Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2015 года
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Полынкиной Н.А., судей Омельченко В.А., Приваловой А.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Равза Р.Р., при участии от Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя - представителя Енда О.Б. по доверенности от 22.04.2015 N 01-10/416Д-исх, от Управления земельного контроля Правительства Севастополя - представителя Карпухина А.Л. по доверенности от 13.05.2015 N 4/2015, в отсутствие представителя обслуживающего кооператива "Жилищно-строительный кооператив "Старый друг", надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 19 мая 2015 года по делу N А84-453/2015 (судья Минько О.В.), принятое по заявлению обслуживающего кооператива "Жилищно-строительный кооператив "Старый друг" к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании незаконным действия (бездействия) по отказу в выдаче разрешения на строительство
установил:
обслуживающий кооператив "Жилищно-строительный кооператив "Старый друг" (далее по тексту - заявитель, кооператив) обратился в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя (далее по тексту - департамент) о признании незаконными: отказа в выдаче разрешения на строительство; бездействия департамента, выразившегося в нерассмотрении заявления кооператива от 06.02.2015 о выдаче разрешения на строительство и возложении на департамент обязанности выдать кооперативу разрешение на строительство.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 19 мая 2015 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Признавая незаконным отказ департамента в выдаче разрешения на строительство, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку он не содержит конкретных оснований, предусмотренных п. 2.5 Временного порядка выдачи разрешения на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства и разрешения на ввод в эксплуатацию построенных, реконструированных объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 02.10.2014 N 351, то оспариваемый отказ не соответствует ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя. Вывод суда о незаконности бездействия департамента основан на том, что последним в установленный срок не было рассмотрено заявление кооператива от 06.02.2015 по выдаче разрешения на строительство, что противоречит ст. 51 ГрК РФ.
Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Севастополя от 19 мая 2015 года, принять по делу новый судебный акт об отказе заявителю в удовлетворении его требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. При этом департамент считает, что, отказывая кооперативу в выдаче разрешения на строительство, он действовал в соответствии с требованиями ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и положениями Временного порядка выдачи разрешения на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства и разрешения на ввод в эксплуатацию построенных, реконструированных объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 02.10.2014 N 351 (далее по тексту - Временный порядок), поскольку при том, что заявитель просил выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома, представленные им документы свидетельствовали о намерении построить многоквартирный жилой дом. Оспаривая решение в части признания незаконным бездействия по рассмотрению заявления кооператива от 06.02.2015, заявитель жалобы ссылается на то, что бездействия с его стороны допущено не было, поскольку им был дан ответ кооперативу. Кроме того, департамент считает, что, обязав его выдать кооперативу разрешение на строительство, суд тем самым фактически нарушил процедуру выдачи разрешения.
Законность и обоснованность решения от 19.05.2015 проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом судом апелляционной инстанции установлены основания для его отмены, предусмотренные ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, обслуживающий кооператив "Жилищно-строительный кооператив "Старый друг" является собственником земельного участка площадью 0,1029 га, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Шевченко, 48-а с кадастровым номером 8536400000:01:005:0203, который приобретен им на основании договора купли-продажи от 19.12.2011. Согласно п. 1.2 договора целевое использование данного участка определено под строительство и обслуживание жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок).
Кооперативом 18.12.2014 было подано заявление в Департамент архитектуры и градостроительства Правительства Севастополя о выдаче разрешения на строительство жилого дома на вышеуказанном земельном участке с приложением необходимых для получения разрешения документов. В связи с неполучением в установленные сроки какого-либо ответа на указанное заявление кооператив 06.02.2015 повторно подал аналогичное заявление, на которое департамент в своем письме от 10.02.2015 N 02-23/408Д сообщил заявителю о том, что ранее по данному вопросу ему был направлен ответ от 26.12.2014 N 02-23/3000-Д. Согласно указанному ответу департамент сообщил заявителю об отсутствии законных оснований для выдачи разрешения на строительство, мотивируя свой отказ тем, что строительство предполагаемого объекта противоречит целевому назначению земельного участка, поскольку представленная документация свидетельствует о намерении строительства многоквартирного жилого дома.
