Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2015 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей: Каменецкого Д.В., Якутова Э.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сатаевым Д.Ш.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ЖСК "Онежск" на решение Арбитражного суда города Москвы от 28.11.2014 г. по делу N А40-108819/14(120-744) судьи Блинниковой И.А.
по заявлению ЖСК "Онежск" (ОГРН 1027739929293)
к ГКУ города Москвы Дирекция ЖКХиБ ЮАО
третьи лица: 1) Департамент финансов г. Москвы; 2) Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы,
о признании незаконным решения,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: Миночкина А.И. по дов. от 19.01.2015 г.;
- от ответчика: Кудинов А.А. по дов. от 12.01.2015 г.;
- от третьих лиц: 1) Селедчик В.А. по дов. от 18.12.2014 г.; 2) не явился, извещен;
- установил:
ЖСК "Онежск" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ГКУ города Москвы Дирекция ЖКХиБ ЮАО о признании незаконным решения от 15.05.2014 г. N ДЗ-07-931/14 об отказе в предоставлении субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме ЖСК "Онежск".
Решением арбитражного суда от 28.11.2014 г. указанные требования оставлены без удовлетворения, поскольку суд пришел к выводу о недоказанности заявителем факта нарушения оспариваемым решением его прав и законных интересов.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ЖСК "Онежск" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Отзыв на апелляционную жалобу представлен ответчиком в порядке ст. 262 АПК РФ, в котором ГКУ города Москвы Дирекция ЖКХиБ ЮАО поддержало решение суда первой инстанции, а в удовлетворении апелляционной жалобы просило отказать.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, указав на наличие оснований для отмены обжалуемого судебного акта. Изложил свою правовую позицию по делу, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав позиции сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела что жилищно-строительный кооператив "Онежск" (далее - ЖСК "Онежск") осуществляет управление многоквартирным домом N 7 корпус 2, находящемся по адресу: г. Москва, 3-й Дорожный проезд (далее - МКД).
До 2014 года на основании Постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 г. N 299-ПП (ред. от 23.04.2014 г.) (далее ПП Москвы N 299-ПП (ред. от 23.04.2014 г. "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" (вместе с временным порядком предоставления субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме") получал субсидии из бюджета г. Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД.
Документы были представлены в ГКУ Дирекция ЖКХиБ ЮАО в полном объеме, что подтверждается справкой ГКУ г. Москвы ИС "Чертаново-Южное" N б/н "19" марта 2014 года.
15.05.2014 г. ГКУ Дирекцией ЖКХиБ ЮАО вынесено решение N ДЗ-07-931/14, в котором ссылается на не предусмотренное действующим законодательством Российской Федерации и вышеуказанным ПП Москвы N 299-ПП (ред. от 23.04.2014) основание, а именно: применение ЖСК (управляющими компаниями) цен на содержание и ремонт общего имущества, которые устанавливаются Правительством Москвы (постановление Правительства Москвы N 748-ПП от 26.11.2013 г.).
Посчитав, что вышеуказанное решение ГКУ города Москвы Дирекция ЖКХиБ ЮАО вынесено в нарушение норм действующего законодательства, ЖСК "Онежск" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.
Предоставление субсидии осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных по статье бюджета города Москвы "Субсидии управляющим организациям на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах" на основании договора с управляющей организацией.
Условия и порядок предоставления субсидии на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме определяется Постановлением Правительства Москвы N 299-ПП от 24.04.2007 г. Основным условием предоставления субсидии является применение ЖСК (управляющими компаниями) цен за содержание и ремонт общего имущества, которые устанавливаются Правительством Москвы (Постановление Правительства Москвы N 748-ПП от 26.11.2013 г.). В соответствии с методикой расчета суммы субсидии, Приложение N 2 к Порядку, утвержденному Постановлением N 299-ПП, размер (сумма) бюджетной субсидии определяется, как разница между планово-нормативным расходом - суммой расходов, рассчитанной, исходя из утвержденных в установленном порядке ставок планово-нормативного расхода, и доходом управляющей организации от начисления платежей за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме по ценам, установленным Правительством Москвы.
