Судебные решения, арбитраж
Реорганизация, объединение, ликвидация товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сафина Н.Н.,
судей Мосунова С.В., Савкиной М.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего ТСЖ "Водстрой" Якушева Валерия Владимировича
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.09.2014 (судья Середа Н.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2014 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Комнатная Ю.А., Смирников А.В.)
по делу N А12-27329/2014
по заявлению конкурсного управляющего ТСЖ "Водстрой" Якушева Валерия Владимировича (ИНН <...>, ОГРН <...>), г. Волгоград, к инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда (ОГРН 1043400306223, ИНН 3443077223) о признании незаконным бездействия,
установил:
конкурсный управляющий ТСЖ "Водстрой" Якушев В.В. (далее - Якушев В.В., конкурсный управляющий, заявитель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда (далее - налоговый орган) о признании незаконными действий, связанных с отказом по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц изменений по смене лица, имеющего право действовать без доверенности от имени ТСЖ "Водстрой" - конкурсного управляющего с Аюпова Р.Г. на Якушева В.В., выраженных в письме от 04.07.2014 N 19-20/18717. В порядке восстановления нарушенного права конкурсный управляющий просит обязать ответчика внести в ЕГРЮЛ соответствующие изменения.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 01.09.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Якушев В.В. обратился в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, определением Арбитражного суда Волгоградской области от 12.05.2014 по делу N А12-30195/2012 конкурсным управляющим ТСЖ "Водстрой" утвержден Якушев В.В.
Конкурсный управляющий Якушев В.В. обратился в налоговый орган с заявлением от 26.05.2014 о внесении в ЕГРЮЛ сведений о нем как о конкурсном управляющем ТСЖ "Водстрой", имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица.
Налоговый орган письмом от 04.07.2014 N 19-20/18717 со ссылкой на положения Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предложил конкурсному управляющему представить заявление по форме Р14001.
Посчитав указанный ответ как уклонение от государственной регистрации сведений, Якушев В.В. обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) регламентирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров, в том числе Единого государственного реестра юридических лиц.
Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ установлен перечень сведений и документов о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ. Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации (пункт 4 названной нормы).
Порядок утверждения арбитражного управляющего в деле о банкротстве, его освобождения и отстранения от исполнения обязанностей регламентирован Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ).
Ни Федеральный закон N 129-ФЗ, ни Федеральный закон N 127-ФЗ не предусматривают исключений из установленного порядка регистрации сведений, вносимых в ЕГРЮЛ по заявлению арбитражных управляющих.
Следовательно, изложенные в письме налогового органа от 04.07.2014 N 19-20/18717 разъяснения о необходимости представления в целях государственной регистрации заявления по форме Р14001 соответствуют Закону о государственной регистрации, и у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали предусмотренные частью 2 статьи 201 АПК РФ основания для признания действий регистрирующего органа незаконными.
Довод заявителя о том, что Федеральный закон N 127-ФЗ имеет приоритетное значение по отношению к Федеральному закону N 129-ФЗ, является ошибочным. Данные законы регулируют различные общественные отношения, при этом Закон о банкротстве не регулирует порядок государственной регистрации юридических лиц и порядок внесения записей в ЕГРЮЛ (за исключением порядка внесения записи в реестр о ликвидации должника по завершении конкурсного производства - статья 149 Закона о банкротстве).
Так как конкурсный управляющий является лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица - должника, в случае изменения сведений о нем (в том числе в связи с утверждением в деле о банкротстве нового конкурсного управляющего) в ЕГРЮЛ в установленном законом порядке должны быть внесены соответствующие изменения.
Налоговый орган как уполномоченный орган Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом N 129-ФЗ осуществляет государственную регистрацию юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственную регистрацию при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Регистрация сведений, вносимых в единые государственные реестры, производится в порядке и на основаниях, установленных этим Законом. Определение арбитражного суда об утверждении конкурсного управляющего, обязательное для исполнения всеми лицам на территории Российской Федерации в силу статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является только одним из оснований совершения регистрационных действий, при этом должен быть соблюден установленный законом порядок регистрации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица (в частности, сведений о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица), в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, - N Р14001, утвержденной Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".
В силу пункта 1.1 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Следовательно, действующим законодательством установлен заявительный порядок внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает возможность совершения регистрирующим органом данных действий в отсутствие заявления по форме N Р14001.
Оформление заявления не требуется лишь в случае изменения паспортных данных (в том числе в связи с изменением фамилии, имени, отчества физического лица) и сведений о месте жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (абзац пятый пункта 4 статьи 5 Закона о государственной регистрации).
Поскольку резолютивная часть определения от 12.05.2014 не содержит указание суда на обязанность регистрирующего органа внести в ЕГРЮЛ изменения, касающиеся сведений о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени общества, судом в рамках дела о банкротстве лишь разрешен вопрос об утверждении конкурсного управляющего, поэтому налоговый орган обоснованно указал, что не вправе самостоятельно определять перечень информации, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ отсутствие заявления, поданного по установленной форме, с соблюдением установленного законом порядка обращения в регистрирующий орган, препятствует совершению регистрационных действий и является основанием для отказа в их совершении.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
Поскольку при принятии кассационной жалобы заявителю была предоставлена отсрочка в уплате государственной пошлины, государственная пошлина подлежит взысканию с него в доход федерального бюджета в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.09.2014, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2014 по делу N А12-27329/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с конкурсного управляющего ТСЖ "Водстрой" Якушева Валерия Владимировича в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции в размере 1500 руб.
