Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Ходыревой Л.Е.
судей: Кривошеиной С.В., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дмитриевой Ю.А. с применением средств аудиозаписи
при участии в заседании:
от заявителя, от третьего лица: без участия (извещены)
от заинтересованного лица Чернова Т.А. по доверенности от 01.09.2014
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Томской области от 27 января 2015 года по делу N А67-1948/2014 (судья Гапон А.Н.)
по заявлению открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" (ИНН 7017114680, ОГРН 1057000128184) к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (ИНН 7021052041, ОГРН 1027000907944) о признании незаконным предписания от 17.02.2014 г. N 4372,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора - ООО "УК "Октябрьский массив"
установил:
Открытое акционерное общество "Томская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Томскэнергосбыт", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (далее -Департамент) с заявлением о признании незаконным и отмене предписания N 4372 от 17.02.2014 г.
Решением Арбитражного суда Томской области от 27 января 2015 года требование заявителя оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Томскэнергосбыт" обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Томской области отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления по следующим основаниям:
- Департаментом ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области не доказан, а судом первой инстанции не установлен факт поставки электрической энергии в многоквартирный дом по адресу: г. Томск, пер. Соляной, д. 2, на основании договора энергоснабжения, заключенного заявителем и третьим лицом; при отсутствии договора с ресурсоснабжающей организацией, управляющая компания не вправе собирать плату.
Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Заявитель и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились. В порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся сторон.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя начальника Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области от 13.01.2014 года N 4372 по обращению жильца многоквартирного дома по адресу: г. Томск, пер. Соляной, д. 2, проведена внеплановая документарная проверка в отношении ОАО "Томскэнергосбыт", по результатам которой составлен акт от 17.02.2014 г. N 4372.
В ходе проверки установлено, что правовые основания для выставления в счетах-квитанциях ОАО "Томскэнергосбыт" жильцам дома по адресу: г. Томск, пер.Соляной, д. 2, платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды отсутствуют, в связи с чем 17.02.2014 года государственным жилищным инспектором Томской области Григорьевым В.А. ОАО "Томскэнергосбыт" выдано предписание N 4372, согласно которому заявителю предписано до 01.04.2014 года исключить начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды из счетов-квитанций собственников квартир по адресу: г. Томск, пер. Соляной, д. 2.
Полагая, что предписание Департамента от 17.02.2014 года N 4372 не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, ОАО "Томскэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из законности оспариваемого предписания предписание, которое вынесено Департаментом ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области в пределах своих полномочий и в порядке, установленном действующим законодательством.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. В соответствии с п. п. 9, 10 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг (то есть лицом, предоставляющим потребителю коммунальные услуги) в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом могут быть: управляющая организация, товарищество или кооператив, ресурсоснабжающая организация (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов).
Согласно п. п. "г" п. 3 Правил N 354 условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является, в том числе, предоставление коммунальных услуг, которое осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.
Кроме того, потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества; а также, если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за такой расчетный период потребителям не начисляется (п. п. "а" п. 33, п. 45 Правил N 354).
Порядок внесения гражданами платы за коммунальные услуги зависит от того, является ли гражданин собственником помещения или его нанимателем, а также от выбранного способа управления домом (ст. 155 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2.3 ст. 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно ч. 12 ст. 161 ЖК РФ управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В силу ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Учитывая изложенное, суд сделал правильный вывод о том, что на основании решения общего собрания собственников помещений, плата за коммунальные услуги может вноситься ресурсоснабжающим организациям, но за исключением платы за коммунальный ресурс, потребленный при использовании общего имущества в многоквартирном доме (ОДН).
Таким образом, из вышеприведенных правовых норм прямо следует, что право предъявлять и взимать плату за коммунальный ресурс, потребленный собственниками на общедомовые нужды (ОДН), ресурсоснабжающим организациям не представлено. При этом, норма ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ имеет императивный характер и не может быть изменена правоприменителями. Следовательно, в случае если управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, у ресурсоснабжающей организации отсутствуют основания на взимание платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды. Данная обязанность возложена на управляющую организацию как фактического исполнителя коммунальной услуги.
Из представленных в материалы дела документов следует, что собственники помещений дома N 2, расположенного по адресу: г. Томск, пер.Соляной, выбрали способ управления - управляющей компанией (протокол общего собрания собственников от 01.04.2011 г.). Между собственниками жилых помещений и ООО "УК "Октябрьский массив" 01.04.2011 г. заключен договор управления многоквартирным домом.
Следовательно, обязанность по начислению и взиманию платы за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (ОДН) с жильцов дома по адресу: г. Томск, пер. Соляной, д. 2, возложена в силу закона на управляющую компанию - ООО "УК "Октябрьский массив".
