Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.12.2014 N 06АП-6367/2014 ПО ДЕЛУ N А73-9617/2014

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 декабря 2014 г. N 06АП-6367/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балинской И.И.
судей Песковой Т.Д., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Уют": Петров С.В. - генеральный директор, предъявлен паспорт <...>; Беленькая О.С. - представитель по доверенности от 01.08.2014 б/н;
- от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю, Отдела надзорной деятельности по Индустриальному району города Хабаровска,: Коновалов Л.Н. - представитель по доверенности от 14.01.2014 N 176, служебное удостоверение;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уют"
на решение от 25.09.2014
по делу N А73-9617/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей М.А. Барилко
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Уют"
к Отделу надзорной деятельности по Индустриальному району города Хабаровска; Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю
о признании незаконным и отмене предписания от 10.06.2014 N 97/1/1

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Уют" (далее - ООО "Уют", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю (далее - ГУ МЧС России по Хабаровскому краю), Отделу надзорной деятельности по Индустриальному району г. Хабаровска (далее - ОНД по Индустриальному району г. Хабаровска, отдел) с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании незаконным и отмене предписания от 10.06.2014 N 97/1/1.
Решением от 25.09.2014 заявленные обществом требования удовлетворены частично. Суд первой инстанции признал незаконными пункты 13, 15, 23 предписания от 10.06.2014 N 97/1/1, в остальной части требований отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решения в части не удовлетворенных требований, в остальной части решение оставить без изменения.
В судебном заседании генеральный директор общества и его представитель поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласили жалобу. Просили решение суда первой инстанции отменить в обжалуемой части, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ГУ МЧС России по хабаровскому краю и ОНД по Индустриальному району города Хабаровска отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Поскольку в апелляционном порядке обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции, при отсутствии возражений сторон, в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) пересматривает дело только в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в период с 02.06.2014 по 10.06.2014 отделом в отношении ООО "Уют" проведена проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения пожарной безопасности.
Проверка проведена на основании распоряжения отдела от 22.05.2014 N 97.
Выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности отражены в акте от 13 от 06.2014 N 97, а именно:
- 1. в электрощитовой на первом этаже первого подъезда допускается пересечение противопожарных преград инженерными коммуникациями, что является нарушением пункта 22 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила противопожарного режима);
- 1. пожарные шкафы частично не укомплектованы ПТВ (отсутствуют пожарные рукава, стволы, полугайки), что является нарушением пункта 57 Правил противопожарного режима;
- 3. пассажирский лифт с автоматическими дверьми четвертого подъезда по сигналу от систем автоматической пожарной сигнализации здания вернулся на основную посадочную площадку без открытия и удержанием в открытом положении дверей кабины и шахты, что является нарушением пункта
- 4.1.9.1 ГОСТ 22011-95;
- 4. пассажирский лифт с автоматическими дверьми пятого подъезда по сигналу от систем автоматической пожарной сигнализации здания вернулся на основную посадочную площадку без открытия и удержанием в открытом положении дверей кабины и шахты, что является нарушением пункта 4.1.9.1. ГОСТ 22011-95;
- 5. пассажирский лифт с автоматическими дверьми шестого подъезда по сигналу от систем автоматической пожарной сигнализации здания вернулся на основную посадочную площадку без открытия и удержанием в открытом положении дверей кабины и шахты, что является нарушением пункта 4.1.9.1 ГОСТ 22011-95;
- 6. в холле 16 этажа восьмого подъезда на двери отсутствует доводчик, что является нарушением подпункта "г" пункта 36 Правил противопожарного режима;
- 7. в технических подвальных помещениях хранятся горючие материалы и инвентарь (в незначительном количестве), что является нарушением подпункта "б" пункта 23 Правил противопожарного режима;
- 8. внутренний противопожарный водопровод, расположенный в многоквартирном жилом доме повышенной этажности в подъездах N 1, 2, 4, 7, не обеспечивает требуемый по нормам расход воды на противопожарные нужды (менее 2,5 л/с), что является нарушением СП 10.13130.2009 таблица 1;
- 9. внутренний противопожарный водопровод не проверен на работоспособность с составлением соответствующих актов, что является нарушением пункта 55 Правил противопожарного режима;