В соответствии с частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражному суду Волгоградской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Н.Н.САФИН
Судьи
С.В.МОСУНОВ
М.А.САВКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 12.03.2015 N Ф06-21336/2013 ПО ДЕЛУ N А12-27329/2014
Разделы:Реорганизация, объединение, ликвидация товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 марта 2015 г. N Ф06-21336/2013
Дело N А12-27329/2014
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сафина Н.Н.,
судей Мосунова С.В., Савкиной М.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего ТСЖ "Водстрой" Якушева Валерия Владимировича
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.09.2014 (судья Середа Н.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2014 (председательствующий судья Цуцкова М.Г., судьи Комнатная Ю.А., Смирников А.В.)
по делу N А12-27329/2014
по заявлению конкурсного управляющего ТСЖ "Водстрой" Якушева Валерия Владимировича (ИНН <...>, ОГРН <...>), г. Волгоград, к инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда (ОГРН 1043400306223, ИНН 3443077223) о признании незаконным бездействия,
установил:
конкурсный управляющий ТСЖ "Водстрой" Якушев В.В. (далее - Якушев В.В., конкурсный управляющий, заявитель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда (далее - налоговый орган) о признании незаконными действий, связанных с отказом по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц изменений по смене лица, имеющего право действовать без доверенности от имени ТСЖ "Водстрой" - конкурсного управляющего с Аюпова Р.Г. на Якушева В.В., выраженных в письме от 04.07.2014 N 19-20/18717. В порядке восстановления нарушенного права конкурсный управляющий просит обязать ответчика внести в ЕГРЮЛ соответствующие изменения.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 01.09.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Якушев В.В. обратился в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, определением Арбитражного суда Волгоградской области от 12.05.2014 по делу N А12-30195/2012 конкурсным управляющим ТСЖ "Водстрой" утвержден Якушев В.В.
Конкурсный управляющий Якушев В.В. обратился в налоговый орган с заявлением от 26.05.2014 о внесении в ЕГРЮЛ сведений о нем как о конкурсном управляющем ТСЖ "Водстрой", имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица.
Налоговый орган письмом от 04.07.2014 N 19-20/18717 со ссылкой на положения Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предложил конкурсному управляющему представить заявление по форме Р14001.
Посчитав указанный ответ как уклонение от государственной регистрации сведений, Якушев В.В. обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) регламентирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров, в том числе Единого государственного реестра юридических лиц.
Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ установлен перечень сведений и документов о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ. Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации (пункт 4 названной нормы).
Порядок утверждения арбитражного управляющего в деле о банкротстве, его освобождения и отстранения от исполнения обязанностей регламентирован Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ).
Ни Федеральный закон N 129-ФЗ, ни Федеральный закон N 127-ФЗ не предусматривают исключений из установленного порядка регистрации сведений, вносимых в ЕГРЮЛ по заявлению арбитражных управляющих.
Следовательно, изложенные в письме налогового органа от 04.07.2014 N 19-20/18717 разъяснения о необходимости представления в целях государственной регистрации заявления по форме Р14001 соответствуют Закону о государственной регистрации, и у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали предусмотренные частью 2 статьи 201 АПК РФ основания для признания действий регистрирующего органа незаконными.
Довод заявителя о том, что Федеральный закон N 127-ФЗ имеет приоритетное значение по отношению к Федеральному закону N 129-ФЗ, является ошибочным. Данные законы регулируют различные общественные отношения, при этом Закон о банкротстве не регулирует порядок государственной регистрации юридических лиц и порядок внесения записей в ЕГРЮЛ (за исключением порядка внесения записи в реестр о ликвидации должника по завершении конкурсного производства - статья 149 Закона о банкротстве).
Так как конкурсный управляющий является лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица - должника, в случае изменения сведений о нем (в том числе в связи с утверждением в деле о банкротстве нового конкурсного управляющего) в ЕГРЮЛ в установленном законом порядке должны быть внесены соответствующие изменения.
Налоговый орган как уполномоченный орган Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом N 129-ФЗ осуществляет государственную регистрацию юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственную регистрацию при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Регистрация сведений, вносимых в единые государственные реестры, производится в порядке и на основаниях, установленных этим Законом. Определение арбитражного суда об утверждении конкурсного управляющего, обязательное для исполнения всеми лицам на территории Российской Федерации в силу статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является только одним из оснований совершения регистрационных действий, при этом должен быть соблюден установленный законом порядок регистрации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица (в частности, сведений о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица), в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, - N Р14001, утвержденной Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".
В силу пункта 1.1 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Следовательно, действующим законодательством установлен заявительный порядок внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает возможность совершения регистрирующим органом данных действий в отсутствие заявления по форме N Р14001.
Оформление заявления не требуется лишь в случае изменения паспортных данных (в том числе в связи с изменением фамилии, имени, отчества физического лица) и сведений о месте жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (абзац пятый пункта 4 статьи 5 Закона о государственной регистрации).
Поскольку резолютивная часть определения от 12.05.2014 не содержит указание суда на обязанность регистрирующего органа внести в ЕГРЮЛ изменения, касающиеся сведений о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени общества, судом в рамках дела о банкротстве лишь разрешен вопрос об утверждении конкурсного управляющего, поэтому налоговый орган обоснованно указал, что не вправе самостоятельно определять перечень информации, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ отсутствие заявления, поданного по установленной форме, с соблюдением установленного законом порядка обращения в регистрирующий орган, препятствует совершению регистрационных действий и является основанием для отказа в их совершении.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
Поскольку при принятии кассационной жалобы заявителю была предоставлена отсрочка в уплате государственной пошлины, государственная пошлина подлежит взысканию с него в доход федерального бюджета в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.09.2014, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2014 по делу N А12-27329/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с конкурсного управляющего ТСЖ "Водстрой" Якушева Валерия Владимировича в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции в размере 1500 руб.
В соответствии с частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражному суду Волгоградской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Н.Н.САФИН
Судьи
С.В.МОСУНОВ
М.А.САВКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)