Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: С.Н. Новиковой
Судей: С.Ю. Лесненко, О.В. Цирулик
при участии:
- от истца: Кобзарь Е.Н., представитель по доверенности от 16.01.2014 N 41 АА 0305254; Дзядевич А.Л., представитель по доверенности от 14.01.2014 N 46;
- от ответчика: Саляхова Л.И., зам. начальника, доверенность от 29.11.2013 N 09; Шеременко С.В., начальник отдела, доверенность от 15.10.2014 N 5;
- от третьего лица: Шеременко С.В., начальник отдела, доверенность от 01.06.2014 б/н
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу департамента финансов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
на решение от 02.07.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2014
по делу N А24-1411/2014 Арбитражного суда Камчатского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского"
к Петропавловск-Камчатскому городскому округу в лице департамента финансов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
третье лицо: муниципальное автономное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского"
о взыскании задолженности 145 412 001 руб. 55 коп.
Общество с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" (ИНН 4101122429, ОГРН 1084101001203, место нахождения: 683024, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Владивостокская, 29; далее - ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского", истец) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к Петропавловск-Камчатскому городскому округу (далее - городской округ) в лице департамента финансов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (ИНН 4101037614, ОГРН 1024101037344, 683000, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинская, 14; далее - департамент, ответчик) о взыскании в субсидиарном порядке 148 534 816 руб. 82 коп., составляющих накопленные денежные средства по статье "капитальный ремонт", переданные по договорам цессии от 01.07.2010 N 155, от 30.04.2010 N 153, от 01.06.2010 N 154.
Определением суда от 12.05.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное автономное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" (ИНН 4100021523, ОГРН 1024101025695, место нахождения: 683000, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Советская, 22; далее - МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского", учреждение).
Протокольным определением от 26.06.2014 судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ принято уменьшение размера исковых требований до 145 412 001 руб. 55 коп.
Решением суда от 02.07.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2014, иск удовлетворен частично: Петропавловск-Камчатский городской округ в лице департамента финансов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа привлечен к субсидиарной ответственности по долгам муниципального автономного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" в размере 104 599 507 руб. 38 коп.: при недостаточности или отсутствии денежных средств у последнего указанную сумму решено взыскать в пользу ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" с городского округа в лице департамента за счет средств казны Петропавловск-Камчатского городского округа.
В кассационной жалобе департамент просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как необоснованные. Заявитель ссылается на то, что муниципальное автономное учреждение получило статус 02.04.2009; договоры о передаче денежных от 30.04.2010, от 01.06.2010, от 01.07.2010 заключены МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" спустя более чем 1 год с момента его создания. Ссылаясь на Жилищный кодекс РФ в редакции, действующей в период осуществления учреждением функций управляющей организации и получения денежных средств от собственников помещений, указывает на отсутствие решений собственников помещений многоквартирных домов о проведении капитального ремонта. Считает, что обязательства перед истцом не могли возникнуть ранее прекращения у учреждения обязательств по управлению многоквартирными домами и при отсутствии договора с истцом. Полагает, что в спорных правоотношениях, основанных на договорах NN 153, 154, 155, учреждение действовало в пределах своей компетенции, самостоятельно и поэтому в силу статьи 120 Гражданского кодекса РФ у истца отсутствует право требовать спорную сумму в порядке субсидиарной ответственности с собственника имущества муниципального учреждения.
В письменном отзыве ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" просит оставить в силе состоявшееся по делу решение, в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
В судебном заседании кассационной инстанции представители ответчика и истца доводы кассационной жалобы и отзыва на нее поддержали, дали по ним пояснения; представитель МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" поддержал позицию департамента.
Проверив законность состоявшихся судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа находит их подлежащими отмене исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Камчатского края в рамках дел NN А24-5120/2010, А24-182/2011, А24-5122/2010 с МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" в пользу ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" взыскана задолженность накопленных средств по статье "капитальный ремонт", в том числе по делу N А24-5120/2010 в сумме 29 567 878 руб. 56 коп. долга, 4 000 руб. государственной пошлины; по делу N А24-182/2011-104 077 378 руб. 59 коп. долга, 4 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины; по делу N А24-5122/2010-93 391 732 руб. 16 коп. долга, 4 000 руб. государственной пошлины.
