Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.07.2014 ПО ДЕЛУ N А03-2844/2014

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июля 2014 г. по делу N А03-2844/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июля 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего М.Х. Музыкантовой
судей: Л.А. Колупаевой, А.Л. Полосина
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кульковой Т.А.
с использованием средств аудиозаписи
с участием в заседании
от заявителя: Калинина Г.Ф. по доверенности N 32-юр от 28.11.2013 г., паспорт, Калинина Л.Н. по доверенности N 31-юр от 25.10.2013 г., паспорт,
от заинтересованного лица: без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Яровое"
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 09 апреля 2014 г. по делу N А03-2844/2014 (судья А.Ю. Сбитнев)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Яровое" (ОГРН 1102210000276, ИНН 2211005146, 658839, Алтайский край, г. Яровое, ул. Заводская, д. 10)
к Государственной жилищной инспекции Алтайского края (656031, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Крупской, д. 101-1)
о признании недействительным предписания от 09.01.2014 N 14-10/1/2,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Яровое" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании недействительным предписания Государственной инспекции Алтайского края (далее - административный орган, Инспекция) от 09.01.2014 N 14-10/1/2.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 09 апреля 2014 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм материального права (неправильное истолкование закона), несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела.
Подробно доводы Общества изложены в апелляционной жалобе.
Административный орган отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представил.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы апелляционной жалобы, настаивали на ее удовлетворении.
Административный орган о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечил.
На основании частей 1, 3 статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителя административного органа.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей заявителя, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 09 апреля 2014 г. по делу N А03-2844/2014 подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 15.04.2013 Инспекцией выдано предписание N 02/2, в соответствии с которым ООО "Управляющая компания Яровое" предписано выполнить текущий ремонт кровли над квартирой N 15 многоквартирного жилого дома по адресу: г. Яровое, квартал "А", 15.
02.12.2013 в Инспекцию обратилась Поддубная В.Г., проживающая по адресу: г. Яровое, квартал А, 15-6, с жалобой на действия управляющей компании ООО "Управляющая компания Яровое" по включению в квитанции на оплату коммунальных услуг дополнительных платежей, а именно стоимости работ по ремонту части кровли.
Приказом от 09.12.2013 N 13-05/4850 Государственной инспекцией назначено проведение внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Управляющая компания Яровое" по обстоятельствам, изложенным в обращении.
В соответствии с актом от 27.12.2013 N 34/2, составленным по результатам проверки, Инспекцией установлено, что начисление платы за ремонт произведено в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в жилом доме от 25.06.2013, в соответствии с которым оплата за ремонт кровли производится за счет дополнительных средств собственников квартир с первого по пятый этаж пропорционально занимаемой площади квартир по стояку, над которыми будет производится ремонт кровли.
Поскольку обязанность по оплате ремонта общего имущества возложена на собственников квартир N N 3, 6, 9, 12 и 15 Инспекция пришла к выводу, что действия управляющей компании нарушают требования статей 37 и 39 Жилищного кодекса РФ, а также пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. На устранение выявленных нарушений выдано предписание от 09.01.2014 N 14-10/1/2, в соответствии с которым ООО "Управляющая компания Яровое" предписано выполнить перерасчет начисленной платы собственникам помещений N N 3, 6, 9, 12 и 15 многоквартирного жилого дома по адресу: г. Яровое, квартал "А", 15, а также произвести начисление платы за текущий ремонт общего имущества (кровли) указанного дома всем собственникам помещений в соответствии с жилищным законодательством.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения заявителя в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции исходил из того, что исполняя решение общего собрания от 25.06.2013 в части возложения на собственников квартир N N 3, 6, 9, 12 и 15 бремени содержания общего имущества (крыши), а именно оплаты стоимости проведения текущего ремонта участка кровли, управляющей компанией помимо статей 37 и 39 Жилищного кодекса РФ, нарушены принципы равенства собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции ошибочными.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу положений части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 названного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Яровое, квартал "А", 15, в связи с чем обязано осуществлять в установленном законом порядке необходимые работы по содержанию общего имущества в таком доме и, как следствие, имеет право взимать рассчитанную в установленном законом порядке плату за выполнение таких работ.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 36 ЖК РФ к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме относятся помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Частью 1 статьи 39 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. При этом частью 2 той же статьи предусмотрено, что доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно статье 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
Перечень и объем услуг и работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома, как и размер из финансирования, определяются собственниками помещений самостоятельно, на общем собрании собственников.
Следовательно, определение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме иного порядка, по сравнению с предусмотренным статьями 39 и 158 ЖК РФ порядком, определения размера платы за конкретную услугу по содержанию общего имущества многоквартирного дома, в любом случае не противоречит действующему законодательству.
Постановлением мирового судьи судебного участка г. Яровое Алтайского края от 20.03.2014 по делу N 5-131/14 прекращено производство по делу в отношении ООО "УК Яровое" по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, так как собственники помещений д. 15 кв. "А" г. Яровое на внеочередном общем собрании 05.07.2013 приняли решение о проведении ремонтных работ кровли дома над стояком квартиры N 15 за счет личных денежных средств собственников помещений, проживающих в данном подъезде, то ООО "УК Яровое", выполняя решение собственников помещений названного дома действовало в рамках закона, поскольку данное решение собственников помещений является обязательным для управляющей компании, кроме того, указанное решение собственников помещений в судебном порядке не оспорено.
