Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 27 августа 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 1 ООО "Городское ЖКХ": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Государственной жилищной инспекции Воронежской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 1 ООО "Городское ЖКХ", г. Россошь Воронежской области (ОГРН 1083627001260, ИНН 3627024849) на решение Арбитражного суда Воронежской области от 14.07.2014 по делу N А14-3570/2014 (судья Домарева В.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 1 ООО "Городское ЖКХ", г. Россошь Воронежской области к Государственной жилищной инспекции Воронежской области, г. Воронеж (ОГРН 1033600084968, ИНН 3664032439), о признании незаконным и отмене постановления от 22.01.2014 N 76,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 1 ООО "Городское ЖКХ" (далее - ООО "ДЭУ N 1 ООО "Городское ЖКХ", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Воронежской области (далее - инспекция, административный орган) от 22.01.2014 N 76.
Решением суда от 14.07.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 1 ООО "Городское ЖКХ" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что при проведении проверки административным органом не исследовались обстоятельства, связанные с обслуживанием дома. Разрешение шиферных листов кровли над лестничными площадками произошло из-за самовольной установки антенн жильцами дома. Устранение выявленных нарушений требует существенных финансовых затрат при отсутствии свободных денежных средств. Возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении не была предоставлена.
В отзыве на жалобу административный орган указывает, что срок давности привлечения к ответственности соблюден, изготовление протокола не рукописным текстом не является нарушением.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, 10.12.2013 государственной жилищной инспекцией Воронежской области, на основании приказа N 3904 от 13.11.2013, была проведена выездная внеплановая проверка с целью проверки обращения жильцов дома 150 пл. Октябрьской г. Россошь по факту нарушения прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, связанных с ненадлежащим содержанием и ремонтом жилого дома, находящегося на обслуживании ООО "ДЭУ N 1 ООО "Городское ЖКХ".
Уведомлением от 13.11.2013 N 3934-13 Общество извещено о времени и месте проведения проверки и одновременно о составлении протокола об административном правонарушении (получено 21.11.2013, уведомление Почты России, л.д. 76-78).
Государственным жилищным инспектором в присутствии представителя Общества - Домнич А.А. 10.12.2013 проведена проверка, составлен акт N 3861 (л.д. 97-102), согласно которому в отношении жилого дома 150 по площади Октябрьской г. Россошь допущены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170): п. 5.8.3 а, в, 2.3.3 прил. 7 п. 12, п. 4.6.1.1 абзац 2, 4.6.1.2, 4.6.4.6, 2.3.3 прил. 7 п. 4, п. 2.3.3 прил. 7 п. 1, п. 4.1.5, п. 4.2.1.14 Правил.
В отсутствие представителя Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола, 10.12.2013 должностным лицом составлен протокол N 2285 об административном правонарушении, ответственность (л.д. 104-105) за которое предусмотрена статьей 7.22. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Протокол получен заявителем 26.12.2013 (уведомление Почты России л.д. 107).
Уведомлением от 28.12.2013 N 1498п-17 заявителю сообщено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении (получено 09.01.2014, уведомление Почты России, л.д. 108-109).
На основании указанного материала 22.01.2013 заместителем руководителя Государственной жилищной инспекции Воронежской области Разгоняевой И.С. в отсутствие законного представителя Общества вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 76 о привлечении ООО "ДЭУ N 1 ООО "Городское ЖКХ" к административной ответственности по статье 7.22. КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40000 руб. (л.д. 113-115), которое получено заявителем 21.03.2014 (уведомление почты России, л.д. 116).
Считая вынесенное постановление незаконным, Общество обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в действиях Общества имеется состав вменяемого административного правонарушения.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Субъектами рассматриваемого административного правонарушения признаются должностные лица и юридические лица, ответственные за содержание жилых домов и (или) жилых помещений.
Согласно пункту 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктами 10, 11, 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, определено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ, управляющая организация должна производить осмотры общего имущества, обеспечивать своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства РФ, осуществлять текущий и капитальный ремонт.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 1.1 названных Правил данный нормативный правовой акт определяет требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда и уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В соответствии с подп. "а" п. 5.8.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 5.8.3 Правил N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановление работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
В перечне работ, относящихся к текущему ремонту, включены установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем водопроводов и канализации, горячего водоснабжения, включая насосные установки в жилых зданиях (пункт 12 приложения N 7 Правил).
