Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 03.06.2015 ПО ДЕЛУ N 33-2143/2015

Требование: Об обязании включить жилой дом в муниципальную программу и направить документы в уполномоченный орган для включения жилого дома в данную программу.

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Спорный жилой дом был признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 июня 2015 г. по делу N 33-2143/2015


Докладчик Юркина И.В.
Судья Сливницына Н.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Блиновой М.А.,
судей Юркиной И.В., Максимовой И.А.,
при секретаре Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Шумерлинского межрайонного прокурора Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Шумерля Чувашской Республики о возложении обязанности включить жилой дом в муниципальную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории г. Шумерля Чувашской Республики на 2014 - 2020 годы" и направить документы в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики для включения жилого дома в республиканскую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики" на 2013 - 2017 годы", поступившее по апелляционной жалобе истицы В. на решение Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 19 февраля 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Шумерлинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Шумерля Чувашской Республики об обязании в течение пятнадцати дней со дня вступления в законную силу решения суда включить в муниципальную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории г. Шумерля Чувашской Республики" на 2014 - 2020 годы, утвержденную постановлением главы администрации г. Шумерля Чувашской Республики от 27 февраля 2014 года, жилой дом..., признанный в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу; об обязании в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда направить документы в Министерство строительства, архитектуры и жилищного хозяйства Чувашской Республики для включения жилого дома..., признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, в республиканскую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики" на 2013 - 2017 годы, утвержденную постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 апреля 2013 года N 168, отказать.".
Заслушав доклад судьи Юркиной И.В., выслушав объяснения истицы В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения
прокурора Ивановой И.Г., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Шумерлинский межрайонный прокурор Чувашской Республики обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Шумерля Чувашской Республики о возложении обязанности включить жилой дом..., признанный в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, в муниципальную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории г. Шумерля Чувашской Республики" на 2014 - 2020 годы, утвержденную постановлением главы администрации г. Шумерля Чувашской Республики от 27 февраля 2014 года, в течение 15 дней со дня вступления в законную силу решения суда и направить документы в Министерство строительства, архитектуры и жилищного хозяйства Чувашской Республики для включения данного дома в республиканскую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики" на 2013 - 2017 годы, утвержденную постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 апреля 2013 года N 168, в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда, указав в обоснование заявленных требований следующее.
Шумерлинской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики проведена проверка по обращению В., в ходе которой установлено, что заключением межведомственной комиссии от 18 марта 2013 года N 43 жилой дом... признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации. На территории г. Шумерля действует муниципальная программа "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства" на 2014 - 2020 годы, утвержденная постановлением главы администрации г. Шумерля Чувашской Республики от 27 февраля 2014 года N 170, которая включает в себя подпрограмму "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории г. Шумерля Чувашской Республики" на 2014 - 2020 годы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Между тем, признанный аварийным и подлежащим сносу жилой дом... не включен в установленном порядке в подпрограмму "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории г. Шумерля Чувашской Республики" на 2014 - 2020 годы и в республиканскую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики" на 2013 - 2017 годы, утвержденную постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 апреля 2013 года N 168, чем нарушаются жилищные права граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме.
В судебном заседании помощник Шумерлинского межрайонного прокурора Чувашской Республики Романов Р.А. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
В судебном заседании истица В. иск поддержала.
Представитель ответчика администрации г. Шумерля Чувашской Республики в судебное заседание не явился, в представленном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие и отказать в удовлетворении иска.
Представитель третьего лица Министерства строительства, архитектуры и жилищного хозяйства Чувашской Республики в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное истицей В. на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении иска Шумерлинского межрайонного прокурора Чувашской Республики, суд первой инстанции исходил из того, что у суда отсутствуют полномочия по возложению на орган местного самоуправления обязанности по включению аварийного жилого дома в программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Судебная коллегия соглашается с приведенным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий был принят Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Статьей 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определен перечень условий предоставления муниципальным образованиям финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд).
Пунктом 11 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" установлено, что Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" одним из условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда также является выделение в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств бюджетов муниципальных образований, претендующих на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, и (или) внебюджетных средств на долевое финансирование региональных адресных программ по проведению региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Порядок утверждения региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регламентирован статьей 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Согласно статье 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2013 года, она утверждается на период до 1 сентября 2017 года (часть 1). Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: 1) перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; 2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части; 3) объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств переселения граждан из аварийного жилищного фонда, рассчитанный в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, на весь период действия этой программы и в разбивке по этапам этой программы; 4) обоснование объема средств, предусмотренных пунктом 3 настоящей части, с указанием способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, планируемая стоимость жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, планируемый размер возмещения за изымаемое жилое помещение, выплачиваемого в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации; 5) планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, финансируемая с использованием финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектами Российской Федерации заявок в одном календарном году и которая должна быть реализована не позднее срока, установленного частью 11 настоящей статьи. Общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этапом региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее - размер этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда), должна соответствовать требованиям части 2.1 настоящей статьи (часть 2). Не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 настоящей статьи (часть 2.2).
Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" предусмотрено, что получателями средств Фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, муниципальные образования. Указанные средства поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, в местные бюджеты.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" до 1 января 2008 года Фонд утверждает лимиты предоставления финансовой поддержки за счет своих средств, рассчитанные для каждого субъекта Российской Федерации.
Как следует из части 2 статьи 19 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) подает в Фонд заявку на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда в пределах установленного для данного субъекта Российской Федерации лимита предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Из приведенных положений законодательства следует, что условием предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда является наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в пределах лимита предоставления финансовой поддержки для данного субъекта Российской Федерации, в которой содержится перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, ликвидации аварийных многоквартирных домов в соответствии с
Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" Кабинет Министров Чувашской Республики своим постановлением от 30 апреля 2013 года N 168 утвердил республиканскую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики" на 2013-2017 годы. Данная программа разработана в целях обеспечения благоустроенными жилыми помещениями граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Постановлением администрации г. Шумерля Чувашской Республики от 27 февраля 2014 года N 170 утверждена муниципальная программа г. Шумерля "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства" на 2014 - 2020 годы, в рамках которой содержится подпрограмма "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории города Шумерля" на 2014 - 2020 годы. Из паспорта подпрограммы следует, что она направлена на обеспечение мероприятий по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, заключением межведомственной комиссии от 18 марта 2013 года N 43... признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом (72%) в процессе его эксплуатации.
Указанный жилой дом не включен в подпрограмму "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории города Шумерля" муниципальной программы города Шумерля "Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением администрации г. Шумерля Чувашской Республики от 27 февраля 2014 г. N 170.
Как следует из паспорта подпрограммы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории города Шумерля" и Перечня аварийных многоквартирных домов (приложение N 1 к подпрограмме), в программу включены многоквартирные дома, признанные аварийными до 1 января 2012 года.
Из паспорта республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики" на 2013 - 2017 годы и Перечня аварийных многоквартирных домов (приложение N 1 к подпрограмме) следует, что в программу включены многоквартирные дома, признанные в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации, до 1 января 2012 года.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, с учетом приведенных требований законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска Шумерлинского межрайонного прокурора Чувашской Республики, поскольку дом... признан аварийным 18 марта 2013 года, то есть после 1 января 2012 года.
При этом, как верно указал суд первой инстанции, Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" не содержит положений о возможности в судебном порядке возлагать на орган местного самоуправления, на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязанность включить жилой дом, признанный аварийным, в утвержденную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, поскольку программа утверждается в пределах лимита предоставления финансовой поддержки для данного субъекта Российской Федерации, а орган местного самоуправления и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не могут выйти за пределы предоставленных лимитов и включить в муниципальную и республиканскую адресные программы все дома, которые в установленном законом порядке признаны аварийными, так как размер денежных средств, выделяемых Фондом для каждого субъекта Российской Федерации и муниципального образования ограничен лимитами, утвержденными самим Фондом.
Что касается предоставления финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года, то в статье 20.8 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" указано, что Фонд на условиях, установленных настоящей статьей, вправе предоставлять финансовую поддержку за счет своих средств на переселение граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке после 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (часть 1). Субъекты Российской Федерации, выполнившие до 31 декабря 2015 года обязательство, предусмотренное пунктом 9.10 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, вправе подать заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, указанной в части 1 настоящей статьи, в пределах лимита средств на переселение, установленного для данного субъекта Российской Федерации (часть 2). Финансовая поддержка за счет средств Фонда, указанная в части 1 настоящей статьи, предоставляется при условии: 1) наличия региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года; 2) выполнения субъектами Российской Федерации и (или) муниципальными образованиями, на территориях которых расположены многоквартирные дома, признанные в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и включенные в региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда (часть 4).
С учетом изложенного оснований для удовлетворения иска Шумерлинского межрайонного прокурора Чувашской Республики не имелось.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы искового заявления и по своему содержанию сводятся к разъяснению обстоятельств настоящего дела с изложением позиции истицы относительно возникшего спора и собственного мнения о правильности разрешения дела, данные доводы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем сводятся к иной оценке имеющихся в деле доказательств, а потому не влекут отмену судебного решения.
Изложенный в апелляционной жалобе довод о том, что решение суда от 19 февраля 2015 года не подписано судьей, рассмотревшим дело, является несостоятельным, поскольку не подтверждается материалами дела.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено или изменено, ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу В. на решение Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 19 февраля 2015 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий
М.А.БЛИНОВА

Судьи
И.В.ЮРКИНА
И.А.МАКСИМОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)