Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 апреля 2014 года
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелега Д.И.,
судей: Чупрова А.И., Юшкарева И.Ю.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Информационно-расчетный центр" Максимовой Надежды Андреевны (доверенность от 12.09.2013 N 61),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Информационно-расчетный центр" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 сентября 2013 года по делу N А19-11966/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Гаврилов О.В., суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Желтоухов Е.В., Рылов Д.Н.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Информационно-расчетный центр" (ОГРН 1083848001269, г. Слюдянка, далее - ООО "ИРЦ", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Службе государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области (ОГРН 1083808000715, г. Иркутск, далее - административный орган, служба) о признании незаконным и отмене постановления от 24.04.2013 N 1-254/13 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 сентября 2013 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество ставит вопрос о проверке законности судебных актов в связи с неправильным применением и истолкованием норм права, несоответствием выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
в судебном заседании представитель общества поддержала доводы кассационной жалобы.
Служба о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом в порядке главы 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (уведомление о вручении почтового отправления, информация на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" от 25.02.2014), своего представителя в судебное заседание не направила, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в ее отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения от 11.02.2013 N 680-ср-п должностным лицом службы в период с 20 февраля по 5 марта 2013 года была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "ИРЦ" по соблюдению обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Основанием к проведению проверки явилось требование прокуратуры с целью проверки информации, содержащейся в обращении о нарушении прав потребителей.
В ходе проведенной проверки был исследован и проанализирован сайт www.irkslud.ru, на котором ООО "ИРЦ" раскрывает информацию, подлежащую раскрытию управляющими организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами в соответствии с утвержденным стандартом раскрытия информации, утвержденным Постановлением Правительства российской Федерации от 23.09.2010 N 731 (далее - Стандарт N 731).
В ходе проверки установлено, что информация, раскрываемая обществом на сайте www.ircslud.ru, не соответствует требованиям, предъявляемым Стандартом. При раскрытии информации обществом допущены следующие нарушения:
1. Не раскрыта общая информация об управляющей организации, а именно: фирменное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество руководителя управляющей организации, что является нарушением подпункта а пункта 8 Стандарта N 731.
2. Не раскрыта общая информация об управляющей организации, а именно: реквизиты свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица, что является нарушением подпункта б пункта 8 Стандарта N 731.
3. Не раскрыта общая информация об управляющей организации, а именно: режим работы управляющей организации, в том числе часы личного приема граждан сотрудниками управляющей организации и работы диспетчерских служб, что является нарушением подпункта г пункта 8 Стандарта N 731.
4. Не раскрыта общая информация об управляющей организации, а именно: перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей организации на основе договора управления, с указанием адресов этих домов и общей площади и помещений в них, что является нарушением подпункта д пункта 8 Стандарта N 731.
5. Не раскрыта общая информация об управляющей организации, а именно: перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, что является нарушением подпункта е пункта 8 Стандарта N 731.
6. Не раскрыта общая информация об управляющей организации, а именно: на сайте отсутствует адрес, официальный сайт в сети Интернет саморегулируемой организации, что является нарушением подпункта ж пункта 8 Стандарта N 731.
7. Не раскрыта информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации, а именно: годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему, что является нарушением подпункта а пункта 9 Стандарта N 731.
8. Не раскрыта информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации, а именно: сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), что является нарушением подпункта б пункта 9 Стандарта N 731.
9. Не раскрыта информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации, а именно: сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), что является нарушением подпункта в пункта 9 Стандарта N 731.
10. Отсутствует годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему в сети Интернет - в виде электронного образца (копии) документов, отображающих подпись руководителя управляющей организации и печать этой организации, что является нарушением пункта 9 (2) Стандарта N 731.
11. Не раскрыта информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, а именно на сайте не раскрыт номер (N) услуги, оказываемые управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, что является нарушением подпункта а пункт 10 Стандарта N 731.
12. Не раскрыта информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, а именно на сайте не раскрыта информация о заключении от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций); учет собственников помещений в многоквартирном доме и иные услуги по управлению многоквартирным домом, что является нарушением подпункта б пункта 10 Стандарта N 731.
13. Не раскрыта информация о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а именно: отсутствует проект договора управления, заключаемого с собственниками помещений в многоквартирных домах, который должен содержать все существенные условия договора, что является нарушением подпункта а пункта 11 Стандарта N 731.
