Судебные решения, арбитраж
Земля под домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сулименко О.А.,
судей Ефимовой О.Ю., Гуденица Т.Г.,
при ведении протокола помощником судьи Мальцевым А.В.
при участии:
от Управления государственного строительного надзора Краснодарского края: представитель не явился, извещен надлежащим образом
от Жилищно-строительного кооператива "Камелот": представитель не явился, извещен надлежащим образом
рассматривает в открытом судебном заседании в помещении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Газетный, 34/70/75 лит. А апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива "Камелот"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.11.2013 по делу N А32-33195/2013, принятое судьей Шкира Д.М.,
по заявлению Управления государственного строительного надзора Краснодарского края
к заинтересованному лицу - Жилищно-строительному кооперативу "Камелот"
о привлечении к административной ответственности, встречному заявлению - об оспаривании предписания
установил:
Управление государственного строительного надзора Краснодарского края (далее - заявитель, административный орган) обратилось в суд с заявлением о привлечении жилищно-строительного кооператива "Камелот" (далее - кооператив) к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жилищно-строительный кооператив "Камелот" обратился в суд со встречным заявлением о признании незаконным и отмене предписания Управления государственного строительного надзора Краснодарского края от 05.08.2013 N 12-Ю-37-АУ.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.11.2013 заявленные административным органом требования удовлетворены, кооператив привлечен к административной ответственности. В удовлетворении встречного заявления кооператива отказано. Судебный акт мотивирован наличием и доказанностью в действиях общества вменяемого правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, кооператив обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что считает привлечение к административной ответственности незаконным.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили; о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела административным органом в ходе осуществления мероприятий по государственному строительному надзору на объекте капитального строительства "Многоквартирный жилой дом "Камелот", расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Социалистическая/ Рязанская, 30/10, было выявлено, что кооперативом осуществляется строительство объекта капитального строительства с нарушениями норм градостроительного законодательства Российской Федерации.
В ходе проверки составлен акт проверки от 05.08.2013 N 12-Ю-131-АУ, которым установлено, что кооперативом допущены следующие нарушения: проектная документация на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом "Камелот" (количество 5 этаже), расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Социалистическая/ Рязанская, 30/10, и положительное заключение экспертизы проектной документации на данный объект строительства, не представлены.
По результатам проверки кооперативу выдано предписание от 05.08.2013 N 12-Ю-37-АУ со сроком исполнения до 06.09.2013, которым установлено устранить допущенные нарушения.
Административным органом в ходе проведенной с 09.09.2013 по 18.09.2013 проверки на предмет выполнения предписания от 05.08.2013 N 12-Ю-37-АУ и соблюдения организационно-правового порядка и качества строительства на объекте капитального строительства "Многоквартирный жилой дом "Камелот" (количество 5 этаже), расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Социалистическая/ Рязанская, 30/10, было установлено, что предписание административного органа от 05.08.2013 N 12-Ю-37-АУ кооперативом не было исполнено.
По результатам проверки составлен акт проверки от 18.09.2013 N 12-354-Ю-173-АУ и протокол об административном правонарушении от 18.09.2013 N 12-354-Ю-138-АУ.
Административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности. Кооператив, не согласившись с указанным предписанием, обратился в суд со встречным заявлением.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.
В силу части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Согласно части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:
1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
В соответствии со статьей 58 Градостроительного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании разрешения на строительство от 13.09.2012 N RU 23308000-1263-12 кооператив осуществляет строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом "Камелот", расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Социалистическая/ Рязанская, 30/10.
Указанное разрешение выдано на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом "Камелот" (общая площадь здания -1153,5 кв. м, этажность - 3 этажа).
В ходе проверки было установлено, что обществом допущены следующие нарушения: проектная документация на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом "Камелот" (количество 5 этажей), расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Социалистическая/Рязанская, 30/10, и положительное заключение экспертизы проектной документации на данный объект строительства, не представлены.
По результатам проверки кооперативу выдано предписание от 05.08.2013 N 12-Ю-37-АУ со сроком исполнения до 06.09.2013, которым установлено устранить допущенные нарушения.
Административным органом в ходе проверки, проведенной с 09.09.201 3 по 18.09.2013 проверки на предмет выполнения Предписания от 05.08.2013 N 12-Ю-37-АУ и соблюдения организационно-правового порядка и качества строительства на объекте капитального строительства "Многоквартирный жилой дом "Камелот" (количество 5 этажей), расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Социалистическая/ Рязанская, 30/10, было установлено, что предписание административного органа от 05.08.2013 N 12-Ю-37-АУ кооперативом не было исполнено.
Доказательств того, что предписание не могло быть исполнено полностью в срок, установленный предписанием, суду не представлено, ходатайства о продлении срока исполнения предписания кооперативом не заявлялись.
