Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец ссылался на то, что на спорном участке дороги имелось множество ям, выбоин и просадок грунта размером более установленных стандартов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
В суде первой инстанции слушал дело судья: Королева И.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе
председательствующего Дорожко С.И.
судей Масловой Т.В., Железовского С.И.
при секретаре Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании 22.10.2014 г. в гор. Хабаровске гражданское дело по иску прокурора Индустриального района гор. Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к администрации гор. Хабаровска о возложении обязанности провести ремонтные дорожные работы в районе дома N 15 по ул. Иртышской в гор. Хабаровске, по апелляционному представлению прокурора Индустриального района гор. Хабаровска на решение Центрального районного суда гор. Хабаровска от 10 июля 2014 года.
Заслушав доклад судьи С.И. Железовского, пояснения прокурора Максименко Е.В., представителя Администрации гор. Хабаровска Г.Н.Б., представителя ООО "Амурлифт" С. судебная коллегия
установила:
Прокурор Индустриального района г. Хабаровска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации г. Хабаровска о возложении обязанности провести ремонтные дорожные работы в районе дома N 15 по ул. Иртышской в г. Хабаровске.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения проверки установлено, что на участке дороги, прилегающей к дому N 15 по ул. Иртышской г. Хабаровска имеется множество ям, выбоин и просадок грунта размером более установленных стандартов, т.е. более по длине 15 см, ширине 60 см, глубине 5 см, что является нарушением требований ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения". Земельный участок, на котором находится указанный участок дороги, не разграничен, в управляющей организации ООО управляющая компания "Амурлифт" при заключении договора управления не передавался, кадастрового паспорта не имеет. Непринятие городским округом "Город Хабаровск" мер по ремонту и надлежащему содержанию автомобильных дорог местного значения, находящихся в пределах границ городского поселения влечет нарушение прав гражданина и муниципального образования на обеспечение безопасности дорожного движения и благоустройства. Просил суд обязать администрацию городского округа "Город Хабаровск" организовать работы по приведению дорожного полотна в районе дома N 15 г.Хабаровска по ул.Иртышской в соответствии с ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от 28.05.2014 года по данному делу в качестве третьего лица привлечено ООО "Амурлифт".
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 10 июля 2014 года в удовлетворении исковых требований прокурора отказано.
В апелляционном представлении прокурор просит решение суда отменить, принять новое решение, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Указывает, что автомобильные дороги в границах городского округа "Город Хабаровск", а также автомобильные дороги в пределах жилых районов и микрорайонов города Хабаровска, относятся к автомобильным дорогам общего пользования. Согласно данных публичной кадастровой карты, дорога в районе ул. Иртышской, 15, расположенная в границах города Хабаровска, является проездом ко всем прилежащим домам, следовательно, относится к дорогам общего пользования.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционного представления представитель администрации г. Хабаровска полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения. Указывает, что в соответствии с данными кадастрового паспорта земельного участка кадастровый учет земельного участка произведен, в результате чего земельному участку присвоен кадастровый номер N; правообладателями спорного земельного участка являются собственники помещений в многоквартирном доме на праве общедолевой собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражений, выслушав пояснения участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденные Постановлением Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации N от ДД.ММ.ГГГГ., покрытия проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине 60 см, глубине 5 см.
Судом установлено, что на участке дороги, прилегаемой к дому N 15 по ул. Иртышской г. Хабаровска, имеется множество ям, выбоин и просадок грунта, превышающих предельные допустимые размеры, что является нарушением требований ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
Данные нарушения подтверждаются актом, составленным ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Индустриального района г. Хабаровска совместно с главным инженером ООО Управляющая компания "Амурлифт" К. и не оспариваются ответчиком.
Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что ремонт дорожного полотна придомовой территории у многоквартирного дома к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений не относится, а поскольку подъездной путь не является участком дороги, находящимся в муниципальной собственности, соответственно не может содержаться органом местного самоуправления, пришел к выводу о необоснованности заявленных прокурором исковых требований.
