Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Президиум Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего ФИО6,
членов президиума: ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11,
при секретаре ФИО12
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федерального казначейства по адрес, Федеральному казначейству Российской Федерации, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России, Министерству финансов Российской Федерации о признании права на получение мер социальной поддержки и возмещении расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения путем предоставления компенсации по поступившей дата кассационной жалобе Министерства финансов Российской Федерации на решение Стерлитамакского районного суда Республики Башкортостан от дата и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от дата.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Масагутова Б.Ф., выслушав пояснения представителя Министерства финансов Российской Федерации З. по доводам кассационной жалобы, мнение ФИО2, полагавшей судебные постановления законными и обоснованными, президиум
установил:
ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с иском к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по адрес (далее по тексту ГУ ФСИН России по РБ), Федеральному бюджетному учреждению "Стерлитамакская воспитательная колония ГУФСИН России по РБ" (далее по тексту ФБУ "СВК ГУФСИН России по РБ"), Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению федерального казначейства по адрес, Министерству финансов Российской Федерации, Федеральному казначейству Российской Федерации о признании права на получение мер социальной поддержки и возмещении расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения путем предоставления компенсации, указав, что им, как педагогическим работникам, была необоснованно прекращена выплата предусмотренной законом денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения.
Решением Стерлитамакского районного суда Республики Башкортостан от дата постановлено:
иск ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Министерству финансов Российской Федерации о признании права на получение мер социальной поддержки и возмещении расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения путем предоставления компенсации удовлетворить.
Признать за ФИО1, ФИО2, ФИО3 право на получение мер социальной поддержки и возмещение расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения путем предоставления компенсации.
Обязать Министерство финансов Российской Федерации предоставлять с дата ФИО1, ФИО2, ФИО3 компенсацию расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за счет казны Российской Федерации.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации компенсацию расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за период с дата по дата в пользу: ФИО1 - ....; ФИО3 - ....; ФИО2 - ...
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО1, ФИО2 расходы по уплате государственной пошлины по...., расходы по оплате услуг представителя по... всего.... каждой.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО3 расходы по уплате государственной пошлины....
В иске ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федерального казначейства по адрес, Федеральному казначейству Российской Федерации, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от дата указанное решение изменено в части взыскания с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за период с дата по дата в пользу: ФИО1 - ....; ФИО3 - ....
В измененной части решения суда взыскана с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации компенсация расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за период с дата по дата в пользу: ФИО1 - ....; ФИО3 - ....
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации ставит вопрос об отмене судебных постановлений ввиду их незаконности и необоснованности и указывает на то, что в решении суда не указана денежная сумма, подлежащая взысканию в пользу истцов с дата. Считает, что обязательство по предоставлению мер социальной поддержки и компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг должно было быть возложено на Федеральную службу исполнения наказаний. Полагает возложение обязанности по уплате государственной пошлины на казну Российской Федерации необоснованным.
Дело по кассационной жалобе истребовано судьей Верховного Суда Республики Башкортостан.
Определением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Масагутова Б.Ф. от дата кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - президиума Верховного Суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте проведения судебного заседания президиума Верховного Суда Республики Башкортостан заблаговременно и надлежащим образом. На основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса РФ президиум считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Президиум Верховного Суда Республики Башкортостан, рассмотрев дело в кассационном порядке, обсудив доводы кассационной жалобы, находит кассационную жалобу обоснованной.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Согласно подпункту 2 пункта 6 Постановления ФИО4 от дата N... "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности" в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет.
Данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и ФИО4 от дата N 437, от дата N... и другими нормативными правовыми актами государственных органов ФИО5.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от дата N... "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на первоочередное предоставление жилой площади. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 2 Федерального закона от дата N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем вторым статьи 8 Закона РСФСР от дата N 438-1 "О социальном развитии села", частями второй и третьей статьи 6 Закона Российской Федерации от дата N 4979-1 "О ветеринарии", подпунктом 6 пункта 1 статьи 36 Федерального закона от дата N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от дата N 12-ФЗ), устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Из материалов дела следует, что ФИО1 с дата до 1994 года; ФИО2 с дата по дата и ФИО3 с дата по дата работали педагогами в Стерлитамакской воспитательно-трудовой колонии-1.
...адрес Республики Башкортостан расположена в сельской местности, финансируется из федерального бюджета.
С дата истцам, являющимся пенсионерами, не предоставлялись меры социальной поддержки по оплате за жилье и коммунальные услуги.