Исходя из вышеуказанной методики, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 года N 748-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2014 г." расходы собственников помещений на содержание и ремонт жилого помещения, не должны превышать размер, установленный Правительством Москвы.
Ставка планово-нормативного расхода утверждена Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 г. N 748-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2014 год".
Согласно п. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения, включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом (далее - управление многоквартирным домом) понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации. Стандарты управления раскрыты в Постановлении Правительства РФ N 416 от 15 мая 2013 г.
В ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ЮАО" ЖСК "ОНЕЖСК" представлен финансовый план на 2014 г. и перечень услуг, по которым взимается дополнительная плата с членов ЖСК и собственников, в частности:
- осуществление комплекса услуг, направленных на соблюдение жителями дома порядка и правил проживания в многоквартирном доме, принятию мер по недопущению нахождения в доме посторонних лиц, предлагающих товары услуги - указанная услуга прямо закреплена в ЖК РФ как услуга по управлению, согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
- предоставление доступа в техническое подполье, на крышу и щитовую многоквартирного дома работников, контроль их деятельности - т.е. осуществление контроля за оказанием услуг и выполнением работ в многоквартирном доме исполнителями этих услуг и работ, что тоже относится к управлению многоквартирным домом.
- снятие показаний приборов учета по холодному водоснабжению - мероприятия необходимые для осуществления расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида - тоже услуга по управлению.
- ремонт жилого помещения и работы по установке и техническому обслуживанию ИПУ в соответствии с действующим законодательством не отнесены к услугам по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и коммунальным услугам. В связи с этим, порядок их проведения определяется гражданским законодательством.
Любые работы, услуги в соответствии с Гражданским кодексом РФ выполняются на основании договора.
В соответствии со ст. 421, 422 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора при соблюдении требований законодательства. Собственники ИПУ для проведения работ по установке и техническому обслуживанию и поверке ИПУ вправе выбрать любую организацию обладающую необходимыми разрешительными документами.
Комплекс услуг, направленных на надлежащее содержание придомовой территории, в том числе проверка санитарного состояния придомовой территории, контроль работы дворников, проверка состояния грунта, асфальтового покрытия и бордюров - относятся к компетенции ГКУ "ИС района Чертаново Южное".
ГКУ "ИС района Чертаново Южное" выполняет функции заказчика и получателя бюджетных средств на выполнение работ по содержанию дворовых территорий. Контракт на выполнение указанных работ заключен, в том числе и в отношении дворовой территории, расположенной по адресу: 3-й Дорожный проезд д. 7 корп. 2. Контроль за качественным выполнением работ по государственному контракту выполняют сотрудники ГКУ "ИС района Чертаново Южное".
Исходя из вышеизложенного, следует что, выставляя дополнительные платежи жителям многоквартирного дома, Заявитель завышает ставку планово-нормативного расхода, дополнительно взимая плату за услуги, содержащиеся в указанной ставке, а также взимаются платежи за услуги уже оказываемые государственными учреждениями в силу закона.
Если ЖСК "ОНЕЖСК" утвердило дополнительные расходы по вышеуказанным услугам, которые фактически являются сборами на управленческие расходы, то ЖСК имеет право собирать эти денежные средства со всех членов ЖСК.
Однако в этом случае кооператив теряет право на получение субсидии из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, так как дополнительные взносы на управленческие расходы фактически увеличивают ставку ПНР, что приводит к нарушению требований установленных нормативными правовыми актами Правительства Москвы.
Ввиду изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что решение ГКУ города Москвы Дирекция ЖКХиБ ЮАО от 15.05.2014 г. N ДЗ-07-931/14 вынесено с соблюдением требований действующего законодательства.
В силу положений ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Таким образом, предъявление любого иска обусловлено мотивом восстановления нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о недоказанности заявителем факта нарушения оспариваемым решением его прав и законных интересов.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, поскольку указанные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.11.2014 г. по делу N А40-108819/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
В.А.СВИРИДОВ
Судьи
Д.В.КАМЕНЕЦКИЙ
Э.В.ЯКУТОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.02.2015 N 09АП-228/2015 ПО ДЕЛУ N А40-108819/14
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 февраля 2015 г. N 09АП-228/2015
Дело N А40-108819/14
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2015 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей: Каменецкого Д.В., Якутова Э.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сатаевым Д.Ш.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ЖСК "Онежск" на решение Арбитражного суда города Москвы от 28.11.2014 г. по делу N А40-108819/14(120-744) судьи Блинниковой И.А.