Судебная коллегия с подобным выводом суда не соглашается по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом, полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно п. 2 ч. 2, ч. 4 ст. 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципального образования могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов городского округа, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 51 указанного закона, орган местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ст. ст. 3, 13, 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Исходя из изложенных норм права, бремя финансирования всех мероприятий по содержанию дорожной деятельности, в отношении автомобильных дорог местного значения городского округа "Город Хабаровск", а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено на муниципальное образование и осуществляется за счет принимаемого с этой целью бюджета города.
В соответствии с Уставом городского округа "Город Хабаровск" администрация города Хабаровская является исполнительно-распорядительным органом городского округа, к полномочиям которой относится управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 9 Устава городского округа "Город Хабаровск" к вопросам местного значения города Хабаровска относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Хабаровска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.1 Положения об Управлении дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска, утвержденного распоряжением Администрации г. Хабаровска от 25.05.2010 N 407-р, Управление дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска является структурным подразделением администрации г. Хабаровска. В соответствии с п. 1.3 Управление создано с целью осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.1.7 вышеуказанного Положения Управление выполняет функции муниципального заказчика в пределах средств, предусмотренных в бюджете города, при производстве работ по благоустройству городских территорий и при осуществлении дорожной деятельности с осуществлением функций технического надзора.
В силу ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Аналогичная позиция изложена в п. 1 ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения". При этом, в соответствии с п. 2 ст. 12 указанного закона, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленными правилами, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, возлагается на лиц, осуществляющим содержание автомобильных дорог.
Переходное положение, предусмотренное ч. 8 ст. 62 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает, что до вступления в силу в установленном порядке предусмотренных данным законом технических регламентов, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативными техническими документами в части, не противоречащей Федеральному закону N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Следовательно, до принятия технических регламентов действует ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", нарушения которого установлены в ходе проведенной проверки технического состояния дорожного полотна в районе дома N 15 по ул. Иртышской г. Хабаровска.
Представленные истцом доказательства содержат все необходимые данные о нарушении ответчиком требований безопасности дорожного движения.
Согласно данных публичной кадастровой карты дорога в районе ул. Иртышской, 15, расположенная в границах города Хабаровска, является проездом ко всем прилежащим домам. В связи с чем, судебная коллегия соглашается с доводом апелляционного представления о том, что спорный участок дороги относится к дорогам общего пользования.
В соответствии с положениями Конституции РФ и ст. 3 ФЗ "О безопасности дорожного движения" одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении. Наличие на дорожном покрытии повреждений создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, вне зависимости от того, к какой категории относится спорный участок дороги.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства и приведенные нормы права, обязанность по приведению дорожного полотна спорного участка дороги должна быть возложена на администрацию г. Хабаровска. Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных прокурором требований.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Принимая во внимание, что данный вид дорожного ремонта должен быть выполнен при соответствующих атмосферных температурах, суд, руководствуясь принципами разумности и справедливости, полагает возможным установить срок устранения выявленных нарушений до 01 декабря 2014 года.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционное представление прокурора Индустриального района г. Хабаровска удовлетворить.
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 10 июля 2014 года по гражданскому делу по иску прокурора Индустриального района гор. Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к администрации гор. Хабаровска о возложении обязанности провести ремонтные дорожные работы в районе дома N 15 по ул. Иртышской в гор. Хабаровске отменить, принять новое решение.
Исковые требования прокурора Индустриального района г. Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Хабаровска о возложении обязанности провести ремонтные дорожные работы в районе дома N 15 по ул. Иртышской в гор. Хабаровске удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа "Город Хабаровск" организовать работы по приведению дорожного полотна в районе дома N 15 гор.Хабаровска по ул.Иртышской в соответствии с ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" в срок до 01 декабря 2014 года.
