за расчетным (оплачиваемым), выписывает и направляет в банк абонента платежный документ, содержащий плату за потребленную в расчетном месяце энергию. Сумма платежного документа уменьшается на сумму оплаченного авансового платежа за расчетный месяц. Платежные документы оплачиваются без акцепта абонента в срок до 25-го числа месяца, в котором выставлен платежный документ.
Компания, ссылаясь на поставку Товариществу тепловой энергии по договору в период с января по декабрь 2013 года и нарушение абонентом обязательства по ее оплате, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции частично удовлетворил требования Компании из расчета, что при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета объем коммунального ресурса определяется по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, и только при их отсутствии - исходя из нормативов потребления. В удовлетворении требований о включении в состав платежей расходов на общедомовые нужды суд первой инстанции, сославшись на то, что до 01.09.2013 на территории Ленинградской области отсутствовал норматив на потребление тепловой энергии в горячей воде на общедомовые нужды, поэтому он равен нулю.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами.
Из материалов дела следует, что разногласия сторон возникли относительно порядка определения объема электрической энергии, поставленной в многоквартирные дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539, пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент - оплачивать фактически принятую энергию.
В силу статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления.
Правила N 124 приняты в соответствии со статьей 157 ЖК РФ и вступили в силу 07.03.2012.
Пунктом 2 Правил N 124 предусмотрено, что эти Правила применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу указанных Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу Правил N 124.
Согласно подпункту "е" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Постановление N 124) до вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле согласно приложению.
В соответствии с этой формулой общий объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, представляет собой сумму слагаемых, в числе которых объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, а также объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета, исходя из норматива потребления коммунальной услуги, включая потребление этого ресурса на общедомовые нужды.
Таким образом, с принятием Правил N 124 изменился порядок определения объемов поставляемого в многоквартирный жилой дом коммунального ресурса при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2012 N АКПИ12-604 положения подпункта "е" пункта 3 постановления N 124 признаны соответствующими действующему законодательству.
С 01.09.2012 вступили в законную силу Правила N 354.
В соответствии с абзацем первым пункта 2 постановления, утвердившего Правила N 124, подпункты "в", "г" и "е" пункта 21 Правил N 124 вступают в силу с даты вступления в силу Правил N 354, а именно с 01.09.2012.
Согласно подпункту "в" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по приведенной в пункте формуле, учитывающей, в частности, показания индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, либо (при отсутствии индивидуальных или общих (квартирных приборов учета) - нормативы потребления соответствующей коммунальной услуги, а также объем коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды (ОДН).
К коммунальным ресурсам в вышеприведенной формуле приравнивается горячая вода, тепловая энергия (пункт 2 Правил N 124).
В силу пункта 10 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, нормативы потребления устанавливаются: в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, а также коммунальных услуг, предоставляемых на ОДН, - по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.
Исходя из анализа указанных нормативных положений, при оплате коммунальных услуг вносится плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилом или в нежилом помещении, объем которых определяется исходя из показаний индивидуальных приборов учета (при их наличии), либо по нормативу потребления коммунальной услуги в жилых помещениях (при отсутствии индивидуальных приборов учета); и плата за коммунальные услуги, предоставленные на ОДН, объем которых определяется в зависимости от наличия или отсутствия общедомовых приборов учета (при отсутствии общедомовых приборов учета применению подлежит норматив потребления коммунальной услуги на ОДН).
Таким образом, предоставление коммунальных услуг гражданам, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг в спорный период регулировались Правилами N 354.
Следовательно, показания индивидуальных приборов учета применяются в расчетах между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг со дня вступления в силу Постановления N 124, то есть с 01.09.2012.
Вместе с тем, как установлено судами первой и апелляционной инстанций, истец в нарушение подпункта "е" пункта 3 Постановления N 124 и приложения к Правилам N 124, при определении объемов коммунального ресурса, поставленного в спорный период в жилые дома, не оборудованные коллективными (общедомовыми) приборами учета, не принял во внимание показания индивидуальных приборов учета и исчислил общий объем по нормативам потребления соответствующей коммунальной услуги.
Как установил суд апелляционной инстанции, Товарищества предоставило Компании показания приборов учета, в том числе индивидуальных.
Применение истцом в спорный период нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса (жилые дома, не оборудованные приборами учета) без учета показаний индивидуальных приборов учета противоречит положениям статьи 157 ЖК РФ, Правилам N 124. Обязательства Товарищества перед ресурсоснабжающей организацией не могут быть большими, чем обязательства собственников и пользователей помещений многоквартирного жилого дома перед управляющей организацией по расчетам за поставленный ресурс (за исключением случаев, специально предусмотренных законом).
Кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют нормам материального права и установленным по делу обстоятельствам. Нарушений норм процессуального законодательства судами не допущено, а потому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.01.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2015 по делу N А56-77045/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.В.МАРЬЯНКОВА
Судьи
А.А.КУСТОВ
В.К.СЕРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)