В дата ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились с заявлениями в ГУФСИН России по РБ, ФБУ "СВК ГУФСИН России по РБ" о предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (т. 1 л.д. 7, 9, 64, 66).
дата ФБУ "СВК ГУФСИН России по РБ" и дата ГУФСИН России по РБ отказали в предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, ссылаясь на то, что расходный код бюджетной классификации на вышеуказанные цели законом не предусмотрен (т. 1 л.д. 8, 10, 36, 37, 65, 67).
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что финансовое обеспечение предоставления льгот педагогическим работникам должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета и отсутствие с дата по настоящее время бюджетного финансирования на указанные цели не может нарушать право истцов на бесплатное предоставление мер социальной поддержки.
Удовлетворяя требование истцов о взыскании сумм, произведенных в счет оплаты коммунальных услуг, жилого помещения, суд указал, что получение льгот, предусмотренных для ветеранов труда, не лишает истцов права на получение мер социальной поддержки как педагогических работников, работавших в сельской местности, вышедших на пенсию.
Судебная коллегия не согласилась с данным выводом суда, учитывая, что возможность одновременного получения ветераном льгот по нескольким статьям Федерального закона "О ветеранах", а также льгот, установленных другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами, предусматривалась пунктом 2 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах", который утратил силу с принятием данного Федерального закона в редакции от дата N 122-ФЗ.
Согласно пункту 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений, получавшие льготы по законодательству, действовавшему до дата, имели право на получение натуральных льгот по оплате жилой площади с отоплением и освещением. Данной правовой нормой для них не было предусмотрено право на суммирование разных льгот, предусмотренных Законом РФ "Об образовании" и другими законодательными актами.
После дата с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от дата N 122-ФЗ в том числе в Закон РФ "Об образовании", право на одновременное получение разных мер социальной поддержки по нескольким основаниям на педагогических работников образовательных учреждений также распространено не было.
ФИО1 произведена выплата по основанию "ветеран труда" за период с дата в размере...., ФИО3 в размере....
Судебная коллегия изменила решение суда в части взыскания компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за период дата путем вычета выплаченных сумм и определила к взысканию в пользу ФИО1 сумму...., ФИО3 - ...
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Между тем с решением суда в части возложения на Министерство финансов Российской Федерации обязанности по предоставлению с дата ФИО1, ФИО2, ФИО3 компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за счет казны Российской Федерации нельзя признать правильным, поскольку оно вынесено с существенным нарушением норм материального права.
Согласно части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу статьи 195 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда должно быть законным и обоснованным, при этом, исходя из смысла закона, решение суда должно быть исполнимым.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании пункта 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Суд апелляционной инстанции, оставляя без изменения решение суда в части возложения на Министерство финансов Российской Федерации обязанности по предоставлению с дата ФИО1, ФИО2, ФИО3 компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за счет казны Российской Федерации, не учел, что судом не установлен размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, что может породить невозможность точного исполнения решения суда, либо повлечь нарушение прав иных лиц.
В части взыскания с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истцов компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за период с дата по дата решение суда исполнено, что подтвердили в судебном заседании президиума ФИО2 и представитель Министерства финансов РФ ФИО14, в связи с чем решение в указанной части подлежит оставлению без изменения, поскольку в силу статьи 1 Протокола N... к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, никто не может быть лишен своего имущества, иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
Иные доводы кассационной жалобы нельзя признать обоснованными, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах президиум Верховного Суда Республики Башкортостан полагает, что решение Стерлитамакского районного суда Республики Башкортостан от дата и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от дата в части возложения на Министерство финансов Российской Федерации обязанности по предоставлению с дата ФИО1, ФИО2, ФИО3 компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за счет казны Российской Федерации не могут быть признаны законными и подлежат отмене, дело в указанной части направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, устранить допущенные нарушения, проверить доводы сторон, в том числе довод Министерства финансов Российской Федерации о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по делу, установить все значимые обстоятельства по делу, после чего при правильном применении закона вынести решение по делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Верховного Суда Республики Башкортостан,
постановил:
решение Стерлитамакского районного суда Республики Башкортостан от дата и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от дата в части возложения на Министерство финансов Российской Федерации обязанности по предоставлению с дата ФИО1, ФИО2, ФИО3 компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за счет казны Российской Федерации отменить, дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в тот же суд первой инстанции в ином составе судей.