Обстоятельства дела свидетельствуют, что Общество не обеспечено проведение планово-предупредительных ремонтов, устранение протечек системы холодного водоснабжения, протечки трубопроводов системы холодного водоснабжения в подвальном помещении подъезда 1.
В силу пункта 4.6.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования.
Пунктом 4.6.1.2 Правил установлено: следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: деревянных (нарушения соединений между элементами, разрушение гидроизоляции мауэрлатов, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и др. элементов); железобетонных (разрушение защитного слоя бетона, коррозия арматуры, прогибы и трещины, выбоины в плитах и др.); в кровлях из листовой стали (ослабление гребней и фальцев, пробоины и свищи, коррозия, разрушение окрасочного или защитного слоя); в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке); в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев); мастичных (отслоение, разрушение мастичного слоя).
При этом в соответствии с пунктом 4.6.4.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, повреждение кровли, свесов, желобов и водоприемных воронок необходимо устранять немедленно.
Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, работы по установке, замене и восстановлении работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем водопроводов и канализации относятся к работам, производимым при текущем ремонте жилищного фонда (пункт 4 приложения N 7).
Обстоятельства дела свидетельствуют, что Общество не обеспечено исправное состояние кровли, частично повреждение шиферных листов кровли над лестничными площадками подъездов 2,3 и кв. 24, что является причиной протечек над данными помещениями.
Текущий ремонт жилищного фонда включает в себя перечень работ, выполняемых организацией по обслуживанию жилищного фонда, в том числе устранение местных деформаций, усиление, восстановление поврежденных участков фундаментов, вентиляционных продухов, отмостки и входов в подвалы (п. 1 приложения N 7 Правил N 170).
Обстоятельства дела свидетельствуют, что административным органом было выявлено разрушение кирпичной кладки приямков со стороны главного, дворового, боковых фасадов.
Согласно пункту 4.1.5. Правил стенки приямков должны быть не менее чем на 15 см выше уровня тротуара и отмостки; не допускаются щели в местах примыкания элементов приямков к стенам подвала; очистка мусора от снега производится не реже 1 раза в месяц; для удаления воды из приямков пол должен быть бетонным с уклоном не менее 0,03 от стен здания, в дальнем углу должно быть сделано водоотводящее устройство (труба); для защиты от дождя целесообразно устанавливать над ними откидные козырьки по согласованию с архитектором.
В силу пункта 4.2.1.14 Правил, организации по обслуживанию жилищного фонда при обнаружении трещин, вызвавших повреждение кирпичных стен, панелей (блоков), отклонения стен от вертикали, их выпучивание и просадку на отдельных участках, а также в местах заделки перекрытий, должны организовывать систематическое наблюдение за ними с помощью маяков или др. способом. Если будет установлено, что деформации увеличиваются, следует принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. Стабилизирующиеся трещины следует заделывать.
В ходе проверки административным органом были установлены многочисленные вертикальные трещины по кирпичной кладке стен со стороны главного, бокового (3 подъезд) фасадов, шириной раскрытия до 5 мм.
Факт нарушения Обществом вышеуказанных требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами: актом проверки от 10.12.2013, протоколом об административном правонарушении от 10.12.2013 N 2285.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Управляющие организации выступают отношениях по управлению общим имуществом домов, как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Материалами дела подтверждается, что на основании договора обеспечения услугами по содержанию, техническому обслуживанию, текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома и придомовой территории от 12.08.2008, заключенного между собственниками жилого дома, расположенного по адресу: г. Россошь, ул. Пл. Октябрьская, дом N 150 и ООО "Домоуправление N 1 ООО "Городское ЖКХ".
ООО "Домоуправление N 1 ООО "Городское ЖКХ" в данном случае является организацией по управлению жилым домом и обязано обеспечивать надлежащее техническое состояние общего имущества в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда и предоставление коммунальных услуг.
В соответствии с условиями договора Общество взяло на себя обязанность по техническому обслуживанию жилого дома, сохранности инженерного оборудования, организовывать работу по содержанию и текущему ремонту, предоставлять дополнительно услуги по управлению жилым домом (п. 2.1.3 договора), а именно: осуществление сбора платежей на содержание и ремонт общего имущества жилого дома (абзац 2 п. 2.1.3 договора); организация аварийно-диспетчерского обслуживания (абзац 5 п. 2.1.3 договора); выполнять дополнительные поручения при условии решения общего собрания собственников за дополнительную плату, в том числе другие услуги в части управления жилым домом, не противоречащие действующему законодательству (абзац 4 п. 2.1.4 договора); оказывать иные виды услуг, не входящие в Перечень, предусмотренный договором, выполняющиеся за дополнительную плату, устанавливаемую по взаимной договоренности и поступают в самостоятельное распоряжение ООО "ДЭУ N 1 ООО "Городское ЖКХ".
