Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 13 октября 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Туркина К.К.,
судей Буртасовой О.И., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бикташевой А.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Жилищно-строительному кооперативу N 22 на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 июня 2015 года по делу N А55-29401/2014 (судья Митина Л.Н.)
по иску Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Самара к Жилищно-строительному кооперативу N 22, при участии третьих лиц: Контрольно-счетная палата г.о. Самара, общество с ограниченной ответственностью "КонВентМонтаж" г. Самара, общество с ограниченной ответственностью "СПК "СтройЭкспертПроект" г. Самара, общество с ограниченной ответственностью "ГлобэксСтрой" г. Самара о взыскании 78 425. 58 руб.,
с участием:
от истца - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика - председатель Илык Е.В. (паспорт), представитель Захаров Ю.В. (доверенность от 05.08.2015),
от Контрольно-счетной палаты г.о. Самара - представитель Новиков И.О. (доверенность от 15.06.2015),
от иных лиц, участвующих в деле - представители не явились, извещены надлежащим образом
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Самара обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к Жилищно-строительному кооперативу N 22 о взыскании 78 425. 58 руб. неосновательного обогащения.
Решением суда первой инстанции от 18.06.2015 г., по делу N А55-29401/2014 иск удовлетворен.
Взыскано с Жилищно-строительного кооператива N 22 в пользу Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Самара 78 423 руб. 58 коп. неосновательного обогащения.
В доход федерального бюджета РФ взыскано с Жилищно-строительного кооператива N 22 госпошлина в сумме 3 136 руб. 94 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, жилищно-строительный кооператив N 22 обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 18.06.2015 г., и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что суд сделал ошибочный вывод о том, что субсидии из бюджета городского округа Самара предоставляются на условиях их использования исходя из принципа экономности. Соглашение заключенное ответчиком с истцом по настоящему деле содержат только условие о целевом использовании субсидии. Условия их использования исходя из принципа экономности, на которые суд сослался в оспариваемом решении, соглашение не содержат. Ответчик не допустил нарушений цели, условий и порядок предоставления субсидий. Таким образом, требование Департамента о возврате части субсидий являлось необоснованным. Заявитель также ссылается на то что, суд первой инстанции ошибочно применил норму закона, не подлежащую применению. А именно статью 34 Бюджетного кодекса РФ которая предусматривает принцип эффективности использования бюджетных средств.
Истец и третьи лица, кроме Контрольно-счетной палаты г.о. Самара, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечили.
Суд, руководствуясь статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело и апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представители заявителя жалобы поддержали жалобу по доводам в ней изложенным.
Представитель Контрольно-счетной палаты г.о. Самара считал обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалами дела подтверждается, что 29.05.2012 Администрация городского округа Самара в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Самара (далее - Уполномоченная организация), и Жилищно-строительный кооператив N 22) (далее - Получатель субсидий) заключили Соглашение N 155-СФ/12 о предоставлении субсидий на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов (далее - Соглашение) на сумму 16 052 897,15 рублей, в том числе: за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства 9 936 743,33 руб., за счет средств бюджета Самарской области 5 313 508,96 руб., за счет средств бюджета городского округа Самара 802 644,86 руб. Долевое финансирование капитального ремонта многоквартирного дома за счет средств Получателя субсидий составляет 844 889,32 руб.
Предметом Соглашения явилось предоставление Получателю субсидий на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средств областного бюджета, а также средств бюджета городского округа Самара на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: 443093, г.о. Самара, ул. Мориса Тореза, д. 36, входящего в приложение N 1 муниципальной адресной программы "Капитальный ремонт многоквартирных домов" на 2012 год в городском округе Самара, утвержденной постановлением Администрации городского округа Самара от 22.03.2012 N 238 (далее - субсидии).
В соответствии с Соглашением Уполномоченная организация предоставляет субсидии Получателю субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирного дома на следующие виды работ: ремонт крыши; ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления; утепление и ремонт фасадов; энергетическое обследование дома.
Из материалов дела явствует, что ответчик заключил договор строительного подряда с ООО "ГлобэксСтрой" на выполнение работ по капитальному ремонту жилого дома по адресу: г. Самара ул. Мориса Тореза 36. Работы по капитальному ремонту были выполнены и сданы ответчику.
