Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.,
судей Жуковой Т.В., Смирновой Я.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: Ершовой Е.И.,
при участии:
- от истца: Филюшин А.В., доверенность от 31.03.2014;
- от ответчика: Слободин А.В., доверенность от 20.06.2014; Латынина А.Н., доверенность от 17.01.2014;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11464/2014) товарищества собственников жилья "Звенигородская 2/44" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.03.2014 по делу N А56-70170/2013 (судья Ульянова М.Н.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Центрального района"
к товариществу собственников жилья "Звенигородская 2/44"
о взыскании 3 693 711 рублей 29 копеек задолженности,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Центрального района" (далее - ООО "Жилкомсервис N 2 Центрального района") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с товарищества собственников жилья "Звенигородская 2/44" (далее - ТСЖ "Звенигородская 2/44"), с учетом принятых судом уточнений, 2 344 631 рубля 22 копеек задолженности.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.03.2014 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе ТСЖ "Звенигородская 2/44" просит решение отменить, в иске отказать, так как договор предусматривающий обязанность ответчика оплачивать в пользу истца коммунальные услуги не заключался; ответчик не является лицом, обязанным вносить плату за жилое помещение; у ответчика отсутствует неосновательное обогащение за счет истца.
Апелляционным судом приобщены к делу доказательства оплаты собственниками помещений многоквартирного дома управляющей организации.
ООО "Жилкомсервис N 2 Центрального района" возражает против удовлетворения жалобы, указав, что оно не имеет возможности взыскать плату за коммунальный ресурс и услуги сторонних организаций непосредственно с собственников помещений, поскольку по нескольким искам в мировой суд он получил отказ.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.03.2014 проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 22.11.2007 решением общего собрания собственников помещения в многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 2/44, в качестве управляющей организации избрано ОАО "Жилкомсервис N 2 Центрального района", что подтверждается протоколом N 1 от 22.11.2007 общего собрания собственников помещения. На основании данного протокола, был заключен договор на управление многоквартирным домом между Управляющей организацией и собственниками многоквартирного дома.
В марте 2011 года для цели управления жилым домом по адресу: Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 2/44 было учреждено ТСЖ "Звенигородская 2/44", которое зарегистрировано МИФНС N 15 России по Санкт-Петербургу 01.03.2011. Процесс передачи управления имуществом многоквартирного дома затянулся, и поскольку до 21.08.2012 техническая документация по дому не была передана ТСЖ, управление и обслуживание дома продолжало осуществлять ООО "Жилкомсервис N 2 Центрального района".
ООО "Жилкомсервис N 2 Центрального района", передав ТСЖ "Звенигородская 2/44" 21.08.2012 техническую документацию, 28.08.2012 направило письмо Главе администрации Центрального района Санкт-Петербурга, в котором сообщило, что многоквартирный дом по адресу: Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 2/44 передан в управление ТСЖ "Звенигородская 2/44" 21.08.2012.
В период с 01.03.2011 по 21.08.2012 управляющая организация продолжала осуществлять управление и обслуживание имущества многоквартирного дома, а жильцы, как полагает истец, в период с 01.03.2011 по 21.08.2012 оплачивали коммунальные услуги и плату за содержание дома ТСЖ "Звенигородская 2/44". Данное обстоятельство повлекло обращение ООО "Жилкомсервис N 2 Центрального района" в арбитражный суд с иском о взыскании с ТСЖ "Звенигородская 2/44" 2 344 631 рубля 22 копеек задолженности.
Суд первой инстанции иск удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции решение отменил и в иске отказал ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:
1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;
2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;
3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;
4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;
5) собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Из системного толкования пункта 1 статьи 135, подпункта 1 пункта 1 статьи 137 и подпункта 4 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ следует, что товарищество собственников жилья не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ и представляет законные интересы собственников жилых помещений в договорных отношениях с ресурсоснабжающей, обслуживающей и прочими организациями. Момент возникновения у ТСЖ обязанности по внесению платы за коммунальные услуги ЖК РФ не определяет.
В соответствии с пунктом 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, далее - Правила) управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в том числе предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме; способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме; управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 Кодекса.
Из содержания приведенных норм следует, что управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими поставку коммунальных ресурсов, в связи с чем предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с пунктом 13 Правил предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Пункт 30 Правил предписывает, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный в письменной форме, вступает в силу и является обязательным для сторон со дня его подписания обеими сторонами. Условиями такого договора может быть предусмотрено, что права и обязанности сторон возникают с более поздней даты после даты вступления этого договора в силу.
