Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.03.2015 N 13АП-1115/2015 ПО ДЕЛУ N А56-61354/2014

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2015 г. по делу N А56-61354/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе судьи Борисовой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания: Шамовой В.А.
при участии:
- от заявителя: Кондратьевой Т.Н. по доверенности от 01.08.2014;
- от заинтересованного лица: Горбовского Д.В. по доверенности от 12.01.2015;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27525/2014) ООО "Жилкомсервис N 2 Московского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.12.2014 по делу N А56-61354/2014 (судья Рогова Ю.В.), принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению ООО "Жилкомсервис N 2 Московского района"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании постановления

установил:

ООО "Жилкомсервис N 2 Московского района" (196135, Санкт-Петербург, ул. Фрунзе, д. 25, ОГРН 1089847179971, далее - ООО "ЖКС N 2 Московского района", общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, далее ГЖИ СПб) от 04.09.2014 N 4333/14 о привлечении общества к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях виде штрафа в размере 45 000 рублей.
Суд первой инстанции решением от 01.12.2014 признал незаконным постановление ГЖИ СПб от 04.09.2014 N 4333/14 в части назначения административного наказания, и, руководствуясь Постановлением Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П и пунктом 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 снизил штраф до 30 000 рублей.
Не согласившись с решением суда, ООО "ЖКС N 2 Московского района" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований в полном объеме.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что управляющей организацией принимались все зависящие от нее меры по недопущению либо устранению нарушений, ГЖИ СПб при рассмотрении материалов дела не устанавливала причины возникновения нарушений и вину общества.
Представитель ГЖИ СПб в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, специалистами ГЖИ Санкт-Петербурга на основании распоряжения от 23.05.2014 N 27-р осуществлен контроль за соблюдением требований обеспечения чистоты и порядка на придомовых территориях жилищного фонда и требований по содержанию фасадов зданий жилищного фонда в летний период с 16.04.2014 по 15.04.2014.
27.07.2014 проведена проверка в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, улица Фрунзе дома NN 10, 17, 21, находящихся в управлении ООО "ЖКС N 2 Московского района", о чем в присутствии представителя общества составлен акт N 03/252-4 от 27.07.2014 (с фотоматериалами), в котором зафиксировано, что,
по адресу: ул. Фрунзе, д. 17 выявлено:
- - частичное разрушение отмостки (провалы, трещины) по периметру здания (нарушение п. 4.1.7, 4.10.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170));
- - загрязнение приямков строительным мусором (нарушение п. 4.1.5 Правил N 170);
- - не обеспечена вентиляция подвального помещения - продухи закрыты (нарушение п. 3.4.3 Правил N 170).
по адресу: ул. Фрунзе, д. 21 выявлено:
- - загрязнение контейнерной площадки, наличие бытового мусора на отмостке по периметру здания (нарушение п. 3.7.1 Правил N 170);
- - повреждение кирпичной кладки стен фасада здания (трещины) (нарушение п. 4.2.1.1 Правил N 170).
по адресу: ул. Фрунзе, д. 10 выявлено:
- - наличие на фасаде здания загрязнений (надписи) (нарушен п. 4.2.3.9 Правил N 170);
- - наличие бытового мусора на отмостке по периметру здания (нарушение п. 3.7.1 Правил N 170);
- - повреждение кирпичной кладки стен фасада здания (нарушение п. 4.2.1.1 Правил N 170);
- - загрязнение приямков бытовым мусором (нарушение п. 4.1.5 Правил N 170);
- - частично отсутствует напольная плитка ступеней крыльца при входе в подъезд N 5 (нарушен п. 4.8.5, 4.8.10 Правил N 170).
Выявленные нарушения послужили основанием для составления 21.08.2014 в отношении ООО "ЖКС N 2 Московского района" протокола об административном правонарушении N 03/252-4-3 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
За нарушение пунктов 4.1.7, 4.10.2.1, 4.1.5, 3.4.3, 3.7.1, 4.2.1.1, 4.2.3.9, 4.8.5, 4.8.10 Правил N 170 ГЖИ СПб вынесено постановление N 4333/14 от 04.09.2014 о привлечении ООО "ЖКС N 2 Московского района" к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях за совершение административного правонарушения в виде штрафа в размере 45 000 рублей.
ООО "ЖКС N 2 Московского района" с указанным постановлением административного органа не согласилось и обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, дал объективную оценку обстоятельствам дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила эксплуатации), которые определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации.
