Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.10.2015 N 20АП-5060/2015 ПО ДЕЛУ N А23-2304/2015

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2015 г. по делу N А23-2304/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 07.10.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 14.10.2015
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Глухаревой Е.А., при участии в судебном заседании до перерыва представителей заявителя - Погребного В.А. (доверенность от 16.09.2015), Закирьянова Р.А. (протокол от 09.09.2014 N 103-од, приказ от 08.09.2014 N 8), в отсутствие надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебного заседания заинтересованного лица, в отсутствие после перерыва надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания заинтересованного лица и заявителя, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Реммонтаж" на решение Арбитражного суда Калужской области от 24.06.2015 по делу N А23-2304/2015, принятое в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Реммонтаж" (Калужская область, г. Киров, ОГРН 1064023008356, ИНН 4023008243) к Управлению административно-технического контроля Калужской области Территориальный отдел N 5 (Калужская область г. Киров, ОГРН 1114029000887, ИНН 4029044858) о признании незаконным и отмене постановления от 17.04.2015 N 5-К-4307-2015,
установил:

следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Реммонтаж" (далее - ООО "Реммонтаж", общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к управлению административно-технического контроля Калужской области Территориальный отдел N 5 (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 17.04.2015 N 5-К-4307-2015.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дело рассматривается в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 24.06.2015 заявление оставлено без удовлетворения. Судебный акт мотивирован доказанностью состава вменяемого обществу административного правонарушения. Суд первой инстанции отметил, что обществу вменено нарушение требований по надлежащему содержанию контейнерных площадок как организации, осуществляющей вывоз мусора, а не как управляющей организации.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, управление обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Мотивируя позицию, общество указывает, что отсутствуют основания для привлечения к ответственности, поскольку контейнерные площадки не передавались, а обязанность по содержанию и уборке мусора с придомовых территорий лежит на обществе с ограниченной ответственностью "Сантехник и ремонт" (далее - ООО "Сантехник и ремонт"), как управляющей организации спорных домов.
Управлением представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против ее доводов, решение суда просит оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения. Заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Заявитель после перерыва явку представителей в судебное заседание не обеспечил. Судебное заседание проведено в отсутствие участвующих в деле лиц на основании статьи 156 Кодекс.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Кодекса в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Кодекса, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о наличии основания для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения проверки 01.04.2015 надлежащего содержания контейнерных площадок, контейнеров расположенных по адресу: г. Киров, ул. К. Маркса, д. 26, между д. 29, за д. 31, д. 32, д. 46, г. Киров, ул. Пушкина, д. 22, д. 10, д. 24, д. 20, д. 39, д. 32, г. Киров, пер. Некрасова, д. 2, напротив д. 39 ул. Пушкина, г. Киров, выявлен мусор, приблизительно 2 куб. м на площади 6 кв. м (ветки деревьев и спиленные деревья) ул. Некрасова, д. 2, нет ограждения контейнера, контейнерные площадки, расположенные по адресу: г. Киров, ул. К. Маркса, д. 26, ул. К. Маркса между д. 29 и 31, ул. К. Маркса за д. 31, ул. К. Маркса, д. 32, ул. К. Маркса, д. 46 не имеет ограждения, расположенные на контейнерных площадках контейнеры имеют дефекты окрасочного слоя, местами покрыты ржавчиной. Контейнерные площадки расположенные по адресу: г. Киров, ул. Пушкина, д. 10, ул. Пушкина, д. 39, ул. Пушкина, д. 24 не имеют ограждение, контейнеры расположенные не на контейнерных площадках имеют дефекты окрасочного слоя, местами покрыты ржавчиной. На придомовой территории к ограждению земельного участка д. 22 ул. Пушкина г. Кирова выявлены ветки от спиленных деревьев. Во дворе д. 20 ул. Пушкина г. Кирова выявлено много мусора КГМ (ветки деревьев) приблизительно 3 куб. м на 12 кв. м.
По вышеуказанным фактам составлен акт от 01.04.2013 N Кр-63, с приложением фотографических снимков.
Уведомлением от 10.04.2015 ООО "Реммонтаж" приглашено на 15.04.2015 для составления протокола об административном правонарушении. Вызов получен директором общества Закирьяновым Р.А., о чем имеется отметка на уведомлении.