Согласно пункту 19 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124, при установлении в договоре ресурсоснабжения условий, касающихся начала поставки коммунального ресурса, учитывается, что поставка коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения, заключенному с управляющей организацией, осуществляется с даты, указанной в договоре ресурсоснабжения, которая не может быть ранее даты, с которой у управляющей организации возникает обязанность предоставлять коммунальные услуги потребителям.
Закрепленное правило о том, что управляющая организация приступает к предоставлению коммунальных услуг с даты, указанной в решении общего собрания о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией, основывается на носящих специальный характер положениях части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласуется с системой находящихся в очевидной взаимосвязи нормативных положений и не может расцениваться как нарушающее установленный решением общего собрания порядок ведения управления управляющей организацией.
Частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Как следует из представленных в апелляционный суд копий квитанций на оплату коммунальных и прочих услуг, часть собственников помещений многоквартирного дома продолжали оплату коммунальных ресурсов ООО "Жилкомсервис N 2 Центрального района" через ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" за период с 01.03.2011 по 21.08.2012. В то же время, цена иска определена расчетным путем без учета поступивших платежей. Объяснение представителя истца о том, что полученные средства могут быть истребованы обратно собственниками помещений, не принято во внимание с учетом приведенной нормы части 7.1 статьи 155 ЖК РФ.
В период с 01.03.2011 по 21.08.2012 ТСЖ договоров с ресурсоснабжающими организациями не заключало, обязательств об оплате в интересах собственников помещений МКД - не принимало, плату за коммунальные услуги и ресурсы не принимало. Иск не доказан по праву и размеру.
В связи с удовлетворением жалобы, на ООО "Жилкомсервис N 2 Центрального района" возлагаются расходы по уплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.03.2014 по делу N А56-70170/2013 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Центрального района" (ОГРН 1089847181148, ИНН 7840389346) в пользу товарищества собственников жилья "Звенигородская 2/44" (ОГРН 1117847069350, ИНН 7840447301) 2 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
С.И.НЕСМИЯН
Судьи
Т.В.ЖУКОВА
Я.Г.СМИРНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.06.2014 ПО ДЕЛУ N А56-70170/2013
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2014 г. по делу N А56-70170/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.,
судей Жуковой Т.В., Смирновой Я.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: Ершовой Е.И.,
при участии:
- от истца: Филюшин А.В., доверенность от 31.03.2014;
- от ответчика: Слободин А.В., доверенность от 20.06.2014; Латынина А.Н., доверенность от 17.01.2014;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11464/2014) товарищества собственников жилья "Звенигородская 2/44" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.03.2014 по делу N А56-70170/2013 (судья Ульянова М.Н.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Центрального района"
к товариществу собственников жилья "Звенигородская 2/44"
о взыскании 3 693 711 рублей 29 копеек задолженности,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Центрального района" (далее - ООО "Жилкомсервис N 2 Центрального района") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с товарищества собственников жилья "Звенигородская 2/44" (далее - ТСЖ "Звенигородская 2/44"), с учетом принятых судом уточнений, 2 344 631 рубля 22 копеек задолженности.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.03.2014 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе ТСЖ "Звенигородская 2/44" просит решение отменить, в иске отказать, так как договор предусматривающий обязанность ответчика оплачивать в пользу истца коммунальные услуги не заключался; ответчик не является лицом, обязанным вносить плату за жилое помещение; у ответчика отсутствует неосновательное обогащение за счет истца.
Апелляционным судом приобщены к делу доказательства оплаты собственниками помещений многоквартирного дома управляющей организации.
ООО "Жилкомсервис N 2 Центрального района" возражает против удовлетворения жалобы, указав, что оно не имеет возможности взыскать плату за коммунальный ресурс и услуги сторонних организаций непосредственно с собственников помещений, поскольку по нескольким искам в мировой суд он получил отказ.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.03.2014 проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 22.11.2007 решением общего собрания собственников помещения в многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 2/44, в качестве управляющей организации избрано ОАО "Жилкомсервис N 2 Центрального района", что подтверждается протоколом N 1 от 22.11.2007 общего собрания собственников помещения. На основании данного протокола, был заключен договор на управление многоквартирным домом между Управляющей организацией и собственниками многоквартирного дома.