14. Не раскрыта информация о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а именно: на сайте не раскрыты сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома: отсутствует план работы на 2010 - 2012 годы, отсутствуют отчеты о выполненных работах за 2010 - 2011; отсутствуют сведения о мерах по снижению расходов на работы и услуги; отсутствуют сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества, содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год (пообъектно), а также информация о фактах установления таких нарушений. Информация об отсутствии таких случаев также не раскрыта; отсутствуют сведения о количестве случаев снижения платы за нарушение качества коммунальных услуг, или за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год. Информация об отсутствии таких случаев также не раскрыта; отсутствуют сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнения работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, что является нарушением подпункта б пункта 11 Стандарта N 731.
15. Не раскрыта информация о привлечении управляющей компании в предыдущих 2010, 2011, 2012 годах к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами, а также отсутствуют копии документов о применении мер административного воздействия, и меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций, что является нарушением пункта 12 Стандарта N 731.
16. Информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации не содержит: описания каждой работы (услуги); периодичность выполнения работ; результат выполнения работ (услуги); гарантийный срок; конструктивные особенности; степень физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг); стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. м общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 п. м соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. м площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и другие, что является нарушением подпунктов а и б пункта 13 Стандарта N 731.
17. Не раскрыта информация о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, а именно: отсутствует перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация закупает у ресурсоснабжающих организациях, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация закупает их у ресурсоснабжающих организаций, что является нарушением подпункта а пункта 14 Стандарта N 731.
18. Не раскрыта информация о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, а именно: отсутствуют тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация закупает коммунальные ресурсы. При этом управляющая организация должна указывать реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер, наименование органа, принявшего акт), которыми установлены такие тарифы (цены). Сведения о тарифах (ценах) приводятся по состоянию на день раскрытия информации, что является нарушением подпункта б пункта 14 Стандарта N 731.
19. Не раскрыта информация о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, а именно: отсутствуют тарифы (цены) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией для расчета размера платежей для потребителей, что является нарушением подпункта в пункта 14 Стандарта N 731.
20. Изменения, внесенные в раскрытую информацию, подлежат опубликованию на официальном сайте в сети Интернет в течение 7 рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений, что является нарушением подпункта а пункта 16 Стандарта N 731.
По результатам проверки составлены акт N 680/13-1 от 05.03.2013 и протокол об административном правонарушении N 680/13-1 от 18.03.2013.
Постановлением от 24.04.2013 N 199-Ж общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.1 КоАП Российской Федерации в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции.
Частью 1 статьи 7.23.1 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, общество является управляющей организацией многоквартирных домов. Основной вид деятельности: управление эксплуатацией жилого фонда (выписка из ЕГРЮЛ).
Следовательно, судами обоснованно указано на то, что общество несет обязанность по соблюдению требований, установленных Стандартом.
Согласно части 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим Стандартом раскрытия информации.
Контроль за соблюдением Стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно Положению о Службе государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 13.04.2012 N 216-пп, контроль за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами осуществляется Службой государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области.
Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731.
Согласно пункту 1 Стандарта настоящий документ устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее соответственно - управляющие организации, информация), а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.
Под раскрытием информации в Стандарте понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Согласно пункту 3 Стандарта управляющая организация обязана раскрывать общую информацию об управляющей организации, основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Стандарта управляющими организациями информация раскрывается путем обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации:
- сайт управляющей организации;
- сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
- сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность.
Согласно пункту 1 Стандарта настоящий документ устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее соответственно - управляющие организации, информация), а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.
Под раскрытием информации в Стандарте понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Согласно пункту 3 Стандарта управляющая организация обязана раскрывать общую информацию об управляющей организации, основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Стандарта управляющими организациями информация раскрывается путем обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации:
- сайт управляющей организации;
- сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
- сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность.
