Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ УЛЬЯНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 13.05.2014 ПО ДЕЛУ N 33-1439/2014

Требование: О возложении обязанности произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома.

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: По мнению истца, на протяжении длительного времени в доме не производится капитальный ремонт.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 мая 2014 г. по делу N 33-1439/2014


Судья: Грачева Т.Л.

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.
судей Фоминой В.А., Казаковой М.В.
при секретаре П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 11 ноября 2013 года, по которому постановлено:
Исковые требования Н. удовлетворить частично.
Обязать Администрацию города Ульяновска произвести капитальный ремонт мягкой кровли многоквартирного жилого дома *** по ул. П*** в г. Ульяновске.
Обязать Администрацию города Ульяновска произвести капитальный ремонт систем водоснабжения (ХВС, ГВС), канализации (водоотведения), системы центрального отопления в техническом подполье жилого дома *** по ул. П*** в г. Ульяновске.
Обязать Администрацию города Ульяновска произвести капитальный ремонт межпанельных швов многоквартирного жилого дома *** по ул. П*** в г. Ульяновске.
Обязать Администрацию города Ульяновска произвести капитальный ремонт оконных блоков в первом подъезде многоквартирного жилого дома *** по ул. П*** в г. Ульяновске.
В остальной части иска - отказать.
В иске к ОАО "Домоуправляющая компания Засвияжского района N 1" отказать.
Взыскать с Администрации города Ульяновска в пользу Н. расходы на оплату услуг представителя в сумме 3000 руб.
Взыскать в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Экспертно-юридический центр" с Администрации города Ульяновска расходы за производство судебной экспертизы в размере 62 100 руб.
Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Н., ее представителей К., Р., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Н. обратилась в суд с иском к администрации города Ульяновска о возложении обязанности произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома.
В обоснование иска указала, что является собственником 1/2 доли квартиры *** дома *** по ул. П*** в г. Ульяновске, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество серия АС *** от 29 июня 2001 года. Данный дом построен и сдан в эксплуатацию в 1971 году. Управление и обслуживание дома N *** по ул. *** в Ульяновске с 30 августа 2007 осуществляет ОАО "ДК Засвияжского района N 1", оказывающая услуги по содержанию и ремонту мест общего пользования на основании договоров управления многоквартирным жилым домом и предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений. На протяжении длительного времени в доме не производится капитальный ремонт мягкой кровли, межпанельных швов, оконных блоков во всех подъездах многоквартирного дома, системы центрального отопления, системы холодного водоснабжения, системы горячего водоснабжения, системы канализации в техническом подвале дома, что установлено актом весеннего осмотра от марта 2013 года. Плату за жилое помещение и коммунальные услуги она исправно вносит.
Просила суд обязать администрацию г. Ульяновска произвести капитальный ремонт мягкой кровли дома N *** по ул. *** г. Ульяновска, системы центрального отопления в подвальном помещении дома, системы горячего и холодного водоснабжения в подвальном помещении дома, системы канализации в подвальном помещении дома, капитальный ремонт межпанельных швов, оконных блоков в подъезде.
Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда в части возложения на нее обязанности по проведении капитального ремонта, просит его в данной части отменить и в иске отказать. Жалобу мотивирует тем, что оказание жилищно-коммунальных услуг, в том числе проведение работ по капитальному ремонту не входит в полномочия администрации г. Ульяновска, поскольку администрация в договорных отношениях с истцом не состоит. Денежные средства, составляющие плату за содержание и ремонт вышеназванного жилого помещения, в бюджет муниципального образования не поступают. Полагает, что истица как собственник жилья в силу ч. 3 ст. 30 ЖК РФ должна нести бремя содержания данного жилого помещения и общего имущества дома, в том числе, нести обязанность по проведению капитального ремонта. Указывает, что качественное обслуживание дома должна обеспечивать управляющая организация. Разрушение кровли, межпанельных швов, оконных блоков во всех подъездах многоквартирного дома, системы центрального отопления, системы холодного водоснабжения, системы горячего водоснабжения, системы канализации в техническом подвале дома произошло вследствие ненадлежащего исполнения управляющей организацией обязанности по проведению текущего ремонта, направленного на поддержание технической исправности отдельных частей дома.
Представители ответчиков, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что дом *** по ул. П*** в г. Ульяновске представляет собой многоквартирный пятиэтажный жилой дом, состоящий из четырех подъездов. Истица проживает в квартире, расположенной в *** подъезде данного дома. Согласно договору управления многоквартирным домом от 30.08.2007 года, данный дом передан в соответствии со ст. 162 ЖК РФ в управление ОАО "Домоуправляющая компания Засвияжского района N 1".
Указанный жилой дом сдан в эксплуатацию в 1971 году. С момента сдачи дома в эксплуатацию капитальный ремонт жилого дома не производился, этот факт сторонами не оспаривается.
Истица является собственником ? доли квартиры *** в доме *** по ул. П*** в г. Ульяновске на основании договора передачи жилой площади в собственность граждан, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.06.2001 года.
Верно оценив установленные по делу фактические обстоятельства, представленные в суд доказательства, суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по выполнению работ по ремонту мягкой кровли, межпанельных швов, систем центрального отопления, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения в техподполье, относящихся к капитальному ремонту, на администрацию города Ульяновска.
Судебная коллегия считает несостоятельными доводы ответчика в апелляционной жалобе о том, что выполнение работ по проведению капитального ремонта в полномочия администрации г. Ульяновска не входит.
Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003, действовавшим на момент рассмотрения дела судом первой инстанции, к перечню работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, относятся ремонт кровли, фасадов, стыков зданий до 50%, полная замена существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения. На это же указано и в Приложении N 8 к указанным Правилам.
Исходя из приведенного нормативного акта вывод суда о том, что работы по ремонту кровли, межпанельных швов дома, систем центрального отопления, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения в техподполье относятся к капитальному ремонту, является правильным.