Полагая, что действия департамента как по отказу в выдаче разрешения на строительство, так и его бездействие, выразившееся в нерассмотрении повторного заявления, являются незаконными и нарушают его права и интересы, кооператив обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением, требования, содержащиеся в котором, были удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме.
Между тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с содержащимися в обжалуемом решении выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Из содержания статьи 2 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" также усматривается, что разрешение на строительство - основание для реализации архитектурного проекта, выдаваемое заказчику (застройщику) органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в целях контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде.
Таким образом, наличие у застройщика разрешения на строительство является подтверждением соблюдения застройщиком соответствующих норм земельного и экологического права, а также градостроительных, строительных норм и правил, поскольку выдаче разрешения предшествует разработка и согласование проектной документации с надзорными органами государственной и муниципальной власти.
В части 2 статьи 51 ГрК РФ закреплено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Следовательно, разрешение на строительство является не только документом, дающим право осуществлять строительство в течение срока его действия, но и документом, подтверждающим соответствие проектной документации установленным требованиям, а также правомерность действий по возведению объекта капитального строительства.
Разрешение на строительство выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органом местного самоуправления (часть 6 статьи 51 ГрК РФ).
Порядок рассмотрения уполномоченным органом заявления и приложенных документов предусмотрен частью 11 статьи 51 ГрК РФ.
В соответствии с ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношения в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере. Руководствуясь данной нормой, Правительство Севастополя приняло постановление от 02.10.2014 N 351, которым утвержден Временный порядок выдачи разрешения на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства и разрешения на ввод в эксплуатацию построенных, реконструированных объектов капитального строительства (далее по тексту - Временный порядок).
Согласно пункту 1.2 Временного порядка уполномоченным органом, осуществляющим выдачу разрешений на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, является Управление архитектуры и градостроительства, которое рассматривает заявления с приложенными документами в течение 10 рабочих дней с момента их поступления и принимает решение о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства или отказе в выдаче разрешения на строительство (пункт 2.4). В пункте 2.5 Временного порядка содержится перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию).
В рассматриваемом случае основанием для отказа в выдаче кооперативу разрешения на строительство жилого дома послужило то обстоятельство, что строительство предполагаемого объекта (многоквартирного жилого дома) противоречило целевому назначению земельного участка, который предназначался для строительства и эксплуатации индивидуального жилого дома (вид использования земельного участка указан и в договоре купли-продажи от 19.12.2011, и в свидетельстве на право собственности от 04.06.2007 серия ЯЕ 187217).
Признавая незаконным отказ органа, осуществляющего публичные полномочия, в выдаче разрешения на строительство, исходя из того, что он не содержит конкретных оснований, предусмотренных п. 2.5 Временного порядка, а потому не соответствует ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя, суд первой инстанции не учел следующее.
В пунктах 2.2 и 2.3 Временного порядка указаны признаки, определяющие объект строительства в качестве индивидуального жилого дома - общая площадь до 300 кв. м и не более 3 этажей. Между тем, и из самого заявления о выдаче разрешения на строительство жилого дома, и документов, представленных кооперативом вместе с ним (проектной документации на объект строительства, экспертного отчета от 09.04.2014 N 27-0078-14) следует, что общая площадь объекта капитального строительства составляет 1493 кв. м и количество этажей - 4. В пояснительной записке разработчика проекта имеется ссылка на то, что проект разработан для электроснабжения жилого 4-х этажного 24-х квартирного жилого дома. Об этом же свидетельствуют и технические условия от 23.01.2012 N 128/08 на присоединение к электрическим сетям, выданные ПАО "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" ОК ЖСК "Старый друг".
