Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Ответчиком произведена корректировка платы за отопление исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии пропорционально размеру площади квартиры истца, с чем истец не согласен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Кориковой Н.И.
судей Николаевой И.Н. и Малининой Л.Б.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Т. на решение Калининского районного суда г. Тюмени от 13 января 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Т. к ООО "Управляющая компания "Домсервис" о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет платы за коммунальные услуги - отказать".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Кориковой Н.И., судебная коллегия
установила:
Т. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Домсервис" (далее ООО "УК "Домсервис") о признании действий по корректировке платы за отопление и горячее водоснабжение незаконными и возложении обязанности произвести перерасчет на основании индивидуальных приборов учета тепловой энергии, ссылаясь на следующее:
Жилой дом по адресу: <...> <...>, где истец проживает, оборудован крышной газовой котельной, имеет коллективный прибор учета тепловой энергии. В принадлежащей истцу квартире N <...> установлены застройщиком, опечатаны и приняты в эксплуатацию индивидуальные приборы учета тепловой энергии и горячего водоснабжения, по показаниям которых до декабря 2013 года производилось начисление платы за отопление о горячее водоснабжение. В декабре 2013 года ответчиком произведена корректировка платы за отопление, исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии пропорционально размеру площади квартиры истца на основании пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг, с чем он не согласен, т.к. считает, что это противоречит части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой при наличии индивидуальных приборов учета расчет платы за отопление производится по показаниям индивидуальных приборов учета тепловой энергии.
Суд постановил вышеуказанное решение, с которым не согласен истец Т.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение. Приводит те же доводы и указывает, что решение суда противоречит части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, пункту 2 статьи 13 ФЗ об энергосбережении и повышении энергетической эффективности", статье 541 ГК РФ, пункту 3 приложения 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам от 23.05.2006 года, из которых следует, что поскольку приборы учета установлены еще застройщиком, приняты в эксплуатацию и опломбированы, то у ответчика возникла обязанность производить начисление платы по показаниям индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
От ответчика поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых он просит оставить решение без изменения.
В судебном заседании апелляционной инстанции истец Т. и его представитель Г. просили об удовлетворении жалобы по изложенным в ней основаниям.
Представитель ответчика Шекер М.Р. просил отказать в удовлетворении жалобы, поддержал доводы, изложенные в возражениях.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, как того требует часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что начисление платы за отопление и горячее водоснабжение обоснованно производится ответчиком исходя из показаний общедомового прибора учета потребления газа пропорционально размеру площади помещений, что соответствует части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354.
Данный вывод соответствует закону и материалам дела.
Жилищное законодательство в Российской Федерации состоит из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Правительство Российской Федерации, согласно частям 4 и 5 статьи 5 этого Кодекса, вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение данного Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений уточняет статья 12 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу пункта 16 которой установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
В силу частей 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно части 1 статьи 157 названного Кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При этом в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации не уточняется, показания каких приборов учета - общедомовых или индивидуальных - должны использоваться при определении размера платы за коммунальные услуги, однако прямо указано о том, что установление платы за коммунальные услуги отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.
Во исполнение указанных норм Жилищного кодекса Российской Федерации 06.05.2011 года Правительство Российской Федерации утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от N 354 (далее Правила N 354).
В силу статьи 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской обязано обеспечивать реализацию положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе издавать постановления, обязательные к исполнению в Российской Федерации всеми, включая органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на условиях и в порядке, предусмотренном действующими нормативными актами.
Следовательно, установленные Правительством Российской Федерации правила предоставления и расчета платы за коммунальные услуги не противоречит части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, на которую ссылается заявитель.
Пунктом 54 Правил N 354 (в редакции, действовавшей на момент корректировки) установлено, что в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется исходя из показаний прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии определяется по удельным расходам такого коммунального ресурса на производство единицы тепловой энергии на цели отопления или единицы горячей воды на цели горячего водоснабжения. При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии на цели отопления или горячей воды на цели горячего водоснабжения рассчитывается по показаниям фиксирующих такие объемы приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению или горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма показаний индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии или горячей воды, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, и объемов потребления тепловой энергии или горячей воды, определенных по нормативам потребления коммунальной услуги по отоплению или горячему водоснабжению теми потребителями, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета. Указанный расчетный способ применяется при определении объема использованного при производстве коммунального ресурса как в случае, когда такой коммунальный ресурс используется исполнителем только при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, так и в случае, когда коммунальный ресурс того вида, который используется исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, также используется исполнителем для предоставления потребителям коммунальной услуги соответствующего вида.
При определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулой 20 приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих:
- произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
- стоимость коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесенная на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в жилом или нежилом помещении.
