Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Инспекция обязала управляющую компанию заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на поставку коммунальных ресурсов и выставлять потребителям счета на их оплату.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27.07.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
закрытого акционерного общества "Управляющая компания жилищного хозяйства N 2"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 27.01.2015,
принятое судьей Тимошкиным К.А., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015,
принятое судьями Буториной Г.Г., Кононовым П.И., Немчаниновой М.В.,
по делу N А17-3725/2014
по заявлению закрытого акционерного общества "Управляющая компания жилищного хозяйства N 2" (ОГРН: 1133702024345, ИНН: 3702709940)
к Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области
о признании недействительным предписания
и
закрытое акционерное общество "Управляющая компания жилищного хозяйства N 2" (далее - ЗАО "УК ЖХ N 2", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее - Служба жилищной инспекции, Ивгосжилинспекция) о признании недействительным предписания от 23.05.2014 N 8-з.
Решением суда первой инстанции от 27.01.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.04.2015, заявленные требования удовлетворены частично: признан недействительным пункт 2.2 оспариваемого предписания; в остальной части в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на статьи 421, 422, 445. 539, 540, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 36, 153, 155, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), заявитель считает, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора; понуждение к заключению договора не допускается. Договор энергоснабжения может быть заключен с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства и другого необходимого оборудования, тогда как у Общества соответствующие энергопринимающие устройства отсутствовали. В рассмотренном случае договор электроснабжения управляющей и ресурсоснабжающей организациями не заключался, в связи с чем исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация. Также заявитель не согласен с требованием Ивгосжилинспекции о выставлении собственникам помещений жилого дома счета-квитанции на оплату коммунальных услуг, в том числе на общедомовые нужды, указывая, что выставление платежных документов является обязанностью исполнителя коммунальной услуги.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Служба жилищной инспекции в отзыве на кассационную жалобу относительно доводов заявителя возразила, представила ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в ее отсутствие.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей не обеспечили.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 24.04.2014 N 689 Службой жилищной инспекции проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки фактов, изложенных в обращении от 27.03.2014 Князева Е.С., по вопросу начисления платы на общедомовые нужды по энергоснабжению в многоквартирном доме N 33 по улице 1-й Полевой города Иваново. По результатам проверки составлен акт от 23.05.2014, из которого следует, что многоквартирный дом находится в управлении ЗАО "УК ЖХ N 2". Внесение платы за электроэнергию, в том числе на общедомовые нужды, осуществлялось собственниками жилых помещений многоквартирного дома непосредственно ресурсоснабжающей организации на основании выставляемых счетов филиалом "Ивэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья".
Проверяющие посчитали, что отсутствие протокола общего собрания собственников многоквартирного дома по решению вопроса внесения платы за электроэнергию ресурсоснабжающей организации является нарушением части 7.1 статьи 155 ЖК РФ. Обязанность ЗАО "УК ЖХ N 2" по заключению договоров на поставку коммунальных ресурсов для жителей многоквартирного дома предусмотрена частью 2 статьи 162 ЖК РФ и пунктами 2, 13, 17 Правил N 354.
Общество, не заключая договоры о приобретении коммунальных ресурсов (электроэнергии) с ресурсоснабжающей организацией (филиалу "Ивэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья") и не предоставляя коммунальные услуги жителям МКД, нарушает требования действующего законодательства.