Справка:
судья ФИО15
судебная коллегия: председательствующий судья - ФИО16, докладчик - ФИО18, ФИО17.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 26.11.2014 ПО ДЕЛУ N 44Г-237/2014, 4Г-3788/2014
Обстоятельства: Апелляционным определением решение суда изменено в части взыскания за счет казны РФ компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг.Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу N 44г-237/2014
Президиум Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего ФИО6,
членов президиума: ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11,
при секретаре ФИО12
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федерального казначейства по адрес, Федеральному казначейству Российской Федерации, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России, Министерству финансов Российской Федерации о признании права на получение мер социальной поддержки и возмещении расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения путем предоставления компенсации по поступившей дата кассационной жалобе Министерства финансов Российской Федерации на решение Стерлитамакского районного суда Республики Башкортостан от дата и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от дата.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Масагутова Б.Ф., выслушав пояснения представителя Министерства финансов Российской Федерации З. по доводам кассационной жалобы, мнение ФИО2, полагавшей судебные постановления законными и обоснованными, президиум
установил:
ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с иском к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по адрес (далее по тексту ГУ ФСИН России по РБ), Федеральному бюджетному учреждению "Стерлитамакская воспитательная колония ГУФСИН России по РБ" (далее по тексту ФБУ "СВК ГУФСИН России по РБ"), Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению федерального казначейства по адрес, Министерству финансов Российской Федерации, Федеральному казначейству Российской Федерации о признании права на получение мер социальной поддержки и возмещении расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения путем предоставления компенсации, указав, что им, как педагогическим работникам, была необоснованно прекращена выплата предусмотренной законом денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения.
Решением Стерлитамакского районного суда Республики Башкортостан от дата постановлено:
иск ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Министерству финансов Российской Федерации о признании права на получение мер социальной поддержки и возмещении расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения путем предоставления компенсации удовлетворить.
Признать за ФИО1, ФИО2, ФИО3 право на получение мер социальной поддержки и возмещение расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения путем предоставления компенсации.
Обязать Министерство финансов Российской Федерации предоставлять с дата ФИО1, ФИО2, ФИО3 компенсацию расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за счет казны Российской Федерации.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации компенсацию расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за период с дата по дата в пользу: ФИО1 - ....; ФИО3 - ....; ФИО2 - ...
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО1, ФИО2 расходы по уплате государственной пошлины по...., расходы по оплате услуг представителя по... всего.... каждой.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО3 расходы по уплате государственной пошлины....
В иске ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федерального казначейства по адрес, Федеральному казначейству Российской Федерации, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от дата указанное решение изменено в части взыскания с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за период с дата по дата в пользу: ФИО1 - ....; ФИО3 - ....
В измененной части решения суда взыскана с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации компенсация расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за период с дата по дата в пользу: ФИО1 - ....; ФИО3 - ....
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации ставит вопрос об отмене судебных постановлений ввиду их незаконности и необоснованности и указывает на то, что в решении суда не указана денежная сумма, подлежащая взысканию в пользу истцов с дата. Считает, что обязательство по предоставлению мер социальной поддержки и компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг должно было быть возложено на Федеральную службу исполнения наказаний. Полагает возложение обязанности по уплате государственной пошлины на казну Российской Федерации необоснованным.
Дело по кассационной жалобе истребовано судьей Верховного Суда Республики Башкортостан.
Определением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Масагутова Б.Ф. от дата кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - президиума Верховного Суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте проведения судебного заседания президиума Верховного Суда Республики Башкортостан заблаговременно и надлежащим образом. На основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса РФ президиум считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Президиум Верховного Суда Республики Башкортостан, рассмотрев дело в кассационном порядке, обсудив доводы кассационной жалобы, находит кассационную жалобу обоснованной.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Согласно подпункту 2 пункта 6 Постановления ФИО4 от дата N... "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности" в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет.
Данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и ФИО4 от дата N 437, от дата N... и другими нормативными правовыми актами государственных органов ФИО5.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от дата N... "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на первоочередное предоставление жилой площади. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 2 Федерального закона от дата N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем вторым статьи 8 Закона РСФСР от дата N 438-1 "О социальном развитии села", частями второй и третьей статьи 6 Закона Российской Федерации от дата N 4979-1 "О ветеринарии", подпунктом 6 пункта 1 статьи 36 Федерального закона от дата N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от дата N 12-ФЗ), устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Из материалов дела следует, что ФИО1 с дата до 1994 года; ФИО2 с дата по дата и ФИО3 с дата по дата работали педагогами в Стерлитамакской воспитательно-трудовой колонии-1.
...адрес Республики Башкортостан расположена в сельской местности, финансируется из федерального бюджета.
С дата истцам, являющимся пенсионерами, не предоставлялись меры социальной поддержки по оплате за жилье и коммунальные услуги.
