Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18.12.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 19.12.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Заикиной Н.В. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии представителей истца - общества с ограниченной ответственностью "Светлый город" (Тульская область, г. Кимовск, ОГРН 1117154005682, ИНН 7115501038) - Соловова В.М. (доверенность от 16.12.2013), ответчиков - общества с ограниченной ответственностью "Жилсистема" (Тульская область, г. Кимовск, ОГРН 1147154036370, ИНН 7115501990) - Красноглазовой И.В. (доверенность от 23.10.2014), общества с ограниченной ответственностью "Жилстрой" (Тульская область, г. Кимовск, ОГРН 1147154036380, ИНН 7115502000) - Красноглазовой И.В. (доверенность от 23.10.2014), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Жилстрой" на решение Арбитражного суда Тульской области от 21.07.2014 по делу N А68-595/14 (судья Воронцов И.Ю.),
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Светлый город" (далее по тексту - истец) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "Жилсистема", закрытому акционерному обществу "Жилстрой" об обязании передать следующую техническую документацию на многоквартирный жилой дом N 29 по ул. Толстого г. Кимовска Тульской области, а именно: информацию о гражданах, имеющих льготы по оплате, а также проживающих на основании договоров социального найма; документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества, в том числе технический паспорт; документы (акты) о приемке результатов работ, принятых ответчиками за период управления многоквартирным домом; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям за период управления ответчиками; копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; выписку из реестра, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; заверенную уполномоченным органом местного самоуправления копию градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка); проектную документацию или ее копию на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) дома; журнал (журналы) регистрации обращений граждан в аварийно-диспетчерскую службу (АДС/ОДС); план участка в масштабе 1:1000-1:2000 с жилым домом и сооружениями, расположенными на нем; проектно-сметную документацию и исполнительные чертежи на дом; акты приемки жилого дома от строительных организаций; акты технического состояния жилого дома на момент передачи жилищного фонда ответчикам; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения; паспорта на жилой дом, квартиры и земельный участок; исполнительные чертежи контуров заземления; сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт; акты технических осмотров; журналы заявок жителей; протоколы измерения сопротивления электросетей; протоколы измерения вентиляции (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 21.07.2014 исковые требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что у ответчиков возникла обязанность по передаче технической документации на вышеуказанный многоквартирный жилой дом и иные, предусмотренные законодательством документы, и ЗАО "Жилсервис" в течение 30 дней со дня получения уведомления обязано было передать техническую документацию вновь избранной управляющей компании - ООО "Светлый город".
Не согласившись с указанным решением суда, ЗАО "Жилстрой" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2014 в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ответчиков по делу - закрытого акционерного общества "Жилстрой" его правопреемником - обществом с ограниченной ответственностью "Жилстрой", закрытого акционерного общества "Жилсистема" его правопреемником - обществом с ограниченной ответственностью "Жилсистема".
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Светлый город", опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для частичной отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, 13.01.2012 общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Кимовск, ул. Толстого, д. 29, в форме заочного голосования было принято решение о смене действующей управляющей организации, о снятии с действующей управляющей организации полномочий по управлению многоквартирным домом, об избрании в качестве управляющей организации ООО "Светлый город", о наделении полномочиями по содержанию и текущему ремонту многоквартирного жилого дома ООО "Светлый город" с 12.02.2012, об утверждении проекта договора на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома и о расторжении договора на управление многоквартирным домом с управляющей организацией - ЗАО "Жилсервис" с 12.02.2012; обязательства, которые взяла на себя управляющая организация, осуществляющая функции по управлению, содержанию и текущему ремонту жилого многоквартирного дома, считать выполненными.
Данное решение, принятое в форме заочного голосования, было оформлено протоколом общего собрания от 13.01.2012 N 1 собственников помещений в многоквартирном доме, по адресу: г. Кимовск, ул. Толстого, д. 29.
Во исполнение решения, принятого на собрании собственников, состоявшемся 13.01.2012, между собственниками квартир жилого дома, расположенного по адресу: г. Кимовск, ул. Толстого, д. 29, и истцом были заключены договоры на управление многоквартирным домом от 13.02.2012.
Срок действия указанных договоров определен один год с момента их подписания.
В силу пункта 6.2 указанных договоров по окончании срока действия договоров, в случае, если стороны не изъявили за месяц до их окончания в письменной форме требования о их расторжении, договоры считаются пролонгированными на один год.