Ответчик являлся получателем субсидии (целевого финансирования) в рамках муниципальной адресной программы городского округа Самара "Капитальный ремонт многоквартирных домов" на 2012 год в городском округе Самара, утвержденной Постановлением Администрации городского округа Самара от 22.03.2012 N 238, в связи с чем ему было перечислено 16 052 897,15 рубля за счет средств бюджета городского округа Самара, в том числе за счет средств, поступивших в бюджет городского округа Самара из Фонда содействия реформирования ЖКХ и из бюджета Самарской области. Главным распорядителем средств бюджета, перечислявшим средства Ответчику, являлся Истец.
Доводы заявителя не принимаются ввиду следующего.
Согласно статье 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности).
Таким образом, субсидии из бюджета городского округа Самара предоставляются на условиях их использования исходя из принципа экономности.
В период с 12.11.2013 по 11.12.2013 на основании Положения "О Контрольно-счетной палате городского округа Самара", утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 30.08.2011 N 127, плана работы Контрольно-счетной палаты городского округа Самара на 2013 год, утвержденного Председателем Контрольно-счетной палаты, Уведомления от 11.11.2013 N Ув-04/22, выданного Председателем Контрольно-счетной палаты городского округа Самара, в Департаменте жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Самара проведена проверка эффективности и целевого использования финансовых ресурсов, направленных на реализацию мероприятий Программы расходования средств бюджета, направленных на капитальный ремонт многоквартирных домов в 2012 году, предусмотренных Постановлением Администрации городского округа Самара от 22.03.2012 N 238 "Об утверждении муниципальной адресной программы "Капитальный ремонт многоквартирных домов" на 2012 год в городском округе Самара.
В ходе проверки, проведенной Контрольно-счетной палатой городского округа Самара установлено, что расход материалов - клея СТ 85/25 для оклейки фасада теплоизоляционным материалом, на площади 1135 кв. м произведен в размере 9322,5 кг. В то же время, согласно техническим характеристикам данного клея его расход составляет от 4 до 6 кг на кв. м. Таким образом, исходя из требования экономности, средний расход клея должен был составить 5 кг/кв. м. Расходование клея свыше данной нормы - общей массой 3647,5 кг, осуществлялось с нарушением требований бюджетного законодательства.
Исходя из пункта 13 акта выполненных работ от 31.08.2012 N 01-03-02/1, с учетом накладных расходов, сметной прибыли и НДС, стоимость 3647,5 кг клея СТ 85/25 составила 82 551,14 рубля (в том числе 78 423,58 рубля - средства субсидии и 4 127,56 рубля - средства собственников помещений в МКД).
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В Департамент ЖКХ Контрольно-счетной палатой городского округа Самара внесено Представление от 04.07.2014 исх. (N Пр-03/04-12) в котором указано на завышение стоимости работ по утеплению фасада многоквартирного дома N 36 по ул. Мориса Тореза (п. 13 акта выполненных работ от 31.08.2012 N 01-03-02/1) в связи со сверхнормативным списанием клея СТ 85/25 в размере 3647,5 кг. Завышение стоимости составило 82 551 руб. 14 коп.
Пунктом 4.2 Порядка предоставления субсидий товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам либо управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов, вошедших в перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в 2012 году" (далее - Порядок), утвержденного Постановлением Администрации городского округа Самара от 23.05.2012 N 506, установлено, что в случае выявления нарушений требований Порядка и (или) условий, предусмотренных Соглашением на предоставление субсидий, главный распорядитель в течение пяти рабочих дней со дня обнаружения нарушения направляет Получателю субсидий письменное требование о возврате субсидии.
Получатель субсидий в срок до семи рабочих дней со дня получения письменного требования о возврате субсидий обеспечивает их возврат в бюджет городского округа Самара.
Согласно пункту 4.3 Порядка в случае невозврата субсидий в установленные сроки взыскание производится в соответствии с требованиями действующего законодательства.
17.07.2014 на имя председателя правления ЖСК N 22 Департаментом ЖКХ направлено требование о принятии решения о возврате излишне израсходованных средств в размере 82 551,14 руб., из которых: 48 544,20 руб. - средства Фонда содействия реформированию ЖКХ, 25 958,20 руб. - средства бюджета Самарской области, 3 921,18 руб. - средства бюджета городского округа Самара, 4 127,56 руб. - средства собственников жилья.