12.04.2011 комитетом городского хозяйства издан приказ N 22 о принятом решении по ликвидации МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского"; срок для осуществления необходимых мероприятий по ликвидации установлен до 30.09.2012; установленный срок для ликвидации учреждения на основании приказа от 10.04.2013 N 33 продлен до 12.10.2014.
Сообщение о принятии решения о ликвидации автономного учреждения опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" N 17 (324) 04.05.2011.
12.04.2011 ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" обратилось в ликвидационную комиссию МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" с требованием об уплате задолженности за капитальный ремонт по договорам цессии, в том числе: N 153 от 30.04.2010 на сумму 29 567 878 руб. 56 коп.; N 154 от 01.06.2010 на сумму 104 077 378 руб. 59 коп.; N 155 от 01.07.2010 на сумму 91 938 328 руб. 07 коп.
Письмом N 02-2906 от 24.10.2011, направленным в адрес истца, ликвидационная комиссия МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" подтвердила включение требований общества в сумме 228 944 891 руб. 91 коп. долга в промежуточный ликвидационный баланс.
Взысканная на основании решений суда задолженность частично оплачена муниципальным автономным учреждением.
Невозможность удовлетворения в полном объеме требований о взыскании задолженности, подтвержденной вступившими в законную силу решениями суда, послужила основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Как установлено, между МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" (цедент) и ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского (цессионарий) заключены договоры цессий от 30.04.2010 N 153, от 01.06.2010 N 154, от 01.07.2010 N 155. По условиям названных договоров "цедент уступает, а цессионарий принимает право требования платежей, начисленных и не использованных цедентом по статье "капитальный ремонт" собственникам жилых помещений многоквартирных домов, за период действия договора управления многоквартирным домом, заключенного собственниками и цедентом до момента перехода права управления домом цессионарию". Приложениями к договору представлены реестры оплаченных сумм за капитальный ремонт, акты сверок.
Задолженность по указанным договорам взыскана с муниципального автономного учреждения в пользу общества в судебном порядке.
Установлено, что на основании постановления главы Петропавловск-Камчатского городского органа от 26.12.2008 N 3703 создано МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" путем изменения типа существующего муниципального учреждения, полномочиями учредителя наделен комитет городского хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа. Эти же сведения отражены в уставе МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского".
Согласно выписке из ЕГРЮЛ запись в указанный реестр о муниципальном автономном учреждении внесена 02.04.2009, ранее организационной формой этого юридического лица было муниципальное учреждение.
Приказом комитета городского хозяйства от 12.04.2011 N 22 принято решение о ликвидации МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского"; срок ликвидации с учетом приказа от 10.04.2013 N 33 установлен до 12.10.2014.
Требования общества о задолженности по указанным договорам за NN 153, 154, 155 в сумме 228 944 891 руб. 91 коп. включены в промежуточный ликвидационный баланс МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского", что подтверждается материалами дела (письмо МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" от 24.10.2011 N 07-2906) и не оспаривается сторонами.
Далее судами установлено, что обязательства по передаче полученных денежных средств по статье "капитальный ремонт" в период с 01.01.2007 по 31.03.2009 возникли до изменения типа муниципального учреждения и являлись обязательствами не автономного учреждения, а муниципального учреждения.
В этой связи судами сделан вывод о том, что собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по этому обязательству в порядке статьи 120 Гражданского кодекса РФ. Суды признали, что задолженность по обязательству муниципального учреждения составила 104 599 507,38 руб. и, руководствуясь статьями 309, 120, 399 Гражданского кодекса РФ, взыскали указанную сумму при недостаточности или отсутствии денежных средств у МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" с Петропавловск-Камчатского городского округа в лице департамента финансов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа за счет средств казны Петропавловск-Камчатского городского округа.
Между тем суды, разрешая настоящий спор, не учли следующее.