ЗАО "УК ЖК N 2" представлена копия технического паспорта, содержащая информацию об уборочной площади (925,8 квадратного метра), жилых помещениях данного дома (4755,3 квадратного метра), общей площади жилого помещения (квартиры N 28-32), которые должны учитываться при расчете платы за электроэнергию на общедомовые нужны. Также копия технического паспорта содержит информацию о площади подвала (97,8 квадратного метра); представлена информация об общей площади жилых помещений - 287,5 квадратного метра. Одновременно в рамках проведения контрольных мероприятий Службой жилищной инспекции направлен запрос в Ивановский филиал ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" с целью получения сведений об общих площадях всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме и помещений общего пользования в многоквартирном доме в разрезе по площадям (при наличии таких помещений), по адресу: город Иваново, улица 1-я Полевая, дом 33. Согласно информации, представленной Ивановским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" от 16.05.2014 N Ф37-1-15/1679, общая площадь жилых помещений (квартир) - 4748,7 квадратного метра, общая площадь встроенных нежилых помещений - 257,4 квадратного метра, достоверные сведения об общей площади помещений общего пользования с разбивкой по видам помещений (лестницы, межквартирные площадки, коридоры, тамбуры, колясочные, подвалы и так далее) в техническом паспорте МКД по указанному адресу отсутствуют. Для получения данных сведений необходимо проведение технической инвентаризации названного многоквартирного дома.
По мнению Службы жилищной инспекции, в нарушение части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации внесение платы за электроэнергию, в том числе на общедомовые нужды, осуществляется собственниками жилых помещений многоквартирного дома непосредственно ресурсоснабжающей организации на основании выставляемых счетов филиалом "Ивэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья" при отсутствии решения общего собрания собственников многоквартирного дома; показатели общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме, используемых филиалом "Ивэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья" для расчета электроэнергии на общедомовые нужды многоквартирного дома, не соответствуют показателям общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме, представленным ЗАО "УК ЖХ N 2" (по данным технического паспорта многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Иваново, улица 1-я Полевая, дом 33), и показателям, представленным Ивановским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ".
Управлением 23.05.2014 вынесено предписание, которым на Общество возложены обязанности заключить договор энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией на поставку электроэнергии (пункт 1.1); выставлять счета-квитанции на оплату коммунальных услуг (электроснабжения), в том числе на общедомовые нужды жителям дома N 33 по улица 1-й Полевой города Иваново (пункт 1.2); обеспечить проведение мероприятий по изготовлению и получению в Ивановском филиале ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" актуального технического паспорта в многоквартирном доме по адресу: город Иваново, улица 1-я Полевая, дом 33, с обязательным указанием площади помещений, не являющихся частями квартир и (или) нежилых помещений и предназначенных для обслуживания более одного помещения в данном доме (пункт 2.1); по итогам получения технического паспорта предоставить информацию филиалу "Ивэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья" об общей площади жилых и нежилых помещений, площади мест общего пользования МКД в целях перерасчета платы за электроэнергию (пункт 2.2).
Не согласившись с указанным предписанием, ЗАО "УК ЖХ N 2" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 4, 20, 154, 155 ЖК РФ, статьей 210 ГК РФ, Правилами N 354, суд первой инстанции сделал вывод о законности пунктов 1.1, 1.2, 2.1 оспариваемого предписания и отказал в удовлетворении заявленного требования в этой части.
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ).
На основании частей 2 и 3 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В части 7 статьи 155 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 данной статьи и статьей 171 ЖК РФ.
В части 7.1 статьи 155 ЖК РФ определено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Согласно части 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья, либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с Правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.
Таким образом, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими поставку коммунальных ресурсов. Предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Пунктом 13 Правил N 354 предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Суды установили, что собственники многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Иваново, улица 1-я Полевая, дом 33, не принимали решения об оплате коммунальных услуг непосредственно ресурсоснабжающим организациям. Согласно представленному в материалы дела договору управления многоквартирным домом от 01.08.2013 управляющая компания ОАО "ГУО ЖХ N 2" (в настоящее время - ЗАО "УК ЖХ N 2") принимает на себя обязательство по выбору ресурсоснабжающих и прочих организаций, а также заключение с ними договоров, приемке работ и услуг, выполненных и оказанных по заключенным договорам, начисление, сбор, расщепление и перерасчет платежей собственников за содержание и ремонт, капитальный ремонт, коммунальные и прочие услуги (том 1, листы дела 41 - 43).