- 10. лифтовые холлы не оборудованы противопожарными дверьми в дымогазонепроницаемом исполнении, что является нарушением пунктов 5.2.4, 5.2.5 ГОСТ Р 53296-2009;
- 11. при переходе на резервное питание система АУПС и СОУЭ находится в неработоспособном состоянии (прибор приемно-контрольный пожарный не обеспечил автоматический контроль линий связи), что является нарушением пункта 13.14.3 СП 5.13130;
- 12. в лифте для пожарных отсутствует прямая переговорная связь между кабиной лифта и основным посадочным этажом, что является нарушением пункта 6.7 ГОСТ Р 53296-2009, пункта 5.12.1 ГОСТ Р 52382-2005;
- 13. отсутствует руководство по эксплуатации лифта для пожарных, содержащее необходимую информацию, что является нарушением пункта 7.2 ГОСТ Р 52382-2005;
- 14. не утверждена и не вывешена у органов управления кабиной лифта для пожарных инструкция, регламентирующая порядок использования лифта в режиме "транспортирование пожарных подразделений", что является нарушением пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации;
- 15. отсутствуют знаки (пиктограммы) на этажах (перед входами в лифты) о запрещении использования лифтов в случае пожара, что является нарушением пункта 5.1.3 ГОСТ Р 52383-2005;
- 16. отсутствуют знаки (пиктограммы) лифта для пожарных на 1-м этаже (перед входом в лифт) и в кабине (у переключателя режимов работы лифта), что является нарушением приложения F к ГОСТ Р 52382-2005;
- 17. не проведены периодические (аэродинамические) испытания систем противодымной вентиляции не реже 1 раза в 2 года с оформлением протокола испытаний (не предоставлены подтверждающие документы), что является нарушением пунктов 3.5, 7.1 ГОСТ Р 53300-2009;
- 18. не обеспечено проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту всего оборудования, входящего в состав автоматической установки противодымной вентиляции (не обслуживаются вентиляторы, противопожарные клапана, обратные клапана, воздуховоды), что является нарушением пункта 63 Правил противопожарного режима;
- 19. не осуществляется проверка качества огнезащитной обработки воздуховодов противодымной вентиляции с составлением актов проверки (не предоставлены подтверждающие документы), что является нарушением пункта 21 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390;
- 20. не проводится проверка на работоспособность задвижек с электроприводом не реже 2 раз в год и пожарных насосных агрегатов (насосов- повысителей) ежемесячно с занесением в журнал даты проверки и характеристики технического состояния указанного оборудования (не предоставлены подтверждающие документы), что является нарушением пункта 59 Правил противопожарного режима в Российской Федерации;
- 21. отсутствуют указатели (знаки пожарной безопасности) с четко нанесенными цифрами расстояния до месторасположения пожарных гидрантов, что является нарушением пункта 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации;
- 22. в организации ООО "Уют" не разработана и не утверждена специальная программа пожарно-технического минимума, что является нарушением НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", утвержденных Приказом МЧС России от 12.12.2007 N 645;
- 23. не разработана декларация пожарной безопасности в течение 1 года со дня ввода в эксплуатацию объекта защиты, что является нарушением части 6 статьи 64 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
- 24. при проверке работоспособности системы дымоудаления противодымной защиты многоквартирного жилого дома, установлено, что общий расход удаляемого воздуха при проведении контрольных замеров составляет 633,6 м 3/ч, что ниже минимальной производительности крышных радиальных вентиляторов 20,8-67,0 тыс. м 3/ч, что является нарушением ГОСТ Р 53300-2009;
- 25. при проверке работоспособности системы подпора воздуха противодымной защиты в шахтах лифтов в подъездах N 1, 2, 3, 4, 5, 6, установлено, что избыточное давление составляет 5 Па, что ниже нормативного показателя по ТУ (не менее 20 Па), что является нарушением ГОСТ Р 53300- 2009.
10.06.2014 обществу выдано предписание N 27/1/1-4 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 10.06.2015 (далее - предписание от 10.06.2014).
Не согласившись с предписанием от 10.06.2014, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Принимая решение по указанному заявлению, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в части признания недействительными пунктов 13, 15, 23 предписания от 10.06.2014, в удовлетворении остальной части требований суд отказал.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными, исходя из следующего.
В соответствии с положениями статьи 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) государственный пожарный надзор представляет собой осуществляемую в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки.
В силу статьи 6 Закона N 69-ФЗ, подпункта "е" пункта 9 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 (далее - Положение N 290), государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору имеют право выдавать организациям и гражданам предписания, в частности, об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (кроме реализуемой продукции).