Председатель общего собрания Чекунова Т.С. 16.01.2012 уведомила ЗАО "Жилсервис" о принятом 13.01.2012 на собрании решении и просила передать все предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации документы на многоквартирный дом избранной управляющей организации - ООО "Светлый город" или лично ей не позднее 13.02.2012.
Однако вышеназванные документы не были переданы ЗАО "Жилсервис" ни ООО "Светлый город", ни лично Чекуновой Т.С.
ЗАО "Жилсервис" 17.07.2012 прекратило деятельность путем реорганизации в форме разделения на ЗАО "Жилсистема" и ЗАО "Жилстрой".
Внеочередным общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Кимовск, ул. Толстого, д. 29, в форме заочного голосования 23.05.2014 было принято решение об избрании председателем собрания Чекунова В.В., секретарем - Губину Т.В. и об избрании в качестве управляющей организации для многоквартирного жилого дома N 29 по ул. Толстого - ООО "Светлый город", которое оформлено протоколом от 23.05.2014.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрены определенные способы защиты гражданских прав.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с рассматриваемым требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права потребовать исполнения определенного обязательства от ответчика, наличия у ответчика обязанности исполнить это обязательство и факта его неисполнения последним.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Порядок проведения общего собрания собственников помещений установлен статьями 44 - 48 ЖК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов.
При этом решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов, принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания (пункт 1 статьи 162 ЖК РФ).
Как следует из материалов дела, собственники помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Кимовск, ул. Толстого, дом 29, решениями общего собрания, проведенного 13.01.2012 и 23.05.2014, в качестве способа управления жилым домом избрали управляющую организацию - ООО "Светлый город".
При этом на собрании 13.01.2012 также принято решение о расторжении договора на управление многоквартирным домом с управляющей организацией ЗАО "Жилсервис" с 12.02.2012, о чем составлен протокол от 13.01.2012 N 1.
В соответствии с пунктом 3 статьи 46 ЖК РФ собственники дома N 29 по ул. Толстого г. Кимовска в лице Чекуновой Т.С. (инициатора общего собрания собственников по выбору новой управляющей компании, л.д. 11 том 1) проинформировали ЗАО "Жилсервис" о расторжении с ним договора на управление многоквартирным домом.
По действующему законодательству не требуется уполномочие общим собранием собственников помещений конкретного лица для уведомления управляющей компании о расторжении с ней договора управления и передаче технической документации.
Данные обстоятельства, как справедливо заключил суд первой инстанции, свидетельствуют о соблюдении предусмотренного порядка расторжения договора.
О наличии кворума для принятия решений на указанных собраниях свидетельствуют представленные протоколы общего собрания собственников помещений от 13.01.2012 N 1 и от 23.05.2014.
Решения собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Кимовск, ул. Толстого, дом 29, оформленные протоколами от 13.01.2012 N 1 и от 23.05.2014, не оспорены в установленном законом порядке и не признаны недействительными.
Оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимной связи в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что имеющиеся доказательства подтверждают волю собственников на расторжение договоров управления, заключенных с ЗАО "Жилсервис", и заключение их с новой управляющей организацией - ООО "Светлый город".
На основании протокола от 13.01.2012 между собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Кимовск, ул. Толстого, д. 29, и истцом был заключен договор управления многоквартирным домом.
Статья 161 ЖК РФ предоставляет собственникам помещений в многоквартирном доме право выбрать один из трех названных в ней способов управления жилым домом: непосредственное управление, управление товариществом собственников жилья или специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией и не ограничивает возможности сменить ранее избранный способ управления домом на иной из допустимых по закону.
Пункт 2 статьи 162 ЖК РФ определяет содержание обязанностей управляющей организации как услуги и работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, оказание коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в доме, осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления домом.
Пункт 8 статьи 162 ЖК РФ указывает на возможность изменения или расторжения договора управления многоквартирным домом в порядке, установленном гражданским законодательством.
Гражданское законодательство допускает одностороннее изменение и расторжение договора, если это предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, иными законами или договором (статья 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 8.1 статьи 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 статьи 161 ЖК РФ, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.
Пункт 8.2 статьи 162 ЖК РФ, измененный Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", в новой редакции позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
Применительно к упомянутым правовым нормам право на односторонний отказ от исполнения договора управления жилым домом возникает у собственников помещений в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения управляющей организацией принятого на себя обязательства, а также в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
Таким образом, анализ совокупности норм законодательства с учетом характера и субъектного состава участников правоотношений не свидетельствует о том, что, выбрав единожды способ управления домом и конкретную управляющую организацию, собственники помещений многоквартирного дома лишаются возможности изменить этот способ управления домом и управляющую организацию иначе как в судебном порядке и только в случае подтверждения нарушений со стороны управляющей организации.