В силу части 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
Ссылка заявителя жалобы на локально сметный расчет N РС-01-01-01, на положительное заключение государственной экспертизы N 63-1-1232-11 от 16.01.2012 г., на заключение ООО "КонВентМонтаж" N 1СК/ФЗ о том, что контрольным замером установлено, что фактически выполненные работы соответствуют видам и объемам строительно-монтажных работ, отраженным в акте выполненных работ по форме КС-2 не может быть принята ввиду следующего.
В силу ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. Ответчиком в обоснование возражений на иск не представлено доказательств, свидетельствующих о действительном объеме израсходованного спорного материала (клея) при производстве работ и его стоимости.
При этом судебной коллегией не может быть принята сметная стоимость, содержащиеся в положительном заключении ГАУСО N 63-1-1232-11 от 16.01.2012 г., поскольку суммарная стоимость работ, указанная в заключении (в ценах на 01.11.2011 - 16 797,01 тыс. руб.) превышает стоимость работ, указанную в смете, представленной ответчиком вместе с отзывом на иск (в ценах на 01.11.2011 - 9 899,34 тыс. руб.), равно как в заключение ООО "КонВентМонтаж" г. Самара N 1СК/ФЗ.
Ходатайств о назначении каких либо судебных экспертиз ответчиком заявлено не было.
Между тем, в силу статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с предоставлением доказательств.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
При указанных обстоятельствах требования истца о взыскании с ответчика неосновательного обогащения в сумме 78 423 руб. 58 коп. являются обоснованными, поскольку истец доказал наличие обстоятельств, на которые он ссылается, а ответчик надлежащими доказательствами не опроверг обстоятельства, свидетельствующие о необходимости удовлетворения исковых требований.
Таким образом, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку. При этом отсутствуют нарушения или неправильное применения норм материального права, нарушения или неправильное применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18 июня 2015 года по делу N А55-29401/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Жилищно-строительному кооперативу N 22 - без удовлетворения.
Взыскать с Жилищно-строительного кооператива N 22 в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 436 руб. 50 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.10.2015 N 11АП-12075/2015 ПО ДЕЛУ N А55-29401/2014
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 октября 2015 г. по делу N А55-29401/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 13 октября 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Туркина К.К.,
судей Буртасовой О.И., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бикташевой А.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Жилищно-строительному кооперативу N 22 на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 июня 2015 года по делу N А55-29401/2014 (судья Митина Л.Н.)
по иску Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Самара к Жилищно-строительному кооперативу N 22, при участии третьих лиц: Контрольно-счетная палата г.о. Самара, общество с ограниченной ответственностью "КонВентМонтаж" г. Самара, общество с ограниченной ответственностью "СПК "СтройЭкспертПроект" г. Самара, общество с ограниченной ответственностью "ГлобэксСтрой" г. Самара о взыскании 78 425. 58 руб.,
с участием:
от истца - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика - председатель Илык Е.В. (паспорт), представитель Захаров Ю.В. (доверенность от 05.08.2015),
от Контрольно-счетной палаты г.о. Самара - представитель Новиков И.О. (доверенность от 15.06.2015),
от иных лиц, участвующих в деле - представители не явились, извещены надлежащим образом
установил:
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Самара обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к Жилищно-строительному кооперативу N 22 о взыскании 78 425. 58 руб. неосновательного обогащения.
Решением суда первой инстанции от 18.06.2015 г., по делу N А55-29401/2014 иск удовлетворен.
Взыскано с Жилищно-строительного кооператива N 22 в пользу Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Самара 78 423 руб. 58 коп. неосновательного обогащения.
В доход федерального бюджета РФ взыскано с Жилищно-строительного кооператива N 22 госпошлина в сумме 3 136 руб. 94 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, жилищно-строительный кооператив N 22 обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 18.06.2015 г., и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что суд сделал ошибочный вывод о том, что субсидии из бюджета городского округа Самара предоставляются на условиях их использования исходя из принципа экономности. Соглашение заключенное ответчиком с истцом по настоящему деле содержат только условие о целевом использовании субсидии. Условия их использования исходя из принципа экономности, на которые суд сослался в оспариваемом решении, соглашение не содержат. Ответчик не допустил нарушений цели, условий и порядок предоставления субсидий. Таким образом, требование Департамента о возврате части субсидий являлось необоснованным. Заявитель также ссылается на то что, суд первой инстанции ошибочно применил норму закона, не подлежащую применению. А именно статью 34 Бюджетного кодекса РФ которая предусматривает принцип эффективности использования бюджетных средств.