Из положений пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" следует, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Пунктом 59 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 28.06.2012 N 375 (далее - Административный регламент), предусмотрено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо органа государственного пожарного надзора, проводившее проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано выдать предписание об устранении нарушений и (или) предписание по устранению несоответствия с указанием сроков их устранения.
Органами государственного пожарного надзора являются структурные подразделения территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, и их территориальные отделы (отделения, инспекции) (подпункт "в" пункта 2 Положения N 290).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое предписание от 10.06.2014 выдано уполномоченным должностным лицом отдела - органа государственного пожарного надзора.
По смыслу вышеприведенных правовых норм, предусматривающих выдачу предписаний по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, указанное предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного пожарного надзора, содержащий властное волеизъявление, направленное на устранение нарушений обязательных требований пожарной безопасности и порождающее правовые последствия для конкретных лиц. Указанное предписание должно быть законным, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований пожарной безопасности, соблюдение которых обязательно для них в силу закона.
Следовательно, основанием для выдачи органом пожарного надзора предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности может являться факт нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
Статьей 1 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности, согласно вышеназванной статье, понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила противопожарного режима).
Пунктом 1 Правил противопожарного режима предусмотрено, что данные Правила содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 21 Правил противопожарного режима руководитель организации обеспечивает устранение повреждений толстослойных напыляемых составов, огнезащитных обмазок, штукатурки, облицовки плитными, листовыми и другими огнезащитными материалами, в том числе на каркасе, комбинации этих материалов, в том числе с тонкослойными вспучивающимися покрытиями строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, воздуховодов, металлических опор оборудования и эстакад, а также осуществляет проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением протокола проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки). Проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раза в год.
Пунктом 22 Правил противопожарного режима предусмотрено, что руководитель организации организует проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями.
Согласно подпункту "б" пункта 23 Правил противопожарного режима на объектах запрещается использовать чердаки, технические этажи, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов.
В силу подпункта "г" пункта 36 Правил противопожарного режима при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются устройства, автоматически срабатывающие при пожаре), а также снимать их.
В соответствии с абзацем первым пункта 54 Правил противопожарного режима порядок использования организациями лифтов, имеющих режим работы "транспортирование пожарных подразделений", регламентируется инструкцией, утверждаемой руководителем организации. Указанные инструкции должны быть вывешены непосредственно у органов управления кабиной лифта.
Согласно абзацу первому пункта 55 Правил противопожарного режима руководитель организации обеспечивает исправность источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.
В силу абзаца четвертого пункта 55 Правил противопожарного режима направление движения к пожарным гидрантам и водоемам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, должно обозначаться указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их место расположения.
Из абзаца первого пункта 57 Правил противопожарного режима следует, что руководитель организации обеспечивает укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями, организует перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год).
Пунктом 59 Правил противопожарного режима предусмотрено, что руководитель организации обеспечивает исправное состояние и проведение проверок работоспособности задвижек с электроприводом (не реже 2 раз в год), установленных на обводных линиях водомерных устройств и пожарных основных рабочих и резервных пожарных насосных агрегатов (ежемесячно), с занесением в журнал даты проверки и характеристики технического состояния указанного оборудования.
В соответствии с абзацем первым пункта 63 Правил противопожарного режима руководитель организации обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов- изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово- предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, автоматических (автономных) установок пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией).
Согласно абзацу второму статьи 25 ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Приказом МЧС России от 12.12.2007 N 645 утверждены Нормы пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" (далее - НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации от 21.01.2008 N 10938).
Согласно пункту 1 НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" нормы пожарной безопасности устанавливают требования пожарной безопасности к организации обучения мерам пожарной безопасности работников организаций.
Пунктом 2 НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" предусмотрено, что ответственность за организацию и своевременность обучения в области пожарной безопасности и проверку знаний правил пожарной безопасности работников организаций несут администрации (собственники) этих организаций, должностные лица организаций, предприниматели без образования юридического лица, а также работники, заключившие трудовой договор с работодателем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4 НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" основными видами обучения работников организаций мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний (далее - пожарно-технический минимум).
Руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре. Обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на ее руководителя (пункты 31, 34 НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций").
В соответствии с пунктом 54 НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" специальные программы составляются для каждой категории обучаемых с учетом специфики профессиональной деятельности, особенностей исполнения обязанностей по должности и положений отраслевых документов.
Работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях, работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации, обучаются по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации. Такие программы разрабатываются и утверждаются администрациями (собственниками) организаций (пункты 39, 51 НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций").
В соответствии с пунктом 3.5 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 53300-2009 "Противодымная защита зданий и сооружений. Методы приемосдаточных и периодических испытаний" (далее - ГОСТ Р 53300-2009), утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.02.2006 N 76-ст, периодические испытания систем противодымной вентиляции должны производиться не реже одного раза в 2 года.
Согласно пункту 3.6 ГОСТ Р 53300-2009 в ходе проведения периодических испытаний должны подлежать контролю только параметры, указанные в пунктах 6 - 11 таблицы 1.
В силу пункта 7.1 ГОСТ Р 53300-2009 по результатам проведения приемосдаточных и периодических испытаний систем противодымной вентиляции составляют протокол, форма которого представлена в приложении А.
Согласно пункту 5.2.4 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 53296-2009 "Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности" (далее - ГОСТ Р 53296-2009), утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.02.2009 N 72-ст, ограждающие конструкции лифтовых холлов (тамбуров) должны быть выполнены из противопожарных перегородок 1-го типа с противопожарными дверями 2-го типа по (1) в дымогазонепроницаемом исполнении. Удельное сопротивление дымогазопроницанию дверей не должно быть менее 1,96-105 м 3/кг.
В силу пункта 5.2.5. ГОСТ Р 53296-2009 ограждающие конструкции и двери машинных помещений лифтов для пожарных вне зависимости от типа привода лифтов должны быть противопожарными с пределами огнестойкости не менее 120 мин и 60 мин соответственно (REI 120 и EI 60 по (1) и ГОСТ 30247.1, ГОСТ 30247.2). Удельное сопротивление дымогазопроницанию дверей не должно быть менее 1,96-105 м 3/кг. Каналы для прокладки гидроприводов должны иметь пределы огнестойкости не менее 60 мин (REI 60 по (2) и ГОСТ 30247.1).
Исходя из пунктов 6.7 ГОСТ Р 53296-2009, в режиме работы лифта "перевозка пожарных подразделений" должна быть обеспечена прямая переговорная связь между диспетчерским пунктом или ЦПУ СПЗ, если такие имеются, и кабиной лифта, а также с основным посадочным этажом.
В соответствии с пунктом 5.6.1.6 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52382-2010 (ЕН 81-72:2003) "Лифты пассажирские. Лифты для пожарных" (далее - ГОСТ Р 52382-2010), утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13.08.2010 N 212-ст, после поступления команды по 5.6.1.1 система управления лифтом для пожарных автоматически переходит в режим "Пожарная опасность" (фаза 1). В режиме "Пожарная опасность" (фаза 1) алгоритм работы лифта для пожарных обеспечивает следующее:
а) все вновь поступающие приказы в кабине лифта и вызовы с этажных площадок не регистрируются и не принимаются для исполнения;
б) все ранее зарегистрированные приказы и вызовы аннулируются;
в) находящийся на любом этаже лифт должен закрыть двери и без промежуточных остановок следовать на основной посадочный (назначенный) этаж;
г) лифт, движущийся в направлении от основного посадочного (назначенного) этажа, должен остановиться на ближайшем этаже без открывания дверей, изменить направление движения и следовать на основной посадочный (назначенный) этаж;
д) лифт, движущийся в направлении основного посадочного (назначенного) этажа, должен продолжать свое движение без промежуточных остановок на основной посадочный (назначенный) этаж;
е) по прибытии лифта для пожарных на основной посадочный (назначенный) этаж двери кабины и шахты автоматически открываются и остаются в открытом положении.
Дальнейшее движение кабины лифта для пожарных может осуществляться только по приказу, подаваемому пожарными с поста управления в кабине лифта пожарными в режиме "Перевозка пожарных подразделений" (фаза 2).
Согласно пункту 5.7.1 ГОСТ Р 52382-2010 кабина лифта для пожарных должна быть оборудована средствами для подключения к системе двусторонней переговорной связи и обеспечения связи в режиме "Перевозка пожарных подразделений" (фаза 2) между диспетчерским пунктом или центральным пультом управления системы противопожарной защиты (ЦПУ СПЗ), если такие имеются, и кабиной лифта, а также с основным посадочным этажом.
Приложением А (обязательное) к ГОСТ Р 52382-2010 утверждена пиктограмма лифта для пожарных.