Правовая конструкция указанного договора не позволяет усмотреть в нем наличия таких особенностей, которые позволяли бы ущемить жилищные права собственников помещений многоквартирного дома как потребителей услуг управляющих организаций по сравнению с положением тех же лиц, выступающих потребителями аналогичных услуг при иной форме управления домом.
При одностороннем расторжении собственниками помещений договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией обязательства сторон прекращаются (пункт 2 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.11.2011 N 7677/11.
Таким образом, представленные в материалы дела вышеуказанные протоколы собрания собственников спорного многоквартирного дома являются достаточными доказательствами избрания собственниками помещений вышеуказанного многоквартирного жилого дома в качестве управляющей организации истца.
В связи с принятием собственниками помещений указанного жилого дома решения о выборе управляющей организации истец, в порядке, предусмотренном положениями статьи 162 ЖК РФ, заключил с ними договор управления многоквартирным домом.
Пунктом 10 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Анализ норм статьи 162 ЖК РФ позволяет сделать вывод о наличии у прежней управляющей организации обязанности по передаче технической документации на многоквартирный жилой дом и иных связанных с управлением таким домом документов вновь избранной управляющей организации.
Перечень технической и иной документации закреплен в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госкомитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, и в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее по тексту - Правила N 491).
Согласно пункту 24 Правил содержания общего имущества техническая документация на многоквартирный дом включает в себя: а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества (в первую очередь технический паспорт здания); б) документы (акты) о приемке результатов работ; в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям; г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома.
В пункте 26 Правил содержания общего имущества названы иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом: а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; б) выписка из реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка - 25.01.2006); г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременении, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременении, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута); д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии); е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
В пункте 1.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, дается перечень технической документации долговременного хранения:
- - план участка в масштабе 1:1000-1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем;
- - проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом;
- - акты приемки жилых домов от строительных организаций (при наличии);
- - акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику;
- - схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения);
- - паспорта готовности жилого дома к работе в осенне-зимний период;
- - паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок;
- - исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление).
Также выделяется техническая документация, заменяемая в связи с истечением срока ее действия (пункт 1.5.3): сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт; акты технических осмотров; журналы заявок жителей; протоколы измерения сопротивления электросетей; протоколы измерения вентиляции.
Помимо технической документации, отсутствие которой делает невозможным управление многоквартирным домом, ответчик также обязан передать и учетно-регистрационные документы.
В соответствии с пунктом 1.6 Правил собственники жилищного фонда или их уполномоченные лица должны своевременно вносить изменения в исполнительную документацию по планировке помещений, конструктивным элементам и инженерному оборудованию, возникающие в результате ремонтов, реконструкции, модернизации, перепланировки и повышения благоустройства с корректировкой технического паспорта на дома, строения и земельный участок.
Таким образом, наличие технической документации необходимо для осуществления функций управления многоквартирным жилым домом и его технической эксплуатации.
Вся документация, указанная истцом, непосредственно связана с управлением многоквартирным домом. Следовательно, она соответствует критерию назначения документации, установленному пунктом 26 Правил N 491.
Доказательств того, что истребуемая истцом в соответствии с пунктами 24, 26 Правил N 491, пунктом 1.5 Правил N 170 документация, не связана с управлением домом, в материалы дела не представлено.
Поскольку обязанность прежней управляющей организации передать вновь избранной управляющей организации техническую документацию на многоквартирный дом прямо установлена частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, то суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения требований истца.
Вместе с тем, возлагая обязанность по передаче вышеуказанной технической документации на многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Кимовск, ул. Толстого, д. 29, на ЗАО "Жилсистема" (в настоящее время - ООО "Жилсистема"), судом первой инстанции не учтено следующее.
Как указано выше, обязанность по передаче технической документации на многоквартирный жилой дом и иных связанных с управлением таким домом документов вновь избранной управляющей организации пунктом 10 статьи 162 ЖК возложена на прежнюю управляющую организацию.
Из материалов дела следует и установлено судом, что прежней управляющей организацией многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Кимовск, ул. Толстого, д. 29, являлось ЗАО "Жилсервис".
