Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самович А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4757/2014) Общества с ограниченной ответственностью "Ремстрой"
на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.04.2014 по делу N А81-6098/2013 (судья Кустов А.В.),
принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Ремстрой" (ИНН 8901024361, ОГРН 1108901001186)
к Департаменту государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа
об оспаривании постановления от 10.12.2013 N 341/13 по делу об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании представителей:
- от общества с ограниченной ответственностью "Ремстрой" - представитель не явился, извещено;
- от Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа - представитель не явился, извещен.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ремстрой" (далее по тексту - общество, заявитель, ООО "Ремстрой") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ямало-Ненецкого автономного округа об оспаривании постановления от 10.12.2013 N 341/13 по делу об административном правонарушении.
Решением от 16.04.2014 по делу N А81-6098/2013 в удовлетворении требований заявителя было отказано, поскольку материалами дела подтвержден факт совершения Обществом вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23.1 КоАП РФ, выразившегося в не раскрытии в установленный срок информации о стоимости работ (услуг) управляющей организации.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование своей позиции податель жалобы отмечает, что пунктом 11 Стандарта раскрытия информации управляющими организациями не установлена обязанность по предоставлению собственнику помещений в многоквартирном доме актов выполненных работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Также податель жалобы отмечает, что административный орган в нарушение положений Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" провел внеплановую проверку в отсутствие соответствующего распоряжения руководителя Инспекции.
По убеждению подателя жалобы, совершенное им правонарушение является малозначительным.
Суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не заявивших ходатайства об его отложении.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
Приказом Государственной жилищной инспекции ЯНАО от 22.10.2013 N 2615-од, на основании коллективного обращения граждан от 11.10.2013, определено провести внеплановую выездную проверку общества с ограниченной ответственностью "Ремстрой" на предмет соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами в области жилищного законодательства.
В ходе проверки, инспектором Салехардского отдела государственной жилищной инспекции ЯНАО были выявлены нарушения требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, а именно:
- потребителю, кв. N 8 по письменному запросу (от 30.09.2013 вх. N 63) не предоставлены сведения о выполнении работ, услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подлежащие раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами в 20-тидневный срок со дня поступления запроса, (ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса РФ; пп. "в" п. 3, пп. "г" п. 5, п. 21, 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами")
Выявленные в ходе проверки нарушения послужили основанием для составления административным органом протокола об административном правонарушении от 01.11.2013 N С-178 и вынесения постановления от 10.12.2013 N 341/13 по делу об административном правонарушении о привлечении ООО "Ремстрой" к административной ответственности по ст. 7.23.1 КоАП и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Решением от 16.04.2014 по делу N А81-6098/2013 в удовлетворении требований заявителя было отказано.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Субъектами такого правонарушения являются организации, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирными домами.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, является нарушение установленных стандартом порядка, способов или сроков раскрытия информации, характер и содержание которой установлены жилищным законодательством, либо раскрытие такой информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации.
В соответствии с частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее - Стандарт раскрытия информации, Стандарт).
Стандарт раскрытия информации устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия (пункт 1 Стандарта раскрытия информации).
В силу положений пунктов 2, 3 Стандарта раскрытия информации управляющая организация обеспечивает доступ неограниченного круга лиц к информации, касающейся общих сведений об управляющей организации, основных показателей финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), сведений о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядка и условий оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведений о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведений о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Согласно подпункту "б" пункта 11 Стандарта в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать, в том числе план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана.
Из пп. 1 пункта 13 Стандарта следует, что информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг)
Согласно пункту 5 Стандарта раскрытия информации управляющими организациями информация раскрывается путем:
а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность;
б) опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность;
в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;
г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
Также пунктом 21 Стандарта раскрытия информации установлена обязанность управляющей организации предоставлять информацию по письменному запросу в 20-дневный срок со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации.
Как было установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ООО "Ремстрой" осуществляет деятельность в сфере управления многоквартирными домами, в том числе дома N 15 по улице Гаврюшина, на основании договора управления многоквартирным домом от 01.05.2011 (т. 1 л.д. 62-70), следовательно, обязано осуществлять раскрытие информации, предусмотренной Стандартом раскрытия информации, с соблюдением установленных порядка, способов и сроков такого раскрытия.
Материалами дела подтверждается и Обществом не оспаривается, что заявление гражданина, о предоставлении актов выполненных работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома N 15 по ул. Гаврюшина, поступило в ООО "Ремстрой 30.09.2013 вх.N 63.