Так, требования общества связаны с обязанностью муниципального автономного учреждения передать обществу поступившие от собственников помещений многоквартирных домов на счет учреждения денежные средства по статье "капитальный ремонт". Период, в течение которого поступали денежные средства по указанной статье, и суммы денежных средств определены истцом из договоров цессии, а именно по договору от 10.04.2010 N 153 сумма денежных средств составила 29 567 878,56 руб. за период с 01.01.2007 по 30.04.2010, по договору от 01.06.2010 N 154-104 077 378,59 руб. за период с 01.01.2007 по 31.05.2010, по договору от 01.07.2010 N 155-93 391 732,16 руб. за период с 01.01.2007 по 30.06.2010. Это подтверждается реестрами оплаченных сумм за капитальный ремонт, являющимися приложениями к соответствующим договорам. Согласно данным указанных реестров, а также представленным в дело реестрам оплаченных сумм за капремонт в последних отражены сведения о перечисленных суммах по капитальному ремонту конкретными собственниками квартир жилых домов (имеются сведения об адресах домов, номерах квартир) за спорный период с 01.07.2007 по 30.06.2010.
Таким образом, за период с 01.01.2007 по 30.06.2010 денежные средства по статье "капитальный ремонт" аккумулировались как на счетах муниципального учреждения, так и (с 02.04.2009) на счетах муниципального автономного учреждения.
В указанный период действовали нормы Жилищного кодекса РФ, регулирующие отношения, в том числе, по поводу содержания и ремонта жилых помещений (статья 4 Жилищного кодекса РФ). При этом согласно подпункту 2 части 1 статьи 154, статье 158 Жилищного кодекса РФ капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее - МКД) проводится за счет собственника жилищного фонда.
Для этих целей в плату за жилое помещение и коммунальные услуги включена плата за содержание и ремонт жилого помещения, состоящая из платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в МКД (подпункт 2 части 1 статьи 154 Жилищного кодекса РФ).
Нормами Жилищного кодекса РФ установлены особенности внесения платы за жилые помещения и коммунальные услуги. В частности, такая плата согласно статье 155 Жилищного кодекса РФ вносится на основании платежных поручений.
По рассматриваемому спору суды не установили правовую природу спорных денежных средств, а именно являются ли последние денежными средствами, необходимыми для капитального ремонта общего имущества в МКД; не установили право муниципального учреждения - с 01.01.2007 по 01.04.2009, муниципального автономного учреждения - с 02.04.2009 на сбор и расходование денежных средств и, соответственно, обязанность по их передаче из муниципального учреждения в муниципальное автономное учреждение. Не выяснено, каким образом аккумулировались денежные средства на капитальный ремонт общего имущества в МКД на счетах указанных учреждений (отдельный или совместный счет). Для установления ответственности собственника имущества муниципального учреждения не установлено наличие денежных средств, перечисленных собственниками помещений в МКД на момент изменения уполномоченным лицом организационно-правовой формы юридического лица.
Не установлено, являлись ли муниципальное учреждение, муниципальное автономное учреждение управляющими компаниями МКД, по которым осуществлялся сбор денежных средств по статье "капитальный ремонт", наличие договоров управления МКД. Эти же обстоятельства не установлены судами в отношении общества, а именно с какого момента последнее стало управляющей компанией и каких МКД, обязанность по передаче указанных денежных средств обществу.
Принимая во внимание, что судами указанные обстоятельства не выяснялись, соответствующие доказательства в деле отсутствуют, кассационная инстанция считает выводы судов о привлечении к субсидиарной ответственности в размере 104 599 507,38 руб. собственника имущества учреждения - муниципального образования необоснованными.
