Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ БРЯНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.04.2014 N 3-7/2014~М-82/2013

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 апреля 2014 г. по делу N 3-7/2014~М-82/2013


Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Стоян Е.В.
с участием прокурора Бойкачевой О.А.
при секретаре М.Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М.Ю.Н. об оспаривании отдельных положений Постановления администрации Брянской области от 28 декабря 2012 года N 1278 "О нормативах потребления природного газа на территории Брянской области при отсутствии приборов учета природного газа",
установил:

28 декабря 2012 года администрацией Брянской области принято Постановление N 1278 "О нормативах потребления природного газа на территории Брянской области при отсутствии приборов учета природного газа", текст которого опубликован в информационно-аналитическом бюллетене администрации Брянской области "Официальная Брянщина" N 2(138)/2013 от 4 февраля 2013 года.
М.Ю.Н., являясь собственником квартиры в многоквартирном <адрес>, не оборудованном прибором учета газа, обратился с заявлением об оспаривании отдельных положений указанного постановления, которым установлен норматив потребления природного газа, используемого для приготовления пищи и нагрева воды с использованием газовых приборов для газовой плиты и газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения, на 1 человека - 30 куб. м. Оспариваемое положение, по мнению заявителя, противоречит Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306, поскольку установленный норматив не соответствует требованию единства нормативов потребления коммунальных услуг, в частности газоснабжения, а также требованию к их формированию. В период с 2001 по 2006 год произошло увеличение норматива газа на приготовление пищи, которое возможно лишь с изменениями конструктивных и технических параметров, степени благоустройства, при которых объем потребления увеличивается более чем на 5%. Заявитель просил признать незаконным и недействующим подпункт 2 раздела 1 "нормативы потребления природного газа, используемого для приготовления пищи и нагрева воды с использованием газовых приборов" Постановления администрации Брянской области N 1278 от 28 декабря 2012 года: "для газовой плиты и газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения на 1 человека - 30,0 куб. м в месяц".
В судебном заседании М.Ю.Н. поддержал заявленные требования.
Представитель Правительства Брянской области и Губернатора Брянской области М.М.Д., действующая на основании доверенности, в судебном заседании, возражая против заявленных требований, указала, что оспариваемое постановление администрации Брянской области принято в соответствии с действующим законодательством, в рамках полномочий администрации Брянской области; нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не нарушает права заявителя. Нормативы потребления природного газа на территории Брянской области при отсутствии приборов учета природного газа установлены в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 373 от 13 июня 2006 года "О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа" и Методикой расчета норм потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа, утвержденной Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 13 июля 2006 года N 83. В приложении к Методике установлены минимально допустимые нормы для каждого субъекта Российской Федерации, в том числе и для Брянской области. При определении норм потребления природного газа населением администрацией Брянской области использовался расчетный метод.
Представитель департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области (далее - Департамент ТЭК и ЖКХ Брянской области) К.М.К., действующий на основании доверенности, в судебном заседании, возражая в удовлетворении требований заявителя, пояснил, что норматив потребления природного газа на территории Брянской области при отсутствии приборов учета природного газа рассчитан и установлен в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При расчете нормативов потребления природного газа был применен расчетный метод в связи с невозможностью применения метода аналогов по причине отсутствия данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений. Расчет производился в соответствии с Методикой расчета норм потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа, утвержденной Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 13 июля 2006 года N 83.
В судебном заседании представители ООО "Газпром межрегионгаз Брянск" К.И.А. и Ч.В.В., действующие на основании доверенностей, возражая против заявленных требований, указали, что расчет норматива потребления газа, используемого для приготовления пищи и нагрева воды с использованием газовых приборов производился по формуле, предусмотренной Методикой расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа, утвержденной Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 13 июля 2006 года N 83, с применением расчетного метода. При расчете норматива учитывалась средняя фактическая теплота сгорания природного газа по региону и территориальный коэффициент, определяющий особенности газопотребления в данном регионе (природно-климатические условия, демографические условия, уровень развития сферы коммунально-бытового обслуживания), а также учитывающий повышенное потребление газа при отсутствии приборов учета.
Представитель управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив и оценив содержание оспариваемых положений нормативного правового акта, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (пункт "к" части 1 статьи 72, части 2, 5 статьи 76).
На основании пункта 2 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
28 декабря 2012 года принято Постановление администрации Брянской области N 1278 "О нормативах потребления природного газа на территории Брянской при отсутствии приборов учета природного газа", подпунктом 2 раздела 1 "нормативы потребления природного газа, используемого для приготовления пищи и нагрева воды с использованием газовых приборов" установлен норматив потребления для газовой плиты и газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения на 1 человека - 30,0 куб. м в месяц.
Данное постановление администрации Брянской области опубликовано в информационно-аналитическом бюллетене администрации Брянской области "Официальная Брянщина" N 2(138)/2013 от 4 февраля 2013 года.
16 сентября 2013 года Постановлением Правительства Брянской области N 530-п "О внесении изменений в Постановление администрации области от 28 декабря 2012 года N 1278 "О нормативах потребления природного газа на территории Брянской области при отсутствии приборов учета газа" внесены изменения: согласно пункту 1.2 примечание в нормативах потребления природного газа, утвержденных вышеуказанным постановлением, дополнено пунктом 3 "Нормативы потребления природного газа установлены с применением расчетного метода". Данное постановление Правительства Брянской области опубликовано в "Брянской учительской газете" от 20 сентября 2013 года.
