Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 мая 2015 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Григорьева Д.В.
Отческой Т.И.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа на решение от 19.12.2014 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Кустов А.В.) по делу N А81-3473/2014 по заявлению открытого акционерного общества "Уренгойжилсервис" (629307, город Новый Уренгой, улица Железнодорожная, 102, ИНН 8904046691, ОГРН 1058900649642) к Департаменту государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа (629008, город Салехард, улица Мира, 2А, ИНН 8901017533, ОГРН 1068901001102) о признании недействительным предписания от 19.05.2014 N 988-4.
Другие лица, участвующие в деле: Департамент городского хозяйства Администрации города Новый Уренгой, Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа.
В заседании приняли участие представители:
- от открытого акционерного общество "Уренгойжилсервис" - Цема А.В. по доверенности от 01.01.2015;
- от Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа - Кравченко С.В. по доверенности от 25.03.2015.
Суд
установил:
открытое акционерное общество "Уренгойжилсервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании недействительным предписания Департамента государственного жилищного надзора по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - департамент жилищного надзора) от 19.05.2014 N 988-4.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент городского хозяйства Администрации города Новый Уренгой, Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент тарифной политики).
Решением от 19.12.2014 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с названным решением, департамент жилищного надзора обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Определением от 25.02.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба возвращена на основании пункта 3 части 1 статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в связи с пропуском срока на подачу апелляционной жалобы и отказом в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, департамент жилищного надзора просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
По мнению подателя кассационной жалобы, плата за услуги по утилизации твердых бытовых отходов входит в структуру платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, взимание которой с собственников (нанимателей) жилых помещений не допускается без соответствующего решения общего собрания.
В отзыве на кассационную жалобу департамент тарифной политики просит оставить оспариваемый судебный акт без изменения как соответствующий действующему законодательству.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 АПК РФ суду не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, с целью проверки фактов, изложенных в обращении гражданки Баскаковой И.Д., департаментом жилищного надзора 07.05.2014 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения жилищного законодательства обществом, в управлении которого находится многоквартирный жилой дом по адресу: город Новый Уренгой, улица Железнодорожная, 2а (далее - многоквартирный жилой дом).
В ходе проверки установлено, что в период с января по апрель 2014 года собственникам (нанимателям) жилых помещений в многоквартирном жилом доме предъявляется плата за утилизацию мусора без решения общего собрания собственников о включении данной услуги в перечень работ по содержанию жилого дома.
По результатам проверки департаментом жилищного надзора вынесено предписание от 03.06.2014 N 988-4, в соответствии с которым обществу предложено произвести перерасчет платы за содержание и ремонт жилого помещения за период с января по апрель 2014 года, исключив из платежных документов плату за утилизацию мусора.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из правомерности включения обществом платы за утилизацию мусора в состав платы за жилое помещение и отсутствия правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания.
Выводы суда являются обоснованными и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с частями 2 и 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 названного Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 названного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
Вместе с тем из анализа положений пункта 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) следует, что управляющие организации, кроме услуг, перечень которых содержится в части 4 статьи 154 ЖК РФ, приобретают у организаций коммунального комплекса услугу утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в многоквартирном доме, которая в силу частей 3 и 4 статьи 154 ЖК РФ подлежит оплате собственниками (нанимателями) жилых помещений в составе платы за жилое помещение.
Согласно позиции департамента жилищного надзора плата за утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов не является платой за коммунальные услуги и входит в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения. Соответственно, вопрос о ее возмещении управляющей организации должен решаться на общем собрании собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
Суд первой инстанции правомерно, руководствуясь статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 4, статьей 21 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьей 161 ЖК РФ, указал, что обязанность по обеспечению захоронения отходов возложена на собственников (нанимателей) помещений в многоквартирном доме, реализация которой может осуществляться путем заключения договора управления многоквартирным домом.
В силу части 2 статьи 1 Закона N 210-ФЗ тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса, подлежат регулированию. Такие тарифы, в соответствии со статьей 13 Закона N 210-ФЗ, устанавливаются на период от трех до пяти лет. При этом тарифы могут иметь календарную разбивку. Период действия тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, период действия надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса определяются устанавливающим их органом регулирования.
Приказом департамента тарифной политики от 01.11.2013 N 232-Т муниципальному унитарному предприятию "Уренгойское городское хозяйство" утверждены тарифы на услуги по утилизации твердых бытовых отходов, осуществляемые на территории муниципального образования город Новый Уренгой, для расчетов с потребителями на 2014, 2015 и 2016 годы.
Таким образом, установление размера платы за услугу по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и вопрос о необходимости ее возмещения управляющей организации не могут быть решены по правилам, предусмотренным частью 7 статьи 156 ЖК РФ для определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме.
С учетом изложенного является правильным вывод суда первой инстанции о том, что установление стоимости услуг по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов не относится к полномочиям общего собрания собственников помещений и не может быть предметом соглашения сторон договора управления многоквартирным домом. Выставление платы за данную услугу отдельной строкой в платежном документе не нарушает нормы действующего законодательства и само по себе не может расцениваться как нарушение прав собственников или нанимателей жилых помещений.
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил заявленное требование, признав недействительным оспариваемое предписание департамента жилищного надзора.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 19.12.2014 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-3473/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА
Судьи
Д.В.ГРИГОРЬЕВ
Т.И.ОТЧЕСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 12.05.2015 N Ф04-18420/2015 ПО ДЕЛУ N А81-3473/2014
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 мая 2015 г. по делу N А81-3473/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 мая 2015 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Григорьева Д.В.
