Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ КАЛУЖСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 06.12.2013 ПО ДЕЛУ N ГК-3-14/2013

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

КАЛУЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 декабря 2013 г. по делу N ГК-3-14/2013


город Калуга

Калужский областной суд в составе:
председательствующего судьи Амеличевой С.А.,
при секретаре Будаковской Ю.А.,
с участием прокурора прокуратуры Калужской области Бисиркиной И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Дидусева Андрея Борисовича о признании недействующим пункта 4 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Правительства Калужской области от 4 августа 2009 года N 310, в редакции постановления Правительства Калужской области от 24 сентября 2013 года N 501,
установил:

4 августа 2009 года постановлением Правительства Калужской области N 310 во исполнение Закона Калужской области N 476-ОЗ "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Калужской области" утверждено Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее по тексту Положение) (т. 1, л.д. 27-31). Постановление официально опубликовано в издании "Весть" N 295-296 от 14 августа 2009 года и вступило в силу с 1 января 2010 года.
В дальнейшем постановлениями Правительства Калужской области в указанный нормативный правовой акт вносились изменения и дополнения (л.д. 32-40).
Так, постановлением Правительства Калужской области от 24 сентября 2013 N 501 пункт 4 Положения изложен в следующей редакции: компенсация расходов осуществляется ежемесячно в срок до последнего числа каждого месяца после получения уполномоченными органами сведений о расходах семьи получателя мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, согласно пункту 11 Положения.
Постановление Правительства Калужской области от 24 сентября 2013 N 501 официально опубликовано в издании "Весть документы" N 36 (63) от 27 сентября 2013 года, размещено на сетевом издании "Сайт "Газеты Калужской области "Весть" http://www.vest-news.ru 25 сентября 2013 года, и вступило в силу через десять дней после его опубликования (т. 1, л.д. 41).
Дидусев А.Б. обратился в суд с заявлением о признании пункта 4 Положения в редакции постановления Правительства Калужской области N 501 от 24 сентября 2013 года недействующим. В обоснование заявления указано, что в соответствии с федеральным законодательством инвалидам предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения и оплату коммунальных услуг, что предполагает реализацию инвалидом предоставленного права в момент внесения оплаты за жилье и коммунальные услуги. Данное условие было сохранено при определении региональным законодательством формы предоставления меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку в ранее действовавшей редакции пункта 4 Положения предусматривалось, что компенсация расходов осуществляется ежемесячно до наступления в соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации срока внесения гражданами платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Изложив пункт 4 Положения в новой редакции, Правительство Калужской области ухудшило условия предоставления инвалидам мер социальной поддержки, поскольку оспариваемой нормой предоставление компенсации предусмотрено только после 100% оплаты инвалидом жилья и коммунальных услуг и получения уполномоченными органами сведений о расходах семьи получателя мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, то есть после подтверждения факта оплаты. Как указал заявитель, оспариваемая норма противоречит статье 17 Федерального закона N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", преамбуле и статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), нарушает право заявителя на своевременное получение компенсации и препятствует исполнению им обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг в сроки, установленные жилищным законодательством.
В судебном заседании Дидусев А.Б. заявленные требования поддержал.
Представители Губернатора Калужской области, Правительства Калужской области - Котова О.А., Булычева М.Р., представители министерства по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области - Помозова Е.А., Степанова О.В. полагали заявление Дидусева А.Б. не подлежащим удовлетворению.
Не соглашаясь с доводами заявителя, представители заинтересованных лиц указали, что пункт 4 Положения, устанавливающий сроки выплаты гражданам компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, не противоречит федеральному законодательству, поскольку обеспечивает получение гражданами законных льгот в полном объеме без возложения дополнительных обязанностей и введения каких-либо ухудшающих их положение условий. Постановление, утвердившее Положение, издано в пределах компетенции Правительства Калужской области и не нарушает прав и законных интересов Дидусева А.Б.
Заслушав объяснения Дидусева А.Б., представителей заинтересованных лиц, заключение прокурора Бисиркиной И.И., полагавшей, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, заявитель Дидусев А.Б. является инвалидом второй группы, получает по месту пребывания в Калужской области компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг.