Запрашиваемая информация, была представлена гражданину лишь 30.10.2013 исх.N 703 (т. 2 л.д. 31), т.е. с нарушением 20-дневного срока, установленного Стандартом раскрытия информации.
При этом апелляционный суд находит несостоятельным утверждение подателя жалобы о том, что пунктом 11 Стандарта раскрытия информации не установлена обязанность управляющей организации по предоставлению собственнику помещений в многоквартирном доме актов выполненных работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Как уже было отмечено выше, в силу названного законоположения, Общество обязано было, раскрыть в 20-дневный срок информацию, в том числе, сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать, в том числе план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Поскольку собственник помещений в многоквартирном доме изъявил желание получить сведения об актах выполненных работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома N 15 по ул. Гаврюшина, постольку апелляционный суд заключает вывод о наличии у названного собственника желания получить информацию выполненных работах по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома в текущем году. Иными словами, документы, запрошенные гражданином, попадают под признаки информации о порядке и об условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и они подлежали раскрытию в порядке, установленном Стандартом.
Таким образом, управляющая организация в нарушение гарантированных прав и имущественных интересов потребителя, не представила своевременно информацию по вопросам, связанным с управлением многоквартирным жилым домом N 15 по ул. Гаврюшина, чем нарушило сроки предоставления информации, установленные п. 21 Стандарта, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ.
Факт нарушения управляющей компанией требований пунктов 3, 21 Стандарта в части соблюдения сроков предоставления информации подтверждается материалами дела: актом проверки от 05.11.2013 N 2615, протоколом об административном правонарушении от 01.11.2013 N С-178, объяснениями директора Общества Никитиной Л.В. от 10.12.2013.
Учитывая названные обстоятельства апелляционная коллегия находит правомерным вывод суда первой инстанции о том, что у административного органа имелись основания для привлечения ООО "Ремстрой" к ответственности предусмотренной ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции также обоснованно указал, что Обществом не были приняты все исчерпывающие меры к исполнению требований Стандарта, какие-либо объективные обстоятельства, препятствующие исполнить п. 21 требований Стандарта отсутствовали.
Таким образом, апелляционный суд соглашается с судом первой инстанции в том, что материалами дела подтвержден факт наличия в действиях заявителя состава вмененного ему правонарушения.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении апелляционным судом не установлено.
Доводы подателя жалобы о том, что административный орган в нарушение положений Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" провел внеплановую проверку в отсутствие соответствующего распоряжения руководителя Инспекции, представляются апелляционному суду несостоятельными.
Как уже было отмечено выше, на основании коллективного обращения граждан от 11.10.2013, в отношении Общества была проведена внеплановая выездная проверка, которая была назначена Приказом руководителя Государственной жилищной инспекции ЯНАО от 22.10.2013 N 2615-од (т. 1 л.д. 53-55).
Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Согласно пункту 2 названной статьи В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются:
1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности;
4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
7) перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля;
8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
9) даты начала и окончания проведения проверки.
Все названные обязательные сведения содержатся в приказе руководителя Государственной жилищной инспекции ЯНАО от 22.10.2013 N 2615-од.
С названным приказом общество было ознакомлено, о чем свидетельствует письмо Общества от 27.10.2013 N 683, которым заявитель во исполнение названного приказа предоставляет административному органу документы.
При названных обстоятельствах апелляционный суд заключает вывод о соблюдении административным органом порядка проведения внеплановой проверки, установленного положениями Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Суд апелляционной инстанции находит несостоятельным утверждение заявителя о наличии оснований для квалификации совершенного Обществом правонарушения в качестве малозначительного.
Из статьи 2.9 КоАП РФ, рассматриваемой с учетом смысла, придаваемого ей сложившейся правоприменительной практикой, следует, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного суды должны исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности суд апелляционной инстанции не находит оснований для квалификации допущенного Обществом правонарушения в качестве малозначительного.
Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, является формальным, следовательно, по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям законодательства.