Председательствующий
С.И.ДОРОЖКО
Судьи
Т.В.МАСЛОВА
С.И.ЖЕЛЕЗОВСКИЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 22.10.2014 ПО ДЕЛУ N 33-6489/2014
Требование: О возложении обязанности провести ремонтные дорожные работы.Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец ссылался на то, что на спорном участке дороги имелось множество ям, выбоин и просадок грунта размером более установленных стандартов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 октября 2014 г. по делу N 33-6489/2014
В суде первой инстанции слушал дело судья: Королева И.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе
председательствующего Дорожко С.И.
судей Масловой Т.В., Железовского С.И.
при секретаре Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании 22.10.2014 г. в гор. Хабаровске гражданское дело по иску прокурора Индустриального района гор. Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к администрации гор. Хабаровска о возложении обязанности провести ремонтные дорожные работы в районе дома N 15 по ул. Иртышской в гор. Хабаровске, по апелляционному представлению прокурора Индустриального района гор. Хабаровска на решение Центрального районного суда гор. Хабаровска от 10 июля 2014 года.
Заслушав доклад судьи С.И. Железовского, пояснения прокурора Максименко Е.В., представителя Администрации гор. Хабаровска Г.Н.Б., представителя ООО "Амурлифт" С. судебная коллегия
установила:
Прокурор Индустриального района г. Хабаровска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации г. Хабаровска о возложении обязанности провести ремонтные дорожные работы в районе дома N 15 по ул. Иртышской в г. Хабаровске.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения проверки установлено, что на участке дороги, прилегающей к дому N 15 по ул. Иртышской г. Хабаровска имеется множество ям, выбоин и просадок грунта размером более установленных стандартов, т.е. более по длине 15 см, ширине 60 см, глубине 5 см, что является нарушением требований ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения". Земельный участок, на котором находится указанный участок дороги, не разграничен, в управляющей организации ООО управляющая компания "Амурлифт" при заключении договора управления не передавался, кадастрового паспорта не имеет. Непринятие городским округом "Город Хабаровск" мер по ремонту и надлежащему содержанию автомобильных дорог местного значения, находящихся в пределах границ городского поселения влечет нарушение прав гражданина и муниципального образования на обеспечение безопасности дорожного движения и благоустройства. Просил суд обязать администрацию городского округа "Город Хабаровск" организовать работы по приведению дорожного полотна в районе дома N 15 г.Хабаровска по ул.Иртышской в соответствии с ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от 28.05.2014 года по данному делу в качестве третьего лица привлечено ООО "Амурлифт".
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 10 июля 2014 года в удовлетворении исковых требований прокурора отказано.
В апелляционном представлении прокурор просит решение суда отменить, принять новое решение, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Указывает, что автомобильные дороги в границах городского округа "Город Хабаровск", а также автомобильные дороги в пределах жилых районов и микрорайонов города Хабаровска, относятся к автомобильным дорогам общего пользования. Согласно данных публичной кадастровой карты, дорога в районе ул. Иртышской, 15, расположенная в границах города Хабаровска, является проездом ко всем прилежащим домам, следовательно, относится к дорогам общего пользования.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционного представления представитель администрации г. Хабаровска полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения. Указывает, что в соответствии с данными кадастрового паспорта земельного участка кадастровый учет земельного участка произведен, в результате чего земельному участку присвоен кадастровый номер N; правообладателями спорного земельного участка являются собственники помещений в многоквартирном доме на праве общедолевой собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражений, выслушав пояснения участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденные Постановлением Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации N от ДД.ММ.ГГГГ., покрытия проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине 60 см, глубине 5 см.
Судом установлено, что на участке дороги, прилегаемой к дому N 15 по ул. Иртышской г. Хабаровска, имеется множество ям, выбоин и просадок грунта, превышающих предельные допустимые размеры, что является нарушением требований ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
Данные нарушения подтверждаются актом, составленным ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Индустриального района г. Хабаровска совместно с главным инженером ООО Управляющая компания "Амурлифт" К. и не оспариваются ответчиком.
Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что ремонт дорожного полотна придомовой территории у многоквартирного дома к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений не относится, а поскольку подъездной путь не является участком дороги, находящимся в муниципальной собственности, соответственно не может содержаться органом местного самоуправления, пришел к выводу о необоснованности заявленных прокурором исковых требований.