В марте 2011 года для цели управления жилым домом по адресу: Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 2/44 было учреждено ТСЖ "Звенигородская 2/44", которое зарегистрировано МИФНС N 15 России по Санкт-Петербургу 01.03.2011. Процесс передачи управления имуществом многоквартирного дома затянулся, и поскольку до 21.08.2012 техническая документация по дому не была передана ТСЖ, управление и обслуживание дома продолжало осуществлять ООО "Жилкомсервис N 2 Центрального района".
ООО "Жилкомсервис N 2 Центрального района", передав ТСЖ "Звенигородская 2/44" 21.08.2012 техническую документацию, 28.08.2012 направило письмо Главе администрации Центрального района Санкт-Петербурга, в котором сообщило, что многоквартирный дом по адресу: Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 2/44 передан в управление ТСЖ "Звенигородская 2/44" 21.08.2012.
В период с 01.03.2011 по 21.08.2012 управляющая организация продолжала осуществлять управление и обслуживание имущества многоквартирного дома, а жильцы, как полагает истец, в период с 01.03.2011 по 21.08.2012 оплачивали коммунальные услуги и плату за содержание дома ТСЖ "Звенигородская 2/44". Данное обстоятельство повлекло обращение ООО "Жилкомсервис N 2 Центрального района" в арбитражный суд с иском о взыскании с ТСЖ "Звенигородская 2/44" 2 344 631 рубля 22 копеек задолженности.
Суд первой инстанции иск удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции решение отменил и в иске отказал ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:
1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;
2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;
3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;
4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;
5) собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Из системного толкования пункта 1 статьи 135, подпункта 1 пункта 1 статьи 137 и подпункта 4 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ следует, что товарищество собственников жилья не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ и представляет законные интересы собственников жилых помещений в договорных отношениях с ресурсоснабжающей, обслуживающей и прочими организациями. Момент возникновения у ТСЖ обязанности по внесению платы за коммунальные услуги ЖК РФ не определяет.
В соответствии с пунктом 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, далее - Правила) управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в том числе предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме; способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме; управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 Кодекса.
Из содержания приведенных норм следует, что управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими поставку коммунальных ресурсов, в связи с чем предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с пунктом 13 Правил предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Пункт 30 Правил предписывает, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный в письменной форме, вступает в силу и является обязательным для сторон со дня его подписания обеими сторонами. Условиями такого договора может быть предусмотрено, что права и обязанности сторон возникают с более поздней даты после даты вступления этого договора в силу.
Согласно пункту 19 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124, при установлении в договоре ресурсоснабжения условий, касающихся начала поставки коммунального ресурса, учитывается, что поставка коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения, заключенному с управляющей организацией, осуществляется с даты, указанной в договоре ресурсоснабжения, которая не может быть ранее даты, с которой у управляющей организации возникает обязанность предоставлять коммунальные услуги потребителям.
Закрепленное правило о том, что управляющая организация приступает к предоставлению коммунальных услуг с даты, указанной в решении общего собрания о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией, основывается на носящих специальный характер положениях части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласуется с системой находящихся в очевидной взаимосвязи нормативных положений и не может расцениваться как нарушающее установленный решением общего собрания порядок ведения управления управляющей организацией.
Частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Как следует из представленных в апелляционный суд копий квитанций на оплату коммунальных и прочих услуг, часть собственников помещений многоквартирного дома продолжали оплату коммунальных ресурсов ООО "Жилкомсервис N 2 Центрального района" через ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" за период с 01.03.2011 по 21.08.2012. В то же время, цена иска определена расчетным путем без учета поступивших платежей. Объяснение представителя истца о том, что полученные средства могут быть истребованы обратно собственниками помещений, не принято во внимание с учетом приведенной нормы части 7.1 статьи 155 ЖК РФ.
В период с 01.03.2011 по 21.08.2012 ТСЖ договоров с ресурсоснабжающими организациями не заключало, обязательств об оплате в интересах собственников помещений МКД - не принимало, плату за коммунальные услуги и ресурсы не принимало. Иск не доказан по праву и размеру.
В связи с удовлетворением жалобы, на ООО "Жилкомсервис N 2 Центрального района" возлагаются расходы по уплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.03.2014 по делу N А56-70170/2013 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Центрального района" (ОГРН 1089847181148, ИНН 7840389346) в пользу товарищества собственников жилья "Звенигородская 2/44" (ОГРН 1117847069350, ИНН 7840447301) 2 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
С.И.НЕСМИЯН
Судьи
Т.В.ЖУКОВА
Я.Г.СМИРНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)