С учетом изложенного, исходя из требований части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по настоящему делу предметом проверки на соответствие федеральному законодательству является указанная заявителем норма Положения в отношении граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определена Федеральным законом N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Частью 13 статьи 17 названного Федерального закона в действующей редакции предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).
Согласно положениям статьи 28.2 данного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Как следует из положений преамбулы и части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, при переходе к новому правовому регулированию, субъекты Российской Федерации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты; при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов должно быть выполнено условие о том, что при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Судом установлено, что 1 ноября 2008 года в Калужской области принят Закон N 476-ОЗ "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Калужской области" абзацами 1, 6 пункта 1 статьи 1 которого установлено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в денежной форме путем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании и в размерах, определенных рядом федеральных законов, в числе которых Федеральный закон N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации.
Во исполнение пункта 3 статьи 1 названного областного Закона постановлением Правительства Калужской области от 4 августа 2009 года N 310 утверждено Положение, частично оспариваемое заявителем в настоящем судебном заседании.
Пунктом 4 Положения в ранее действовавшей редакции предусматривалось, что компенсация расходов осуществляется ежемесячно до наступления в соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации срока внесения гражданами платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Приведенные нормы областного законодательства являлись предметом судебной проверки по заявлению Дидусева А.Б., оспаривавшего в этой части законность определения субъектом Российской Федерации формы предоставления меры социальной поддержки инвалидов в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме и определения сроков ежемесячной выплаты компенсации.
Решением Калужского областного суда от 14 мая 2012 года заявление Дидусева А.Б. в указанной части оставлено без удовлетворения. При этом судом установлено, что, определяя форму и порядок предоставления меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме, субъект Российской Федерации действовал в пределах предоставленной ему компетенции и осуществил правовое регулирование в рамках имеющихся у него полномочий. Установленный региональным законодателем срок ежемесячной выплаты компенсации не ухудшает условия предоставления инвалидам мер социальной поддержки, определенные Федеральным законом (т. 1, л.д. 129-138).
Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 1 августа 2013 года решение Калужского областного суда оставлено без изменения. При этом в определении со ссылкой на недопустимость снижения объема мер социальной поддержки и ухудшения условий их предоставления указано, что одной из задач субъекта Российской Федерации является обеспечение реализации инвалидами права на 50% скидку при оплате жилья и коммунальных услуг. Предоставление инвалиду такой скидки путем осуществления ему ежемесячных денежных выплат в размере 50% средств, подлежащих оплате за жилье и коммунальные услуги, Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не противоречит и прав Дидусева А.Б. не нарушает, поскольку установленный оспариваемыми актами объем мер социальной поддержки по сравнению с федеральным законодательством не изменяется (т. 1, л.д. 139-146).
После указанного решения постановлениями Правительства Калужской области N 529 от 2 октября 2012 года, N 154 от 28 марта 2013 года, N 501 от 24 сентября 2013 года в Положение были внесены изменения, касающиеся порядка предоставления мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе, и в части установления срока ежемесячной выплаты компенсации.
С учетом изложенного оспариваемая заявителем норма должна оцениваться в нормативном единстве с другими пунктами Положения, регламентирующими деятельность уполномоченных органов по оформлению и предоставлению мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Так, в соответствии с пунктом 3 Положения решение о назначении компенсации расходов принимается уполномоченным органом в течение десяти рабочих дней с даты представления гражданами, имеющими право на меры социальной поддержки, заявления и документов.
Абзацем 2 пункта 6 Положения предусмотрено, что расчет компенсации расходов по оплате за коммунальные услуги производится по действующим тарифам и нормативам потребления. В случае наличия приборов учета на коммунальные услуги расчет компенсации расходов производится исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг.
Объем предоставленных потребителю коммунальных услуг указывается в платежном документе, представляемом потребителю не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если не установлен иной срок, что следует из положений части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354.