При таких обстоятельствах, с учетом статьи 69 АПК РФ, вывод Инспекции о несоответствии порядка расчета платы за ремонт кровли требованиям жилищного законодательства, является необоснованным.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086, действующим в период вынесения предписания, утверждено Положение о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации (далее - Положение о ГЖИ РФ).
Согласно п. 1 указанного Положения главной задачей государственной жилищной инспекции в Российской Федерации является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности.
В соответствии с п. 5 Положения о ГЖИ РФ органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль: за использованием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий; за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами; за обоснованностью устанавливаемых нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг; за санитарным состоянием помещений жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в части, согласованной с соответствующими службами санитарно-эпидемиологического контроля; за осуществлением мероприятий по подготовке жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме к сезонной эксплуатации; за рациональным использованием в жилищном фонде, общем имуществе собственников помещений в многоквартирном доме топливно-энергетических ресурсов и воды; за соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо-, газоснабжение и т.д.); за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями; за соблюдением порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые; за наличием и соблюдением условий договоров между собственниками государственных или муниципальных объектов жилищно-коммунального хозяйства, производителями услуг и потребителями; за проведением конкурсов на обслуживание и капитальный ремонт домов государственного и муниципального жилищных фондов; за выполнением жилищно-коммунальных услуг по заявкам населения; за наличием в жилых домах приборов регулирования, контроля и учета энерго- и водоресурсов.
В соответствии со ст. 13 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся:
1) государственный учет жилищного фонда субъекта Российской Федерации;
2) определение порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда субъекта Российской Федерации;
3) установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; 4) определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации;
5) определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации;
6) признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации непригодными для проживания;
7) определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
8) осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
8.1) осуществление регионального государственного жилищного надзора;
8.2) установление минимального размера взноса на капитальный ремонт;
9) иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о государственной жилищной инспекции Алтайского края, утвержденного постановлением Губернатора Алтайского края от 24.01.2011 N 24, государственная инспекция Алтайского края создается постановлением Губернатора Алтайского края, входит в систему органов исполнительной власти края и государственной жилищной инспекции и относится к органам, осуществляющим контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Алтайского края, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства и уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора (п. 2.4.1).
В силу пункта 3.12. Положения о государственной инспекции Алтайского края должностные лица государственной инспекции Алтайского края, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, выдают предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Исходя из приведенных правовых норм следует, что в полномочия Государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации входит осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям и не входит проверка правильности начисления платы за выполнение услуг по текущему и капитальному ремонту многоквартирного жилого дома, а также выдача предписания на перерасчет платы за выполнение услуг по ремонту мягкой кровли и панельных стыков помещения.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что проверка проводилась Инспекцией на предмет правильности и обоснованности начисления платы за ремонт кровли производится за счет дополнительных средств собственников квартир с первого по пятый этаж пропорционально занимаемой площади квартир по стояку, над которыми будет производится ремонт кровли.
Таким образом, поскольку в полномочия Инспекции не входит проверка правильности начисления платы за выполнение услуг по текущему и капитальному ремонту многоквартирного жилого дома, а также выдача предписания на перерасчет платы за выполнение услуг по ремонту кровли, оспариваемое предписание является незаконным.
В соответствии со статьей 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах подлежит признанию недействительным предписание N 14-10/12/1/2 от 09 января 2014 года Государственной жилищной инспекции Алтайского края в отношении ООО "УК "Яровое".
С учетом изложенного, являются ошибочными выводы суда о соответствии оспариваемого постановления закону и отсутствии нарушений прав и законных интересов Общества.
Нарушение или неправильное применение норм материального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, в силу пункта 1 части 1 статьи 270, пункта 4 части 1 статьи 270, пункта 2 статьи 269 АПК РФ является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и принятия по делу нового судебного акта в порядке статьи 201 АПК РФ об удовлетворении заявленных Обществом требований.
В связи с удовлетворением требований заявителя, на основании статьи 110 АПК РФ, статьи 333.21 НК РФ, расходы Общества по оплате государственной пошлины за рассмотрение в суде первой и апелляционной инстанциях настоящего спора в размере 3000 руб. относятся Инспекцию.
Поскольку в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 Информационного письма от 11.05.2010 N 139, статьей 104 АПК РФ Обществом при подаче апелляционной жалобы подлежала к уплате государственная пошлина в сумме 1000 руб., а фактически им уплачена в сумме 2000 руб., то 1000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины подлежит возврату ООО "Управляющая компания Яровое" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 110, 156, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Алтайского края от 09 апреля 2014 г. по делу N А03-2844/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Яровое" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить предписание N 14-10/12/1/2 от 09 января 2014 года Государственной жилищной инспекции Алтайского края в отношении ООО "УК "Яровое".
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Алтайского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Яровое" (ОГРН 1102210000276, ИНН 2211005146) в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по первой и апелляционной инстанции 3000 руб.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Яровое" (ОГРН 1102210000276, ИНН 2211005146),из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 15.04.2014 г. N 427 государственную пошлину в размере 1000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
М.Х.МУЗЫКАНТОВА

Судьи
Л.А.КОЛУПАЕВА
А.Л.ПОЛОСИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)