При таких обстоятельствах суды правомерно признали установленными обязанности Общества по заключению с ресурсоснабжающей организацией договора на поставку коммунальных ресурсов по электроснабжению собственникам жилых помещений многоквартирного дома и выставлению в их адрес платежных документов на оплату коммунальных услуг.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о законности пунктов 1.1 и 1.2 оспариваемого предписания и отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования в этой части.
Доводы ЗАО "УК ЖХ N 2" со ссылкой на положения ГК РФ о свободе договора и недопустимости понуждения к заключению договора подлежат отклонению, поскольку в данном случае следует руководствоваться приведенными императивными положениями ЖК РФ.
Отсутствие у Управляющей компании отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства и другого необходимого оборудования не является препятствием для заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров на поставку ресурсов собственникам жилых помещений, поскольку в данном случае управляющая компания приобретает указанные ресурсы не для собственных нужд, а для предоставления коммунальных услуг жильцам многоквартирного дома.
В кассационной жалобе Общество также оспаривает пункт 2.1 предписания Ивгосжилинспекции, в котором на заявителя возложена обязанность получить у специальной организации актуальный технический паспорт многоквартирного жилого дома N 33 по улице 1-й Полевой города Иваново.
В силу пункта 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с пунктами 24, 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя: документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; документы (акты) о приемке результатов работ; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического оборудования; инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по установленной форме (пункт 24). Ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом (пункт 27).
Документом технического учета жилищного фонда является технический паспорт на многоквартирный дом (приложение 12 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя от 04.08.1998 N 37). Наличие у управляющей организации технического паспорта на многоквартирный дом предусмотрено подпунктом "а" пункта 24 Правила содержания общего имущества.
Кроме того, из пункта 1.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, в состав технической документации, подлежащей длительному хранению, входят в том числе и паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок.
Из подпункта "а" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами) следует, что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением таких стандартов, как прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, в порядке, установленном настоящими Правилами, а также их актуализация и восстановление (при необходимости).
Согласно пункту 4, подпункту "е" пункта 6 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных п Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, управляющая организация, товарищество или кооператив обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию, товарищество или кооператив в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг (пункт 4). К заявке (оферте) прилагаются, в том числе документы, содержащие сведения о размере площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме, а также об общей площади помещений в многоквартирном доме, включая помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, или о размере площади жилого дома и отапливаемых помещений надворных построек, а также размере площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками (пункт 6).
Суды установили, что технический паспорт на многоквартирный дом составлен по состоянию на 01.10.1980 в соответствии с пунктом 2.1.6 Инструкции о порядке проведения технической инвентаризации жилищного фонда, утвержденной приказом ЦСУ СССР от 15.07.1985 N 380.
Ивгосжилинспекцией при проведении проверки установлено, что из показателей площадей мест общего пользования, представленных ресурсоснабжающей и управляющей организациями усматриваются противоречия, которые невозможно устранить без получения достоверных и актуальных сведений. Эти сведения в дальнейшем влияют на размер платежей, выставляемых за коммунальные услуги жителям многоквартирного дома.
Следовательно, суды обоснованно посчитали, что имеющийся в управляющей компании технический паспорт многоквартирного дома не содержит необходимых сведений о составе и состоянии объекта, в том числе общей площади жилых и нежилых помещений, а также помещений, не являющимися частями квартир и предназначенных для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме. Данная информация необходима для расчета платы за коммунальные ресурсы и коммунальные услуги, в том числе для общедомовых нужд.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали законным пункт 2.1 обжалуемого предписания.