Согласно части 1 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Факт наличия у заявителя обязательств, связанных с содержанием, текущим ремонтом многоквартирного жилого дома N 150 по площади Октябрьская г. Россошь ООО "ДЭУ N 1 ООО "Городское ЖКХ", подтверждается протоколом N 1 от 10.08.2008 заочного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по указанном адресу, договором обеспечения услугами по содержанию, текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома и придомовой территории от 12.08.2008 (далее - договор) и не оспаривается последним.
Таким образом, заявитель является организацией по управлению и обязан обеспечивать выполнение работ по организации надлежащего содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома.
При осуществлении деятельности по содержанию данного дома у Общества имелась возможность осуществлять данную деятельность в соответствии с требованиями действующего жилищного законодательства.
Однако заявителем не были приняты все зависящие от него меры для недопущения нарушения указанных требований, что подтверждает наличие в его действиях вины.
Как следует из обращения собственников жилых помещений многоквартирного дома N 150 по площади Октябрьской г. Россоши, указанные выше дефекты общего имущества имеют место в течение длительного периода времени.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая организация не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что заявителем были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности в действиях административного органа не установлено.
Апелляционная инстанция находит, что судом дана правильная оценка представленным доказательствам, выводы сделаны с учетом фактических обстоятельств, установленных по делу, нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку были исследованы судом первой инстанции, им была дана надлежащая правовая оценка, не подтверждаются имеющимися в деле доказательствами и основаны на неверном толковании норм права.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Общество обоснованно привлечено к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ, в связи с чем, оспариваемое постановление является законным.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Обществом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 14.07.2014 по делу N А14-3570/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в порядке ч. 4 ст. 288 АПК РФ, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
А.И.ПРОТАСОВ
Судьи
Е.А.СЕМЕНЮТА
Н.Д.МИРОНЦЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.08.2014 ПО ДЕЛУ N А14-3570/2014
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 августа 2014 г. по делу N А14-3570/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 27 августа 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 1 ООО "Городское ЖКХ": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Государственной жилищной инспекции Воронежской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 1 ООО "Городское ЖКХ", г. Россошь Воронежской области (ОГРН 1083627001260, ИНН 3627024849) на решение Арбитражного суда Воронежской области от 14.07.2014 по делу N А14-3570/2014 (судья Домарева В.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 1 ООО "Городское ЖКХ", г. Россошь Воронежской области к Государственной жилищной инспекции Воронежской области, г. Воронеж (ОГРН 1033600084968, ИНН 3664032439), о признании незаконным и отмене постановления от 22.01.2014 N 76,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 1 ООО "Городское ЖКХ" (далее - ООО "ДЭУ N 1 ООО "Городское ЖКХ", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Воронежской области (далее - инспекция, административный орган) от 22.01.2014 N 76.
Решением суда от 14.07.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество с ограниченной ответственностью "Домоуправление N 1 ООО "Городское ЖКХ" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что при проведении проверки административным органом не исследовались обстоятельства, связанные с обслуживанием дома. Разрешение шиферных листов кровли над лестничными площадками произошло из-за самовольной установки антенн жильцами дома. Устранение выявленных нарушений требует существенных финансовых затрат при отсутствии свободных денежных средств. Возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении не была предоставлена.
В отзыве на жалобу административный орган указывает, что срок давности привлечения к ответственности соблюден, изготовление протокола не рукописным текстом не является нарушением.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, 10.12.2013 государственной жилищной инспекцией Воронежской области, на основании приказа N 3904 от 13.11.2013, была проведена выездная внеплановая проверка с целью проверки обращения жильцов дома 150 пл. Октябрьской г. Россошь по факту нарушения прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, связанных с ненадлежащим содержанием и ремонтом жилого дома, находящегося на обслуживании ООО "ДЭУ N 1 ООО "Городское ЖКХ".
Уведомлением от 13.11.2013 N 3934-13 Общество извещено о времени и месте проведения проверки и одновременно о составлении протокола об административном правонарушении (получено 21.11.2013, уведомление Почты России, л.д. 76-78).
