Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 08.10.2014 ПО ДЕЛУ N А55-23344/2013

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 октября 2014 г. по делу N А55-23344/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Хайбулова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видео-конференц-связи помощником судьи Цыгановой О.Н.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи присутствующих в Одиннадцатом арбитражном апелляционном суде представителей:
- истца - Евстегнеевой Е.Ю. (доверенность от 10.02.2014 б/н);
- ответчика:
администрации муниципального района Волжский Самарской области - Девятайкиной И.В. (доверенность от 10.01.2014 N 8),
администрации городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области - Дементьевой Е.Д. (доверенность от 09.12.2013 N 27),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального района Волжский Самарской области, г. Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.02.2014 (судья Лихоманенко О.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2014 (председательствующий судья Буртасова О.И., судьи Демина Е.Г., Морозов В.А.)
по делу N А55-23344/2013
по исковому заявлению товарищества собственников жилья "Стройкерамика", Самарская область, п. Смышляевка (ИНН 6330049171, ОГРН 1116330003350) к администрации городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области, Самарская область, п. Смышляевка (ИНН 6367049354, ОГРН 1056367044403), администрации муниципального района Волжский Самарской области, г. Самара (ИНН 6367100226, ОГРН 1036302396492) о взыскании 462 818 руб. 96 коп. убытков солидарно,

установил:

товарищество собственников жилья "Стройкерамика" (далее - ТСЖ "Стройкерамика", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к администрации городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области, администрации муниципального района Волжский Самарской области о взыскании с ответчиков солидарно 462 818 руб. 96 коп., составляющих сумму недополученных доходов, возникших в связи с оказанием услуг водоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.02.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2014, исковые требования удовлетворены. С администрации муниципального района Волжский Самарской области в пользу ТСЖ "Стройкерамика" взыскано 462 818 руб. 96 коп. убытков, а также 12 256 руб. 38 коп. расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении иска к администрации городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация муниципального района Волжский Самарской области обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное толкование судами норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон в судебном заседании, судебная коллегия считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, ТСЖ "Стройкерамика" создано в сентябре 2011 года для управления многоквартирными домами по адресам: Волжский район, п. Стройкерамика, ул. Дружбы, дома N 9, 11, 17, 19; ул. Народная, дом N 11; ул. Солнечная, дома N 5 "а", 6 "а".
Непосредственно к управлению домами ТСЖ "Стройкерамика" приступило с 01.01.2012, что сторонами не отрицается.
Для осуществления водоснабжения населения управляемых домов между ТСЖ "Стройкерамика" и муниципальным унитарным предприятием "Смышляевское" заключен договор от 01.01.2012 N 1 на отпуск воды.
Согласно приказу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 30.11.2011 N 187 установлен тариф для населения, применяемый к объемам исполнителей коммунальных услуг (УК, ТСЖ, ЖСК и др.), поставляющих холодную воду населению для коммунальных нужд с 01.01.2012 до 30.06.2012 в размере 33 руб. 37 коп. по холодному водоснабжению и 14 руб. 02 коп. по водоотведению.
С 01.07.2012 тариф составляет 34 руб. 19 коп. и 14 руб. 79 коп. соответственно.
Согласно постановлению администрации муниципального района Волжский от 23.12.2011 N 3212 "Об оплате гражданами жилых помещений и коммунальных услуг в муниципальном районе Волжский Самарской области на 2012 год" тарифы на холодное водоснабжение для расчета с населением, проживающим в жилых помещениях, относящихся к жилищному фонду, независимо от форм собственности по муниципальным образованиям муниципального района Волжский Самарской области в городском поселении Смышляевка (к которому также относится п. Стройкерамика) составили с 01.01.2012 до 30.06.2012 - 27 руб. 30 коп., а с 01.07.2012 - 29 руб. 64 коп.
В соответствии с названным постановлением администрации муниципального района Волжский ТСЖ "Стройкерамика" в расчетах с населением применяет этот тариф.
В результате разницы в тарифах по холодному водоснабжению, установленных приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 30.11.2011 N 187 и постановлением администрации муниципального района Волжский от 23.12.2011 N 3212 у ТСЖ "Стройкерамика" образовалась сумма недополученных доходов за 2012 год в размере 46 2818 руб. 96 коп. согласно представленному расчету.
ТСЖ "Стройкерамика" 14.01.2013 обратилось в администрацию муниципального района Волжский с заявлением на возмещение недополученных доходов, возникших в связи с оказанием населению жилищных услуг, услуг теплоснабжения и водоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.
Рассмотрев данное обращение, администрация муниципального района Волжский в письме от 11.07.2013 указала, что с заявлением по возмещению выпадающих доходов по водоснабжению следует обратиться в администрацию городского поселения Смышляевка.
ТСЖ "Стройкерамика" 17.07.2013 обратилось в администрацию городского поселения Смышляевка с требованием заключить договор на предоставление субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в связи с оказанием услуги водоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек и оплатить убытки в размере 462 818 руб. 96 коп.
Рассмотрев данное обращение, администрация городского поселения Смышляевка в письме от 19.07.2013 сообщила, что за представлением субсидии на возмещение недополученных доходов ТСЖ "Стройкерамика" следует обратиться в администрацию муниципального района Волжский.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ТСЖ "Стройкерамика" в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании недополученных доходов с ответчиков в солидарном порядке.
Рассматривая спор, суды пришли к правильному выводу о том, что обязанность по предоставлению субсидий ТСЖ "Стройкерамика" возлагается на администрацию муниципального района Волжский.
В соответствии с подпунктами 1, 6 и 7 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи, в частности: определяют метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса; осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей; устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.08.2009 N 708 "Об утверждении основ формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги" предельный индекс устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги организаций коммунального комплекса, в отношении каждого муниципального образования на территории субъекта Российской Федерации. Предложение по установлению предельного индекса формируется органом местного самоуправления с учетом средств, необходимых для реализации.
Порядок пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Самарской области был установлен в Самарской области постановлением Правительства Самарской области от 24.11.2010 N 608 (далее - Порядок N 608), в соответствии с которым пересмотр размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления муниципальных образований, если фактический рост размера платы граждан за коммунальные услуги превышает установленный предельный индекс для соответствующего муниципального образования.
Пунктами 4.1, 4.2 Порядка N 608 установлено, что формирование средств на компенсацию расходов в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами производится за счет средств местных бюджетов. Разница между платой за коммунальные услуги, рассчитанной в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, и платой, приведенной органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствие с установленными предельными индексами, возмещается в виде субсидий товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям органом местного самоуправления муниципального образования в пределах бюджетных ассигнований на данные цели.
Следовательно, правомерен вывод судов о том, что в силу прямого указания нормативных правовых актов орган местного самоуправления при утверждении для населения льготного тарифа был обязан обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги.
В пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" также разъяснено, что по общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение.
Как установлено судами, администрация городского поселения Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области не принимала нормативных актов об установлении размера (ставок) платы для населения по оплате услуг холодного водоснабжения.
Ставки платы (тариф на холодное водоснабжение) для населения на 2012 год установлены администрацией муниципального района Волжский Самарской области постановлением от 23.12.2011 N 3212.
Постановлением администрации муниципального района Волжский Самарской области от 26.01.2012 N 147 (далее - постановление N 147) утвержден порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений) на возмещение недополученных доходов управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, возникших в связи с оказанием населению жилищных услуг, услуг теплоснабжения и водоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.
Пунктом 2 постановления N 147 установлено, что расходное обязательство муниципального района Волжский Самарской области, возникающее на основании настоящего постановления, исполняется муниципальным районом Волжский Самарской области за счет средств бюджета муниципального района Волжский Самарской области в пределах бюджетных ассигнований.
Доводы администрации муниципального района Волжский о том, что субсидии предоставляются только юридическим лицам, оказывающим соответствующие услуги в сельских поселениях, передавших полномочия по организации водоснабжения администрации муниципального района Волжский, являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и правомерно им отклонены, поскольку противоречат буквальному толкованию Порядка предоставления субсидий.
В соответствии с приложением N 3 к Решению Собрания Представителей Волжского района Самарской области от 28.12.2011 N 107/3 утверждены расходные бюджетные обязательства муниципального района Волжский, в т.ч. по предоставлению субсидий юридическим лицам, а также компенсации выпадающих доходов организаций, предоставляющим населению услуги водоснабжения и водоотведения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.
Установив, что именно администрацией муниципального района Волжский установлены пониженные тарифы для населения на территории городского поселения Смышляевка, обязательные для применения ТСЖ "Стройкерамика", администрацией муниципального района Волжский принято постановление, утвердившее Порядок предоставления субсидий юридическим лицам по возмещению недополученных доходов, и именно в муниципальном районе Волжский предусмотрены бюджетные ассигнования для целей компенсации недополученных доходов, а также принимая во внимание, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что в бюджете городского поселения Смышляевка утверждены какие-либо бюджетные ассигнования для предоставления субсидий в целях компенсации недополученных доходов, судами сделан правильный вывод, что требование о взыскании убытков, понесенных ТСЖ "Стройкерамика", подлежит удовлетворению за счет администрации муниципального района Волжский.
Исходя из вышеизложенного и, руководствуясь статьями 15, 16, 1064, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно взыскал с администрации муниципального района Волжский в пользу истца убытки в размере 462 818 руб. 96 коп.
При этом судами правильно отмечено, что заключение между администрацией городского поселения Смышляевка и администрацией муниципального района Волжский Самарской области соглашения от 28.12.2011 на передачу администрации поселения полномочий по регулированию тарифов в сфере жилищных услуг, приведение размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в данном случае правового значения не имеет, поскольку, как указано выше, администрация поселения Смышляевка не принимала нормативных актов об установлении размера (ставок) платы для населения по оплате услуг холодного водоснабжения в соответствие с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан.
Приведенные в кассационной жалобе доводы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 25.02.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2014 по делу N А55-23344/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА

Судьи
Г.Н.МАХМУТОВА
А.А.ХАЙБУЛОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)