Вместе с тем ЗАО "Жилсервис" 17.07.2012 прекратило деятельность путем реорганизации в форме разделения на ЗАО "Жилсистема" и ЗАО "Жилстрой" (в настоящее время ООО "Жилсистема" и ООО "Жилстрой" соответственно).
Пунктом 3 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) предусмотрено, что при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.
В соответствии с расшифровкой к разделительному балансу, представленной в материалы дела (т. 1, л.д. 68-83), обязательства в отношении дома N 29 по ул. Толстого г. Кимовска (пункт 453) переданы ЗАО "Жилстрой".
То, что обязанным лицом по передаче технической документации в отношении указанного многоквартирного жилого дома является ООО "Жилстрой" им не отрицалось.
Более того, что часть документации ООО "Жилстрой" передало обществу, в связи с чем последнее уточнило исковые требования.
Доказательств того, что истребуемая в рамках настоящего дела техническая документация имеется у ООО "Жилсистема" истец в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил.
С учетом этого у суда первой инстанции отсутствовали достаточные правовые основания для возложения обязанности по передаче вышеуказанной технической документации на многоквартирный дом N 29 по ул. Толстого г. Кимовска на ЗАО "Жилсистема", в связи с чем решение суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене, а исковые требования, заявленные к ЗАО "Жилсистема" - оставлению без удовлетворения.
Доводы подателя апелляционной жалобы об отсутствии у последнего истребуемых документов отклоняются судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
При этом пунктом 24 данных Правил установлен перечень документации, содержащей сведения о составе и состоянии общего имущества, применительно к которому заявлены требования в рамках настоящего дела.
Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (пункт 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 N 17074/09, в случае предъявления товариществом собственников жилья требования о передаче технической документации должник (предшествующая управляющая организация) обязан передать ее кредитору (товариществу), а при ее отсутствии - восстановить за свой счет и передать кредитору (товариществу).
При этом судебная коллегия учитывает, что перечень технической документации, требование о предоставлении которой заявлено истцом соответствует вышеприведенным нормативно-правовым актам, в частности, Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, и Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Из материалов дела следует, что ООО "Светлый город" при обращении в Арбитражный суд Тульской области с настоящим иском уплатило государственную пошлину в сумме 4 000 рублей.
С учетом положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и результатов рассмотрения апелляционной жалобы решение суда в части взыскания с ЗАО "Жилсистема" в пользу ООО "Светлый город" расходов по уплате государственной пошлины в сумме 2 тысяч рублей следует отменить и дополнительно взыскать с ООО "Жилстрой" в пользу ООО "Светлый город" расходы по уплате госпошлины в сумме 2 000 рублей.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 21.07.2014 по делу N А68-595/14 отменить в части возложения на ЗАО "Жилсистема" обязанности передать ООО "Светлый город" в семидневный срок со дня вступления решения в законную силу следующую техническую документацию на многоквартирный жилой дом N 29 по ул. Толстого г. Кимовска Тульской области, а именно: информацию о гражданах, имеющих льготы по оплате, а также проживающих на основании договоров социального найма; документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества, в том числе технический паспорт; документы (акты) о приемке результатов работ, принятых ответчиком за период управления многоквартирным домом; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям за период управления ответчиком; копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; выписку из реестра, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; заверенную уполномоченным органом местного самоуправления копию градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка); проектную документацию или ее копию на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) дома; журнал (журналы) регистрации обращений граждан в аварийно-диспетчерскую службу (АДС/ОДС); план участка в масштабе 1:1000-1:2000 с жилым домом и сооружениями, расположенными на нем; проектно-сметную документацию и исполнительные чертежи на дом; акты приемки жилого дома от строительных организаций; акты технического состояния жилого дома на момент передачи жилищного фонда ответчику; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо, электроснабжения; паспорта на жилой дом, квартиры и земельный участок; исполнительные чертежи контуров заземления; сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт; акты технических осмотров; журналы заявок жителей; протоколы измерения сопротивления электросетей; протоколы измерения вентиляции.
В указанной части в удовлетворении исковых требований ООО "Светлый город" отказать.