Истец и третьи лица, кроме Контрольно-счетной палаты г.о. Самара, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечили.
Суд, руководствуясь статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело и апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представители заявителя жалобы поддержали жалобу по доводам в ней изложенным.
Представитель Контрольно-счетной палаты г.о. Самара считал обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалами дела подтверждается, что 29.05.2012 Администрация городского округа Самара в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Самара (далее - Уполномоченная организация), и Жилищно-строительный кооператив N 22) (далее - Получатель субсидий) заключили Соглашение N 155-СФ/12 о предоставлении субсидий на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов (далее - Соглашение) на сумму 16 052 897,15 рублей, в том числе: за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства 9 936 743,33 руб., за счет средств бюджета Самарской области 5 313 508,96 руб., за счет средств бюджета городского округа Самара 802 644,86 руб. Долевое финансирование капитального ремонта многоквартирного дома за счет средств Получателя субсидий составляет 844 889,32 руб.
Предметом Соглашения явилось предоставление Получателю субсидий на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средств областного бюджета, а также средств бюджета городского округа Самара на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: 443093, г.о. Самара, ул. Мориса Тореза, д. 36, входящего в приложение N 1 муниципальной адресной программы "Капитальный ремонт многоквартирных домов" на 2012 год в городском округе Самара, утвержденной постановлением Администрации городского округа Самара от 22.03.2012 N 238 (далее - субсидии).
В соответствии с Соглашением Уполномоченная организация предоставляет субсидии Получателю субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирного дома на следующие виды работ: ремонт крыши; ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления; утепление и ремонт фасадов; энергетическое обследование дома.
Из материалов дела явствует, что ответчик заключил договор строительного подряда с ООО "ГлобэксСтрой" на выполнение работ по капитальному ремонту жилого дома по адресу: г. Самара ул. Мориса Тореза 36. Работы по капитальному ремонту были выполнены и сданы ответчику.
Ответчик являлся получателем субсидии (целевого финансирования) в рамках муниципальной адресной программы городского округа Самара "Капитальный ремонт многоквартирных домов" на 2012 год в городском округе Самара, утвержденной Постановлением Администрации городского округа Самара от 22.03.2012 N 238, в связи с чем ему было перечислено 16 052 897,15 рубля за счет средств бюджета городского округа Самара, в том числе за счет средств, поступивших в бюджет городского округа Самара из Фонда содействия реформирования ЖКХ и из бюджета Самарской области. Главным распорядителем средств бюджета, перечислявшим средства Ответчику, являлся Истец.
Доводы заявителя не принимаются ввиду следующего.
Согласно статье 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности).
Таким образом, субсидии из бюджета городского округа Самара предоставляются на условиях их использования исходя из принципа экономности.
В период с 12.11.2013 по 11.12.2013 на основании Положения "О Контрольно-счетной палате городского округа Самара", утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 30.08.2011 N 127, плана работы Контрольно-счетной палаты городского округа Самара на 2013 год, утвержденного Председателем Контрольно-счетной палаты, Уведомления от 11.11.2013 N Ув-04/22, выданного Председателем Контрольно-счетной палаты городского округа Самара, в Департаменте жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Самара проведена проверка эффективности и целевого использования финансовых ресурсов, направленных на реализацию мероприятий Программы расходования средств бюджета, направленных на капитальный ремонт многоквартирных домов в 2012 году, предусмотренных Постановлением Администрации городского округа Самара от 22.03.2012 N 238 "Об утверждении муниципальной адресной программы "Капитальный ремонт многоквартирных домов" на 2012 год в городском округе Самара.
В ходе проверки, проведенной Контрольно-счетной палатой городского округа Самара установлено, что расход материалов - клея СТ 85/25 для оклейки фасада теплоизоляционным материалом, на площади 1135 кв. м произведен в размере 9322,5 кг. В то же время, согласно техническим характеристикам данного клея его расход составляет от 4 до 6 кг на кв. м. Таким образом, исходя из требования экономности, средний расход клея должен был составить 5 кг/кв. м. Расходование клея свыше данной нормы - общей массой 3647,5 кг, осуществлялось с нарушением требований бюджетного законодательства.