С момента ввода дома в эксплуатацию капитальный ремонт кровли, межпанельных швов, систем центрального отопления, горячего водоснабжения и холодного водоснабжения в техподполье дома *** по ул. П*** не производился.
Ненадлежащее состояние кровли, межпанельных швов, систем центрального отопления, ГВС и ХВС в техподполье данного дома объективно подтверждено совокупностью проверенных по делу доказательств, в том числе и актами общего технического осмотра дома за 2013 год, составленными управляющей компанией, заключением судебной строительно-технической экспертизы от 08 ноября 2013 года, установившей, что необходимость проведения капитального ремонта указанных элементов дома, который эксплуатируется в течение 42 лет без проведения капитального ремонта.
Выводы эксперта представителем ответчика не оспорены в ходе судебного разбирательства.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о необходимости проведения капитального ремонта кровли, межпанельных швов, систем центрального отопления, ГВС и ХВС в техподполье жилого дома *** по ул. П*** в г. Ульяновске.
Возлагая обязанность по производству капитального ремонта на администрацию города Ульяновска, суд первой инстанции правомерно руководствовался требованиями статьи 16 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми собственники жилых помещений, в том числе граждане, приватизировавшие жилые помещения, несут обязанность по производству капитальных ремонтов после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ст. 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.
С 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, как правильно указал суд, исходя из системного толкования статьи 16 вышеназванного Закона, статьи 158 ЖК РФ и статьи 210 ГК РФ обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений после исполнения этой обязанности бывшим наймодателем.
При этом следует отметить, что Федеральным законом от 1 февраля 2010 года N 4-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и Федеральным законом от 25.02.2013 N 16-ФЗ "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" действие статьи 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", предусматривающей, что при приватизации занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, продлено до 1 марта 2015 года.
Более того, как было указано выше, истица является сособственником квартиры в данном доме с 2001 года. Указанный дом находился в муниципальной собственности и эксплуатировался с 1971 года. Обязанность по капитальному ремонту кровли, межпанельных швов, систем центрального отопления, ГВС и ХВС в техподполье дома возникла у администрации до приватизации истицей квартиры.
По ранее действовавшим нормам Жилищного кодекса РСФСР с жильцов дома удерживалась плата за капитальный ремонт дома, а на наймодателе (собственнике жилья), которым являлась мэрия, лежала обязанность своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования (ст. 141 ЖК РСФСР).
Поскольку необходимость капитального ремонта (замена отдельных коммуникаций указанного дома) возникла до приватизации истцами квартир, установленные сроки эксплуатации герметизированных стыков панелей наружных стен, систем центрального отопления, горячего водоснабжения и холодного водоснабжения в техподполье истекли не по вине жильцов дома, и учитывая, что администрация г. Ульяновска в лице своих структур ЖКХ капитальный ремонт в доме не производила с 1988 года, несмотря на то, что плата за данный вид работ взималась с жильцов, суд обоснованно не принял во внимание доводы ответчика об отсутствии оснований для возложения на администрацию города Ульяновска обязанностей по производству капитального ремонта дома.
Ссылка ответчика в жалобе на то, что организация и проведение капитального ремонта входит в обязанность управляющей компании не может быть принята во внимание.
Согласно части 1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в целях создания условий для управления многоквартирными домами могут представлять управляющим организациям бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов.
Доказательств, подтверждающих факт предоставления ответчиком ОАО "ДК Засвияжского района N 1" бюджетных средств на капитальный ремонт многоквартирного дома *** по ул. П*** г. Ульяновска, не представлено.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о некачественном обслуживании дома управляющей компанией, в результате которого произошло разрушение межпанельных швов, кровли, систем центрального отопления, горячего водоснабжения и холодного водоснабжения в техподполье не заслуживают внимания, т.к. указанные выше сроки эксплуатации герметизированных стыков панелей, мягкой кровли, систем центрального отопления, горячего водоснабжения и холодного водоснабжения в техподполье истекли задолго до передачи дома этой управляющей организации.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит выводы суда в части требований об обязании проведения капитального ремонта кровли, межпанельных швов, систем центрального отопления, ГВС и ХВС в техподполье данного дома законными и обоснованными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства при его правильном толковании.
Вместе с тем, требования истицы о возложении на администрацию города Ульяновска обязанности по проведению капитального ремонта системы канализации в техподполье дома и замене оконных блоков в подъезде дома не подлежат удовлетворению, поскольку срок эксплуатации элементов системы канализации в техподполье дома и оконных блоков в подъезде дома на момент приватизации истицей квартиры не истек, обязательств по проведению капитального ремонта указанных элементов многоквартирного жилого дома *** по ул. П*** у администрации города Ульяновска по требованиям Н. не возникло.
С учетом изложенного, решение в части возложения обязанности на администрацию г. Ульяновска провести капитальный ремонт системы канализации в техподполье дома и оконных блоков в первом подъезде многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Ульяновск, ул.П*** подлежит отмене, и в удовлетворении иска в данной части необходимо отказать.
В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 11 ноября 2013 года в части обязания администрации города Ульяновска произвести капитальный ремонт системы канализации (водоотведения) в техническом подполье и оконных блоков в первом подъезде многоквартирного жилого дома *** по ул. П*** в г. Ульяновске отменить.
Принять новое решение в этой части.
В удовлетворении исковых требований Н. к администрацию города Ульяновска об обязании проведения капитального ремонта системы канализации (водоотведения) в техническом подполье и оконных блоков в первом подъезде многоквартирного жилого дома *** по ул. П*** в г. Ульяновске отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)