Экспертом территориального отдела N 5 управления административно-технического контроля Калужской области Егоровым В.А. 15.04.2015 в отношении ООО "Реммонтаж" составлен протокол N 5-К-4307-2015 об административном правонарушении, согласно которому общество допустило нарушения подпункта "о" пункта 3.1.9, пункта 5.1.7 "Правил благоустройства и озеленения территорий городского поселения "Город Киров", утвержденных думой городского поселения "Город Киров от 24.04.2014 N 265 (далее - Правил благоустройства), выразившиеся в непринятии должных мер по уборке от мусора контейнерных площадок и территории, прилегающей к контейнерным площадкам в г. Кирове по ул. Пушкина напротив д. 39, ул. Пушкина напротив д. 10, ул. Пушкина во дворе д. 24, ул. К. Маркса во дворе д. 32, чем совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 1.1 Закона Калужской области от 28.02.2011 N 122-ОЗ "Об административных правонарушениях в Калужской области" (далее - Закон 122-ОЗ).
Протокол получен заявителем 15.04.2015, о чем свидетельствует отметка на протоколе и печать входящей корреспонденции общества за N 340/15.
Предписанием от 15.04.2015 N 5-К-4307-2015 об устранении выявленных нарушений ООО "Реммонтаж" необходимо в срок до 23.04.2015 необходимо убрать мусор (ветки деревьев, бревна, пластиковые конструкции) с территории контейнерной площадки и прилегающей территории к контейнерной площадке, расположенной в г. Кирове по ул. Пушкина, д. 39, ул. Пушкина, д. 10, ул. Пушкина, д. 24, ул. К. Маркса, д. 32.
Предписание получено заявителем 15.04.2015, о чем свидетельствует отметка на протоколе и печать входящей корреспонденции общества.
Определением от 15.04.2015 N 5-К-4307-2015 назначено время и место рассмотрения материалов административного дела на 17.04.2015. Определение вручено обществу 15.04.2015, о чем свидетельствует отметка на протоколе и печать входящей корреспонденции общества.
Постановлением начальника территориального отдела N 5 управления административно-технического контроля Калужской области Балаевой И.О. от 17.04.2015 N Б-К-4307-15 ООО "Реммонтаж" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 1.1 Закона N 122-ОЗ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб., за нарушение подпункта "о" пункта 3.1.9, пунктов 5.1.7, 1.2, 2.2, 3.1, 3.1.2 Правил благоустройства.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в суд с заявлением.
Суд апелляционной инстанции полагает, что судом первой инстанции неправомерно отказано в удовлетворении требования, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6 статьи 210 Кодекса).
В силу части 7 статьи 210 Кодекса при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Статья 1.1 Закона N 122-ОЗ устанавливает, что нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления, принятых в целях благоустройства территорий городских и сельских поселений, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста десяти тысяч рублей.
Обществу вменено нарушение пунктов 1.2, 2.2, 3.1, 3.1.2, подпункта "о" пункта 3.1.9 и пункта 5.1.7 Правил благоустройства.
Согласно пункту 1.2 частные предприниматели, предприятия и учреждения независимо от их ведомственного подчинения и форм собственности, а также индивидуальные владельцы жилых домов и других строений обязаны содержать в образцовом порядке все относящиеся к ним элементы внешнего благоустройства и закрепленные территории.
В соответствии с пунктом 2.2 Правил благоустройства объекты благоустройства - элементы среды жизнедеятельности населения на территории муниципального образования, объекты естественного или искусственного происхождения, предназначенные для осуществления производственной, хозяйственной и предпринимательской деятельности, удовлетворения социальных, бытовых, гигиенических, культурных, оздоровительных, информационных и иных потребностей населения.
Благоустройству в городском поселении подлежат участки территорий общего пользования, занятые улицами, дорогами, площадями, инженерными коммуникациями, парками, скверами, водоемами, пляжами, иные земельные участки, предназначенные для удовлетворения нужд населения; участки территорий, используемые под застройку жилыми, культурно-бытовыми и иными строениями, сооружениями, в том числе временными, внешний вид этих строений и сооружений, фасады зданий и сооружений, элементы художественного оформления зданий и сооружений, отнесенных к объектам культурного наследия либо являющихся результатом реализации авторского оригинального проекта, в том числе элементы архитектурно-художественной подсветки, витрины, места размещения рекламы и иной информации; участки особо охраняемых природных территорий, в том числе природного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного наследия; участки территорий и коммунально-складской застройки, используемые или предназначенные для размещения коммунально-складских и иных производственных объектов; участки территорий, используемые в качестве полигона для захоронения бытовых отходов; участки территорий, используемые для размещения кладбищ, сооружений инженерной защиты (пункт 3.1 Правил благоустройства).