Исходя из пункта 13 акта выполненных работ от 31.08.2012 N 01-03-02/1, с учетом накладных расходов, сметной прибыли и НДС, стоимость 3647,5 кг клея СТ 85/25 составила 82 551,14 рубля (в том числе 78 423,58 рубля - средства субсидии и 4 127,56 рубля - средства собственников помещений в МКД).
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В Департамент ЖКХ Контрольно-счетной палатой городского округа Самара внесено Представление от 04.07.2014 исх. (N Пр-03/04-12) в котором указано на завышение стоимости работ по утеплению фасада многоквартирного дома N 36 по ул. Мориса Тореза (п. 13 акта выполненных работ от 31.08.2012 N 01-03-02/1) в связи со сверхнормативным списанием клея СТ 85/25 в размере 3647,5 кг. Завышение стоимости составило 82 551 руб. 14 коп.
Пунктом 4.2 Порядка предоставления субсидий товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам либо управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов, вошедших в перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в 2012 году" (далее - Порядок), утвержденного Постановлением Администрации городского округа Самара от 23.05.2012 N 506, установлено, что в случае выявления нарушений требований Порядка и (или) условий, предусмотренных Соглашением на предоставление субсидий, главный распорядитель в течение пяти рабочих дней со дня обнаружения нарушения направляет Получателю субсидий письменное требование о возврате субсидии.
Получатель субсидий в срок до семи рабочих дней со дня получения письменного требования о возврате субсидий обеспечивает их возврат в бюджет городского округа Самара.
Согласно пункту 4.3 Порядка в случае невозврата субсидий в установленные сроки взыскание производится в соответствии с требованиями действующего законодательства.
17.07.2014 на имя председателя правления ЖСК N 22 Департаментом ЖКХ направлено требование о принятии решения о возврате излишне израсходованных средств в размере 82 551,14 руб., из которых: 48 544,20 руб. - средства Фонда содействия реформированию ЖКХ, 25 958,20 руб. - средства бюджета Самарской области, 3 921,18 руб. - средства бюджета городского округа Самара, 4 127,56 руб. - средства собственников жилья.
В силу части 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
Ссылка заявителя жалобы на локально сметный расчет N РС-01-01-01, на положительное заключение государственной экспертизы N 63-1-1232-11 от 16.01.2012 г., на заключение ООО "КонВентМонтаж" N 1СК/ФЗ о том, что контрольным замером установлено, что фактически выполненные работы соответствуют видам и объемам строительно-монтажных работ, отраженным в акте выполненных работ по форме КС-2 не может быть принята ввиду следующего.
В силу ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. Ответчиком в обоснование возражений на иск не представлено доказательств, свидетельствующих о действительном объеме израсходованного спорного материала (клея) при производстве работ и его стоимости.
При этом судебной коллегией не может быть принята сметная стоимость, содержащиеся в положительном заключении ГАУСО N 63-1-1232-11 от 16.01.2012 г., поскольку суммарная стоимость работ, указанная в заключении (в ценах на 01.11.2011 - 16 797,01 тыс. руб.) превышает стоимость работ, указанную в смете, представленной ответчиком вместе с отзывом на иск (в ценах на 01.11.2011 - 9 899,34 тыс. руб.), равно как в заключение ООО "КонВентМонтаж" г. Самара N 1СК/ФЗ.
Ходатайств о назначении каких либо судебных экспертиз ответчиком заявлено не было.
Между тем, в силу статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с предоставлением доказательств.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
При указанных обстоятельствах требования истца о взыскании с ответчика неосновательного обогащения в сумме 78 423 руб. 58 коп. являются обоснованными, поскольку истец доказал наличие обстоятельств, на которые он ссылается, а ответчик надлежащими доказательствами не опроверг обстоятельства, свидетельствующие о необходимости удовлетворения исковых требований.
Таким образом, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку. При этом отсутствуют нарушения или неправильное применения норм материального права, нарушения или неправильное применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18 июня 2015 года по делу N А55-29401/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Жилищно-строительному кооперативу N 22 - без удовлетворения.
Взыскать с Жилищно-строительного кооператива N 22 в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 436 руб. 50 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
К.К.ТУРКИН
К.К.ТУРКИН
Судьи
О.И.БУРТАСОВА
С.А.КУЗНЕЦОВ
О.И.БУРТАСОВА
С.А.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)