В соответствии с пунктом 20 Правил размер платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, согласно пункту 54 Правил определялся по формуле 18:
где:
- - объем (количество) v-го коммунального ресурса (газ или иное топливо, электрическая энергия, холодная вода), использованного за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению;
- - общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
- - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме;
- - тариф (цена) на v-й коммунальный ресурс (газ или иное топливо, электрическая энергия, холодная вода), использованный за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Формула 20 для исчисления размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, установлена пунктом 22 Правил:
где:
- - объем (количество) горячей воды, определенный за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме в соответствии с пунктами 42 и 43 Правил;
- - тариф на холодную воду, использованную в расчетном периоде при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- - объем v-го коммунального ресурса (тепловая энергия, газ или иное топливо, электрическая энергия), использованный за расчетный период на подогрев холодной воды при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению;
- - тариф (цена) на v-й коммунальный ресурс, использованный за расчетный период при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, жилой дом по <...> - <...> <...> не имеет централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения, оборудован крышной газовой котельной и общедомовым (коллективным) прибором учета газа.
Квартира истца оборудована опломбированными приборами учета холодного и горячего водоснабжения и теплоснабжения.
Ссылка в жалобе на то, что пункт 3 Приложения 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам от 23.05.2006 года N 307 предусматривает возможность оплаты коммунальных услуг по индивидуальным (внутриквартирным) приборам учета является ошибочной, т.к. и в этом случае для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению применяются те же показатели, поскольку он действует в редакции Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354). Кроме того, подпункт 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307 дает исполнителю право производить 1 раз в год корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению. При корректировке размера платы учитываются коммунальные услуги, фактически поставленные в многоквартирный дом согласно приборам учета, как это и предусмотрено статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Лишена правовых оснований ссылка истца на часть 2 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", определяющую применение приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы.
Несостоятельна и ссылка на статью 541 Гражданского кодекса Российской Федерации, т.к. в соответствии со статьей 548 названного Кодекса правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, газом через присоединенную сеть, в отношении же многоквартирного жилого дома они применению не подлежат в связи с отсутствием такой сети.
Само по себе применение пункта 54 Правил N 354 не является нарушением прав истца как потребителя услуг. В случае ошибки в расчете при применении Правил истец вправе обратиться с требованием о взыскании излишне выплаченных сумм.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит предусмотренных законом оснований для отмены решения суда и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Калининского районного суда г. Тюмени от 13 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Н.И.КОРИКОВА
Судьи коллегии
И.Н.НИКОЛАЕВА
Л.Б.МАЛИНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЮМЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-1859/2015
Требование: О признании незаконными действий по корректировке платы за отопление и горячее водоснабжение, обязании произвести перерасчет на основании индивидуальных приборов учета тепловой энергии.Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Ответчиком произведена корректировка платы за отопление исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии пропорционально размеру площади квартиры истца, с чем истец не согласен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТЮМЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 апреля 2015 г. по делу N 33-1859/2015
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Кориковой Н.И.
судей Николаевой И.Н. и Малининой Л.Б.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Т. на решение Калининского районного суда г. Тюмени от 13 января 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Т. к ООО "Управляющая компания "Домсервис" о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет платы за коммунальные услуги - отказать".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Кориковой Н.И., судебная коллегия
установила:
Т. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Домсервис" (далее ООО "УК "Домсервис") о признании действий по корректировке платы за отопление и горячее водоснабжение незаконными и возложении обязанности произвести перерасчет на основании индивидуальных приборов учета тепловой энергии, ссылаясь на следующее:
Жилой дом по адресу: <...> <...>, где истец проживает, оборудован крышной газовой котельной, имеет коллективный прибор учета тепловой энергии. В принадлежащей истцу квартире N <...> установлены застройщиком, опечатаны и приняты в эксплуатацию индивидуальные приборы учета тепловой энергии и горячего водоснабжения, по показаниям которых до декабря 2013 года производилось начисление платы за отопление о горячее водоснабжение. В декабре 2013 года ответчиком произведена корректировка платы за отопление, исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии пропорционально размеру площади квартиры истца на основании пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг, с чем он не согласен, т.к. считает, что это противоречит части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой при наличии индивидуальных приборов учета расчет платы за отопление производится по показаниям индивидуальных приборов учета тепловой энергии.
Суд постановил вышеуказанное решение, с которым не согласен истец Т.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение. Приводит те же доводы и указывает, что решение суда противоречит части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, пункту 2 статьи 13 ФЗ об энергосбережении и повышении энергетической эффективности", статье 541 ГК РФ, пункту 3 приложения 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам от 23.05.2006 года, из которых следует, что поскольку приборы учета установлены еще застройщиком, приняты в эксплуатацию и опломбированы, то у ответчика возникла обязанность производить начисление платы по показаниям индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
От ответчика поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых он просит оставить решение без изменения.
В судебном заседании апелляционной инстанции истец Т. и его представитель Г. просили об удовлетворении жалобы по изложенным в ней основаниям.
