Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 01.10.2014 ПО ДЕЛУ N А60-28212/2014

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 1 октября 2014 г. по делу N А60-28212/2014


Резолютивная часть решения объявлена 24 сентября 2014 года
Полный текст решения изготовлен 01 октября 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.М. Классен при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.Ю. Щербаковой рассмотрел в судебном заседании 24.09.2014 г дело по иску Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дирекция единого заказчика" (ИНН 6612027056, ОГРН 1086612002058) к Муниципальному образованию город Каменск-Уральский в лице Органа местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского" (ИНН 6612001428, ОГРН 1026600933721)
о взыскании 16 046 174 руб. 47 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Н.Е. Крысанова, представитель по доверенности от 21.04.2012,
от ответчика: О.А. Сергеева, представитель по доверенности N 03 от 09.01.2014.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дирекция единого заказчика" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением о взыскании с Муниципального образования город Каменск-Уральский в лице Органа местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского" (далее - ответчик) за счет казны Муниципального образования город Каменск-Уральский денежных средств в размере 16 046 174 руб. 47 коп. (период январь - декабрь 2013 года.), составляющих плату за капитальный ремонт жилых помещений, принадлежащих Муниципальному образованию город Каменск-Уральский, расположенных в многоквартирных жилых домах. Также истец просит взыскать с ответчика пени в сумме 1 270 072 руб. 91 коп.

Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

ООО "УК "Дирекция единого заказчика" является управляющей компанией жилищным фондом в муниципальном образовании "город Каменск-Уральский" на основании выбора собственниками помещений способа управления многоквартирными домами и передачи данных домов из ведения муниципалитета в управление ООО "УК "Дирекция единого заказчика".
Согласно норм ст. 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ст. 39, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), п. 28 Постановления Правительства РФ N 491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" у собственника помещения в многоквартирном доме в силу закона возникает гражданско-правовое денежное обязательство по оплате содержания и ремонта общего имущества дома тому лицу, которое эти услуги осуществляет, путем внесения соответствующей платы за весь период управления домом.
В собственности муниципального образования "город Каменск-Уральский" находятся помещения в многоквартирных домах города Каменска-Уральского, управление которыми осуществляет ООО "УК "Дирекция единого заказчика".
В соответствии с п. 2.1. Положения об органе местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского" (далее - Комитет) от имени муниципального образования "город Каменск-Уральский" полномочия собственника имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования "город Каменск-Уральский", осуществляет Комитет.
В соответствии с Положением "Об управлении и распоряжении собственностью муниципального образования город Каменск-Уральский", утвержденным решением Каменск-Уральской городской Думой N 69 от 11.02.2005, на основании протоколов голосования собственников помещений многоквартирных домов, Комитет по управлению имуществом как орган, осуществляющий полномочия собственника муниципального жилого фонда постановил передать в управление ООО "УК "Дирекция единого заказчика" муниципальный жилищный фонд согласно Приложению N 1 к постановлениям Комитета по управлению имуществом от 11.08.2008 г N 301, от 01.09.2008 г N 321, от 02.09.2008 г N 323, от 04.09.2008 г N 333, от 29.09.2008 г N 380, от 06.10.2008 г N 396, от 22.10.2008 г N 412, от 06.11.2008 г N 423, от 01.12.2008 г N 436, от 30.12.2008 г N 459, от 19.02.2009 г N 4, от 31.03.2009 г N 27, от 31.03.2009 г N 29, от 28.08.2009 г N 166.
Факт передачи в управление истца муниципального жилищного фонда подтвержден актами приема-передачи муниципальных жилых помещений в управление ООО "Дирекция единого заказчика" от 27.02.2009.
В связи с тем, что МО Город Каменск-Уральский как собственник жилищного фонда передало Комитету по управлению имуществом право от имени собственника заключать договоры управления с управляющими организациями, между ООО "УК "Дирекция единого заказчика" (Управляющая компания) и Комитетом по управлению имуществом (Собственник) заключен договор N 25-ж от 10.08.2008 г.
По условиям п. 2.2. договора доля собственника в праве общей собственности на общее имущество определяется исходя из площади жилых помещений в каждом конкретном жилом доме.
Согласно п. 3.2.5. договора собственник обязан своевременно в установленные настоящим договором сроки производить оплату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Согласно п. 4.1. договора собственник обязан нести расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за капитальный ремонт. Плата за капитальный ремонт устанавливается в размере, обеспечивающем надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с п. 4.4. договора размер платы за капитальный ремонт жилого помещения в многоквартирном доме равен ставке платы за капитальный ремонт, утвержденной Постановлением Главы города Каменска-Уральского.
Муниципалитет, являясь собственником помещений, обязан нести расходы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов наравне с другими собственниками помещений, на тех же условиях и по тем же тарифам.
Постановлением Администрации г. Каменска-Уральского от 31.05.2012 г. N 749 "Об установлении ставок платы за жилое помещение в муниципальном образовании город Каменск-Уральский с 01.07.2012 года" установлена ставка платы за капитальный ремонт общего имущества до июня 2013 г. (включительно) в размере 5,30 руб. / кв. м в месяц.
Постановлением Правительства РФ от 21.02.2013 г. N 146 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2013 - 2015 г." установлен федеральный стандарт стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц, в том числе на 2013 года в размере 5,70 руб. / кв. м в месяц.
По расчету истца, размер платы за капитальный ремонт ответчика за период январь - декабрь 2013 года составил 14 776 101 руб. 56 коп., и в связи с тем, что ответчиком своевременно обязательство по внесению платы за капитальный ремонт не исполнялись надлежащим образом, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика задолженности по внесению платы на капитальный ремонт многоквартирных жилых домов в заявленной сумме.
Отношения между сторонами данного спора регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Согласно подпункту 3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, которым может являться управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (статья 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение для собственника помещения включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги по управлению домом, капитальный ремонт.
В части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно пункту 31 Правил N 491 размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений, независимо от того, жилое это или нежилое помещение и в чьей собственности оно находится.
Между ООО "УК "Дирекция единого заказчика" (Управляющая компания) и Комитетом по управлению имуществом (Собственник) заключен договор N 25-ж от 10.08.2008 г. Срок действия договора установлен пунктом 9.1. и составляет 5 лет.
Положениями разделов 4, 5 договора N 25-ж от 10.08.2008 предусмотрена обязанность Собственника нести расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за капитальный ремонт по тарифам, утвержденным Постановлением Главы города Каменска-Уральского, ежемесячно в срок до 10 числа месяца, следующего за истекшим (пункт 5.1 договора N 25-ж от 10.08.2008 г).
Истец произвел расчет размера платы МО город Каменск-Уральский за капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов:
- на период январь - июнь 2013 года на основании ставок платы за жилое помещение в муниципальном образовании город Каменск-Уральский с 01.07.2012 г, утвержденных Постановлением Администрации г. Каменск-Уральский N 749 от 31.05.2012 г.,
- на период июль - декабрь 2013 года на основании федеральных стандартов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2013 года, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.02.2013 N 146.
То обстоятельство, что помещения в многоквартирных жилых домах, указанные в расчете истца, являются муниципальной собственностью МО Город Каменск-Уральский, ответчик не оспаривает.
Согласно расчету размер платы ответчика за капитальный ремонт в спорный период составил 14 776 101 руб. 56 коп.
Произведенный истцом расчет судом первой инстанции проверен, признан правильным, соответствующим положениям части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 4.4. договора 25-ж от 10.08.2008 г.
Довод ответчика о том, что размер платы за капитальный ремонт на период с июля 2013 года не установлен ни постановлением Администрации города Каменска-Уральского, ни на собрании собственников жилых помещения в МКД, в связи с чем, истец не обосновал примененную плату в размере 5,7 руб. / кв. м, судом во внимание не принимается.
Внесение платы за капитальный ремонт общего имущества жилого многоквартирного дома, является обязанностью собственников помещений в МКД (ст. 153 ЖК РФ).
В отсутствие нормативного акта органа местного самоуправления об установлении ставки платы, а также решения собственников (инициатива по проведению которого является прерогативой собственников), применение истцом при расчете федеральных стандартов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, по мнению суда, является правомерным. Иного порядка расчета платы за капитальный ремонт ответчик не обосновал, и суду не представил (ст. 65 АПК РФ).
Доказательств того, что платежи (взносы) по заявленным истцом требованиям и в указанном размере вносились, в суд не представлено.
Таким образом, задолженность ответчика за капитальный ремонт составила 14 776 101 руб. 56 коп., которая и подлежит взысканию с ответчика в полном объеме.
С учетом вышеизложенного, доводы ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявлены, судом не принимаются во внимание, так как противоречат условиям заключенного между сторонами договора, а также нормам действующего законодательства.
Довод Комитета о возможности перечисления денежных средств на капитальный ремонт лишь в порядке, предусмотренном статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку возможность выделения бюджетных средств на капитальный ремонт многоквартирных домов установлена пунктом 2 части 1 статьи 165 ЖК РФ, отклонен судом.
В рассматриваемом случае истцом заявлены требования, основанные на статьях 39, 154, 155, 156, 158 ЖК РФ, статьях 210, 249, 309 ГК РФ.
На основании вышеизложенного, требование истца о взыскании с ответчика суммы основного долга в размере 14 776 101 руб. 56 коп. заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению на основании ст. 307, 309, 310, Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поскольку со стороны ответчика имела место просрочка исполнения обязательства по внесению платежей, истец обратился с требованием о взыскании 1 270 072 руб. 91 коп. пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент оплаты с просроченной суммы платежей за каждый день просрочки за период с 11.02.2013 г. по 11.06.2014 г. на основании п. 6.2.2 указанного договора и п. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Пунктом 6.2.2 договора предусмотрено, что в случае нарушения сроков платежей поставщик вправе требовать от покупателя уплатить пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент оплаты с просроченной суммы платежей за каждый день просрочки (п. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Поскольку ответчиком нарушены согласованные сторонами сроки оплаты, истец обоснованно обратился с требованием о взыскании с ответчика пени за период с 11.02.2013 г. по 11.06.2014 г. Расчет пени на данную сумму составлен истцом верно, в соответствии с условиями договора.
При таких обстоятельствах, исковые требования в части взыскания пени подлежат удовлетворению в сумме 1 270 072 руб. 91 коп. на основании ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, поскольку со стороны ответчика имела место просрочка исполнения денежного обязательства, истец правомерно обратился с требованием о взыскании с ответчика уплаты пени, начиная с 12.06.2014 г. в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки по день фактической выплаты включительно (п. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Довод ответчика о неправомерности начисления и взимания пени на плату за капитальный ремонт судом отклоняются.