Государственным жилищным инспектором в присутствии представителя Общества - Домнич А.А. 10.12.2013 проведена проверка, составлен акт N 3861 (л.д. 97-102), согласно которому в отношении жилого дома 150 по площади Октябрьской г. Россошь допущены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170): п. 5.8.3 а, в, 2.3.3 прил. 7 п. 12, п. 4.6.1.1 абзац 2, 4.6.1.2, 4.6.4.6, 2.3.3 прил. 7 п. 4, п. 2.3.3 прил. 7 п. 1, п. 4.1.5, п. 4.2.1.14 Правил.
В отсутствие представителя Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола, 10.12.2013 должностным лицом составлен протокол N 2285 об административном правонарушении, ответственность (л.д. 104-105) за которое предусмотрена статьей 7.22. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Протокол получен заявителем 26.12.2013 (уведомление Почты России л.д. 107).
Уведомлением от 28.12.2013 N 1498п-17 заявителю сообщено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении (получено 09.01.2014, уведомление Почты России, л.д. 108-109).
На основании указанного материала 22.01.2013 заместителем руководителя Государственной жилищной инспекции Воронежской области Разгоняевой И.С. в отсутствие законного представителя Общества вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 76 о привлечении ООО "ДЭУ N 1 ООО "Городское ЖКХ" к административной ответственности по статье 7.22. КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40000 руб. (л.д. 113-115), которое получено заявителем 21.03.2014 (уведомление почты России, л.д. 116).
Считая вынесенное постановление незаконным, Общество обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в действиях Общества имеется состав вменяемого административного правонарушения.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Субъектами рассматриваемого административного правонарушения признаются должностные лица и юридические лица, ответственные за содержание жилых домов и (или) жилых помещений.
Согласно пункту 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктами 10, 11, 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, определено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ, управляющая организация должна производить осмотры общего имущества, обеспечивать своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства РФ, осуществлять текущий и капитальный ремонт.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 1.1 названных Правил данный нормативный правовой акт определяет требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда и уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В соответствии с подп. "а" п. 5.8.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 5.8.3 Правил N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановление работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
В перечне работ, относящихся к текущему ремонту, включены установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем водопроводов и канализации, горячего водоснабжения, включая насосные установки в жилых зданиях (пункт 12 приложения N 7 Правил).
Обстоятельства дела свидетельствуют, что Общество не обеспечено проведение планово-предупредительных ремонтов, устранение протечек системы холодного водоснабжения, протечки трубопроводов системы холодного водоснабжения в подвальном помещении подъезда 1.
В силу пункта 4.6.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования.
Пунктом 4.6.1.2 Правил установлено: следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: деревянных (нарушения соединений между элементами, разрушение гидроизоляции мауэрлатов, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и др. элементов); железобетонных (разрушение защитного слоя бетона, коррозия арматуры, прогибы и трещины, выбоины в плитах и др.); в кровлях из листовой стали (ослабление гребней и фальцев, пробоины и свищи, коррозия, разрушение окрасочного или защитного слоя); в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке); в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев); мастичных (отслоение, разрушение мастичного слоя).
При этом в соответствии с пунктом 4.6.4.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, повреждение кровли, свесов, желобов и водоприемных воронок необходимо устранять немедленно.
Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, работы по установке, замене и восстановлении работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем водопроводов и канализации относятся к работам, производимым при текущем ремонте жилищного фонда (пункт 4 приложения N 7).
Обстоятельства дела свидетельствуют, что Общество не обеспечено исправное состояние кровли, частично повреждение шиферных листов кровли над лестничными площадками подъездов 2,3 и кв. 24, что является причиной протечек над данными помещениями.
Текущий ремонт жилищного фонда включает в себя перечень работ, выполняемых организацией по обслуживанию жилищного фонда, в том числе устранение местных деформаций, усиление, восстановление поврежденных участков фундаментов, вентиляционных продухов, отмостки и входов в подвалы (п. 1 приложения N 7 Правил N 170).
Обстоятельства дела свидетельствуют, что административным органом было выявлено разрушение кирпичной кладки приямков со стороны главного, дворового, боковых фасадов.
Согласно пункту 4.1.5. Правил стенки приямков должны быть не менее чем на 15 см выше уровня тротуара и отмостки; не допускаются щели в местах примыкания элементов приямков к стенам подвала; очистка мусора от снега производится не реже 1 раза в месяц; для удаления воды из приямков пол должен быть бетонным с уклоном не менее 0,03 от стен здания, в дальнем углу должно быть сделано водоотводящее устройство (труба); для защиты от дождя целесообразно устанавливать над ними откидные козырьки по согласованию с архитектором.