Представитель ответчика Шекер М.Р. просил отказать в удовлетворении жалобы, поддержал доводы, изложенные в возражениях.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, как того требует часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что начисление платы за отопление и горячее водоснабжение обоснованно производится ответчиком исходя из показаний общедомового прибора учета потребления газа пропорционально размеру площади помещений, что соответствует части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354.
Данный вывод соответствует закону и материалам дела.
Жилищное законодательство в Российской Федерации состоит из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Правительство Российской Федерации, согласно частям 4 и 5 статьи 5 этого Кодекса, вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение данного Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений уточняет статья 12 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу пункта 16 которой установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
В силу частей 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно части 1 статьи 157 названного Кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При этом в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации не уточняется, показания каких приборов учета - общедомовых или индивидуальных - должны использоваться при определении размера платы за коммунальные услуги, однако прямо указано о том, что установление платы за коммунальные услуги отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.
Во исполнение указанных норм Жилищного кодекса Российской Федерации 06.05.2011 года Правительство Российской Федерации утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от N 354 (далее Правила N 354).
В силу статьи 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской обязано обеспечивать реализацию положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе издавать постановления, обязательные к исполнению в Российской Федерации всеми, включая органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на условиях и в порядке, предусмотренном действующими нормативными актами.
Следовательно, установленные Правительством Российской Федерации правила предоставления и расчета платы за коммунальные услуги не противоречит части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, на которую ссылается заявитель.
Пунктом 54 Правил N 354 (в редакции, действовавшей на момент корректировки) установлено, что в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется исходя из показаний прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии определяется по удельным расходам такого коммунального ресурса на производство единицы тепловой энергии на цели отопления или единицы горячей воды на цели горячего водоснабжения. При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии на цели отопления или горячей воды на цели горячего водоснабжения рассчитывается по показаниям фиксирующих такие объемы приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению или горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма показаний индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии или горячей воды, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, и объемов потребления тепловой энергии или горячей воды, определенных по нормативам потребления коммунальной услуги по отоплению или горячему водоснабжению теми потребителями, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета. Указанный расчетный способ применяется при определении объема использованного при производстве коммунального ресурса как в случае, когда такой коммунальный ресурс используется исполнителем только при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, так и в случае, когда коммунальный ресурс того вида, который используется исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, также используется исполнителем для предоставления потребителям коммунальной услуги соответствующего вида.
При определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулой 20 приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих:
- произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
- стоимость коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесенная на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в жилом или нежилом помещении.
В соответствии с пунктом 20 Правил размер платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, согласно пункту 54 Правил определялся по формуле 18:
где:
- - объем (количество) v-го коммунального ресурса (газ или иное топливо, электрическая энергия, холодная вода), использованного за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению;
- - общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
- - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме;
- - тариф (цена) на v-й коммунальный ресурс (газ или иное топливо, электрическая энергия, холодная вода), использованный за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Формула 20 для исчисления размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, установлена пунктом 22 Правил:
где:
- - объем (количество) горячей воды, определенный за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме в соответствии с пунктами 42 и 43 Правил;
- - тариф на холодную воду, использованную в расчетном периоде при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- - объем v-го коммунального ресурса (тепловая энергия, газ или иное топливо, электрическая энергия), использованный за расчетный период на подогрев холодной воды при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению;
- - тариф (цена) на v-й коммунальный ресурс, использованный за расчетный период при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, жилой дом по <...> - <...> <...> не имеет централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения, оборудован крышной газовой котельной и общедомовым (коллективным) прибором учета газа.
Квартира истца оборудована опломбированными приборами учета холодного и горячего водоснабжения и теплоснабжения.
Ссылка в жалобе на то, что пункт 3 Приложения 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам от 23.05.2006 года N 307 предусматривает возможность оплаты коммунальных услуг по индивидуальным (внутриквартирным) приборам учета является ошибочной, т.к. и в этом случае для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению применяются те же показатели, поскольку он действует в редакции Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354). Кроме того, подпункт 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307 дает исполнителю право производить 1 раз в год корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению. При корректировке размера платы учитываются коммунальные услуги, фактически поставленные в многоквартирный дом согласно приборам учета, как это и предусмотрено статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Лишена правовых оснований ссылка истца на часть 2 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", определяющую применение приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы.
Несостоятельна и ссылка на статью 541 Гражданского кодекса Российской Федерации, т.к. в соответствии со статьей 548 названного Кодекса правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, газом через присоединенную сеть, в отношении же многоквартирного жилого дома они применению не подлежат в связи с отсутствием такой сети.
Само по себе применение пункта 54 Правил N 354 не является нарушением прав истца как потребителя услуг. В случае ошибки в расчете при применении Правил истец вправе обратиться с требованием о взыскании излишне выплаченных сумм.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит предусмотренных законом оснований для отмены решения суда и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Калининского районного суда г. Тюмени от 13 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Н.И.КОРИКОВА
Судьи коллегии
И.Н.НИКОЛАЕВА
Л.Б.МАЛИНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)