В соответствии с таблицей 1 Свода правил "СП 10.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности", утвержденных Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 180, в жилых зданиях при числе этажей от 12 до 16 включительно, а также свыше 16 до 25 включительно, минимальный расход воды на внутреннее пожаротушение должен составлять 2,5 л/с.
Согласно пункту 13.14.3 Свода правил "СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", утвержденных Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175, приборы приемно-контрольные пожарные, имеющие функцию управления оповещателями, должны обеспечивать автоматический контроль линий связи с выносными оповещателями на обрыв и короткое замыкание.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что при проведении выездной проверки отделом выявлено, что на объекте защиты - многоквартирном доме переменной этажности (16 и 20 этажей), расположенном по адресу: г. Хабаровск, ул. П.Л. Морозова, д. 113, в электрощитовой на первом этаже первого подъезда допускается пересечение противопожарных преград инженерными коммуникациями; пожарные шкафы частично не укомплектованы ПТВ (отсутствуют пожарные рукава, стволы, полугайки); пассажирский лифт с автоматическими дверьми четвертого подъезда по сигналу от систем автоматической пожарной сигнализации здания вернулся на основную посадочную площадку без открытия и удержанием в открытом положении дверей кабины и шахты; пассажирский лифт с автоматическими дверьми пятого подъезда по сигналу от систем автоматической пожарной сигнализации здания вернулся на основную посадочную площадку без открытия и удержанием в открытом положении дверей кабины и шахты; пассажирский лифт с автоматическими дверьми шестого подъезда по сигналу от систем автоматической пожарной сигнализации здания вернулся на основную посадочную площадку без открытия и удержанием в открытом положении дверей кабины и шахты; в холле 16 этажа восьмого подъезда на двери отсутствует доводчик; в технических подвальных помещениях хранятся горючие материалы и инвентарь; внутренний противопожарный водопровод, расположенный в многоквартирном жилом доме повышенной этажности в подъездах N 1, 2, 4, 7, не обеспечивает требуемый по нормам расход воды на противопожарные нужды (менее 2,5 л/с); внутренний противопожарный водопровод не проверен на работоспособность с составлением соответствующих актов; лифтовые холлы не оборудованы противопожарными дверьми в дымогазонепроницаемом исполнении; при переходе на резервное питание система АУПС и СОУЭ находится в неработоспособном состоянии (прибор приемно-контрольный пожарный не обеспечил автоматический контроль линий связи); в лифте для пожарных отсутствует прямая переговорная связь между кабиной лифта и основным посадочным этажом; не утверждена и не вывешена у органов управления кабиной лифта для пожарных инструкция, регламентирующая порядок использования лифта в режиме "транспортирование пожарных подразделений"; отсутствуют знаки (пиктограммы)лифта для пожарных на 1-м этаже (перед входом в лифт) и в кабине(у переключателя режимов работы лифта); не проведены периодические (аэродинамические)испытания систем противодымной вентиляции не реже 1 раза в 2 года с оформлением протокола испытаний (не предоставлены подтверждающие документы); не обеспечено проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту всего оборудования, входящего в состав автоматической установки противодымной вентиляции (не обслуживаются вентиляторы, противопожарные клапана, обратные клапана, воздуховоды); не осуществляется проверка качества огнезащитной обработки воздуховодов противодымной вентиляции с составлением актов проверки (непредоставлены подтверждающие документы); не проводится проверка на работоспособность задвижек с электроприводом не реже 2 раз в год и пожарных насосных агрегатов (насосов-повысителей) ежемесячно с занесением в журнал даты проверки и характеристики технического состояния указанного оборудования (не предоставлены подтверждающие документы);отсутствуют указатели (знаки пожарной безопасности) с четко нанесенными цифрами расстояния до месторасположения пожарных гидрантов; в организации ООО "Уют" не разработана и не утверждена специальная программа пожарно-техническогоминимума;при проверке работоспособности системы дымоудаления противодымной защиты многоквартирного жилого дома, установлено, что общий расход удаляемого воздуха при проведении контрольных замеров составляет 633,6 м 3/ч, что ниже минимальной производительности крышных радиальных вентиляторов 20,8-67,0 тыс. м 3/ч; при проверке работоспособности системы подпора воздуха противодымной защиты в шахтах лифтов в подъездах N 1, 2, 3, 4, 5, 6, установлено, что избыточное давление составляет 5 Па, что ниже нормативного показателя по ТУ (не менее 20 Па).
