Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2014
Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2014
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эдиевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу заявителя - товарищества собственников жилья "ул. 50 лет ВЛКСМ, 63" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.12.2013 по делу N А63-7802/2013 (судья З.Р. Тлябичева)
по заявлению товарищества собственников жилья "ул. 50 лет ВЛКСМ, 63", г. Ставрополь, ОГРН 1062635015761, ИНН 2635086276,
к Главному управлению МЧС России по Ставропольскому краю в лице ОНД по г. Ставрополю УНД ГУ МЧС России по Ставропольскому краю, г. Ставрополь,
о признании недействительным и отмене постановления об административном правонарушении N 324 от 08.04.2013,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - представитель по доверенности от 19.08.2013 Губская С.Б.,
от заинтересованного лица - не явился, извещен,
установил:
товарищество собственников жилья "ул. 50 лет ВЛКСМ, 63" (далее - заявитель, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Главному управлению МЧС России по Ставропольскому краю в лице ОНД по г. Ставрополю УНД ГУ МЧС России по Ставропольскому краю (далее - заинтересованное лицо, отдел) о признании недействительным и отмене постановления об административном правонарушении N 324 от 08.04.2013.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 06.12.2013 в удовлетворении заявления отказано. Судебный акт мотивирован тем, что состав вмененного правонарушения доказан. Процессуальных нарушений со стороны административного органа не допущено.
Не согласившись с решением, товарищество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования в полном объеме. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что знаки пожарной безопасности, обозначающие эвакуационный вывод, система оповещения не должны содержаться в помещении. Автоматическая сигнализация должна быть установлена после проведения капитального ремонта. Штраф несоразмерен правонарушению.
Отзыва на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании представитель заявителя поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Заинтересованное лицо о месте и времени проведения судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в судебное заседание не явилось, представителей не направило.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, заслушав представителя заявителя, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в отношении товарищества отделом на основании распоряжения проведена проверка на предмет соблюдения требований пожарной безопасности, в ходе которой установлено, что юридическим лицом допущено устройство в лестничных клетках кладовых; в помещении офиса юридического лица отсутствуют знаки пожарной безопасности, обозначающие эвакуационные выходы (световое табло "ВЫХОД"); помещения жилого дома не дооборудованы автоматической пожарной сигнализацией; на дверях, ведущих в лестничные клетки с 3-го этажа, не установлены устройства для самозакрывания и уплотнения в притворах; отсутствует система оповещения, управления эвакуацией людей при пожаре; не обеспечено исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (пожарной сигнализации); помещения офиса юридического лица не обеспечены огнетушителями, что зафиксировано в акте проверки от 04.04.2013 N 401.
05.04.2013 составлены протоколы об административном правонарушении N 323 и N 324.
08.04.2013 отделом вынесено постановление N 324 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым товарищество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Считая, что вынесенное постановление является недействительным, товарищество обратилось в суд с заявлением.
Разрешая заявленный спор при изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях товарищества состава административного правонарушения, а также правильно установил отсутствие процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктами 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 37 Федерального закона N 69-ФЗ предусмотрена обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
В силу статьи 38 Федерального закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (далее по тексту - Федеральный закон N 123-ФЗ).
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности (далее по тексту - ППР в РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 ст. 136 Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
В силу статьи 138 ЖК РФ товарищество собственников жилья обязано: 1) обеспечивать выполнение требований настоящей главы, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества; 2) осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса.
Статьей 161 ЖК РФ (раздел VIII) предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1). Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей (часть 1.1).
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, установлено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в частности, товариществом собственников жилья (подпункт "б" пункта 16).
Приказом МЧС России от 20.06.2003 N 323 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03)" установлены типы систем оповещения и определены перечень зданий, подлежащих оснащению этими системами.
В соответствии с позицией 19 таблицы 2 НПБ 104-03 жилые дома коридорного типа до 10 этажей следует оборудовать автоматической системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не ниже второго типа.
В разделе 7 СП 3.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утвержденного Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 " 173, установлены требования пожарной безопасности по оснащению зданий (сооружений) различными типами систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Отказывая в удовлетворении заявления товарищества, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что на заявителя законом возложена обязанность по обеспечению пожарной безопасности в многоквартирном доме, где он осуществляет управление.
Товарищество обязано независимо от проведения капитального ремонта и иных улучшений обеспечить объект системой оповещения, указателями эвакуационных выходов, сигнализацией.
Многоквартирный дом, который обслуживает товарищество, имеет высоту до 10 этажей, поэтому он должен быть оборудован 2 типом системы оповещения людей о пожаре (сирена, тонированный сигнал). Вместе с тем, в момент проведения проверки система оповещения заявителем не была установлена.