Отменить решение суда в части взыскания с ЗАО "Жилсистема" в пользу ООО "Светлый город" расходов по уплате государственной пошлины в сумме 2 тысяч рублей и взыскать с ООО "Жилстрой" в пользу ООО "Светлый город" расходы по уплате госпошлины в сумме 2 000 рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
Судьи
К.А.ФЕДИН
Н.В.ЗАИКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.12.2014 ПО ДЕЛУ N А68-595/14
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 2014 г. по делу N А68-595/14
Резолютивная часть постановления объявлена 18.12.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 19.12.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Заикиной Н.В. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии представителей истца - общества с ограниченной ответственностью "Светлый город" (Тульская область, г. Кимовск, ОГРН 1117154005682, ИНН 7115501038) - Соловова В.М. (доверенность от 16.12.2013), ответчиков - общества с ограниченной ответственностью "Жилсистема" (Тульская область, г. Кимовск, ОГРН 1147154036370, ИНН 7115501990) - Красноглазовой И.В. (доверенность от 23.10.2014), общества с ограниченной ответственностью "Жилстрой" (Тульская область, г. Кимовск, ОГРН 1147154036380, ИНН 7115502000) - Красноглазовой И.В. (доверенность от 23.10.2014), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Жилстрой" на решение Арбитражного суда Тульской области от 21.07.2014 по делу N А68-595/14 (судья Воронцов И.Ю.),
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Светлый город" (далее по тексту - истец) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "Жилсистема", закрытому акционерному обществу "Жилстрой" об обязании передать следующую техническую документацию на многоквартирный жилой дом N 29 по ул. Толстого г. Кимовска Тульской области, а именно: информацию о гражданах, имеющих льготы по оплате, а также проживающих на основании договоров социального найма; документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества, в том числе технический паспорт; документы (акты) о приемке результатов работ, принятых ответчиками за период управления многоквартирным домом; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям за период управления ответчиками; копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; выписку из реестра, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; заверенную уполномоченным органом местного самоуправления копию градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка); проектную документацию или ее копию на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) дома; журнал (журналы) регистрации обращений граждан в аварийно-диспетчерскую службу (АДС/ОДС); план участка в масштабе 1:1000-1:2000 с жилым домом и сооружениями, расположенными на нем; проектно-сметную документацию и исполнительные чертежи на дом; акты приемки жилого дома от строительных организаций; акты технического состояния жилого дома на момент передачи жилищного фонда ответчикам; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения; паспорта на жилой дом, квартиры и земельный участок; исполнительные чертежи контуров заземления; сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт; акты технических осмотров; журналы заявок жителей; протоколы измерения сопротивления электросетей; протоколы измерения вентиляции (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 21.07.2014 исковые требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что у ответчиков возникла обязанность по передаче технической документации на вышеуказанный многоквартирный жилой дом и иные, предусмотренные законодательством документы, и ЗАО "Жилсервис" в течение 30 дней со дня получения уведомления обязано было передать техническую документацию вновь избранной управляющей компании - ООО "Светлый город".
Не согласившись с указанным решением суда, ЗАО "Жилстрой" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2014 в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ответчиков по делу - закрытого акционерного общества "Жилстрой" его правопреемником - обществом с ограниченной ответственностью "Жилстрой", закрытого акционерного общества "Жилсистема" его правопреемником - обществом с ограниченной ответственностью "Жилсистема".
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Светлый город", опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для частичной отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, 13.01.2012 общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Кимовск, ул. Толстого, д. 29, в форме заочного голосования было принято решение о смене действующей управляющей организации, о снятии с действующей управляющей организации полномочий по управлению многоквартирным домом, об избрании в качестве управляющей организации ООО "Светлый город", о наделении полномочиями по содержанию и текущему ремонту многоквартирного жилого дома ООО "Светлый город" с 12.02.2012, об утверждении проекта договора на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома и о расторжении договора на управление многоквартирным домом с управляющей организацией - ЗАО "Жилсервис" с 12.02.2012; обязательства, которые взяла на себя управляющая организация, осуществляющая функции по управлению, содержанию и текущему ремонту жилого многоквартирного дома, считать выполненными.
Данное решение, принятое в форме заочного голосования, было оформлено протоколом общего собрания от 13.01.2012 N 1 собственников помещений в многоквартирном доме, по адресу: г. Кимовск, ул. Толстого, д. 29.
Во исполнение решения, принятого на собрании собственников, состоявшемся 13.01.2012, между собственниками квартир жилого дома, расположенного по адресу: г. Кимовск, ул. Толстого, д. 29, и истцом были заключены договоры на управление многоквартирным домом от 13.02.2012.
Срок действия указанных договоров определен один год с момента их подписания.
В силу пункта 6.2 указанных договоров по окончании срока действия договоров, в случае, если стороны не изъявили за месяц до их окончания в письменной форме требования о их расторжении, договоры считаются пролонгированными на один год.