С учетом изложенного кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили правовую оценку; эти доводы не опровергают сделанных судами выводов, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Ивановской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
решение Арбитражного суда Ивановской области от 27.01.2015 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 по делу N А17-3725/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая компания жилищного хозяйства N 2" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на закрытое акционерное общество "Управляющая компания жилищного хозяйства N 2".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 29.07.2015 N Ф01-2746/2015 ПО ДЕЛУ N А17-3725/2014
Требование: О признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции.Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Инспекция обязала управляющую компанию заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на поставку коммунальных ресурсов и выставлять потребителям счета на их оплату.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 2015 г. по делу N А17-3725/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 27.07.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
закрытого акционерного общества "Управляющая компания жилищного хозяйства N 2"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 27.01.2015,
принятое судьей Тимошкиным К.А., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015,
принятое судьями Буториной Г.Г., Кононовым П.И., Немчаниновой М.В.,
по делу N А17-3725/2014
по заявлению закрытого акционерного общества "Управляющая компания жилищного хозяйства N 2" (ОГРН: 1133702024345, ИНН: 3702709940)
к Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области
о признании недействительным предписания
и
установил:
закрытое акционерное общество "Управляющая компания жилищного хозяйства N 2" (далее - ЗАО "УК ЖХ N 2", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области (далее - Служба жилищной инспекции, Ивгосжилинспекция) о признании недействительным предписания от 23.05.2014 N 8-з.
Решением суда первой инстанции от 27.01.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.04.2015, заявленные требования удовлетворены частично: признан недействительным пункт 2.2 оспариваемого предписания; в остальной части в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на статьи 421, 422, 445. 539, 540, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 36, 153, 155, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), заявитель считает, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора; понуждение к заключению договора не допускается. Договор энергоснабжения может быть заключен с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства и другого необходимого оборудования, тогда как у Общества соответствующие энергопринимающие устройства отсутствовали. В рассмотренном случае договор электроснабжения управляющей и ресурсоснабжающей организациями не заключался, в связи с чем исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация. Также заявитель не согласен с требованием Ивгосжилинспекции о выставлении собственникам помещений жилого дома счета-квитанции на оплату коммунальных услуг, в том числе на общедомовые нужды, указывая, что выставление платежных документов является обязанностью исполнителя коммунальной услуги.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Служба жилищной инспекции в отзыве на кассационную жалобу относительно доводов заявителя возразила, представила ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в ее отсутствие.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей не обеспечили.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 24.04.2014 N 689 Службой жилищной инспекции проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки фактов, изложенных в обращении от 27.03.2014 Князева Е.С., по вопросу начисления платы на общедомовые нужды по энергоснабжению в многоквартирном доме N 33 по улице 1-й Полевой города Иваново. По результатам проверки составлен акт от 23.05.2014, из которого следует, что многоквартирный дом находится в управлении ЗАО "УК ЖХ N 2". Внесение платы за электроэнергию, в том числе на общедомовые нужды, осуществлялось собственниками жилых помещений многоквартирного дома непосредственно ресурсоснабжающей организации на основании выставляемых счетов филиалом "Ивэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья".
Проверяющие посчитали, что отсутствие протокола общего собрания собственников многоквартирного дома по решению вопроса внесения платы за электроэнергию ресурсоснабжающей организации является нарушением части 7.1 статьи 155 ЖК РФ. Обязанность ЗАО "УК ЖХ N 2" по заключению договоров на поставку коммунальных ресурсов для жителей многоквартирного дома предусмотрена частью 2 статьи 162 ЖК РФ и пунктами 2, 13, 17 Правил N 354.
Общество, не заключая договоры о приобретении коммунальных ресурсов (электроэнергии) с ресурсоснабжающей организацией (филиалу "Ивэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья") и не предоставляя коммунальные услуги жителям МКД, нарушает требования действующего законодательства.