Неправильное указание должностным лицом отдела в акте и протоколе вместо пункта 19 пункт 11 таб. N 2 НПБ 104-03 не является существенным нарушением, поскольку не повлекло за собой принятие неправильного постановления.
Кроме того, в акте проверки зафиксированы следующие нарушения: устройство в лестничных клетках кладовых; отсутствие в помещении офиса юридического лица знаков пожарной безопасности, обозначающих эвакуационные выходы (световое табло "ВЫХОД"); недооборудованность автоматической пожарной сигнализацией помещений жилого дома; отсутствие устройства для самозакрывания и уплотнения в притворах на дверях, ведущих в лестничные клетки с 3 -го этажа; отсутствие системы оповещения, управления эвакуацией людей при пожаре; не обеспечение исправного состояния систем и средств противопожарной защиты объекта (пожарной сигнализации); не обеспечение огнетушителями помещений офиса юридического лица.
Данные обстоятельства установлены материалами дела, в том числе актом проверки, протоколами об административном правонарушении, и не оспорены заявителем. Кроме того, подписание представителя товарищества документов по административному делу и его объяснения свидетельствуют о наличии допущенных заявителем нарушений в области пожарной безопасности.
Указание апеллянтом на то, что он не обязан устанавливать сигнализацию и систему оповещения, не является основанием для отмены решения суда первой инстанции, поскольку требования пожарной безопасности носят императивный характер и предусматривают обязательность их исполнения.
Довод апелляционной жалобы о том, что штраф является чрезмерным, отклоняется судом апелляционной инстанции, так как сумма 150 000 рублей является минимальным размером установленной в статье 20.4 КоАП РФ санкции, что учтено судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении не имеется, поэтому апелляционная жалоба учреждения не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании постановлений административного органа, о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, в связи с чем ошибочно уплаченная апеллянтом государственная пошлина по чеку-ордеру от 13.12.2013 в размере 2000 рублей подлежит возврату ему из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.12.2013 по делу А63-7802/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить товариществу собственников жилья "ул. 50 лет ВЛКСМ, 63" уплаченную по чеку-ордеру от 13.12.2013 государственную пошлину в размере 2000 рублей из федерального бюджета.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.А.ПАРАСКЕВОВА
Судьи
Д.А.БЕЛОВ
И.А.ЦИГЕЛЬНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.02.2014 ПО ДЕЛУ N А63-7802/2013
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2014 г. по делу N А63-7802/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2014
Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2014
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эдиевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу заявителя - товарищества собственников жилья "ул. 50 лет ВЛКСМ, 63" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.12.2013 по делу N А63-7802/2013 (судья З.Р. Тлябичева)
по заявлению товарищества собственников жилья "ул. 50 лет ВЛКСМ, 63", г. Ставрополь, ОГРН 1062635015761, ИНН 2635086276,
к Главному управлению МЧС России по Ставропольскому краю в лице ОНД по г. Ставрополю УНД ГУ МЧС России по Ставропольскому краю, г. Ставрополь,
о признании недействительным и отмене постановления об административном правонарушении N 324 от 08.04.2013,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - представитель по доверенности от 19.08.2013 Губская С.Б.,
от заинтересованного лица - не явился, извещен,
установил:
товарищество собственников жилья "ул. 50 лет ВЛКСМ, 63" (далее - заявитель, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Главному управлению МЧС России по Ставропольскому краю в лице ОНД по г. Ставрополю УНД ГУ МЧС России по Ставропольскому краю (далее - заинтересованное лицо, отдел) о признании недействительным и отмене постановления об административном правонарушении N 324 от 08.04.2013.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 06.12.2013 в удовлетворении заявления отказано. Судебный акт мотивирован тем, что состав вмененного правонарушения доказан. Процессуальных нарушений со стороны административного органа не допущено.
Не согласившись с решением, товарищество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования в полном объеме. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что знаки пожарной безопасности, обозначающие эвакуационный вывод, система оповещения не должны содержаться в помещении. Автоматическая сигнализация должна быть установлена после проведения капитального ремонта. Штраф несоразмерен правонарушению.
Отзыва на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании представитель заявителя поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Заинтересованное лицо о месте и времени проведения судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в судебное заседание не явилось, представителей не направило.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, заслушав представителя заявителя, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в отношении товарищества отделом на основании распоряжения проведена проверка на предмет соблюдения требований пожарной безопасности, в ходе которой установлено, что юридическим лицом допущено устройство в лестничных клетках кладовых; в помещении офиса юридического лица отсутствуют знаки пожарной безопасности, обозначающие эвакуационные выходы (световое табло "ВЫХОД"); помещения жилого дома не дооборудованы автоматической пожарной сигнализацией; на дверях, ведущих в лестничные клетки с 3-го этажа, не установлены устройства для самозакрывания и уплотнения в притворах; отсутствует система оповещения, управления эвакуацией людей при пожаре; не обеспечено исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (пожарной сигнализации); помещения офиса юридического лица не обеспечены огнетушителями, что зафиксировано в акте проверки от 04.04.2013 N 401.