В связи с изложенным следует признать, что решение и постановление вынесены по неполно исследованным обстоятельствам дела, имеющим существенное значение для правильного разрешения спора, поэтому судебные акты подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции на основании пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, оценить доводы и возражения сторон и в зависимости от установленного разрешить спор.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Камчатского края от 02.07.2014 по делу N А24-1411/2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2014 по тому же делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Камчатского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
С.Н.НОВИКОВА
Судьи
С.Ю.ЛЕСНЕНКО
О.В.ЦИРУЛИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 21.11.2014 N Ф03-4902/2014 ПО ДЕЛУ N А24-1411/2014
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2014 г. N Ф03-4902/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: С.Н. Новиковой
Судей: С.Ю. Лесненко, О.В. Цирулик
при участии:
- от истца: Кобзарь Е.Н., представитель по доверенности от 16.01.2014 N 41 АА 0305254; Дзядевич А.Л., представитель по доверенности от 14.01.2014 N 46;
- от ответчика: Саляхова Л.И., зам. начальника, доверенность от 29.11.2013 N 09; Шеременко С.В., начальник отдела, доверенность от 15.10.2014 N 5;
- от третьего лица: Шеременко С.В., начальник отдела, доверенность от 01.06.2014 б/н
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу департамента финансов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
на решение от 02.07.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2014
по делу N А24-1411/2014 Арбитражного суда Камчатского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского"
к Петропавловск-Камчатскому городскому округу в лице департамента финансов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
третье лицо: муниципальное автономное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского"
о взыскании задолженности 145 412 001 руб. 55 коп.
Общество с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" (ИНН 4101122429, ОГРН 1084101001203, место нахождения: 683024, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Владивостокская, 29; далее - ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского", истец) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к Петропавловск-Камчатскому городскому округу (далее - городской округ) в лице департамента финансов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (ИНН 4101037614, ОГРН 1024101037344, 683000, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинская, 14; далее - департамент, ответчик) о взыскании в субсидиарном порядке 148 534 816 руб. 82 коп., составляющих накопленные денежные средства по статье "капитальный ремонт", переданные по договорам цессии от 01.07.2010 N 155, от 30.04.2010 N 153, от 01.06.2010 N 154.
Определением суда от 12.05.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное автономное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" (ИНН 4100021523, ОГРН 1024101025695, место нахождения: 683000, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Советская, 22; далее - МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского", учреждение).
Протокольным определением от 26.06.2014 судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ принято уменьшение размера исковых требований до 145 412 001 руб. 55 коп.
Решением суда от 02.07.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2014, иск удовлетворен частично: Петропавловск-Камчатский городской округ в лице департамента финансов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа привлечен к субсидиарной ответственности по долгам муниципального автономного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского" в размере 104 599 507 руб. 38 коп.: при недостаточности или отсутствии денежных средств у последнего указанную сумму решено взыскать в пользу ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" с городского округа в лице департамента за счет средств казны Петропавловск-Камчатского городского округа.
В кассационной жалобе департамент просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как необоснованные. Заявитель ссылается на то, что муниципальное автономное учреждение получило статус 02.04.2009; договоры о передаче денежных от 30.04.2010, от 01.06.2010, от 01.07.2010 заключены МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" спустя более чем 1 год с момента его создания. Ссылаясь на Жилищный кодекс РФ в редакции, действующей в период осуществления учреждением функций управляющей организации и получения денежных средств от собственников помещений, указывает на отсутствие решений собственников помещений многоквартирных домов о проведении капитального ремонта. Считает, что обязательства перед истцом не могли возникнуть ранее прекращения у учреждения обязательств по управлению многоквартирными домами и при отсутствии договора с истцом. Полагает, что в спорных правоотношениях, основанных на договорах NN 153, 154, 155, учреждение действовало в пределах своей компетенции, самостоятельно и поэтому в силу статьи 120 Гражданского кодекса РФ у истца отсутствует право требовать спорную сумму в порядке субсидиарной ответственности с собственника имущества муниципального учреждения.
В письменном отзыве ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" просит оставить в силе состоявшееся по делу решение, в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
В судебном заседании кассационной инстанции представители ответчика и истца доводы кассационной жалобы и отзыва на нее поддержали, дали по ним пояснения; представитель МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" поддержал позицию департамента.
Проверив законность состоявшихся судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа находит их подлежащими отмене исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Камчатского края в рамках дел NN А24-5120/2010, А24-182/2011, А24-5122/2010 с МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" в пользу ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" взыскана задолженность накопленных средств по статье "капитальный ремонт", в том числе по делу N А24-5120/2010 в сумме 29 567 878 руб. 56 коп. долга, 4 000 руб. государственной пошлины; по делу N А24-182/2011-104 077 378 руб. 59 коп. долга, 4 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины; по делу N А24-5122/2010-93 391 732 руб. 16 коп. долга, 4 000 руб. государственной пошлины.