ЗАО "УК ЖК N 2" представлена копия технического паспорта, содержащая информацию об уборочной площади (925,8 квадратного метра), жилых помещениях данного дома (4755,3 квадратного метра), общей площади жилого помещения (квартиры N 28-32), которые должны учитываться при расчете платы за электроэнергию на общедомовые нужны. Также копия технического паспорта содержит информацию о площади подвала (97,8 квадратного метра); представлена информация об общей площади жилых помещений - 287,5 квадратного метра. Одновременно в рамках проведения контрольных мероприятий Службой жилищной инспекции направлен запрос в Ивановский филиал ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" с целью получения сведений об общих площадях всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме и помещений общего пользования в многоквартирном доме в разрезе по площадям (при наличии таких помещений), по адресу: город Иваново, улица 1-я Полевая, дом 33. Согласно информации, представленной Ивановским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" от 16.05.2014 N Ф37-1-15/1679, общая площадь жилых помещений (квартир) - 4748,7 квадратного метра, общая площадь встроенных нежилых помещений - 257,4 квадратного метра, достоверные сведения об общей площади помещений общего пользования с разбивкой по видам помещений (лестницы, межквартирные площадки, коридоры, тамбуры, колясочные, подвалы и так далее) в техническом паспорте МКД по указанному адресу отсутствуют. Для получения данных сведений необходимо проведение технической инвентаризации названного многоквартирного дома.
По мнению Службы жилищной инспекции, в нарушение части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации внесение платы за электроэнергию, в том числе на общедомовые нужды, осуществляется собственниками жилых помещений многоквартирного дома непосредственно ресурсоснабжающей организации на основании выставляемых счетов филиалом "Ивэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья" при отсутствии решения общего собрания собственников многоквартирного дома; показатели общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме, используемых филиалом "Ивэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья" для расчета электроэнергии на общедомовые нужды многоквартирного дома, не соответствуют показателям общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме, представленным ЗАО "УК ЖХ N 2" (по данным технического паспорта многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Иваново, улица 1-я Полевая, дом 33), и показателям, представленным Ивановским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ".
Управлением 23.05.2014 вынесено предписание, которым на Общество возложены обязанности заключить договор энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией на поставку электроэнергии (пункт 1.1); выставлять счета-квитанции на оплату коммунальных услуг (электроснабжения), в том числе на общедомовые нужды жителям дома N 33 по улица 1-й Полевой города Иваново (пункт 1.2); обеспечить проведение мероприятий по изготовлению и получению в Ивановском филиале ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" актуального технического паспорта в многоквартирном доме по адресу: город Иваново, улица 1-я Полевая, дом 33, с обязательным указанием площади помещений, не являющихся частями квартир и (или) нежилых помещений и предназначенных для обслуживания более одного помещения в данном доме (пункт 2.1); по итогам получения технического паспорта предоставить информацию филиалу "Ивэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья" об общей площади жилых и нежилых помещений, площади мест общего пользования МКД в целях перерасчета платы за электроэнергию (пункт 2.2).
Не согласившись с указанным предписанием, ЗАО "УК ЖХ N 2" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 4, 20, 154, 155 ЖК РФ, статьей 210 ГК РФ, Правилами N 354, суд первой инстанции сделал вывод о законности пунктов 1.1, 1.2, 2.1 оспариваемого предписания и отказал в удовлетворении заявленного требования в этой части.
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ).
На основании частей 2 и 3 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В части 7 статьи 155 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 данной статьи и статьей 171 ЖК РФ.
В части 7.1 статьи 155 ЖК РФ определено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Согласно части 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья, либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с Правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.
Таким образом, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими поставку коммунальных ресурсов. Предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Пунктом 13 Правил N 354 предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Суды установили, что собственники многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Иваново, улица 1-я Полевая, дом 33, не принимали решения об оплате коммунальных услуг непосредственно ресурсоснабжающим организациям. Согласно представленному в материалы дела договору управления многоквартирным домом от 01.08.2013 управляющая компания ОАО "ГУО ЖХ N 2" (в настоящее время - ЗАО "УК ЖХ N 2") принимает на себя обязательство по выбору ресурсоснабжающих и прочих организаций, а также заключение с ними договоров, приемке работ и услуг, выполненных и оказанных по заключенным договорам, начисление, сбор, расщепление и перерасчет платежей собственников за содержание и ремонт, капитальный ремонт, коммунальные и прочие услуги (том 1, листы дела 41 - 43).