Суды сочли установленными факты нарушения обществом требований подпунктов "а", "б", "в", "г", "д" "е" части 8, подпунктов "а", "б", "в" части 9, части 9 (2), подпунктов "а" "б" части 10, подпунктов "а", "б" части 11, части 12, подпунктов "а", "б" части 13, подпунктов "а", "б", "в" части 14, части 16 Стандарта N 731, что подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки и протоколом об административном правонарушении, и обществом по существу не оспаривается.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП Российской Федерации.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 сентября 2013 года по делу N А19-11966/2013 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Д.И.ШЕЛЕГ
Судьи
А.И.ЧУПРОВ
И.Ю.ЮШКАРЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 18.04.2014 ПО ДЕЛУ N А19-11966/2013
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 апреля 2014 г. по делу N А19-11966/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 апреля 2014 года
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелега Д.И.,
судей: Чупрова А.И., Юшкарева И.Ю.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Информационно-расчетный центр" Максимовой Надежды Андреевны (доверенность от 12.09.2013 N 61),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Информационно-расчетный центр" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 сентября 2013 года по делу N А19-11966/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Гаврилов О.В., суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Желтоухов Е.В., Рылов Д.Н.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Информационно-расчетный центр" (ОГРН 1083848001269, г. Слюдянка, далее - ООО "ИРЦ", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Службе государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области (ОГРН 1083808000715, г. Иркутск, далее - административный орган, служба) о признании незаконным и отмене постановления от 24.04.2013 N 1-254/13 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 сентября 2013 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество ставит вопрос о проверке законности судебных актов в связи с неправильным применением и истолкованием норм права, несоответствием выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
в судебном заседании представитель общества поддержала доводы кассационной жалобы.
Служба о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом в порядке главы 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (уведомление о вручении почтового отправления, информация на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" от 25.02.2014), своего представителя в судебное заседание не направила, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в ее отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения от 11.02.2013 N 680-ср-п должностным лицом службы в период с 20 февраля по 5 марта 2013 года была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "ИРЦ" по соблюдению обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Основанием к проведению проверки явилось требование прокуратуры с целью проверки информации, содержащейся в обращении о нарушении прав потребителей.
В ходе проведенной проверки был исследован и проанализирован сайт www.irkslud.ru, на котором ООО "ИРЦ" раскрывает информацию, подлежащую раскрытию управляющими организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами в соответствии с утвержденным стандартом раскрытия информации, утвержденным Постановлением Правительства российской Федерации от 23.09.2010 N 731 (далее - Стандарт N 731).
В ходе проверки установлено, что информация, раскрываемая обществом на сайте www.ircslud.ru, не соответствует требованиям, предъявляемым Стандартом. При раскрытии информации обществом допущены следующие нарушения:
1. Не раскрыта общая информация об управляющей организации, а именно: фирменное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество руководителя управляющей организации, что является нарушением подпункта а пункта 8 Стандарта N 731.
2. Не раскрыта общая информация об управляющей организации, а именно: реквизиты свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица, что является нарушением подпункта б пункта 8 Стандарта N 731.
3. Не раскрыта общая информация об управляющей организации, а именно: режим работы управляющей организации, в том числе часы личного приема граждан сотрудниками управляющей организации и работы диспетчерских служб, что является нарушением подпункта г пункта 8 Стандарта N 731.
4. Не раскрыта общая информация об управляющей организации, а именно: перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей организации на основе договора управления, с указанием адресов этих домов и общей площади и помещений в них, что является нарушением подпункта д пункта 8 Стандарта N 731.
5. Не раскрыта общая информация об управляющей организации, а именно: перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, что является нарушением подпункта е пункта 8 Стандарта N 731.
6. Не раскрыта общая информация об управляющей организации, а именно: на сайте отсутствует адрес, официальный сайт в сети Интернет саморегулируемой организации, что является нарушением подпункта ж пункта 8 Стандарта N 731.
7. Не раскрыта информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации, а именно: годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему, что является нарушением подпункта а пункта 9 Стандарта N 731.
8. Не раскрыта информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации, а именно: сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), что является нарушением подпункта б пункта 9 Стандарта N 731.
9. Не раскрыта информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации, а именно: сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), что является нарушением подпункта в пункта 9 Стандарта N 731.
10. Отсутствует годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему в сети Интернет - в виде электронного образца (копии) документов, отображающих подпись руководителя управляющей организации и печать этой организации, что является нарушением пункта 9 (2) Стандарта N 731.
11. Не раскрыта информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, а именно на сайте не раскрыт номер (N) услуги, оказываемые управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, что является нарушением подпункта а пункт 10 Стандарта N 731.
12. Не раскрыта информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, а именно на сайте не раскрыта информация о заключении от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций); учет собственников помещений в многоквартирном доме и иные услуги по управлению многоквартирным домом, что является нарушением подпункта б пункта 10 Стандарта N 731.
13. Не раскрыта информация о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а именно: отсутствует проект договора управления, заключаемого с собственниками помещений в многоквартирных домах, который должен содержать все существенные условия договора, что является нарушением подпункта а пункта 11 Стандарта N 731.