12.04.2011 комитетом городского хозяйства издан приказ N 22 о принятом решении по ликвидации МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского"; срок для осуществления необходимых мероприятий по ликвидации установлен до 30.09.2012; установленный срок для ликвидации учреждения на основании приказа от 10.04.2013 N 33 продлен до 12.10.2014.
Сообщение о принятии решения о ликвидации автономного учреждения опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" N 17 (324) 04.05.2011.
12.04.2011 ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" обратилось в ликвидационную комиссию МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" с требованием об уплате задолженности за капитальный ремонт по договорам цессии, в том числе: N 153 от 30.04.2010 на сумму 29 567 878 руб. 56 коп.; N 154 от 01.06.2010 на сумму 104 077 378 руб. 59 коп.; N 155 от 01.07.2010 на сумму 91 938 328 руб. 07 коп.
Письмом N 02-2906 от 24.10.2011, направленным в адрес истца, ликвидационная комиссия МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" подтвердила включение требований общества в сумме 228 944 891 руб. 91 коп. долга в промежуточный ликвидационный баланс.
Взысканная на основании решений суда задолженность частично оплачена муниципальным автономным учреждением.
Невозможность удовлетворения в полном объеме требований о взыскании задолженности, подтвержденной вступившими в законную силу решениями суда, послужила основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Как установлено, между МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" (цедент) и ООО "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского (цессионарий) заключены договоры цессий от 30.04.2010 N 153, от 01.06.2010 N 154, от 01.07.2010 N 155. По условиям названных договоров "цедент уступает, а цессионарий принимает право требования платежей, начисленных и не использованных цедентом по статье "капитальный ремонт" собственникам жилых помещений многоквартирных домов, за период действия договора управления многоквартирным домом, заключенного собственниками и цедентом до момента перехода права управления домом цессионарию". Приложениями к договору представлены реестры оплаченных сумм за капитальный ремонт, акты сверок.
Задолженность по указанным договорам взыскана с муниципального автономного учреждения в пользу общества в судебном порядке.
Установлено, что на основании постановления главы Петропавловск-Камчатского городского органа от 26.12.2008 N 3703 создано МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" путем изменения типа существующего муниципального учреждения, полномочиями учредителя наделен комитет городского хозяйства Петропавловск-Камчатского городского округа. Эти же сведения отражены в уставе МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского".
Согласно выписке из ЕГРЮЛ запись в указанный реестр о муниципальном автономном учреждении внесена 02.04.2009, ранее организационной формой этого юридического лица было муниципальное учреждение.
Приказом комитета городского хозяйства от 12.04.2011 N 22 принято решение о ликвидации МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского"; срок ликвидации с учетом приказа от 10.04.2013 N 33 установлен до 12.10.2014.
Требования общества о задолженности по указанным договорам за NN 153, 154, 155 в сумме 228 944 891 руб. 91 коп. включены в промежуточный ликвидационный баланс МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского", что подтверждается материалами дела (письмо МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" от 24.10.2011 N 07-2906) и не оспаривается сторонами.
Далее судами установлено, что обязательства по передаче полученных денежных средств по статье "капитальный ремонт" в период с 01.01.2007 по 31.03.2009 возникли до изменения типа муниципального учреждения и являлись обязательствами не автономного учреждения, а муниципального учреждения.
В этой связи судами сделан вывод о том, что собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по этому обязательству в порядке статьи 120 Гражданского кодекса РФ. Суды признали, что задолженность по обязательству муниципального учреждения составила 104 599 507,38 руб. и, руководствуясь статьями 309, 120, 399 Гражданского кодекса РФ, взыскали указанную сумму при недостаточности или отсутствии денежных средств у МАУ "УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского" с Петропавловск-Камчатского городского округа в лице департамента финансов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа за счет средств казны Петропавловск-Камчатского городского округа.
Между тем суды, разрешая настоящий спор, не учли следующее.