Пунктом 1.8 указанных Правил установлено, что техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, их осмотры, подготовку к сезонной эксплуатации, текущий и капитальный ремонты.
Согласно абзацу 1 раздела II Правил N 170 техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Материалами дела, в том числе, актом проверки от 27.07.2014 N 03/252-4 с приложенной к нему фототаблицей, протоколом об административном правонарушении от 21.08.2014 N 03/252-4-3, подтверждается факт нарушения ООО "ЖКС N 2 Московского района" требований вышеуказанных Правил.
Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, Правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Как видно из материалов дела, при обследовании многоквартирных жилых зданий, находящихся в управлении общества, специалистами ГЖИ СПб выявлено нарушение пунктов 4.1.7, 4.10.2.1, 4.1.5, 3.4.3, 3.7.1, 4.2.1.1, 4.2.3.9, 4.8.5, 4.8.10 Правил N 170.
Вышеуказанные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях, наличие указанных нарушений общество не отрицает.
Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 3.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов. Субъектом указанного административного правонарушения является управляющая компания в тех случаях, если ей согласно статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) переданы функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилых домов и (или) жилых помещений.
В данном случае судом первой инстанции установлено, что собственниками помещений многоквартирных домов N 10, 17, 21 по улице Фрунзе заключен договор управления указанными многоквартирными домами с управляющей организацией ООО "ЖКС N 2 Московского района", в соответствии с которым управляющая организация приняла на себя обязательства по управлению общим имуществом многоквартирного дома, в том числе, по организации работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
При названных обстоятельствах, правомерным является вывод суда, что именно на общество возложены функции по содержанию и обслуживанию многоквартирного дома, в связи с чем оно является субъектом административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения обществом Правил и норм технической эксплуатации в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
В силу заключенного с собственниками помещений вышеуказанного многоквартирного дома договора управления ООО "ЖКС N 2 Московского района" обязано осуществлять надлежащее содержание общего имущества собственников данного дома, в том числе, постоянно поддерживать в надлежащем состоянии фасад здания, своевременно проводить уборку придомовой территории.
При этом наличие или отсутствие вины других лиц не исключает административной ответственности общества, ответственного за обеспечение надлежащего содержания общедомового имущества, создание и поддержание благоприятных и безопасных условий для проживания граждан. Управляющая организация от имени и в интересах собственников помещений в многоквартирном жилом доме должна предпринимать активные действия, направленные на соблюдение этих условий, в том числе во взаимодействии с собственниками жилых помещений и ресурсоснабжающими организациями.
С учетом вышеизложенного, административным органом доказан факт правонарушения и вина общества в его совершении. Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, не позволивших полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, а обществу реализовать права на защиту по административному производству, апелляционным судом не установлено. Протокол об административном правонарушении составлен, административное дело рассмотрено в присутствии представителя общества, ГЖИ СПб соблюден срок привлечения заявителя к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Однако суд первой инстанции, установив основание для снижения размера штрафных санкций, с учетом положений Постановления Конституционного Суда РФ N 4-П от 24.02.2014, принял решение об отмене оспариваемого постановления в части размера назначенного наказания. В данном случае в решении суда указано на несоответствие размера штрафа тяжести совершенного правонарушения и необеспечению достижения целей административного наказания. Апелляционный суд не находит оснований для переоценки данного вывода суда, поскольку из материалов дела усматривается очевидность избыточного ограничения прав заявителя и обстоятельства, имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности (частичное устранение нарушений).
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции в полном объеме исследовал фактические обстоятельства дела, дал объективную оценку, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01 декабря 2014 года по делу N А56-61354/2014, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Жилкомсервис N 2 Московского района" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Судья
Г.В.БОРИСОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)