Председатель общего собрания Чекунова Т.С. 16.01.2012 уведомила ЗАО "Жилсервис" о принятом 13.01.2012 на собрании решении и просила передать все предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации документы на многоквартирный дом избранной управляющей организации - ООО "Светлый город" или лично ей не позднее 13.02.2012.
Однако вышеназванные документы не были переданы ЗАО "Жилсервис" ни ООО "Светлый город", ни лично Чекуновой Т.С.
ЗАО "Жилсервис" 17.07.2012 прекратило деятельность путем реорганизации в форме разделения на ЗАО "Жилсистема" и ЗАО "Жилстрой".
Внеочередным общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Кимовск, ул. Толстого, д. 29, в форме заочного голосования 23.05.2014 было принято решение об избрании председателем собрания Чекунова В.В., секретарем - Губину Т.В. и об избрании в качестве управляющей организации для многоквартирного жилого дома N 29 по ул. Толстого - ООО "Светлый город", которое оформлено протоколом от 23.05.2014.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрены определенные способы защиты гражданских прав.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с рассматриваемым требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права потребовать исполнения определенного обязательства от ответчика, наличия у ответчика обязанности исполнить это обязательство и факта его неисполнения последним.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Порядок проведения общего собрания собственников помещений установлен статьями 44 - 48 ЖК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов.
При этом решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов, принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания (пункт 1 статьи 162 ЖК РФ).
Как следует из материалов дела, собственники помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Кимовск, ул. Толстого, дом 29, решениями общего собрания, проведенного 13.01.2012 и 23.05.2014, в качестве способа управления жилым домом избрали управляющую организацию - ООО "Светлый город".
При этом на собрании 13.01.2012 также принято решение о расторжении договора на управление многоквартирным домом с управляющей организацией ЗАО "Жилсервис" с 12.02.2012, о чем составлен протокол от 13.01.2012 N 1.
В соответствии с пунктом 3 статьи 46 ЖК РФ собственники дома N 29 по ул. Толстого г. Кимовска в лице Чекуновой Т.С. (инициатора общего собрания собственников по выбору новой управляющей компании, л.д. 11 том 1) проинформировали ЗАО "Жилсервис" о расторжении с ним договора на управление многоквартирным домом.
По действующему законодательству не требуется уполномочие общим собранием собственников помещений конкретного лица для уведомления управляющей компании о расторжении с ней договора управления и передаче технической документации.
Данные обстоятельства, как справедливо заключил суд первой инстанции, свидетельствуют о соблюдении предусмотренного порядка расторжения договора.
О наличии кворума для принятия решений на указанных собраниях свидетельствуют представленные протоколы общего собрания собственников помещений от 13.01.2012 N 1 и от 23.05.2014.
Решения собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Кимовск, ул. Толстого, дом 29, оформленные протоколами от 13.01.2012 N 1 и от 23.05.2014, не оспорены в установленном законом порядке и не признаны недействительными.
Оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимной связи в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что имеющиеся доказательства подтверждают волю собственников на расторжение договоров управления, заключенных с ЗАО "Жилсервис", и заключение их с новой управляющей организацией - ООО "Светлый город".
На основании протокола от 13.01.2012 между собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Кимовск, ул. Толстого, д. 29, и истцом был заключен договор управления многоквартирным домом.
Статья 161 ЖК РФ предоставляет собственникам помещений в многоквартирном доме право выбрать один из трех названных в ней способов управления жилым домом: непосредственное управление, управление товариществом собственников жилья или специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией и не ограничивает возможности сменить ранее избранный способ управления домом на иной из допустимых по закону.
Пункт 2 статьи 162 ЖК РФ определяет содержание обязанностей управляющей организации как услуги и работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, оказание коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в доме, осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления домом.
Пункт 8 статьи 162 ЖК РФ указывает на возможность изменения или расторжения договора управления многоквартирным домом в порядке, установленном гражданским законодательством.
Гражданское законодательство допускает одностороннее изменение и расторжение договора, если это предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, иными законами или договором (статья 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 8.1 статьи 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 статьи 161 ЖК РФ, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.
Пункт 8.2 статьи 162 ЖК РФ, измененный Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", в новой редакции позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
Применительно к упомянутым правовым нормам право на односторонний отказ от исполнения договора управления жилым домом возникает у собственников помещений в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения управляющей организацией принятого на себя обязательства, а также в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
Таким образом, анализ совокупности норм законодательства с учетом характера и субъектного состава участников правоотношений не свидетельствует о том, что, выбрав единожды способ управления домом и конкретную управляющую организацию, собственники помещений многоквартирного дома лишаются возможности изменить этот способ управления домом и управляющую организацию иначе как в судебном порядке и только в случае подтверждения нарушений со стороны управляющей организации.
