Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.09.2014 ПО ДЕЛУ N А57-9853/2014

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 сентября 2014 г. по делу N А57-9853/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2014 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Александровой Л.Б.,
судей: Акимовой М.А., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
при участии представителя заявителя: Федорова Н.В., действующего на основании доверенности от 05 мая 2014 года; административной комиссии: Грачевой А.А., действующей на основании доверенности N 01-07-17/9404 от 10 сентября 2013 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу жилищно-строительного кооператива "Валовая-15", ОГРН 1036405036029, ИНН 6450037971 (г. Саратов)
на решение арбитражного суда Саратовской области от 22 июля 2014 года по делу N А57-9853/2014 (судья Кулапов Д.С.)
по заявлению жилищно-строительного кооператива "Валовая-15", ОГРН 1036405036029, ИНН 6450037971 (г. Саратов)
к административной комиссии муниципального образования "Город Саратов" (г. Саратов)
о признании незаконным и отмене постановления N 01-07-08/30 от 16 апреля 2014 года и прекращении производства по делу,
заинтересованное лицо: администрация муниципального образования "Город Саратов", ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003 (г. Саратов)

установил:

Жилищно-строительный кооператив "Валовая-15" (далее - кооператив, ЖСК "Валовая-15", заявитель) обратился в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административная комиссия муниципального образования "Город Саратов" (далее - административная комиссия, административный орган) N 01-07-08/30 от 16 апреля 2014 года, в соответствии с которым кооператив привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 8.2 Закона Саратовской области N 104-ЗСО от 29.07.2009 "Об административных правонарушениях на территории Саратовской области" в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация муниципального образования "Город Саратов".
Решением арбитражного суда Саратовской области от 22 июля 2014 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
ЖСК "Валовая-15" не согласился с решением суда первой инстанции и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, просит решение по делу отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель ЖСК "Валовая-15" поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям, а также по основаниям, приведенным в письменных объяснениях по делу.
ЖСК "Валовая-15" представил письменные объяснения по делу.
Административный орган и заинтересованное лицо письменный отзыв либо возражения в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) на апелляционную жалобу не представили.
Представитель административной комиссии муниципального образования "Город Саратов" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы.
В судебное заседание представитель администрации муниципального образования "Город Саратов" не явился. О месте и времени судебного заседания администрация муниципального образования "Город Саратов" извещена надлежащим образом в соответствии с требованиями статьи 123 АПК РФ, что подтверждается имеющимся в материалах дела уведомлением N 98822 о вручении почтового отправления 11 августа 2014 года. Информация о публикации определения суда о принятии апелляционной жалобы к производству от 06 августа 2014 года размещена на сайте суда в сети Интернет 07 августа 2014 года. Администрация муниципального образования "Город Саратов" имела реальную возможность обеспечить явку своего представителя в судебное заседание либо известить суд о причинах неявки.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации муниципального образования "Город Саратов".
Дело в арбитражном суде апелляционной инстанции рассматривается в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ. В соответствии с частью 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Заслушав представителей заявителя и административного органа, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных объяснений по делу, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению, а решение суда первой инстанции - отмене.
Как следует из материалов дела, в рамках контроля соблюдения и исполнения правил содержания и благоустройства территории г. Саратова, надлежащего состояния и содержания на ней объектов административной комиссией было выявлено, что ЖСК "Валовая-15" 17 марта 2014 года в 09 часов 55 минут по адресу: г. Саратов, ул. Валовая, д. 15 допустил складирование отходов производства и потребления вне специально отведенного места площадью более двух квадратных метров. Выявленное нарушение зафиксировано в акте об обнаружении административного правонарушения от 17 марта 2014 года.
28 марта 2014 года ведущим специалистом отдела по благоустройству администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов" составлен протокол N 1 об административном правонарушении по части 4 статьи 8.2 Закона N 104-ЗСО от 29.07.2009 "Об административных правонарушениях на территории Саратовской области".
02 апреля 2014 года административной комиссией вынесено определение о подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, назначении времени и места его рассмотрения, вызове лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, согласно которому протокол об административном правонарушении N 1 от 28 марта 2014 года принят к производству и назначено рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ЖСК "Валовая 15" на 16 апреля 2014 года на 15 час. 00 мин., которое лично было получено председателем ЖСК "Валовая-15" Ласицкой И.А.