Отческой Т.И.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа на решение от 19.12.2014 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Кустов А.В.) по делу N А81-3473/2014 по заявлению открытого акционерного общества "Уренгойжилсервис" (629307, город Новый Уренгой, улица Железнодорожная, 102, ИНН 8904046691, ОГРН 1058900649642) к Департаменту государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа (629008, город Салехард, улица Мира, 2А, ИНН 8901017533, ОГРН 1068901001102) о признании недействительным предписания от 19.05.2014 N 988-4.
Другие лица, участвующие в деле: Департамент городского хозяйства Администрации города Новый Уренгой, Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа.
В заседании приняли участие представители:
- от открытого акционерного общество "Уренгойжилсервис" - Цема А.В. по доверенности от 01.01.2015;
- от Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа - Кравченко С.В. по доверенности от 25.03.2015.
Суд
установил:
открытое акционерное общество "Уренгойжилсервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании недействительным предписания Департамента государственного жилищного надзора по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - департамент жилищного надзора) от 19.05.2014 N 988-4.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент городского хозяйства Администрации города Новый Уренгой, Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент тарифной политики).
Решением от 19.12.2014 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с названным решением, департамент жилищного надзора обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Определением от 25.02.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба возвращена на основании пункта 3 части 1 статьи 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в связи с пропуском срока на подачу апелляционной жалобы и отказом в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, департамент жилищного надзора просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
По мнению подателя кассационной жалобы, плата за услуги по утилизации твердых бытовых отходов входит в структуру платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, взимание которой с собственников (нанимателей) жилых помещений не допускается без соответствующего решения общего собрания.
В отзыве на кассационную жалобу департамент тарифной политики просит оставить оспариваемый судебный акт без изменения как соответствующий действующему законодательству.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 АПК РФ суду не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, с целью проверки фактов, изложенных в обращении гражданки Баскаковой И.Д., департаментом жилищного надзора 07.05.2014 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения жилищного законодательства обществом, в управлении которого находится многоквартирный жилой дом по адресу: город Новый Уренгой, улица Железнодорожная, 2а (далее - многоквартирный жилой дом).
В ходе проверки установлено, что в период с января по апрель 2014 года собственникам (нанимателям) жилых помещений в многоквартирном жилом доме предъявляется плата за утилизацию мусора без решения общего собрания собственников о включении данной услуги в перечень работ по содержанию жилого дома.
По результатам проверки департаментом жилищного надзора вынесено предписание от 03.06.2014 N 988-4, в соответствии с которым обществу предложено произвести перерасчет платы за содержание и ремонт жилого помещения за период с января по апрель 2014 года, исключив из платежных документов плату за утилизацию мусора.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из правомерности включения обществом платы за утилизацию мусора в состав платы за жилое помещение и отсутствия правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания.
Выводы суда являются обоснованными и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с частями 2 и 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 названного Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 названного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
Вместе с тем из анализа положений пункта 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) следует, что управляющие организации, кроме услуг, перечень которых содержится в части 4 статьи 154 ЖК РФ, приобретают у организаций коммунального комплекса услугу утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в многоквартирном доме, которая в силу частей 3 и 4 статьи 154 ЖК РФ подлежит оплате собственниками (нанимателями) жилых помещений в составе платы за жилое помещение.
Согласно позиции департамента жилищного надзора плата за утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов не является платой за коммунальные услуги и входит в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения. Соответственно, вопрос о ее возмещении управляющей организации должен решаться на общем собрании собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
Суд первой инстанции правомерно, руководствуясь статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 4, статьей 21 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьей 161 ЖК РФ, указал, что обязанность по обеспечению захоронения отходов возложена на собственников (нанимателей) помещений в многоквартирном доме, реализация которой может осуществляться путем заключения договора управления многоквартирным домом.
В силу части 2 статьи 1 Закона N 210-ФЗ тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса, подлежат регулированию. Такие тарифы, в соответствии со статьей 13 Закона N 210-ФЗ, устанавливаются на период от трех до пяти лет. При этом тарифы могут иметь календарную разбивку. Период действия тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, период действия надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса определяются устанавливающим их органом регулирования.
Приказом департамента тарифной политики от 01.11.2013 N 232-Т муниципальному унитарному предприятию "Уренгойское городское хозяйство" утверждены тарифы на услуги по утилизации твердых бытовых отходов, осуществляемые на территории муниципального образования город Новый Уренгой, для расчетов с потребителями на 2014, 2015 и 2016 годы.
Таким образом, установление размера платы за услугу по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и вопрос о необходимости ее возмещения управляющей организации не могут быть решены по правилам, предусмотренным частью 7 статьи 156 ЖК РФ для определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме.
С учетом изложенного является правильным вывод суда первой инстанции о том, что установление стоимости услуг по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов не относится к полномочиям общего собрания собственников помещений и не может быть предметом соглашения сторон договора управления многоквартирным домом. Выставление платы за данную услугу отдельной строкой в платежном документе не нарушает нормы действующего законодательства и само по себе не может расцениваться как нарушение прав собственников или нанимателей жилых помещений.
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил заявленное требование, признав недействительным оспариваемое предписание департамента жилищного надзора.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 19.12.2014 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-3473/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА
Судьи
Д.В.ГРИГОРЬЕВ
Т.И.ОТЧЕСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)