14. Не раскрыта информация о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а именно: на сайте не раскрыты сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома: отсутствует план работы на 2010 - 2012 годы, отсутствуют отчеты о выполненных работах за 2010 - 2011; отсутствуют сведения о мерах по снижению расходов на работы и услуги; отсутствуют сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества, содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год (пообъектно), а также информация о фактах установления таких нарушений. Информация об отсутствии таких случаев также не раскрыта; отсутствуют сведения о количестве случаев снижения платы за нарушение качества коммунальных услуг, или за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год. Информация об отсутствии таких случаев также не раскрыта; отсутствуют сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнения работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, что является нарушением подпункта б пункта 11 Стандарта N 731.
15. Не раскрыта информация о привлечении управляющей компании в предыдущих 2010, 2011, 2012 годах к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами, а также отсутствуют копии документов о применении мер административного воздействия, и меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций, что является нарушением пункта 12 Стандарта N 731.
16. Информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации не содержит: описания каждой работы (услуги); периодичность выполнения работ; результат выполнения работ (услуги); гарантийный срок; конструктивные особенности; степень физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг); стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. м общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 п. м соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. м площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и другие, что является нарушением подпунктов а и б пункта 13 Стандарта N 731.
17. Не раскрыта информация о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, а именно: отсутствует перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация закупает у ресурсоснабжающих организациях, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация закупает их у ресурсоснабжающих организаций, что является нарушением подпункта а пункта 14 Стандарта N 731.
18. Не раскрыта информация о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, а именно: отсутствуют тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация закупает коммунальные ресурсы. При этом управляющая организация должна указывать реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер, наименование органа, принявшего акт), которыми установлены такие тарифы (цены). Сведения о тарифах (ценах) приводятся по состоянию на день раскрытия информации, что является нарушением подпункта б пункта 14 Стандарта N 731.
19. Не раскрыта информация о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, а именно: отсутствуют тарифы (цены) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией для расчета размера платежей для потребителей, что является нарушением подпункта в пункта 14 Стандарта N 731.
20. Изменения, внесенные в раскрытую информацию, подлежат опубликованию на официальном сайте в сети Интернет в течение 7 рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений, что является нарушением подпункта а пункта 16 Стандарта N 731.
По результатам проверки составлены акт N 680/13-1 от 05.03.2013 и протокол об административном правонарушении N 680/13-1 от 18.03.2013.
Постановлением от 24.04.2013 N 199-Ж общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.1 КоАП Российской Федерации в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции.
Частью 1 статьи 7.23.1 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, общество является управляющей организацией многоквартирных домов. Основной вид деятельности: управление эксплуатацией жилого фонда (выписка из ЕГРЮЛ).
Следовательно, судами обоснованно указано на то, что общество несет обязанность по соблюдению требований, установленных Стандартом.
Согласно части 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим Стандартом раскрытия информации.
Контроль за соблюдением Стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно Положению о Службе государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 13.04.2012 N 216-пп, контроль за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами осуществляется Службой государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области.
Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731.
Согласно пункту 1 Стандарта настоящий документ устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее соответственно - управляющие организации, информация), а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.
Под раскрытием информации в Стандарте понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Согласно пункту 3 Стандарта управляющая организация обязана раскрывать общую информацию об управляющей организации, основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Стандарта управляющими организациями информация раскрывается путем обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации:
- сайт управляющей организации;
- сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
- сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность.
Согласно пункту 1 Стандарта настоящий документ устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее соответственно - управляющие организации, информация), а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.
Под раскрытием информации в Стандарте понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Согласно пункту 3 Стандарта управляющая организация обязана раскрывать общую информацию об управляющей организации, основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Стандарта управляющими организациями информация раскрывается путем обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации:
- сайт управляющей организации;
- сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
- сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность.
Суды сочли установленными факты нарушения обществом требований подпунктов "а", "б", "в", "г", "д" "е" части 8, подпунктов "а", "б", "в" части 9, части 9 (2), подпунктов "а" "б" части 10, подпунктов "а", "б" части 11, части 12, подпунктов "а", "б" части 13, подпунктов "а", "б", "в" части 14, части 16 Стандарта N 731, что подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки и протоколом об административном правонарушении, и обществом по существу не оспаривается.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП Российской Федерации.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 сентября 2013 года по делу N А19-11966/2013 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Д.И.ШЕЛЕГ
Судьи
А.И.ЧУПРОВ
И.Ю.ЮШКАРЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)