Правовая конструкция указанного договора не позволяет усмотреть в нем наличия таких особенностей, которые позволяли бы ущемить жилищные права собственников помещений многоквартирного дома как потребителей услуг управляющих организаций по сравнению с положением тех же лиц, выступающих потребителями аналогичных услуг при иной форме управления домом.
При одностороннем расторжении собственниками помещений договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией обязательства сторон прекращаются (пункт 2 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.11.2011 N 7677/11.
Таким образом, представленные в материалы дела вышеуказанные протоколы собрания собственников спорного многоквартирного дома являются достаточными доказательствами избрания собственниками помещений вышеуказанного многоквартирного жилого дома в качестве управляющей организации истца.
В связи с принятием собственниками помещений указанного жилого дома решения о выборе управляющей организации истец, в порядке, предусмотренном положениями статьи 162 ЖК РФ, заключил с ними договор управления многоквартирным домом.
Пунктом 10 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Анализ норм статьи 162 ЖК РФ позволяет сделать вывод о наличии у прежней управляющей организации обязанности по передаче технической документации на многоквартирный жилой дом и иных связанных с управлением таким домом документов вновь избранной управляющей организации.
Перечень технической и иной документации закреплен в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госкомитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, и в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее по тексту - Правила N 491).
Согласно пункту 24 Правил содержания общего имущества техническая документация на многоквартирный дом включает в себя: а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества (в первую очередь технический паспорт здания); б) документы (акты) о приемке результатов работ; в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям; г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома.
В пункте 26 Правил содержания общего имущества названы иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом: а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; б) выписка из реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка - 25.01.2006); г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременении, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременении, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута); д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии); е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
В пункте 1.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, дается перечень технической документации долговременного хранения:
- - план участка в масштабе 1:1000-1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем;
- - проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом;
- - акты приемки жилых домов от строительных организаций (при наличии);
- - акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику;
- - схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения);
- - паспорта готовности жилого дома к работе в осенне-зимний период;
- - паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок;
- - исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление).
Также выделяется техническая документация, заменяемая в связи с истечением срока ее действия (пункт 1.5.3): сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт; акты технических осмотров; журналы заявок жителей; протоколы измерения сопротивления электросетей; протоколы измерения вентиляции.
Помимо технической документации, отсутствие которой делает невозможным управление многоквартирным домом, ответчик также обязан передать и учетно-регистрационные документы.
В соответствии с пунктом 1.6 Правил собственники жилищного фонда или их уполномоченные лица должны своевременно вносить изменения в исполнительную документацию по планировке помещений, конструктивным элементам и инженерному оборудованию, возникающие в результате ремонтов, реконструкции, модернизации, перепланировки и повышения благоустройства с корректировкой технического паспорта на дома, строения и земельный участок.
Таким образом, наличие технической документации необходимо для осуществления функций управления многоквартирным жилым домом и его технической эксплуатации.
Вся документация, указанная истцом, непосредственно связана с управлением многоквартирным домом. Следовательно, она соответствует критерию назначения документации, установленному пунктом 26 Правил N 491.
Доказательств того, что истребуемая истцом в соответствии с пунктами 24, 26 Правил N 491, пунктом 1.5 Правил N 170 документация, не связана с управлением домом, в материалы дела не представлено.
Поскольку обязанность прежней управляющей организации передать вновь избранной управляющей организации техническую документацию на многоквартирный дом прямо установлена частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, то суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения требований истца.
Вместе с тем, возлагая обязанность по передаче вышеуказанной технической документации на многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Кимовск, ул. Толстого, д. 29, на ЗАО "Жилсистема" (в настоящее время - ООО "Жилсистема"), судом первой инстанции не учтено следующее.
Как указано выше, обязанность по передаче технической документации на многоквартирный жилой дом и иных связанных с управлением таким домом документов вновь избранной управляющей организации пунктом 10 статьи 162 ЖК возложена на прежнюю управляющую организацию.
Из материалов дела следует и установлено судом, что прежней управляющей организацией многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Кимовск, ул. Толстого, д. 29, являлось ЗАО "Жилсервис".