Согласно требованиям пункта 8 Приложения N 3 к СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения", утвержденные постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78 при определении этажности здания в число этажей включаются все надземные этажи.
В соответствии с Приложением N 2 к СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения" "этаж мансардный" - этаж в чердачном пространстве, фасад которого полностью или частично образован поверхностью (поверхностями) наклонной или ломаной крыши, при этом линия пересечения крыши и фасада должна быть на высоте не более 1,5 м от уровня пола мансардного этажа по СНиП 2.08.01-89*; "мансардное окно" - окно, устанавливаемое в наклонной плоскости крыши.
Фактически заявителем осуществляется строительство многоквартирного дома площадью 1569,9 кв. м количеством 3 надземных этажа, цокольный и мансардный этажи, что подтверждается материалами дела, в том числе заключением эксперта N 79/2013 от 06.09.2013, фотоматериалами.
Таким образом, предписание административного органа от 05.08.2013 N 12-Ю-37-АУ является законным и обоснованным.
Относительно довода кооператива об отсутствии обязанности проведения экспертизы необходимо указать следующее.
В соответствии с пунктом 8 приложения Г СНиП 31-06-2009. "Общественные здания и сооружения", пунктом В. 5 приложения В СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные" при определении этажности здания в число этажей включаются все надземные этажи, в том числе технический этаж, мансардный, а также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м.
Справочное приложение Б СП 54.13330.2011 "Здания жилые многоквартирные" дает определение различных терминов этажей:
- Этаж надземный - этаж с отметкой пола помещений не ниже планировочной отметки земли;
- Этаж цокольный - этаж с отметкой пола помещений ниже планировочной отметки земли на высоту не более половины высоты помещений;
- Этаж подвальный - этаж с отметкой пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещений или первый подземный этаж;
- Этаж мансардный - этаж в чердачном пространстве, фасад которого полностью или частично образован поверхностью (поверхностями) наклонной, ломаной или криволинейной крыши.
В отличие от этажности, определяемой в соответствии с указаниями строительных норм и правил как число надземных этажей здания, Градостроительный кодекс РФ, одним из главных критериев установлено количество этажей проектируемого объекта без указания их назначения и расположения относительно планировочной отметки земли. Таким образом, количество этажей, подсчитываемое согласно части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, для целей применения данной нормы следует включать все этажи здания: подземные, надземные, подвальные, цокольные, мансардные и так далее (Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 июля 2011 года по делу N А07-7596/2010).
В заключении эксперта ООО "НовоТех" N 79/2013 от 6 сентября 2013 года указывается, что высота помещений нижнего уровня находящаяся выше планировочной отметки земли составляет: 2.85м, 1,58м, 1,19м, 0,33м, 1,28 м. Общая высота помещений нижнего этажа = 2,85 м.
Учитывая изложенное, количество этажей объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом "Камелот", расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Социалистическая/ Рязанская, 30/10, составляет - 5 этажей.
Муниципальным казенным учреждением "Управление архитектуры и градостроительства" муниципального образования город Новороссийск Краснодарского края 13 сентября 2012 года ЖСК "Камелот" было выдано разрешение на строительство N RU 23308000-1263-12 на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом "Камелот", с краткими проектными характеристиками: этажность - 3 этажа, общая площадь здания - 1153,45 м, строительный объем - 4440,35 м.
При этом согласно экспертному заключению данный объект обладает следующими показателями: общая площадь здания - 1569,9 м, строительный объем - 5652 м 3.
Полученное разрешение на строительство трехэтажного жилого дома не является в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом, подтверждающим соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающим застройщику право осуществлять строительство пятиэтажного дома, поскольку отсутствует положительное заключение экспертизы в отношении проектной документации на строительство пятиэтажного жилого дома.
Материалами административного дела подтверждается, что разрешение на строительство N RU 23308000-1263-12 от 13 сентября 2012 года было выдано на строительство определенного объекта капитального строительства, предусмотренного утвержденными регламентами градостроительного плана земельного участка, тогда как ЖСК "Камелот" осуществлено строительство пятиэтажного многоквартирного жилого дома. При этом доказательств получения разрешения на строительство иного объекта капитального строительства с изменением его физических параметров ЖСК "Камелот" не представлено.
Таким образом, отклоняется довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии обязанности проведения экспертизы проектной документации ввиду того, что объект является трехэтажным.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что в действиях кооператива имелся состав правонарушения, предусмотренный частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении административным органом не допущено.