Также благоустройству в городском поселении подлежат расположенные на участках территорий, перечисленных в пункте 3.1.1 объекты, в том числе: зеленые насаждения искусственного и естественного происхождения; инженерные сети и сооружения в области внешнего состояния и соблюдения чистоты и порядка; оборудование для сбора мусора или отходов производства и потребления; павильоны остановок общественного транспорта, объекты дорожного сервиса, уличной торговли (павильоны, киоски, ларьки, палатки, торговые ряды), иные некапитальные и временные объекты; средства размещения информации - конструкции, сооружения, технические приспособления и другие носители, предназначенные для распространения информации; уличная мебель, скамьи, беседки, объекты оборудования детских, спортивных и спортивно-игровых площадок; уличные общественные туалеты; фасады зданий, строений, сооружений, конструктивные и внешние элементы фасадов, ограждения земельных участков многоквартирных жилых домов в части их внешнего состояния; фонтаны, произведения монументально-декоративного искусства и малые архитектурные формы (цветочницы, вазоны), декоративные ограды, архитектурные элементы мемориальных комплексов, памятные доски; объекты культурного наследия; элементы праздничного оформления, устройства наружного освещения, уличные и информационно-коммуникационные указатели.
Пункт "о" пункта 3.1.9 исключен из Правил благоустройства решением городской думы городского поселения "Город Киров" от 16.04.2015 N 326.
Согласно пункту 5.1.7 контейнерные площадки и места установки бункеров-накопителей должны быть очищены от бытового и крупногабаритного мусора, содержаться в чистоте и порядке. Обязанность по уборке мусора, просыпавшегося при выгрузке из контейнеров в мусоровоз или загрузке бункера, возлагается на хозяйствующий субъект, осуществляющий вывоз мусора. Переполнение контейнеров, бункеров-накопителей мусором не допускается.
Из приведенных пунктов следует, что применительно к рассматриваемому случаю они устанавливают требования к надлежащему содержанию придомовых территорий многоквартирных жилых домов и территорий, предназначенных для их обслуживания, в том числе мусорных площадок.
Из оспариваемого обществом постановления о привлечении к административной ответственности следует, что ООО "Реммонтаж" признано виновным ввиду ненадлежащего вызова мусора с контейнерных площадок и прилегающих к ним территорий.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. В силу статьи 162 ЖК РФ управляющая организация за плату обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме. В силу пункта 42 названных Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Из приведенных норм следует, что в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией обязанность по надлежащему оказанию комплекса услуг по обслуживанию такого дома, в том числе вызов мусора и надлежащее содержание контейнерных площадок, лежит на управляющей организации.
Как установлено судом первой инстанции, договором от 01.04.2014 N 105-ВУ на оказание услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов, заключенным между ООО "Реммонтаж" (исполнитель) и ООО "Сантехник и ремонт" (заказчик), ООО "Реммонтаж" взяло на себя обязательства по вывозу, приему и захоронению твердых бытовых (в том числе приравненных к ним промышленных) отходов исключительно 4-5 классов опасности на полигоне ТБО д. Зимницы Кировского района Калужской области, образующихся в результате жизнедеятельности собственников (нанимателей) помещений в многоквартирных домах находящихся в управлении заказчика согласно приложению N 1. Согласно приложению N 1 к указанному договору, адреса: ул. Пушкина, д. 10, д. 39, находятся в управлении заказчика (л. д. 19-24).
Из предмета указанного договора следует, что возложенная ЖК РФ и принятыми в его развитие нормативными актами обязанность по надлежащему оказанию комплекса услуг по содержанию многоквартирных домов, расположенного по ул. Пушкина, д. 10, д. 39, лежит на ООО "Сантехник и ремонт".
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в любом случае материалы дела не содержат доказательств наделения ООО "Реммонтаж" полномочиями по управлению многоквартирными домами, в том числе, по адресам ул. Пушкина, д. 10, д. 39.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Суд апелляционной инстанции из приведенных обстоятельств дела не усматривает вины общества в административном правонарушении и оснований для применения наказания в виде административного штрафа.
В случае ненадлежащего исполнения обязанности по договору 01.04.2014 N 105-ВУ общество будет нести договорную ответственность по правилам, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд второй инстанции считает, что заявленные обществом требования подлежат удовлетворению, а решение суда первой инстанции - отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Калужской области от 24.06.2015 по делу N А23-2304/2015 отменить.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Реммонтаж" удовлетворить, признать незаконным и отменить постановление управления административно-технического контроля Калужской области Территориального отдела N 5 от 17.04.2015 N 5-К-4307-2015.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Е.В.МОРДАСОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)