Имеющиеся в материалах дела документы, а также доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, по убеждению суда апелляционной инстанции, не свидетельствуют о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным, поскольку обстоятельства совершения обществом рассматриваемого административного правонарушения не обладают свойством исключительности.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении заявленного Обществом требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Суд апелляционной инстанции считает, что Обществом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Поскольку за рассмотрение заявления об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности не предусмотрена уплата государственной пошлины, то не облагается государственной пошлиной и апелляционная жалоба по таким заявлениям, вопрос распределения судебных расходов судом не рассматривается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Ремстрой" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.04.2014 по делу N А81-6098/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА
Судьи
А.Н.ЛОТОВ
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.07.2014 N 08АП-4757/2014 ПО ДЕЛУ N А81-6098/2013
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июля 2014 г. N 08АП-4757/2014
Дело N А81-6098/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самович А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4757/2014) Общества с ограниченной ответственностью "Ремстрой"
на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.04.2014 по делу N А81-6098/2013 (судья Кустов А.В.),
принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Ремстрой" (ИНН 8901024361, ОГРН 1108901001186)
к Департаменту государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа
об оспаривании постановления от 10.12.2013 N 341/13 по делу об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании представителей:
- от общества с ограниченной ответственностью "Ремстрой" - представитель не явился, извещено;
- от Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа - представитель не явился, извещен.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ремстрой" (далее по тексту - общество, заявитель, ООО "Ремстрой") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ямало-Ненецкого автономного округа об оспаривании постановления от 10.12.2013 N 341/13 по делу об административном правонарушении.
Решением от 16.04.2014 по делу N А81-6098/2013 в удовлетворении требований заявителя было отказано, поскольку материалами дела подтвержден факт совершения Обществом вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23.1 КоАП РФ, выразившегося в не раскрытии в установленный срок информации о стоимости работ (услуг) управляющей организации.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование своей позиции податель жалобы отмечает, что пунктом 11 Стандарта раскрытия информации управляющими организациями не установлена обязанность по предоставлению собственнику помещений в многоквартирном доме актов выполненных работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Также податель жалобы отмечает, что административный орган в нарушение положений Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" провел внеплановую проверку в отсутствие соответствующего распоряжения руководителя Инспекции.
По убеждению подателя жалобы, совершенное им правонарушение является малозначительным.
Суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не заявивших ходатайства об его отложении.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
Приказом Государственной жилищной инспекции ЯНАО от 22.10.2013 N 2615-од, на основании коллективного обращения граждан от 11.10.2013, определено провести внеплановую выездную проверку общества с ограниченной ответственностью "Ремстрой" на предмет соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами в области жилищного законодательства.
В ходе проверки, инспектором Салехардского отдела государственной жилищной инспекции ЯНАО были выявлены нарушения требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, а именно:
- потребителю, кв. N 8 по письменному запросу (от 30.09.2013 вх. N 63) не предоставлены сведения о выполнении работ, услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подлежащие раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами в 20-тидневный срок со дня поступления запроса, (ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса РФ; пп. "в" п. 3, пп. "г" п. 5, п. 21, 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами")
Выявленные в ходе проверки нарушения послужили основанием для составления административным органом протокола об административном правонарушении от 01.11.2013 N С-178 и вынесения постановления от 10.12.2013 N 341/13 по делу об административном правонарушении о привлечении ООО "Ремстрой" к административной ответственности по ст. 7.23.1 КоАП и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Решением от 16.04.2014 по делу N А81-6098/2013 в удовлетворении требований заявителя было отказано.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Субъектами такого правонарушения являются организации, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирными домами.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, является нарушение установленных стандартом порядка, способов или сроков раскрытия информации, характер и содержание которой установлены жилищным законодательством, либо раскрытие такой информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации.
В соответствии с частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее - Стандарт раскрытия информации, Стандарт).
Стандарт раскрытия информации устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия (пункт 1 Стандарта раскрытия информации).
В силу положений пунктов 2, 3 Стандарта раскрытия информации управляющая организация обеспечивает доступ неограниченного круга лиц к информации, касающейся общих сведений об управляющей организации, основных показателей финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), сведений о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядка и условий оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведений о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведений о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Согласно подпункту "б" пункта 11 Стандарта в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать, в том числе план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана.
Из пп. 1 пункта 13 Стандарта следует, что информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг)
Согласно пункту 5 Стандарта раскрытия информации управляющими организациями информация раскрывается путем:
а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность;
б) опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность;
в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;
г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
Также пунктом 21 Стандарта раскрытия информации установлена обязанность управляющей организации предоставлять информацию по письменному запросу в 20-дневный срок со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации.
Как было установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ООО "Ремстрой" осуществляет деятельность в сфере управления многоквартирными домами, в том числе дома N 15 по улице Гаврюшина, на основании договора управления многоквартирным домом от 01.05.2011 (т. 1 л.д. 62-70), следовательно, обязано осуществлять раскрытие информации, предусмотренной Стандартом раскрытия информации, с соблюдением установленных порядка, способов и сроков такого раскрытия.
Материалами дела подтверждается и Обществом не оспаривается, что заявление гражданина, о предоставлении актов выполненных работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома N 15 по ул. Гаврюшина, поступило в ООО "Ремстрой 30.09.2013 вх.N 63.