Дело об административном правонарушении в отношении ЖСК "Валовая-15", в присутствии председателя ЖСК "Валовая-15" Ласицкой И.А., рассмотрено административной комиссией 16 апреля 2014 года и принято постановление, в соответствии с которым ЖСК "Валовая-15" признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Закона Саратовской области N 104-ЗСО от 29.07.2009 "Об административных правонарушениях на территории Саратовской области", и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении и, полагая, что юридическое лицо привлечено к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, ЖСК "Валовая-15" обратился в арбитражный суд Саратовской области с соответствующим заявлением.
Дело рассмотрено судом первой инстанции с соблюдением положений параграфа второго главы 25 АПК РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что факт административного правонарушения и вина кооператива в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной частью 4 статьи 8.2 Закона N 104-ЗСО от 29.07.2009 "Об административных правонарушениях на территории Саратовской области", процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено.
В апелляционной жалобе ЖСК "Валовая-15" указывает, что акт проверки не является допустимым доказательство, подтверждающим факт административного правонарушения, в действиях кооператива отсутствует событие вмененного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу ЖСК "Валовая-15" обоснованной исходя из следующего.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, которые согласно части 2 данной статьи устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Статьей 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении (пункт 2 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ).
О совершении административного правонарушения составляется протокол (ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Таким образом описание события административного правонарушения в силу положения ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ является обязательным условием при составлении протокола об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 4 ст. 8.2 Закона Саратовской области от 29.07.2009 N 104-ЗСО "Об административных правонарушениях на территории Саратовской области" организация несанкционированной свалки отходов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно Примечания к ст. 8.2 указанного Закона несанкционированной свалкой отходов в части 4 настоящей статьи признается место нахождения отходов производства и потребления площадью более 2 квадратных метров, не обустроенное в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды. Под организацией несанкционированной свалки отходов в части 4 настоящей статьи понимается сброс, складирование отходов производства и потребления в местах общего пользования вне специально отведенных мест.
Объектом административного правонарушения являюится правоотношения в сфере благоустройства.
Объективную сторону правонарушения составляют действия по организация несанкционированной свалки отходов.
В протоколе об административном правонарушении отсутствуют сведения, позволяющие сделать вывод о том, нарушение каких норм и правил вменено ЖСК "Валовапя-15".
Саратовской городской Думой принято решение от 27.09.2007 N 20-185 (ред. от 26.04.2013) "О Правилах благоустройства территории муниципального образования "Город Саратов" (далее - Правила благоустройства).
Согласно п. 1.2 Правил благоустройства указанные Правила устанавливают единые и обязательные к исполнению требования в сфере благоустройства, к обеспечению доступности городской среды, определяют порядок уборки и содержания городских территорий и объектов благоустройства, перечень работ по благоустройству, их периодичность, порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.
В соответствии с пунктом 4.1.3 Правил благоустройства на территории города Саратова запрещается накапливать и размещать отходы производства и потребления в несанкционированных местах.
Лица, разместившие отходы производства и потребления в несанкционированных местах, обязаны за свой счет произвести уборку и очистку данной территории, а при необходимости - рекультивацию земельного участка.
В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы производства и потребления на несанкционированных свалках, удаление отходов производства и потребления и рекультивацию территорий свалок производить за счет лиц, обязанных обеспечивать уборку данной территории в соответствии с пунктом 4.1.1 настоящих Правил.
Согласно п. 4.1.1 Правил физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм обязаны обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности земельных участков в соответствии с действующим законодательством и настоящими Правилами.
Таким образом, по ч. 4 ст. 8.2 Закона Саратовской области от 29.07.2009 N 104-ЗСО "Об административных правонарушениях на территории Саратовской области" подлежат ответственности лица, накопившие и разместившие отходы производства и потребления в несанкционированных местах.
ЖСК "Валовая-15" не вменено нарушение пункта 4.1.1 Правил благоустройства, выразившееся в бездействии, а именно, в не обеспечении своевременной и качественной очистке и уборке принадлежащих ему на праве собственности земельных участков в соответствии с действующим законодательством и настоящими Правилами.
Сам по себе выявленный факт наличия несанкционированной свалки около жилого дома не свидетельствует о нарушении п. 4.1.3 Правил благоустройства. Протокол об административном правонарушении не содержит указания на нарушение кооперативом п. 4.1.3 Правил благоустройства.
Более того, из фотографий сделанных административным органом следует, что обнаруженные отходы являются строительным мусором, упакованным в мешки для дальнейшего вывоза, что не оспаривается административным органом и подтверждено представителем последнего в судебном заседании.