Так, требования общества связаны с обязанностью муниципального автономного учреждения передать обществу поступившие от собственников помещений многоквартирных домов на счет учреждения денежные средства по статье "капитальный ремонт". Период, в течение которого поступали денежные средства по указанной статье, и суммы денежных средств определены истцом из договоров цессии, а именно по договору от 10.04.2010 N 153 сумма денежных средств составила 29 567 878,56 руб. за период с 01.01.2007 по 30.04.2010, по договору от 01.06.2010 N 154-104 077 378,59 руб. за период с 01.01.2007 по 31.05.2010, по договору от 01.07.2010 N 155-93 391 732,16 руб. за период с 01.01.2007 по 30.06.2010. Это подтверждается реестрами оплаченных сумм за капитальный ремонт, являющимися приложениями к соответствующим договорам. Согласно данным указанных реестров, а также представленным в дело реестрам оплаченных сумм за капремонт в последних отражены сведения о перечисленных суммах по капитальному ремонту конкретными собственниками квартир жилых домов (имеются сведения об адресах домов, номерах квартир) за спорный период с 01.07.2007 по 30.06.2010.
Таким образом, за период с 01.01.2007 по 30.06.2010 денежные средства по статье "капитальный ремонт" аккумулировались как на счетах муниципального учреждения, так и (с 02.04.2009) на счетах муниципального автономного учреждения.
В указанный период действовали нормы Жилищного кодекса РФ, регулирующие отношения, в том числе, по поводу содержания и ремонта жилых помещений (статья 4 Жилищного кодекса РФ). При этом согласно подпункту 2 части 1 статьи 154, статье 158 Жилищного кодекса РФ капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее - МКД) проводится за счет собственника жилищного фонда.
Для этих целей в плату за жилое помещение и коммунальные услуги включена плата за содержание и ремонт жилого помещения, состоящая из платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в МКД (подпункт 2 части 1 статьи 154 Жилищного кодекса РФ).
Нормами Жилищного кодекса РФ установлены особенности внесения платы за жилые помещения и коммунальные услуги. В частности, такая плата согласно статье 155 Жилищного кодекса РФ вносится на основании платежных поручений.
По рассматриваемому спору суды не установили правовую природу спорных денежных средств, а именно являются ли последние денежными средствами, необходимыми для капитального ремонта общего имущества в МКД; не установили право муниципального учреждения - с 01.01.2007 по 01.04.2009, муниципального автономного учреждения - с 02.04.2009 на сбор и расходование денежных средств и, соответственно, обязанность по их передаче из муниципального учреждения в муниципальное автономное учреждение. Не выяснено, каким образом аккумулировались денежные средства на капитальный ремонт общего имущества в МКД на счетах указанных учреждений (отдельный или совместный счет). Для установления ответственности собственника имущества муниципального учреждения не установлено наличие денежных средств, перечисленных собственниками помещений в МКД на момент изменения уполномоченным лицом организационно-правовой формы юридического лица.
Не установлено, являлись ли муниципальное учреждение, муниципальное автономное учреждение управляющими компаниями МКД, по которым осуществлялся сбор денежных средств по статье "капитальный ремонт", наличие договоров управления МКД. Эти же обстоятельства не установлены судами в отношении общества, а именно с какого момента последнее стало управляющей компанией и каких МКД, обязанность по передаче указанных денежных средств обществу.
Принимая во внимание, что судами указанные обстоятельства не выяснялись, соответствующие доказательства в деле отсутствуют, кассационная инстанция считает выводы судов о привлечении к субсидиарной ответственности в размере 104 599 507,38 руб. собственника имущества учреждения - муниципального образования необоснованными.
В связи с изложенным следует признать, что решение и постановление вынесены по неполно исследованным обстоятельствам дела, имеющим существенное значение для правильного разрешения спора, поэтому судебные акты подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции на основании пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, оценить доводы и возражения сторон и в зависимости от установленного разрешить спор.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Камчатского края от 02.07.2014 по делу N А24-1411/2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2014 по тому же делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Камчатского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
С.Н.НОВИКОВА
Судьи
С.Ю.ЛЕСНЕНКО
О.В.ЦИРУЛИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)