При таких обстоятельствах, суд считает апелляционную жалобу, не подлежащую удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.11.2013 по делу N А32-33195/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.Ю.ЕФИМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.02.2014 N 15АП-913/2014 ПО ДЕЛУ N А32-33195/2013
Разделы:Земля под домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2014 г. N 15АП-913/2014
Дело N А32-33195/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сулименко О.А.,
судей Ефимовой О.Ю., Гуденица Т.Г.,
при ведении протокола помощником судьи Мальцевым А.В.
при участии:
от Управления государственного строительного надзора Краснодарского края: представитель не явился, извещен надлежащим образом
от Жилищно-строительного кооператива "Камелот": представитель не явился, извещен надлежащим образом
рассматривает в открытом судебном заседании в помещении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Газетный, 34/70/75 лит. А апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива "Камелот"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.11.2013 по делу N А32-33195/2013, принятое судьей Шкира Д.М.,
по заявлению Управления государственного строительного надзора Краснодарского края
к заинтересованному лицу - Жилищно-строительному кооперативу "Камелот"
о привлечении к административной ответственности, встречному заявлению - об оспаривании предписания
установил:
Управление государственного строительного надзора Краснодарского края (далее - заявитель, административный орган) обратилось в суд с заявлением о привлечении жилищно-строительного кооператива "Камелот" (далее - кооператив) к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жилищно-строительный кооператив "Камелот" обратился в суд со встречным заявлением о признании незаконным и отмене предписания Управления государственного строительного надзора Краснодарского края от 05.08.2013 N 12-Ю-37-АУ.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.11.2013 заявленные административным органом требования удовлетворены, кооператив привлечен к административной ответственности. В удовлетворении встречного заявления кооператива отказано. Судебный акт мотивирован наличием и доказанностью в действиях общества вменяемого правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, кооператив обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что считает привлечение к административной ответственности незаконным.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили; о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела административным органом в ходе осуществления мероприятий по государственному строительному надзору на объекте капитального строительства "Многоквартирный жилой дом "Камелот", расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Социалистическая/ Рязанская, 30/10, было выявлено, что кооперативом осуществляется строительство объекта капитального строительства с нарушениями норм градостроительного законодательства Российской Федерации.
В ходе проверки составлен акт проверки от 05.08.2013 N 12-Ю-131-АУ, которым установлено, что кооперативом допущены следующие нарушения: проектная документация на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом "Камелот" (количество 5 этаже), расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Социалистическая/ Рязанская, 30/10, и положительное заключение экспертизы проектной документации на данный объект строительства, не представлены.
По результатам проверки кооперативу выдано предписание от 05.08.2013 N 12-Ю-37-АУ со сроком исполнения до 06.09.2013, которым установлено устранить допущенные нарушения.
Административным органом в ходе проведенной с 09.09.2013 по 18.09.2013 проверки на предмет выполнения предписания от 05.08.2013 N 12-Ю-37-АУ и соблюдения организационно-правового порядка и качества строительства на объекте капитального строительства "Многоквартирный жилой дом "Камелот" (количество 5 этаже), расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Социалистическая/ Рязанская, 30/10, было установлено, что предписание административного органа от 05.08.2013 N 12-Ю-37-АУ кооперативом не было исполнено.
По результатам проверки составлен акт проверки от 18.09.2013 N 12-354-Ю-173-АУ и протокол об административном правонарушении от 18.09.2013 N 12-354-Ю-138-АУ.
Административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности. Кооператив, не согласившись с указанным предписанием, обратился в суд со встречным заявлением.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.
В силу части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Согласно части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:
1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
В соответствии со статьей 58 Градостроительного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании разрешения на строительство от 13.09.2012 N RU 23308000-1263-12 кооператив осуществляет строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом "Камелот", расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Социалистическая/ Рязанская, 30/10.
Указанное разрешение выдано на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом "Камелот" (общая площадь здания -1153,5 кв. м, этажность - 3 этажа).
В ходе проверки было установлено, что обществом допущены следующие нарушения: проектная документация на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом "Камелот" (количество 5 этажей), расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Социалистическая/Рязанская, 30/10, и положительное заключение экспертизы проектной документации на данный объект строительства, не представлены.
По результатам проверки кооперативу выдано предписание от 05.08.2013 N 12-Ю-37-АУ со сроком исполнения до 06.09.2013, которым установлено устранить допущенные нарушения.
Административным органом в ходе проверки, проведенной с 09.09.201 3 по 18.09.2013 проверки на предмет выполнения Предписания от 05.08.2013 N 12-Ю-37-АУ и соблюдения организационно-правового порядка и качества строительства на объекте капитального строительства "Многоквартирный жилой дом "Камелот" (количество 5 этажей), расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Социалистическая/ Рязанская, 30/10, было установлено, что предписание административного органа от 05.08.2013 N 12-Ю-37-АУ кооперативом не было исполнено.