Вместе с тем ЗАО "Жилсервис" 17.07.2012 прекратило деятельность путем реорганизации в форме разделения на ЗАО "Жилсистема" и ЗАО "Жилстрой" (в настоящее время ООО "Жилсистема" и ООО "Жилстрой" соответственно).
Пунктом 3 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) предусмотрено, что при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.
В соответствии с расшифровкой к разделительному балансу, представленной в материалы дела (т. 1, л.д. 68-83), обязательства в отношении дома N 29 по ул. Толстого г. Кимовска (пункт 453) переданы ЗАО "Жилстрой".
То, что обязанным лицом по передаче технической документации в отношении указанного многоквартирного жилого дома является ООО "Жилстрой" им не отрицалось.
Более того, что часть документации ООО "Жилстрой" передало обществу, в связи с чем последнее уточнило исковые требования.
Доказательств того, что истребуемая в рамках настоящего дела техническая документация имеется у ООО "Жилсистема" истец в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил.
С учетом этого у суда первой инстанции отсутствовали достаточные правовые основания для возложения обязанности по передаче вышеуказанной технической документации на многоквартирный дом N 29 по ул. Толстого г. Кимовска на ЗАО "Жилсистема", в связи с чем решение суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене, а исковые требования, заявленные к ЗАО "Жилсистема" - оставлению без удовлетворения.
Доводы подателя апелляционной жалобы об отсутствии у последнего истребуемых документов отклоняются судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
При этом пунктом 24 данных Правил установлен перечень документации, содержащей сведения о составе и состоянии общего имущества, применительно к которому заявлены требования в рамках настоящего дела.
Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (пункт 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 N 17074/09, в случае предъявления товариществом собственников жилья требования о передаче технической документации должник (предшествующая управляющая организация) обязан передать ее кредитору (товариществу), а при ее отсутствии - восстановить за свой счет и передать кредитору (товариществу).
При этом судебная коллегия учитывает, что перечень технической документации, требование о предоставлении которой заявлено истцом соответствует вышеприведенным нормативно-правовым актам, в частности, Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, и Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Из материалов дела следует, что ООО "Светлый город" при обращении в Арбитражный суд Тульской области с настоящим иском уплатило государственную пошлину в сумме 4 000 рублей.
С учетом положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и результатов рассмотрения апелляционной жалобы решение суда в части взыскания с ЗАО "Жилсистема" в пользу ООО "Светлый город" расходов по уплате государственной пошлины в сумме 2 тысяч рублей следует отменить и дополнительно взыскать с ООО "Жилстрой" в пользу ООО "Светлый город" расходы по уплате госпошлины в сумме 2 000 рублей.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 21.07.2014 по делу N А68-595/14 отменить в части возложения на ЗАО "Жилсистема" обязанности передать ООО "Светлый город" в семидневный срок со дня вступления решения в законную силу следующую техническую документацию на многоквартирный жилой дом N 29 по ул. Толстого г. Кимовска Тульской области, а именно: информацию о гражданах, имеющих льготы по оплате, а также проживающих на основании договоров социального найма; документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества, в том числе технический паспорт; документы (акты) о приемке результатов работ, принятых ответчиком за период управления многоквартирным домом; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям за период управления ответчиком; копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; выписку из реестра, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; заверенную уполномоченным органом местного самоуправления копию градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка); проектную документацию или ее копию на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) дома; журнал (журналы) регистрации обращений граждан в аварийно-диспетчерскую службу (АДС/ОДС); план участка в масштабе 1:1000-1:2000 с жилым домом и сооружениями, расположенными на нем; проектно-сметную документацию и исполнительные чертежи на дом; акты приемки жилого дома от строительных организаций; акты технического состояния жилого дома на момент передачи жилищного фонда ответчику; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо, электроснабжения; паспорта на жилой дом, квартиры и земельный участок; исполнительные чертежи контуров заземления; сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт; акты технических осмотров; журналы заявок жителей; протоколы измерения сопротивления электросетей; протоколы измерения вентиляции.
В указанной части в удовлетворении исковых требований ООО "Светлый город" отказать.
Отменить решение суда в части взыскания с ЗАО "Жилсистема" в пользу ООО "Светлый город" расходов по уплате государственной пошлины в сумме 2 тысяч рублей и взыскать с ООО "Жилстрой" в пользу ООО "Светлый город" расходы по уплате госпошлины в сумме 2 000 рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
Судьи
К.А.ФЕДИН
Н.В.ЗАИКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)