Судебная коллегия с подобным выводом суда не соглашается по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом, полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно п. 2 ч. 2, ч. 4 ст. 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципального образования могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов городского округа, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 51 указанного закона, орган местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ст. ст. 3, 13, 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Исходя из изложенных норм права, бремя финансирования всех мероприятий по содержанию дорожной деятельности, в отношении автомобильных дорог местного значения городского округа "Город Хабаровск", а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено на муниципальное образование и осуществляется за счет принимаемого с этой целью бюджета города.
В соответствии с Уставом городского округа "Город Хабаровск" администрация города Хабаровская является исполнительно-распорядительным органом городского округа, к полномочиям которой относится управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 9 Устава городского округа "Город Хабаровск" к вопросам местного значения города Хабаровска относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Хабаровска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.1 Положения об Управлении дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска, утвержденного распоряжением Администрации г. Хабаровска от 25.05.2010 N 407-р, Управление дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска является структурным подразделением администрации г. Хабаровска. В соответствии с п. 1.3 Управление создано с целью осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.1.7 вышеуказанного Положения Управление выполняет функции муниципального заказчика в пределах средств, предусмотренных в бюджете города, при производстве работ по благоустройству городских территорий и при осуществлении дорожной деятельности с осуществлением функций технического надзора.
В силу ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Аналогичная позиция изложена в п. 1 ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения". При этом, в соответствии с п. 2 ст. 12 указанного закона, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленными правилами, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, возлагается на лиц, осуществляющим содержание автомобильных дорог.
Переходное положение, предусмотренное ч. 8 ст. 62 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает, что до вступления в силу в установленном порядке предусмотренных данным законом технических регламентов, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативными техническими документами в части, не противоречащей Федеральному закону N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Следовательно, до принятия технических регламентов действует ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", нарушения которого установлены в ходе проведенной проверки технического состояния дорожного полотна в районе дома N 15 по ул. Иртышской г. Хабаровска.
Представленные истцом доказательства содержат все необходимые данные о нарушении ответчиком требований безопасности дорожного движения.
Согласно данных публичной кадастровой карты дорога в районе ул. Иртышской, 15, расположенная в границах города Хабаровска, является проездом ко всем прилежащим домам. В связи с чем, судебная коллегия соглашается с доводом апелляционного представления о том, что спорный участок дороги относится к дорогам общего пользования.
В соответствии с положениями Конституции РФ и ст. 3 ФЗ "О безопасности дорожного движения" одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении. Наличие на дорожном покрытии повреждений создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, вне зависимости от того, к какой категории относится спорный участок дороги.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства и приведенные нормы права, обязанность по приведению дорожного полотна спорного участка дороги должна быть возложена на администрацию г. Хабаровска. Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных прокурором требований.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Принимая во внимание, что данный вид дорожного ремонта должен быть выполнен при соответствующих атмосферных температурах, суд, руководствуясь принципами разумности и справедливости, полагает возможным установить срок устранения выявленных нарушений до 01 декабря 2014 года.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционное представление прокурора Индустриального района г. Хабаровска удовлетворить.
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 10 июля 2014 года по гражданскому делу по иску прокурора Индустриального района гор. Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к администрации гор. Хабаровска о возложении обязанности провести ремонтные дорожные работы в районе дома N 15 по ул. Иртышской в гор. Хабаровске отменить, принять новое решение.
Исковые требования прокурора Индустриального района г. Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Хабаровска о возложении обязанности провести ремонтные дорожные работы в районе дома N 15 по ул. Иртышской в гор. Хабаровске удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа "Город Хабаровск" организовать работы по приведению дорожного полотна в районе дома N 15 гор.Хабаровска по ул.Иртышской в соответствии с ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" в срок до 01 декабря 2014 года.
Председательствующий
С.И.ДОРОЖКО
Судьи
Т.В.МАСЛОВА
С.И.ЖЕЛЕЗОВСКИЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)