05.04.2013 составлены протоколы об административном правонарушении N 323 и N 324.
08.04.2013 отделом вынесено постановление N 324 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым товарищество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Считая, что вынесенное постановление является недействительным, товарищество обратилось в суд с заявлением.
Разрешая заявленный спор при изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях товарищества состава административного правонарушения, а также правильно установил отсутствие процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктами 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 37 Федерального закона N 69-ФЗ предусмотрена обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
В силу статьи 38 Федерального закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (далее по тексту - Федеральный закон N 123-ФЗ).
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности (далее по тексту - ППР в РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 ст. 136 Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
В силу статьи 138 ЖК РФ товарищество собственников жилья обязано: 1) обеспечивать выполнение требований настоящей главы, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества; 2) осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса.
Статьей 161 ЖК РФ (раздел VIII) предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1). Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей (часть 1.1).
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, установлено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в частности, товариществом собственников жилья (подпункт "б" пункта 16).
Приказом МЧС России от 20.06.2003 N 323 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03)" установлены типы систем оповещения и определены перечень зданий, подлежащих оснащению этими системами.
В соответствии с позицией 19 таблицы 2 НПБ 104-03 жилые дома коридорного типа до 10 этажей следует оборудовать автоматической системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не ниже второго типа.
В разделе 7 СП 3.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утвержденного Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 " 173, установлены требования пожарной безопасности по оснащению зданий (сооружений) различными типами систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Отказывая в удовлетворении заявления товарищества, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что на заявителя законом возложена обязанность по обеспечению пожарной безопасности в многоквартирном доме, где он осуществляет управление.
Товарищество обязано независимо от проведения капитального ремонта и иных улучшений обеспечить объект системой оповещения, указателями эвакуационных выходов, сигнализацией.
Многоквартирный дом, который обслуживает товарищество, имеет высоту до 10 этажей, поэтому он должен быть оборудован 2 типом системы оповещения людей о пожаре (сирена, тонированный сигнал). Вместе с тем, в момент проведения проверки система оповещения заявителем не была установлена.
Неправильное указание должностным лицом отдела в акте и протоколе вместо пункта 19 пункт 11 таб. N 2 НПБ 104-03 не является существенным нарушением, поскольку не повлекло за собой принятие неправильного постановления.
Кроме того, в акте проверки зафиксированы следующие нарушения: устройство в лестничных клетках кладовых; отсутствие в помещении офиса юридического лица знаков пожарной безопасности, обозначающих эвакуационные выходы (световое табло "ВЫХОД"); недооборудованность автоматической пожарной сигнализацией помещений жилого дома; отсутствие устройства для самозакрывания и уплотнения в притворах на дверях, ведущих в лестничные клетки с 3 -го этажа; отсутствие системы оповещения, управления эвакуацией людей при пожаре; не обеспечение исправного состояния систем и средств противопожарной защиты объекта (пожарной сигнализации); не обеспечение огнетушителями помещений офиса юридического лица.
Данные обстоятельства установлены материалами дела, в том числе актом проверки, протоколами об административном правонарушении, и не оспорены заявителем. Кроме того, подписание представителя товарищества документов по административному делу и его объяснения свидетельствуют о наличии допущенных заявителем нарушений в области пожарной безопасности.
Указание апеллянтом на то, что он не обязан устанавливать сигнализацию и систему оповещения, не является основанием для отмены решения суда первой инстанции, поскольку требования пожарной безопасности носят императивный характер и предусматривают обязательность их исполнения.
Довод апелляционной жалобы о том, что штраф является чрезмерным, отклоняется судом апелляционной инстанции, так как сумма 150 000 рублей является минимальным размером установленной в статье 20.4 КоАП РФ санкции, что учтено судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении не имеется, поэтому апелляционная жалоба учреждения не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании постановлений административного органа, о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, в связи с чем ошибочно уплаченная апеллянтом государственная пошлина по чеку-ордеру от 13.12.2013 в размере 2000 рублей подлежит возврату ему из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.12.2013 по делу А63-7802/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить товариществу собственников жилья "ул. 50 лет ВЛКСМ, 63" уплаченную по чеку-ордеру от 13.12.2013 государственную пошлину в размере 2000 рублей из федерального бюджета.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.А.ПАРАСКЕВОВА
Судьи
Д.А.БЕЛОВ
И.А.ЦИГЕЛЬНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)