по заявлению ЖСК "Онежск" (ОГРН 1027739929293)
к ГКУ города Москвы Дирекция ЖКХиБ ЮАО
третьи лица: 1) Департамент финансов г. Москвы; 2) Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы,
о признании незаконным решения,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: Миночкина А.И. по дов. от 19.01.2015 г.;
- от ответчика: Кудинов А.А. по дов. от 12.01.2015 г.;
- от третьих лиц: 1) Селедчик В.А. по дов. от 18.12.2014 г.; 2) не явился, извещен;
- установил:
ЖСК "Онежск" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ГКУ города Москвы Дирекция ЖКХиБ ЮАО о признании незаконным решения от 15.05.2014 г. N ДЗ-07-931/14 об отказе в предоставлении субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме ЖСК "Онежск".
Решением арбитражного суда от 28.11.2014 г. указанные требования оставлены без удовлетворения, поскольку суд пришел к выводу о недоказанности заявителем факта нарушения оспариваемым решением его прав и законных интересов.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ЖСК "Онежск" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Отзыв на апелляционную жалобу представлен ответчиком в порядке ст. 262 АПК РФ, в котором ГКУ города Москвы Дирекция ЖКХиБ ЮАО поддержало решение суда первой инстанции, а в удовлетворении апелляционной жалобы просило отказать.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, указав на наличие оснований для отмены обжалуемого судебного акта. Изложил свою правовую позицию по делу, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав позиции сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела что жилищно-строительный кооператив "Онежск" (далее - ЖСК "Онежск") осуществляет управление многоквартирным домом N 7 корпус 2, находящемся по адресу: г. Москва, 3-й Дорожный проезд (далее - МКД).
До 2014 года на основании Постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 г. N 299-ПП (ред. от 23.04.2014 г.) (далее ПП Москвы N 299-ПП (ред. от 23.04.2014 г. "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" (вместе с временным порядком предоставления субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме") получал субсидии из бюджета г. Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД.
Документы были представлены в ГКУ Дирекция ЖКХиБ ЮАО в полном объеме, что подтверждается справкой ГКУ г. Москвы ИС "Чертаново-Южное" N б/н "19" марта 2014 года.
15.05.2014 г. ГКУ Дирекцией ЖКХиБ ЮАО вынесено решение N ДЗ-07-931/14, в котором ссылается на не предусмотренное действующим законодательством Российской Федерации и вышеуказанным ПП Москвы N 299-ПП (ред. от 23.04.2014) основание, а именно: применение ЖСК (управляющими компаниями) цен на содержание и ремонт общего имущества, которые устанавливаются Правительством Москвы (постановление Правительства Москвы N 748-ПП от 26.11.2013 г.).
Посчитав, что вышеуказанное решение ГКУ города Москвы Дирекция ЖКХиБ ЮАО вынесено в нарушение норм действующего законодательства, ЖСК "Онежск" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.
Предоставление субсидии осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных по статье бюджета города Москвы "Субсидии управляющим организациям на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах" на основании договора с управляющей организацией.
Условия и порядок предоставления субсидии на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме определяется Постановлением Правительства Москвы N 299-ПП от 24.04.2007 г. Основным условием предоставления субсидии является применение ЖСК (управляющими компаниями) цен за содержание и ремонт общего имущества, которые устанавливаются Правительством Москвы (Постановление Правительства Москвы N 748-ПП от 26.11.2013 г.). В соответствии с методикой расчета суммы субсидии, Приложение N 2 к Порядку, утвержденному Постановлением N 299-ПП, размер (сумма) бюджетной субсидии определяется, как разница между планово-нормативным расходом - суммой расходов, рассчитанной, исходя из утвержденных в установленном порядке ставок планово-нормативного расхода, и доходом управляющей организации от начисления платежей за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме по ценам, установленным Правительством Москвы.