При таких обстоятельствах суды правомерно признали установленными обязанности Общества по заключению с ресурсоснабжающей организацией договора на поставку коммунальных ресурсов по электроснабжению собственникам жилых помещений многоквартирного дома и выставлению в их адрес платежных документов на оплату коммунальных услуг.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о законности пунктов 1.1 и 1.2 оспариваемого предписания и отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования в этой части.
Доводы ЗАО "УК ЖХ N 2" со ссылкой на положения ГК РФ о свободе договора и недопустимости понуждения к заключению договора подлежат отклонению, поскольку в данном случае следует руководствоваться приведенными императивными положениями ЖК РФ.
Отсутствие у Управляющей компании отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства и другого необходимого оборудования не является препятствием для заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров на поставку ресурсов собственникам жилых помещений, поскольку в данном случае управляющая компания приобретает указанные ресурсы не для собственных нужд, а для предоставления коммунальных услуг жильцам многоквартирного дома.
В кассационной жалобе Общество также оспаривает пункт 2.1 предписания Ивгосжилинспекции, в котором на заявителя возложена обязанность получить у специальной организации актуальный технический паспорт многоквартирного жилого дома N 33 по улице 1-й Полевой города Иваново.
В силу пункта 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с пунктами 24, 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя: документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; документы (акты) о приемке результатов работ; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического оборудования; инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по установленной форме (пункт 24). Ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом (пункт 27).
Документом технического учета жилищного фонда является технический паспорт на многоквартирный дом (приложение 12 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя от 04.08.1998 N 37). Наличие у управляющей организации технического паспорта на многоквартирный дом предусмотрено подпунктом "а" пункта 24 Правила содержания общего имущества.
Кроме того, из пункта 1.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, в состав технической документации, подлежащей длительному хранению, входят в том числе и паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок.
Из подпункта "а" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами) следует, что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением таких стандартов, как прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, в порядке, установленном настоящими Правилами, а также их актуализация и восстановление (при необходимости).
Согласно пункту 4, подпункту "е" пункта 6 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных п Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, управляющая организация, товарищество или кооператив обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию, товарищество или кооператив в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг (пункт 4). К заявке (оферте) прилагаются, в том числе документы, содержащие сведения о размере площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме, а также об общей площади помещений в многоквартирном доме, включая помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, или о размере площади жилого дома и отапливаемых помещений надворных построек, а также размере площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками (пункт 6).
Суды установили, что технический паспорт на многоквартирный дом составлен по состоянию на 01.10.1980 в соответствии с пунктом 2.1.6 Инструкции о порядке проведения технической инвентаризации жилищного фонда, утвержденной приказом ЦСУ СССР от 15.07.1985 N 380.
Ивгосжилинспекцией при проведении проверки установлено, что из показателей площадей мест общего пользования, представленных ресурсоснабжающей и управляющей организациями усматриваются противоречия, которые невозможно устранить без получения достоверных и актуальных сведений. Эти сведения в дальнейшем влияют на размер платежей, выставляемых за коммунальные услуги жителям многоквартирного дома.
Следовательно, суды обоснованно посчитали, что имеющийся в управляющей компании технический паспорт многоквартирного дома не содержит необходимых сведений о составе и состоянии объекта, в том числе общей площади жилых и нежилых помещений, а также помещений, не являющимися частями квартир и предназначенных для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме. Данная информация необходима для расчета платы за коммунальные ресурсы и коммунальные услуги, в том числе для общедомовых нужд.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали законным пункт 2.1 обжалуемого предписания.
С учетом изложенного кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили правовую оценку; эти доводы не опровергают сделанных судами выводов, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Ивановской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 27.01.2015 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21.04.2015 по делу N А17-3725/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая компания жилищного хозяйства N 2" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на закрытое акционерное общество "Управляющая компания жилищного хозяйства N 2".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.И.ЧИГРАКОВ
А.И.ЧИГРАКОВ
Судьи
Н.Ю.БАШЕВА
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
Н.Ю.БАШЕВА
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)