В дата ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились с заявлениями в ГУФСИН России по РБ, ФБУ "СВК ГУФСИН России по РБ" о предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (т. 1 л.д. 7, 9, 64, 66).
дата ФБУ "СВК ГУФСИН России по РБ" и дата ГУФСИН России по РБ отказали в предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, ссылаясь на то, что расходный код бюджетной классификации на вышеуказанные цели законом не предусмотрен (т. 1 л.д. 8, 10, 36, 37, 65, 67).
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что финансовое обеспечение предоставления льгот педагогическим работникам должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета и отсутствие с дата по настоящее время бюджетного финансирования на указанные цели не может нарушать право истцов на бесплатное предоставление мер социальной поддержки.
Удовлетворяя требование истцов о взыскании сумм, произведенных в счет оплаты коммунальных услуг, жилого помещения, суд указал, что получение льгот, предусмотренных для ветеранов труда, не лишает истцов права на получение мер социальной поддержки как педагогических работников, работавших в сельской местности, вышедших на пенсию.
Судебная коллегия не согласилась с данным выводом суда, учитывая, что возможность одновременного получения ветераном льгот по нескольким статьям Федерального закона "О ветеранах", а также льгот, установленных другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами, предусматривалась пунктом 2 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах", который утратил силу с принятием данного Федерального закона в редакции от дата N 122-ФЗ.
Согласно пункту 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений, получавшие льготы по законодательству, действовавшему до дата, имели право на получение натуральных льгот по оплате жилой площади с отоплением и освещением. Данной правовой нормой для них не было предусмотрено право на суммирование разных льгот, предусмотренных Законом РФ "Об образовании" и другими законодательными актами.
После дата с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от дата N 122-ФЗ в том числе в Закон РФ "Об образовании", право на одновременное получение разных мер социальной поддержки по нескольким основаниям на педагогических работников образовательных учреждений также распространено не было.
ФИО1 произведена выплата по основанию "ветеран труда" за период с дата в размере...., ФИО3 в размере....
Судебная коллегия изменила решение суда в части взыскания компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за период дата путем вычета выплаченных сумм и определила к взысканию в пользу ФИО1 сумму...., ФИО3 - ...
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Между тем с решением суда в части возложения на Министерство финансов Российской Федерации обязанности по предоставлению с дата ФИО1, ФИО2, ФИО3 компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за счет казны Российской Федерации нельзя признать правильным, поскольку оно вынесено с существенным нарушением норм материального права.
Согласно части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу статьи 195 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда должно быть законным и обоснованным, при этом, исходя из смысла закона, решение суда должно быть исполнимым.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании пункта 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Суд апелляционной инстанции, оставляя без изменения решение суда в части возложения на Министерство финансов Российской Федерации обязанности по предоставлению с дата ФИО1, ФИО2, ФИО3 компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за счет казны Российской Федерации, не учел, что судом не установлен размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, что может породить невозможность точного исполнения решения суда, либо повлечь нарушение прав иных лиц.
В части взыскания с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истцов компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за период с дата по дата решение суда исполнено, что подтвердили в судебном заседании президиума ФИО2 и представитель Министерства финансов РФ ФИО14, в связи с чем решение в указанной части подлежит оставлению без изменения, поскольку в силу статьи 1 Протокола N... к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, никто не может быть лишен своего имущества, иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
Иные доводы кассационной жалобы нельзя признать обоснованными, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах президиум Верховного Суда Республики Башкортостан полагает, что решение Стерлитамакского районного суда Республики Башкортостан от дата и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от дата в части возложения на Министерство финансов Российской Федерации обязанности по предоставлению с дата ФИО1, ФИО2, ФИО3 компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за счет казны Российской Федерации не могут быть признаны законными и подлежат отмене, дело в указанной части направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, устранить допущенные нарушения, проверить доводы сторон, в том числе довод Министерства финансов Российской Федерации о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по делу, установить все значимые обстоятельства по делу, после чего при правильном применении закона вынести решение по делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Верховного Суда Республики Башкортостан,
постановил:
решение Стерлитамакского районного суда Республики Башкортостан от дата и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от дата в части возложения на Министерство финансов Российской Федерации обязанности по предоставлению с дата ФИО1, ФИО2, ФИО3 компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за счет казны Российской Федерации отменить, дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в тот же суд первой инстанции в ином составе судей.
Справка:
судья ФИО15
судебная коллегия: председательствующий судья - ФИО16, докладчик - ФИО18, ФИО17.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)