Доказательств того, что предписание не могло быть исполнено полностью в срок, установленный предписанием, суду не представлено, ходатайства о продлении срока исполнения предписания кооперативом не заявлялись.
Согласно требованиям пункта 8 Приложения N 3 к СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения", утвержденные постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78 при определении этажности здания в число этажей включаются все надземные этажи.
В соответствии с Приложением N 2 к СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения" "этаж мансардный" - этаж в чердачном пространстве, фасад которого полностью или частично образован поверхностью (поверхностями) наклонной или ломаной крыши, при этом линия пересечения крыши и фасада должна быть на высоте не более 1,5 м от уровня пола мансардного этажа по СНиП 2.08.01-89*; "мансардное окно" - окно, устанавливаемое в наклонной плоскости крыши.
Фактически заявителем осуществляется строительство многоквартирного дома площадью 1569,9 кв. м количеством 3 надземных этажа, цокольный и мансардный этажи, что подтверждается материалами дела, в том числе заключением эксперта N 79/2013 от 06.09.2013, фотоматериалами.
Таким образом, предписание административного органа от 05.08.2013 N 12-Ю-37-АУ является законным и обоснованным.
Относительно довода кооператива об отсутствии обязанности проведения экспертизы необходимо указать следующее.
В соответствии с пунктом 8 приложения Г СНиП 31-06-2009. "Общественные здания и сооружения", пунктом В. 5 приложения В СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные" при определении этажности здания в число этажей включаются все надземные этажи, в том числе технический этаж, мансардный, а также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м.
Справочное приложение Б СП 54.13330.2011 "Здания жилые многоквартирные" дает определение различных терминов этажей:
- Этаж надземный - этаж с отметкой пола помещений не ниже планировочной отметки земли;
- Этаж цокольный - этаж с отметкой пола помещений ниже планировочной отметки земли на высоту не более половины высоты помещений;
- Этаж подвальный - этаж с отметкой пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещений или первый подземный этаж;
- Этаж мансардный - этаж в чердачном пространстве, фасад которого полностью или частично образован поверхностью (поверхностями) наклонной, ломаной или криволинейной крыши.
В отличие от этажности, определяемой в соответствии с указаниями строительных норм и правил как число надземных этажей здания, Градостроительный кодекс РФ, одним из главных критериев установлено количество этажей проектируемого объекта без указания их назначения и расположения относительно планировочной отметки земли. Таким образом, количество этажей, подсчитываемое согласно части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, для целей применения данной нормы следует включать все этажи здания: подземные, надземные, подвальные, цокольные, мансардные и так далее (Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 июля 2011 года по делу N А07-7596/2010).
В заключении эксперта ООО "НовоТех" N 79/2013 от 6 сентября 2013 года указывается, что высота помещений нижнего уровня находящаяся выше планировочной отметки земли составляет: 2.85м, 1,58м, 1,19м, 0,33м, 1,28 м. Общая высота помещений нижнего этажа = 2,85 м.
Учитывая изложенное, количество этажей объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом "Камелот", расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Социалистическая/ Рязанская, 30/10, составляет - 5 этажей.
Муниципальным казенным учреждением "Управление архитектуры и градостроительства" муниципального образования город Новороссийск Краснодарского края 13 сентября 2012 года ЖСК "Камелот" было выдано разрешение на строительство N RU 23308000-1263-12 на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом "Камелот", с краткими проектными характеристиками: этажность - 3 этажа, общая площадь здания - 1153,45 м, строительный объем - 4440,35 м.
При этом согласно экспертному заключению данный объект обладает следующими показателями: общая площадь здания - 1569,9 м, строительный объем - 5652 м 3.
Полученное разрешение на строительство трехэтажного жилого дома не является в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом, подтверждающим соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающим застройщику право осуществлять строительство пятиэтажного дома, поскольку отсутствует положительное заключение экспертизы в отношении проектной документации на строительство пятиэтажного жилого дома.
Материалами административного дела подтверждается, что разрешение на строительство N RU 23308000-1263-12 от 13 сентября 2012 года было выдано на строительство определенного объекта капитального строительства, предусмотренного утвержденными регламентами градостроительного плана земельного участка, тогда как ЖСК "Камелот" осуществлено строительство пятиэтажного многоквартирного жилого дома. При этом доказательств получения разрешения на строительство иного объекта капитального строительства с изменением его физических параметров ЖСК "Камелот" не представлено.
Таким образом, отклоняется довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии обязанности проведения экспертизы проектной документации ввиду того, что объект является трехэтажным.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что в действиях кооператива имелся состав правонарушения, предусмотренный частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении административным органом не допущено.
При таких обстоятельствах, суд считает апелляционную жалобу, не подлежащую удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.11.2013 по делу N А32-33195/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.Ю.ЕФИМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)