Как указано выше, в силу положений ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются объяснения законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Председатель ЖСК "Валовая-15" при составлении протокола об административном правонарушении дала объяснения, из которых следует, что находящийся по указанному адресу мусор был вывезен 19 марта 2014 года с приложением фото, подтверждающих данный факт.
Административный орган не проверил данное обстоятельство, фотографии к материалам административного дела не представил.
Представитель административного органа в судебном заседании пояснил, что им был выявлен строительный мусор (рамы бывшие в употреблении, бой штукатурки, бетона и т.п.). При этом административным органом не было установлено, кому принадлежат строительные отходы, кем размещены и являются ли бывшие в употреблении рамы для их собственника мусором, либо последний намеревался из использовать для удовлетворения собственных нужд.
Данные обстоятельства должны были быть установлены административным органом с целью выявления лица, совершившего административное правонарушение.
Доказательств того, что ремонтные работы производил кооператив, административным органом не представлено.
Аналогичные недостатки содержатся в оспариваемом постановлении административной комиссии.
В соответствии со статьей 29.1 КоАП РФ должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет в числе прочих вопрос о том, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.
В нарушение требований статьи 29.1 КоАП РФ административной комиссией не была дана оценка доказательствам собранным по делу об административном правонарушении, в том числе протоколу об административном правонарушении, содержащему объяснения представителя кооператива.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Подробное описание события совершенного правонарушения является важным фактором для определения его юридической квалификации действий лица, привлекаемого к административной ответственности.
Как следует из оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении кооперативу вменено действие по организации несанкционированной свалки отходов.
Событие вмененного ЖСК "Валовая-15" административного правонарушения описано следующим образом: "юридическое лицо ЖСК "Валовая-15" (ИНН 6450037971) 17 марта 2014 в 9 часов 55 минут по адресу: г. Саратов, ул. Валовая, д. 15 допустил складирование отходов производства и потребления вне специально отведенном месте площадью более двух квадратных метров, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 4 ст. 8.2 Закона N 104-ЗСО.".
Как указано выше, согласно примечанию к статье 8.2 Закона N 104-ЗСО от 29.07.2009 "Об административных правонарушениях на территории Саратовской области" под организацией несанкционированной свалки отходов понимается выброс, складирование отходов производства и потребления в местах общего пользования вне специально отведенных мест.
Административной комиссией при рассмотрении дела об административном правонарушении каких-либо действий кооператива по организации несанкционированной свалки отходов не установлено.
Как в протоколе об административном правонарушении, так и в обжалуемом постановлении отсутствуют сведения, позволяющие определить лицо, в результате действий которого допущено складирование отходов производства и потребления.
Так в заявлении, поданном в суд первой инстанции, в апелляционной жалобе, ЖСК "Валовая-15" указывает, что обнаруженная свалка отходов производства у стены дома (адрес: ул. Чернышевского, N 190/198) примыкающего к дому ЖСК "Валовая-15", который по количеству жильцов в несколько раз превышает дом ЖСК "Валовая-15". В Волжском районе города преимущественно сплошная застройка и место обследования никак не огорожено, доступ к нему свободный. Председатель ЖСК "Валовая-15" при составлении протокола сообщила, что 19 марта 2014 года в ЖСК "Валовая-15" производился вывоз строительного мусора одной из квартир. В подтверждение объяснений, данных при составлении протокола об административном правонарушении, заявителем представлен акт от 19 марта 2014 года с приложением фотографий в количестве 3 шт. Однако, как указано выше, в материалах административного дела, представленных суду, таких фотографий не содержится.
Административная комиссия в опровержение указанных обстоятельств соответствующих доказательств не представила, доводы кооператива, изложенные в заявлении, поступившем в суд первой инстанции, не опровергла.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Суд апелляционной инстанции считает, что в нарушение положений статьи 170 АПК РФ выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права.
Придя к выводу об отмене обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции принимает по делу новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований и признает незаконным и подлежащим отмене оспариваемое постановление административной комиссии.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение арбитражного суда Саратовской области от 22 июля 2014 года по делу N А57-9853/2014 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным и отменить постановление административной комиссии муниципального образования "Город Саратов" от 16 апреля 2014 года о привлечении жилищно-строительного кооператива "Валовая-15" (г. Саратов) к административной ответственности по части 4 статьи 8.2 Закона Саратовской области N 104-ЗСО от 29.07.2009 "Об административных правонарушениях на территории Саратовской области".
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА

Судьи
М.А.АКИМОВА
Н.В.ЛУГОВСКОЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)