Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 18.02.2014 N 33-2556/2014

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 февраля 2014 г. N 33-2556/2014


Судья Смирнова З.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Венедиктовой Е.А.
судей Сопраньковой Т.Г., Емельяновой Е.А.
при секретаре П.Ю.
рассмотрела в судебном заседании 18 февраля 2014 года гражданское дело N 2-3557/2013 по апелляционной жалобе ГКУ <....> на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 26 ноября 2013 года по иску П.О. к ГКУ <....> об обязании проведения капитального ремонта жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Венедиктовой Е.А., объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

установила:

Истец П.О., ссылаясь на то, что является нанимателем двух комнат размером <....> кв. м в коммунальной квартире по адресу: <....>, обратилась с иском ГКУ <....> об обязании ответчика произвести капитальный ремонт в ее квартире в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, указывая, что проживание в аварийной квартире стало невозможным, а также в связи с невозможностью по причине аварийности приватизировать занимаемое ею жилое помещение. В обоснование истец указывает, что в соответствии с распоряжением Территориального управления Центрального р-на Санкт-Петербурга от 13.02.2002 N 229-р "О капитальном ремонте аварийных квартир по адресу: <....>" указанная квартира в соответствии с актом экспертной строительной комиссии от 10.12.2001 N 61 была признана аварийной и подлежала капитальному ремонту, однако этот ремонт не проведен до настоящего времени.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 26 ноября 2013 года ГКУ <....> обязано произвести капитальный ремонт в квартире N <...> по устранению ее аварийности согласно распоряжению Территориального управления Центрального района Санкт-Петербурга от 13.02.2002 N 229-р "О капитальном ремонте аварийных квартир по адресу: <....>" в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе ГКУ <....> просит решение суда от 26 ноября 2013 года отменить, считая его постановленным с нарушением норм материального права.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что аварийность и нуждаемость в капитальном ремонте данной квартиры N <...> подтверждается распоряжением Территориального управления Центрального р-на Санкт-Петербурга от <...> N 229-р "О капитальном ремонте аварийных квартир по адресу: <....>, 16", изданным на основании акта экспертной строительной комиссии от 10.12.2001, где указано, что деревянные балки перекрытия между N <...> поражены гнилью до 1/3 сечения балки, а дощатый подбор на полное сечение. Ранее капитальный ремонт в указанных квартирах вообще не производился. Состояние между перекрытиями квартир N <...> аварийное и необходимо провести замену аварийных конструкций перекрытия между квартирами, а также произвести предварительное дополнительное предпроектное дообследование перекрытий и выполнить работы по проекту.
Постанавливая оспариваемое решение, суд первой инстанции обоснованно, руководствуясь положениями ст. ст. 61, 63 65, 67 ЖК РФ, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, пришел к выводу о необходимости возложения обязанности по проведению капитального ремонта на ответчика.
Судебная коллегия согласна с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг; в силу данной нормы закона у суда имелись основания для удовлетворения иска о возложении на наймодателя обязанности по производству капитального ремонта.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 676 ГК РФ и ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма имеет право требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан помимо прочего осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.
Статьей 2 Федерального закона от 21.07.2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определено понятие капитального ремонта многоквартирного дома - это проведение работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 3.8 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 года N 15/1, к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.
Руководствуясь указанными нормами, судебная коллегия полагает, что суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований П.О. Б. о возложении на ГКУ <....> обязанности по проведению работ капитального характера по ремонту междуэтажных перекрытий, поскольку данное имущество длительное время не ремонтировалось, согласно экспертизе имеет большой износ и подлежит замене, кроме того, данное имущество относится к общему имуществу собственников многоквартирного дома, обязанность по его содержанию и ремонту возложена на наймодателя.
Судебная коллегия считает, что при разрешении спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что отсутствуют основания для возложения обязанности на ГКУ <....> поскольку общее собрание собственников многоквартирного дома по вопросу установления перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера их финансирования в рамках проведения капитального ремонта не проводилось, не могут служить основанием для отмены решения суда, так как на основании ст. 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Доказательств иного ответчиком ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что вопрос о капитальном ремонте общего имущества многоквартирного дома относится к исключительной компетенции собственников помещений в данном многоквартирном доме и проводится за счет средств этих собственников, отклоняются судебной коллегией по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе, принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Из материалов дела следует, что кв. N <...> находится в собственности Санкт-Петербурга.
В Санкт-Петербурге действует Закон "О предоставлении средств бюджета Санкт-Петербурга на финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Санкт-Петербурга в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который регулирует отношения, связанные с предоставлением управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам средств бюджета Санкт-Петербурга на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Санкт-Петербурга (далее - многоквартирные дома), а также отношения, связанные с определением объема долевого финансирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджета Санкт-Петербурга как обязательного условия предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд).
В соответствии со ст. 1 этого Закона ежегодно из бюджета Санкт-Петербурга выделяются средства в форме, в том числе субсидий на проведение всех видов работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии со ст. 165 ЖК Российской Федерации.
В целях реализации данного Закона разработано Положение о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при формировании и утверждении адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, а также включении многоквартирных домов в адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденное Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.01.2009 года N 13, в котором, в том числе, регламентированы полномочия администраций районов Санкт-Петербурга применительно к вопросам проведения капитального ремонта многоквартирных домов (п. 6 Положения).
Так, согласно п. 6.1.3 указанного Положения администрации районов Санкт-Петербурга инициируют проведение общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, в которых расположены помещения, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга, включенных в проекты адресных программ, финансируемых с использованием субсидий, в целях принятия следующих решений, связанных с проведением капитального ремонта указанных многоквартирных домов:
- - о проведении капитального ремонта многоквартирного дома, в том числе утверждении видов, объемов и сроков проведения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома;
- - об утверждении сметы расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе по видам работ (для многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющих организаций);
- - о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирного дома за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме в размере не менее пяти процентов от общего объема затрат, составляющих сметную стоимость работ по проведению капитального ремонта многоквартирного дома (для многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющих организаций);
- - об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе об определении размера платы для каждого собственника помещения соразмерно его доле в праве общей собственности на общее имущество в таком многоквартирном доме с учетом объемов работ, стоимости материалов, порядка финансирования, сроков проведения работ по капитальному ремонту (для многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющих организаций);
- - об участии в региональной адресной программе (для многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющих организаций, при планировании включения таких домов в региональную адресную программу).
Таким образом, указанные выше доводы ответчика являются необоснованными, поскольку в данном случае принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения о производстве капитального ремонта не зависит от действий П.О., чьи права непроведением капитального ремонта в квартире нарушаются, иным способом понудить ответчика совершить указанные действия, кроме как обращением в суд, истец возможности лишена.
Доводы жалобы о том, что с 01.01.2014 года вступает в силу новый порядок проведения капитального ремонта правового значения относительно правильности постановленного решения не имеет, поскольку проверке подлежит правильность применения действующего законодательства, а на момент разрешения спора нормы действующего законодательства судом применены верно; кроме того, восстановление законных прав истца относительно обязания ответчика выполнить свои обязательства не может быть поставлено в зависимость от наличия иного порядка проведения капитального ремонта.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание и служить основанием для отмены обжалуемого решения; заявленные доводы являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции, выводы изложены в тексте решения; оснований для иных выводов судебная коллегия не усматривает.
По существу в апелляционной жалобе изложены обстоятельства дела, приведено иное толкование примененных судом норм права и дана иная оценка установленным по делу обстоятельствам, что не свидетельствует о незаконности принятого решения.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что в заседании судебной коллегии ответчиком не приведены иные доводы, которые могли бы влиять на существо принятого решения, судебная коллегия считает, что оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 26 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)