Расходы по госпошлине в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика с учетом рассмотрения дела.
Поскольку п. 1 ст. 395 ГК РФ подлежит применению к любому денежному требованию, вытекающему из гражданских отношений, а также к судебным расходам, законодательством допускается начисление процентов на присужденную судом денежную сумму как последствие неисполнения судебного акта.
Исходя из этого и с целью обеспечения своевременного исполнения судебного акта должником суд, удовлетворяя заявление о взыскании денежных средств, присуждает истцу проценты за пользование чужими денежными средствами на всю взыскиваемую сумму с момента вступления судебного акта в законную силу и до его фактического исполнения (п. 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 22 "О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта").
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Исковые требования удовлетворить.
2. Взыскать с Муниципального образования город Каменск-Уральский в лице Органа местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского" за счет казны Муниципального образования город Каменск-Уральский в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дирекция единого заказчика" долг в размере 14776101 (четырнадцать миллионов семьсот семьдесят шесть тысяч сто один) руб. 56 коп., пени в размере 1270072 (один миллион двести семьдесят тысяч семьдесят два) руб. 91 коп., начиная с 12.06.2014 г. продолжать начисление пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ на сумму долга до полного погашения задолженности.
3. Взыскать с Муниципального образования город Каменск-Уральский в лице Органа местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского" за счет казны Муниципального образования город Каменск-Уральский в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дирекция единого заказчика" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска, денежные средства в сумме 103230 (сто три тысячи двести тридцать) руб. 87 коп.
4. Взыскать с Муниципального образования город Каменск-Уральский в лице Органа местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского" за счет казны Муниципального образования город Каменск-Уральский в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дирекция единого заказчика" проценты за пользование чужими денежными средствами на взысканную сумму долга, пени и судебных расходов по учетной ставке (ставке рефинансирования) Центрального банка Российской Федерации, действующей на день вынесения решения суда, в размере 8,25% годовых с момента вступления в силу настоящего решения и до полной уплаты взысканной суммы.
5. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья
Н.М.КЛАССЕН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)