Исходя из вышеуказанной методики, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 года N 748-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2014 г." расходы собственников помещений на содержание и ремонт жилого помещения, не должны превышать размер, установленный Правительством Москвы.
Ставка планово-нормативного расхода утверждена Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 г. N 748-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2014 год".
Согласно п. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения, включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом (далее - управление многоквартирным домом) понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации. Стандарты управления раскрыты в Постановлении Правительства РФ N 416 от 15 мая 2013 г.
В ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ЮАО" ЖСК "ОНЕЖСК" представлен финансовый план на 2014 г. и перечень услуг, по которым взимается дополнительная плата с членов ЖСК и собственников, в частности:
- осуществление комплекса услуг, направленных на соблюдение жителями дома порядка и правил проживания в многоквартирном доме, принятию мер по недопущению нахождения в доме посторонних лиц, предлагающих товары услуги - указанная услуга прямо закреплена в ЖК РФ как услуга по управлению, согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
- предоставление доступа в техническое подполье, на крышу и щитовую многоквартирного дома работников, контроль их деятельности - т.е. осуществление контроля за оказанием услуг и выполнением работ в многоквартирном доме исполнителями этих услуг и работ, что тоже относится к управлению многоквартирным домом.
- снятие показаний приборов учета по холодному водоснабжению - мероприятия необходимые для осуществления расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида - тоже услуга по управлению.
- ремонт жилого помещения и работы по установке и техническому обслуживанию ИПУ в соответствии с действующим законодательством не отнесены к услугам по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и коммунальным услугам. В связи с этим, порядок их проведения определяется гражданским законодательством.
Любые работы, услуги в соответствии с Гражданским кодексом РФ выполняются на основании договора.
В соответствии со ст. 421, 422 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора при соблюдении требований законодательства. Собственники ИПУ для проведения работ по установке и техническому обслуживанию и поверке ИПУ вправе выбрать любую организацию обладающую необходимыми разрешительными документами.
Комплекс услуг, направленных на надлежащее содержание придомовой территории, в том числе проверка санитарного состояния придомовой территории, контроль работы дворников, проверка состояния грунта, асфальтового покрытия и бордюров - относятся к компетенции ГКУ "ИС района Чертаново Южное".
ГКУ "ИС района Чертаново Южное" выполняет функции заказчика и получателя бюджетных средств на выполнение работ по содержанию дворовых территорий. Контракт на выполнение указанных работ заключен, в том числе и в отношении дворовой территории, расположенной по адресу: 3-й Дорожный проезд д. 7 корп. 2. Контроль за качественным выполнением работ по государственному контракту выполняют сотрудники ГКУ "ИС района Чертаново Южное".
Исходя из вышеизложенного, следует что, выставляя дополнительные платежи жителям многоквартирного дома, Заявитель завышает ставку планово-нормативного расхода, дополнительно взимая плату за услуги, содержащиеся в указанной ставке, а также взимаются платежи за услуги уже оказываемые государственными учреждениями в силу закона.
Если ЖСК "ОНЕЖСК" утвердило дополнительные расходы по вышеуказанным услугам, которые фактически являются сборами на управленческие расходы, то ЖСК имеет право собирать эти денежные средства со всех членов ЖСК.
Однако в этом случае кооператив теряет право на получение субсидии из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, так как дополнительные взносы на управленческие расходы фактически увеличивают ставку ПНР, что приводит к нарушению требований установленных нормативными правовыми актами Правительства Москвы.
Ввиду изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что решение ГКУ города Москвы Дирекция ЖКХиБ ЮАО от 15.05.2014 г. N ДЗ-07-931/14 вынесено с соблюдением требований действующего законодательства.
В силу положений ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Таким образом, предъявление любого иска обусловлено мотивом восстановления нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о недоказанности заявителем факта нарушения оспариваемым решением его прав и законных интересов.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, поскольку указанные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.11.2014 г. по делу N А40-108819/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
В.А.СВИРИДОВ
Судьи
Д.В.КАМЕНЕЦКИЙ
Э.В.ЯКУТОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)