В силу пункта 4.2.1.14 Правил, организации по обслуживанию жилищного фонда при обнаружении трещин, вызвавших повреждение кирпичных стен, панелей (блоков), отклонения стен от вертикали, их выпучивание и просадку на отдельных участках, а также в местах заделки перекрытий, должны организовывать систематическое наблюдение за ними с помощью маяков или др. способом. Если будет установлено, что деформации увеличиваются, следует принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. Стабилизирующиеся трещины следует заделывать.
В ходе проверки административным органом были установлены многочисленные вертикальные трещины по кирпичной кладке стен со стороны главного, бокового (3 подъезд) фасадов, шириной раскрытия до 5 мм.
Факт нарушения Обществом вышеуказанных требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами: актом проверки от 10.12.2013, протоколом об административном правонарушении от 10.12.2013 N 2285.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Управляющие организации выступают отношениях по управлению общим имуществом домов, как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Материалами дела подтверждается, что на основании договора обеспечения услугами по содержанию, техническому обслуживанию, текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома и придомовой территории от 12.08.2008, заключенного между собственниками жилого дома, расположенного по адресу: г. Россошь, ул. Пл. Октябрьская, дом N 150 и ООО "Домоуправление N 1 ООО "Городское ЖКХ".
ООО "Домоуправление N 1 ООО "Городское ЖКХ" в данном случае является организацией по управлению жилым домом и обязано обеспечивать надлежащее техническое состояние общего имущества в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда и предоставление коммунальных услуг.
В соответствии с условиями договора Общество взяло на себя обязанность по техническому обслуживанию жилого дома, сохранности инженерного оборудования, организовывать работу по содержанию и текущему ремонту, предоставлять дополнительно услуги по управлению жилым домом (п. 2.1.3 договора), а именно: осуществление сбора платежей на содержание и ремонт общего имущества жилого дома (абзац 2 п. 2.1.3 договора); организация аварийно-диспетчерского обслуживания (абзац 5 п. 2.1.3 договора); выполнять дополнительные поручения при условии решения общего собрания собственников за дополнительную плату, в том числе другие услуги в части управления жилым домом, не противоречащие действующему законодательству (абзац 4 п. 2.1.4 договора); оказывать иные виды услуг, не входящие в Перечень, предусмотренный договором, выполняющиеся за дополнительную плату, устанавливаемую по взаимной договоренности и поступают в самостоятельное распоряжение ООО "ДЭУ N 1 ООО "Городское ЖКХ".
Согласно части 1 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Факт наличия у заявителя обязательств, связанных с содержанием, текущим ремонтом многоквартирного жилого дома N 150 по площади Октябрьская г. Россошь ООО "ДЭУ N 1 ООО "Городское ЖКХ", подтверждается протоколом N 1 от 10.08.2008 заочного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по указанном адресу, договором обеспечения услугами по содержанию, текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома и придомовой территории от 12.08.2008 (далее - договор) и не оспаривается последним.
Таким образом, заявитель является организацией по управлению и обязан обеспечивать выполнение работ по организации надлежащего содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома.
При осуществлении деятельности по содержанию данного дома у Общества имелась возможность осуществлять данную деятельность в соответствии с требованиями действующего жилищного законодательства.
Однако заявителем не были приняты все зависящие от него меры для недопущения нарушения указанных требований, что подтверждает наличие в его действиях вины.
Как следует из обращения собственников жилых помещений многоквартирного дома N 150 по площади Октябрьской г. Россоши, указанные выше дефекты общего имущества имеют место в течение длительного периода времени.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая организация не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что заявителем были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности в действиях административного органа не установлено.
Апелляционная инстанция находит, что судом дана правильная оценка представленным доказательствам, выводы сделаны с учетом фактических обстоятельств, установленных по делу, нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку были исследованы судом первой инстанции, им была дана надлежащая правовая оценка, не подтверждаются имеющимися в деле доказательствами и основаны на неверном толковании норм права.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Общество обоснованно привлечено к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ, в связи с чем, оспариваемое постановление является законным.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Обществом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 14.07.2014 по делу N А14-3570/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в порядке ч. 4 ст. 288 АПК РФ, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
А.И.ПРОТАСОВ
Судьи
Е.А.СЕМЕНЮТА
Н.Д.МИРОНЦЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)