Согласно абзацу 3 пункта 6 Положения расчет компенсации расходов производится уполномоченным органом в течение десяти рабочих дней с даты подачи заявления и документов.
В соответствии с пунктом 4 Положения компенсация расходов осуществляется ежемесячно в срок до последнего числа каждого месяца после получения уполномоченными органами сведений о расходах семьи получателя мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, согласно пункту 11 Положения.
Таким образом, приведенными нормами действующей редакции Положения предусмотрена выплата компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг инвалидам до последнего числа месяца, в котором уполномоченным органом принимается решение о назначении компенсации расходов с последующей ежемесячной выплатой компенсации. Установленный постановлением Правительства Калужской области порядок предоставления меры социальной поддержки предусматривает выплату компенсации расходов в упреждающем порядке, то есть до последнего числа месяца, тогда как, исходя из положений части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если не установлен иной срок.
Утверждения заявителя о том, что пунктом 4 Положения реализация права инвалида на меру социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг поставлена в зависимость от получения уполномоченными органами сведений о расходах семьи получателя мер социальной поддержки, не может являться основанием для удовлетворения заявленных требований.
Как следует из положений части 13 статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", скидка на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляется инвалиду. Предоставление аналогичных льгот членам семьи инвалида нормами федерального законодательства не предусмотрено.
С учетом изложенного, получение уполномоченными органами сведений о расходах семьи получателя мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг необходимо для расчета размера компенсации, подлежащей выплате инвалиду. Согласно пункту 11 Положения указанные сведения предоставляются на основании соглашений между уполномоченными органами и организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги.
Таким образом, установленный порядок направлен на обеспечение получения инвалидами мер социальной поддержки в объеме, установленном Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", не предусматривает возложение на граждан дополнительных, не предусмотренных федеральным законодательством обязанностей, и не создает препятствия для осуществления ежемесячной компенсации расходов в установленный пунктом 4 Положения срок, определенный календарной датой. При таких обстоятельствах основания полагать, что с принятием оспариваемой нормы условия предоставления мер социальной поддержки инвалидов были ухудшены, отсутствуют.
Доводы о том, что пунктом 4 Положения предусмотрена выплата инвалидам компенсации расходов только после подтверждения факта оплаты жилищно-коммунальных услуг в полном объеме, не соответствует содержанию оспариваемой нормы и сложившейся правоприменительной практике. Так, из объяснений представителей министерства по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области и содержания представленных в суд соглашений между органами, предоставляющими гражданам компенсацию расходов, и организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги, следует, что расчет компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемой гражданам, осуществляется на основании сведений о фактическом потреблении гражданами жилищно-коммунальных услуг (т. 1, л.д. 211-233).
Кроме того, перечень документов, на основании которых уполномоченным органом осуществляется предоставление гражданам компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг установлен пунктом 3 Положения. Согласно подпункту "и" названной нормы требование о предоставлении копий платежных документов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за последний месяц перед подачей документов, не распространяется на граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что установленный порядок предоставления денежной компенсации инвалидам прав названной категории получателей мер социальной поддержки не нарушает и не противоречит федеральному законодательству.
Фактически доводы заявителя сводятся к несогласию с действиями уполномоченных органов по несвоевременной выплате компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, что не может служить основанием для признания оспариваемой правовой нормы незаконной. В случае несогласия с действиями должностных лиц, заявитель вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:

в удовлетворении требований Дидусева Андрея Борисовича о признании недействующим пункта 4 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Правительства Калужской области от 4 августа 2009 года N 310, в редакции постановления Правительства Калужской области от 24 сентября 2013 года N 501, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его изготовления судом в окончательной форме.
Судья
С.А.Амеличева















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)