Признаки многоквартирного дома содержатся в пункте 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, который определяет, что многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Из проектной документации объекта строительства следует, что строение имеет несколько квартир с самостоятельными выходами в помещения общего пользования.
Таким образом, имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается тот факт, что кооператив просил выдать ему разрешение на строительство объекта недвижимого имущества, обладающего признаками многоквартирного жилого дома, на земельном участке, не предназначенном для строительства такого объекта. Согласно правоустанавливающего документа на землю назначение земельного участка установлено для эксплуатации индивидуального жилого дома.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что департамент правомерно отказал заявителю в выдаче разрешения на строительство. Отсутствие в ответе департамента от 26.12.2014 N 02-23/3000-Д ссылки на конкретное основание из числа содержащихся в п. 2.5 Временного порядка само по себе не может служить основанием для признания отказа в выдаче разрешения на строительство незаконным, поскольку по сути действия уполномоченного органа основаны на требованиях законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения.
По вопросу об оспаривании заявителем бездействия департамента, выразившегося в нерассмотрении повторного заявления от 06.02.2015, суд апелляционной инстанции считает данное требование не подлежащим удовлетворению в силу следующего. На указанное заявление департамент в своем письме от 10.02.2015 N 02-23/408-Д сообщил кооперативу, что ранее по данному вопросу последнему был направлен ответ от 26.12.2014 N 02-23/3000-Д. Поскольку предметом рассмотрения по настоящему делу является в том числе отказ департамента в выдаче разрешения, содержащийся в указанном письме, то считать, что имеет место быть бездействие со стороны департамента, оснований нет.
С учетом изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 19 мая 2015 года по делу N А84-453/2015 отменить.
В удовлетворении заявления обслуживающего кооператива "Жилищно-строительный кооператив "Старый друг" отказать в полном объеме.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.А.ПОЛЫНКИНА
Судьи
В.А.ОМЕЛЬЧЕНКО
А.В.ПРИВАЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.07.2015 N 21АП-1292/2015 ПО ДЕЛУ N А84-453/2015
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июля 2015 г. по делу N А84-453/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2015 года
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Полынкиной Н.А., судей Омельченко В.А., Приваловой А.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Равза Р.Р., при участии от Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя - представителя Енда О.Б. по доверенности от 22.04.2015 N 01-10/416Д-исх, от Управления земельного контроля Правительства Севастополя - представителя Карпухина А.Л. по доверенности от 13.05.2015 N 4/2015, в отсутствие представителя обслуживающего кооператива "Жилищно-строительный кооператив "Старый друг", надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 19 мая 2015 года по делу N А84-453/2015 (судья Минько О.В.), принятое по заявлению обслуживающего кооператива "Жилищно-строительный кооператив "Старый друг" к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании незаконным действия (бездействия) по отказу в выдаче разрешения на строительство
установил:
обслуживающий кооператив "Жилищно-строительный кооператив "Старый друг" (далее по тексту - заявитель, кооператив) обратился в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя (далее по тексту - департамент) о признании незаконными: отказа в выдаче разрешения на строительство; бездействия департамента, выразившегося в нерассмотрении заявления кооператива от 06.02.2015 о выдаче разрешения на строительство и возложении на департамент обязанности выдать кооперативу разрешение на строительство.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 19 мая 2015 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Признавая незаконным отказ департамента в выдаче разрешения на строительство, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку он не содержит конкретных оснований, предусмотренных п. 2.5 Временного порядка выдачи разрешения на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства и разрешения на ввод в эксплуатацию построенных, реконструированных объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 02.10.2014 N 351, то оспариваемый отказ не соответствует ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя. Вывод суда о незаконности бездействия департамента основан на том, что последним в установленный срок не было рассмотрено заявление кооператива от 06.02.2015 по выдаче разрешения на строительство, что противоречит ст. 51 ГрК РФ.
Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Севастополя от 19 мая 2015 года, принять по делу новый судебный акт об отказе заявителю в удовлетворении его требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. При этом департамент считает, что, отказывая кооперативу в выдаче разрешения на строительство, он действовал в соответствии с требованиями ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и положениями Временного порядка выдачи разрешения на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства и разрешения на ввод в эксплуатацию построенных, реконструированных объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 02.10.2014 N 351 (далее по тексту - Временный порядок), поскольку при том, что заявитель просил выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома, представленные им документы свидетельствовали о намерении построить многоквартирный жилой дом. Оспаривая решение в части признания незаконным бездействия по рассмотрению заявления кооператива от 06.02.2015, заявитель жалобы ссылается на то, что бездействия с его стороны допущено не было, поскольку им был дан ответ кооперативу. Кроме того, департамент считает, что, обязав его выдать кооперативу разрешение на строительство, суд тем самым фактически нарушил процедуру выдачи разрешения.
Законность и обоснованность решения от 19.05.2015 проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом судом апелляционной инстанции установлены основания для его отмены, предусмотренные ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, обслуживающий кооператив "Жилищно-строительный кооператив "Старый друг" является собственником земельного участка площадью 0,1029 га, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Шевченко, 48-а с кадастровым номером 8536400000:01:005:0203, который приобретен им на основании договора купли-продажи от 19.12.2011. Согласно п. 1.2 договора целевое использование данного участка определено под строительство и обслуживание жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок).
Кооперативом 18.12.2014 было подано заявление в Департамент архитектуры и градостроительства Правительства Севастополя о выдаче разрешения на строительство жилого дома на вышеуказанном земельном участке с приложением необходимых для получения разрешения документов. В связи с неполучением в установленные сроки какого-либо ответа на указанное заявление кооператив 06.02.2015 повторно подал аналогичное заявление, на которое департамент в своем письме от 10.02.2015 N 02-23/408Д сообщил заявителю о том, что ранее по данному вопросу ему был направлен ответ от 26.12.2014 N 02-23/3000-Д. Согласно указанному ответу департамент сообщил заявителю об отсутствии законных оснований для выдачи разрешения на строительство, мотивируя свой отказ тем, что строительство предполагаемого объекта противоречит целевому назначению земельного участка, поскольку представленная документация свидетельствует о намерении строительства многоквартирного жилого дома.
Полагая, что действия департамента как по отказу в выдаче разрешения на строительство, так и его бездействие, выразившееся в нерассмотрении повторного заявления, являются незаконными и нарушают его права и интересы, кооператив обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением, требования, содержащиеся в котором, были удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме.
Между тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с содержащимися в обжалуемом решении выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Из содержания статьи 2 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" также усматривается, что разрешение на строительство - основание для реализации архитектурного проекта, выдаваемое заказчику (застройщику) органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в целях контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде.
Таким образом, наличие у застройщика разрешения на строительство является подтверждением соблюдения застройщиком соответствующих норм земельного и экологического права, а также градостроительных, строительных норм и правил, поскольку выдаче разрешения предшествует разработка и согласование проектной документации с надзорными органами государственной и муниципальной власти.
В части 2 статьи 51 ГрК РФ закреплено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Следовательно, разрешение на строительство является не только документом, дающим право осуществлять строительство в течение срока его действия, но и документом, подтверждающим соответствие проектной документации установленным требованиям, а также правомерность действий по возведению объекта капитального строительства.
Разрешение на строительство выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органом местного самоуправления (часть 6 статьи 51 ГрК РФ).
Порядок рассмотрения уполномоченным органом заявления и приложенных документов предусмотрен частью 11 статьи 51 ГрК РФ.
В соответствии с ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношения в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере. Руководствуясь данной нормой, Правительство Севастополя приняло постановление от 02.10.2014 N 351, которым утвержден Временный порядок выдачи разрешения на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства и разрешения на ввод в эксплуатацию построенных, реконструированных объектов капитального строительства (далее по тексту - Временный порядок).