Согласно подпункту 8 пункта 5 статьи 56 Устава Брянской области, принятого Брянской областной Думой 20 декабря 2012 года, Правительство Брянской области осуществляет иные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, определенные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Уставом, законами и иными нормативными правовыми актами Брянской области.
Статья 29 Закона Брянской области N 28-З от 3 ноября 1997 года "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области" предусматривает, что официальным опубликованием законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области признается их первое опубликование в областной газете "Брянская учительская газета" и в информационно-аналитическом бюллетене "Официальная Брянщина". Судом установлено, что оспариваемое Постановление администрации Брянской области от 28 декабря 2012 года опубликовано в информационно-аналитическом бюллетене администрации Брянской области "Официальная Брянщина" N 2(138)/2013 от 4 февраля 2013 года на странице 152.
Таким образом, оспариваемое Постановление администрации Брянской области N 1278 от 28 декабря 2012 года "О нормативах потребления природного газа на территории Брянской области при отсутствии приборов учета природного газа" принято и опубликовано в пределах компетенции администрации Брянской области.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 306 от 23 мая 2006 года "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" определен порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг.
Срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами. Изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления: а) изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (холодной воды, горячей воды, природного и (или) сжиженного углеводородного газа, электрической энергии, тепловой энергии, сточных бытовых вод, отводимых по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов; б) внесение изменений в настоящие Правила в части, касающейся требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг, условий и методов установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (пункты 14, 15, 16 Правил).
Основанием для пересмотра действующих нормативов потребления коммунальных услуг явилось принятие Правительством Российской Федерации Постановления N 258 от 28 марта 2012 года "О внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
На основании пункта 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
По делу установлено, что Департаментом ТЭК и ЖКХ Брянской области на основании пункта 3.4.2 Положения о Департаменте ТЭК и ЖКХ Брянской области с привлечением ресурсоснабжающей организации ООО "Газпром межрегионгаз Брянск" произведен перерасчет потребления газа, разработан проект оспариваемого заявителем постановления.
Федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по установлению нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа, достаточно четко определил границы полномочий субъекта по данному вопросу, поэтому, определяя нормативы потребления газа, орган государственной власти субъекта должен руководствоваться Постановлениями Правительства Российской Федерации N 306 и 373, а также Методикой расчета, утвержденной Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации N 83, которые определяют порядок установления нормативов и требования к их формированию.
Согласно пункту 19 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 306 от 23 мая 2006 года, нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода.
Материалами дела установлено, что на территории Брянской области на момент принятия оспариваемого постановления отсутствовали приборы учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, в связи с чем нормативы потребления природного газа установлены с применением расчетного метода.
В соответствии с пунктом 22 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений. Согласно пункту 23 применяемые для установления нормативов потребления коммунальных услуг методы указываются в нормативном правовом акте об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг.
Таким образом, невозможность применения метода аналогов при расчете оспариваемого норматива коммунальных услуг обусловлена отсутствием данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации N 306 от 23 мая 2006 года.
13 июня 2006 года Правительством Российской Федерации принято Постановление N 373 "О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа", в соответствии с которым нормативы потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основании норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа.
Указанные нормы для каждого субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с Методикой расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа и не ниже минимально допустимых норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа согласно приложению. В приложении установлены минимально допустимые нормы потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа для каждого из субъектов Российской Федерации, в том числе и для Брянской области. Согласно приложению, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации N 373 от 13 июня 2006 года, для Брянской области минимально допустимая норма потребления газа, используемого для газовой плиты и газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения, на 1 человека - 27,6 куб. м/чел.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации N 83 от 13 июля 2006 года утверждена Методика расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа, которая согласно разделу 1 предназначена для расчета норм потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при определении норм потребления природного газа населением руководствуются настоящей Методикой.
Норматив для газовой плиты и газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения на 1 человека в соответствии с Методикой расчета норм потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа, утвержденной Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации N 83 от 13 июля 2006 года, состоит из двух норм: нормы потребления природного газа на приготовление пищи при установке в жилых помещениях газовых плит и нормы потребления природного газа на приготовление горячей воды в условиях отсутствия центрального горячего водоснабжения.
Нормы потребления газа на приготовление пищи при установке в жилых помещениях газовых плит определяются на основании годовых норм расхода теплоты, приведенных в приложении А к Методике расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа.
Расчет среднемесячной нормы потребления природного газа на пищеприготовление {\dn12{\pict\wmetafile8\picw564\pich635\picwgoal320\pichgoal360\picscalex103\picscaley100\bin694 Расчет среднемесячной нормы потребления природного газа на пищеприготовление [^2]

















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)