Запрашиваемая информация, была представлена гражданину лишь 30.10.2013 исх.N 703 (т. 2 л.д. 31), т.е. с нарушением 20-дневного срока, установленного Стандартом раскрытия информации.
При этом апелляционный суд находит несостоятельным утверждение подателя жалобы о том, что пунктом 11 Стандарта раскрытия информации не установлена обязанность управляющей организации по предоставлению собственнику помещений в многоквартирном доме актов выполненных работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Как уже было отмечено выше, в силу названного законоположения, Общество обязано было, раскрыть в 20-дневный срок информацию, в том числе, сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать, в том числе план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Поскольку собственник помещений в многоквартирном доме изъявил желание получить сведения об актах выполненных работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома N 15 по ул. Гаврюшина, постольку апелляционный суд заключает вывод о наличии у названного собственника желания получить информацию выполненных работах по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома в текущем году. Иными словами, документы, запрошенные гражданином, попадают под признаки информации о порядке и об условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и они подлежали раскрытию в порядке, установленном Стандартом.
Таким образом, управляющая организация в нарушение гарантированных прав и имущественных интересов потребителя, не представила своевременно информацию по вопросам, связанным с управлением многоквартирным жилым домом N 15 по ул. Гаврюшина, чем нарушило сроки предоставления информации, установленные п. 21 Стандарта, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ.
Факт нарушения управляющей компанией требований пунктов 3, 21 Стандарта в части соблюдения сроков предоставления информации подтверждается материалами дела: актом проверки от 05.11.2013 N 2615, протоколом об административном правонарушении от 01.11.2013 N С-178, объяснениями директора Общества Никитиной Л.В. от 10.12.2013.
Учитывая названные обстоятельства апелляционная коллегия находит правомерным вывод суда первой инстанции о том, что у административного органа имелись основания для привлечения ООО "Ремстрой" к ответственности предусмотренной ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции также обоснованно указал, что Обществом не были приняты все исчерпывающие меры к исполнению требований Стандарта, какие-либо объективные обстоятельства, препятствующие исполнить п. 21 требований Стандарта отсутствовали.
Таким образом, апелляционный суд соглашается с судом первой инстанции в том, что материалами дела подтвержден факт наличия в действиях заявителя состава вмененного ему правонарушения.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении апелляционным судом не установлено.
Доводы подателя жалобы о том, что административный орган в нарушение положений Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" провел внеплановую проверку в отсутствие соответствующего распоряжения руководителя Инспекции, представляются апелляционному суду несостоятельными.
Как уже было отмечено выше, на основании коллективного обращения граждан от 11.10.2013, в отношении Общества была проведена внеплановая выездная проверка, которая была назначена Приказом руководителя Государственной жилищной инспекции ЯНАО от 22.10.2013 N 2615-од (т. 1 л.д. 53-55).
Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Согласно пункту 2 названной статьи В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются:
1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности;
4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
7) перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля;
8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
9) даты начала и окончания проведения проверки.
Все названные обязательные сведения содержатся в приказе руководителя Государственной жилищной инспекции ЯНАО от 22.10.2013 N 2615-од.
С названным приказом общество было ознакомлено, о чем свидетельствует письмо Общества от 27.10.2013 N 683, которым заявитель во исполнение названного приказа предоставляет административному органу документы.
При названных обстоятельствах апелляционный суд заключает вывод о соблюдении административным органом порядка проведения внеплановой проверки, установленного положениями Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Суд апелляционной инстанции находит несостоятельным утверждение заявителя о наличии оснований для квалификации совершенного Обществом правонарушения в качестве малозначительного.
Из статьи 2.9 КоАП РФ, рассматриваемой с учетом смысла, придаваемого ей сложившейся правоприменительной практикой, следует, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного суды должны исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности суд апелляционной инстанции не находит оснований для квалификации допущенного Обществом правонарушения в качестве малозначительного.
Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, является формальным, следовательно, по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям законодательства.
Имеющиеся в материалах дела документы, а также доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, по убеждению суда апелляционной инстанции, не свидетельствуют о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным, поскольку обстоятельства совершения обществом рассматриваемого административного правонарушения не обладают свойством исключительности.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении заявленного Обществом требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Суд апелляционной инстанции считает, что Обществом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Поскольку за рассмотрение заявления об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности не предусмотрена уплата государственной пошлины, то не облагается государственной пошлиной и апелляционная жалоба по таким заявлениям, вопрос распределения судебных расходов судом не рассматривается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Ремстрой" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.04.2014 по делу N А81-6098/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА
Судьи
А.Н.ЛОТОВ
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)