Согласно пункту 1.2 Временного порядка уполномоченным органом, осуществляющим выдачу разрешений на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, является Управление архитектуры и градостроительства, которое рассматривает заявления с приложенными документами в течение 10 рабочих дней с момента их поступления и принимает решение о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства или отказе в выдаче разрешения на строительство (пункт 2.4). В пункте 2.5 Временного порядка содержится перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию).
В рассматриваемом случае основанием для отказа в выдаче кооперативу разрешения на строительство жилого дома послужило то обстоятельство, что строительство предполагаемого объекта (многоквартирного жилого дома) противоречило целевому назначению земельного участка, который предназначался для строительства и эксплуатации индивидуального жилого дома (вид использования земельного участка указан и в договоре купли-продажи от 19.12.2011, и в свидетельстве на право собственности от 04.06.2007 серия ЯЕ 187217).
Признавая незаконным отказ органа, осуществляющего публичные полномочия, в выдаче разрешения на строительство, исходя из того, что он не содержит конкретных оснований, предусмотренных п. 2.5 Временного порядка, а потому не соответствует ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя, суд первой инстанции не учел следующее.
В пунктах 2.2 и 2.3 Временного порядка указаны признаки, определяющие объект строительства в качестве индивидуального жилого дома - общая площадь до 300 кв. м и не более 3 этажей. Между тем, и из самого заявления о выдаче разрешения на строительство жилого дома, и документов, представленных кооперативом вместе с ним (проектной документации на объект строительства, экспертного отчета от 09.04.2014 N 27-0078-14) следует, что общая площадь объекта капитального строительства составляет 1493 кв. м и количество этажей - 4. В пояснительной записке разработчика проекта имеется ссылка на то, что проект разработан для электроснабжения жилого 4-х этажного 24-х квартирного жилого дома. Об этом же свидетельствуют и технические условия от 23.01.2012 N 128/08 на присоединение к электрическим сетям, выданные ПАО "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" ОК ЖСК "Старый друг".
Признаки многоквартирного дома содержатся в пункте 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, который определяет, что многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Из проектной документации объекта строительства следует, что строение имеет несколько квартир с самостоятельными выходами в помещения общего пользования.
Таким образом, имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается тот факт, что кооператив просил выдать ему разрешение на строительство объекта недвижимого имущества, обладающего признаками многоквартирного жилого дома, на земельном участке, не предназначенном для строительства такого объекта. Согласно правоустанавливающего документа на землю назначение земельного участка установлено для эксплуатации индивидуального жилого дома.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что департамент правомерно отказал заявителю в выдаче разрешения на строительство. Отсутствие в ответе департамента от 26.12.2014 N 02-23/3000-Д ссылки на конкретное основание из числа содержащихся в п. 2.5 Временного порядка само по себе не может служить основанием для признания отказа в выдаче разрешения на строительство незаконным, поскольку по сути действия уполномоченного органа основаны на требованиях законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения.
По вопросу об оспаривании заявителем бездействия департамента, выразившегося в нерассмотрении повторного заявления от 06.02.2015, суд апелляционной инстанции считает данное требование не подлежащим удовлетворению в силу следующего. На указанное заявление департамент в своем письме от 10.02.2015 N 02-23/408-Д сообщил кооперативу, что ранее по данному вопросу последнему был направлен ответ от 26.12.2014 N 02-23/3000-Д. Поскольку предметом рассмотрения по настоящему делу является в том числе отказ департамента в выдаче разрешения, содержащийся в указанном письме, то считать, что имеет место быть бездействие со стороны департамента, оснований нет.
С учетом изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 19 мая 2015 года по делу N А84-453/2015 отменить.
В удовлетворении заявления обслуживающего кооператива "Жилищно-строительный кооператив "Старый друг" отказать в полном объеме.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.А.ПОЛЫНКИНА
Судьи
В.А.ОМЕЛЬЧЕНКО
А.В.ПРИВАЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)