Следовательно, по обоснованному выводу суда первой инстанции, отделом правомерно, в соответствие с предоставленными полномочиями, выдано ООО "Уют" оспариваемое предписание от 10.06.2014 В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 указанного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 были утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В силу подпункта "е" пункта 11 вышеуказанных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Из материалов дела следует, что ООО "Уют" является управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом по адресу: г. Хабаровск, ул. П.Л. Морозова, 113.
В связи с этим, как правильно указал суд первой инстанции, общество, как организация, которой были переданы функции по управлению указанным многоквартирным домом, является лицом, ответственным за содержание общего имущества многоквартирного дома, в том числе и за соблюдение требований пожарной безопасности.
Приняв на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, общество, как лицо, ответственное в соответствии со статьей 38 Закона N 69-ФЗ, подпунктом "е" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за соблюдение требований пожарной безопасности, обязано соблюдать указанные требования в процессе управления домом и эксплуатации данного объекта защиты.
Нарушения, указанные в пункте 7 оспариваемого предписания (в технических подвальных помещениях в незначительном количестве хранятся горючие материалы и инвентарь), подтверждаются представленным ООО "Уют" в дело актом от 09.06.2014 осмотра подвала жилого дома по ул. П.Л. Морозова, д. 113.
Нарушения, указанные в пункте 10 предписания, также выявлено в ходе проверки, специальные маркировки, свидетельствующие о том, что двери изготовлены в соответствии с ГОСТ Р 53296-2009 на дверях отсутствовали, сертификаты пожарной безопасности представлены не были. При этом акт проверки, в котором было зафиксированное данное нарушение, был подписан представителем общества без возражений.
Также судом первой инстанции правомерно отклонены доводы общества о том, что требование, указанное в пункте 11 оспариваемого предписания (при переходе на резервное питание система АУПС и СОУЭ находится в неработоспособном состоянии) должно быть учтено при проектировании и не может зависеть от управляющей организации.
СП 3.13130.2009, нарушение которого в данной части вменяется обществу, предъявляет требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях не только при их проектировании, но и при дальнейшей эксплуатации.
В данном случае указанное нарушение заключается в неисправности системы АУПС и СОУЭ, допущенной в процессе эксплуатации.
Факт нарушения требований пожарной безопасности подтверждается Протоколом испытаний технических средств АУПС и СОУЭ от 02.06.2014 N 75/20/2014, проведенных в ходе проверки ФГБУ СЭУ ФПС "Испытательная пожарная лаборатория" по Хабаровскому краю.
Кроме того, согласно представленному в материалы дела договору от 24.10.2013 N 131024, заключенному между ООО "ЭСС-ДВ" (Исполнитель) и ООО "Уют" (Заказчик), в обязанности Исполнителя входит выполнение работ по техническому обслуживанию систем автоматической противопожарной и охранной сигнализации дома 113 по ул. П.Л. Морозова, находящихся в рабочем состоянии. Техническое обслуживание включает в себя осуществление технического надзора, обеспечение функционирования систем в процессе эксплуатации, выполнение планово-профилактических работ.
Доводы общества об отсутствии доказательств проведения испытаний, подтверждающих нарушения, указанные в пунктах 8, 24, 25 оспариваемого предписания, как верно указано судом первой инстанции, опровергаются представленными в материалы дела доказательствами - Актом (Протоколом испытаний) проверки и испытания внутреннего противопожарного водопровода от 02.06.2014 N 21/13/2014, Протоколом испытаний противодымной защиты от 02.06.2014 N 3/21/2014, Протоколом испытаний противодымной защиты от 02.06.2014 N 2/22/2014.
Оценив в совокупности и взаимосвязи установленные по делу обстоятельства и представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, принимая во внимание, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что обязанность по проведению противопожарных мероприятий в многоквартирном доме лежит на управляющей организации, следовательно, обязанность по устранению правил пожарной безопасности правомерно возложена на общество.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое предписание в оспариваемой части соответствующим закону и обоснованно отказал обществу в удовлетворении остальной части требований.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, и апелляционным судом признаются несостоятельными, поскольку они направлены на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение от 25.09.2014 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-9617/2014 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Уют" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 000 (одной тысячи) рублей, уплаченную по платежному поручению от 22.10.2014 N 17.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий
И.И.БАЛИНСКАЯ

Судьи
Т.Д.ПЕСКОВА
Е.А.ШВЕЦ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)