Кроме того, судом установлено, что 01.02.2007 г. между гарантирующим поставщиком электрической энергии ООО "Томская энергосбытовая компания" и управляющей организацией ООО "УК "Октябрьский массив" заключен договор энергоснабжения N 2135 с учетом дополнительного соглашения к договору.
Из п. 1.1 данного договора следует, что поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, качество которой соответствует требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям, а также самостоятельно или путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставления иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения энергией ООО "УК "Октябрьский массив". ООО "УК "Октябрьский массив" и ОАО "Томская энергосбытовая компания" 29.08.2008 г. заключили Соглашение о порядке проведения расчетов за электрическую энергию к вышеуказанному договору.
Согласно п. 1.1 данного Соглашения стороны определяют порядок расчетов за принятую Управляющей организацией электрическую энергию для оказания потребителям (имеются в виду граждане, которым управляющая организация предоставляет коммунальные услуги по энергоснабжению), в том числе на общедомовые нужды.
Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами подтверждается факт наличия договорных отношений между исполнителем коммунальной услуги в лице Управляющей компании и Гарантирующим поставщиком, а именно ОАО "Томскэнергосбыт".
Договорные отношения по поставке электроэнергии с ООО "УК "Октябрьский массив", подтверждаются также счетами-извещениями ОАО "Томскэнергосбыт", направляемыми в адрес потребителей, в которых ООО "УК "Октябрьский массив" указано как исполнитель, а ОАО "Томскэнергосбыт" как ресурсоснабжающая организация и т.д.
При этом, указанные документы в совокупности соответствует императивным требованиям ЖК РФ, согласно которым при управлении многоквартирным домом управляющей организацией непосредственно, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ); по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) обязуется предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимися помещениями в этом доме лицам (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ); управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (ч. 12 ст. 161 ЖК РФ).
Пунктами 9, 14, 17 Правил N 354 предусмотрено, что в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией, ресурсоснабжающая организация вправе предоставлять коммунальные услуги и взимать за них плату с потребителей до даты начала поставки коммунального ресурса непосредственно управляющей организацией по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. То есть период, в течение которого ресурсоснабжающая организация вправе предоставлять коммунальные услуги и взимать за них плату с потребителей, фактически является временным периодом после заключения договора управления домом или перед его расторжением, необходимым для урегулирования договорных правоотношений между управляющей и ресурсоснабжающей организациями.
С момента внесения Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ изменений в ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, исключающих возможность оплаты ресурсоснабжающим организациям за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, условие соглашения о порядке проведения расчетов к договору электроснабжения от 01.02.2007 N 2135 в части электроэнергии на ОДН, по мнению суда, не подлежало применению ОАО "Томскэнергосбыт" и ООО "УК "Октябрьский массив".
В пункте 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. Положения данной нормы применяются и к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой (статья 548 ГК РФ).
Кроме того, акт приемки электроучета N И-411 от 25.03.2011 г. системы общедомового учета многоквартирного дома по адресу: г. Томск, пер. Соляной, 2 подписан представителями ООО "Горсети", ОАО "Томская энергосбытовая компания", ООО "УК "Октябрьский массив", акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, определяющий границы ответственности за состояние и обслуживание электроустановок "сетевой организации" и "потребителя" в соответствии с их балансовой принадлежностью подписан 04.04.2011 г. ООО "УК "Октябрьский массив". Указанные документы представлены в материалы проверки ОАО "Томская энергосбытовая компания".
Из изложенного следует, что управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций). Заключение управляющей организацией соответствующего договора энергоснабжения обусловлено именно наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
Как следует из п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.02.1998 г. N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.
Так, согласно п. 2 Правил N 354 ООО "УК "Октябрьский массив" является исполнителем, предоставляющим потребителю коммунальные услуги. Поэтому данное Третье лицо, с одной стороны, обязано предоставлять владельцам помещений в жилом доме коммунальные услуги, а с другой - приобретать у ресурсоснабжающих (энергоснабжающих) организаций соответствующий коммунальный ресурс.
Незаключение с ресурсоснабжающей организацией соответствующего договора, на что ссылается апеллянт, не освобождает исполнителя коммунальных услуг, являющегося по отношению к ресурсоснабжающей организации абонентом (в силу п. 2 ст. 539 ГК РФ), от обязанности оплатить стоимость потребленной тепловой энергией.
Состав общего имущества в многоквартирном доме определен в ч. 1. ст. 36 ЖК РФ и в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально - бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно - техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с п. 7 Правил N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно -распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Таким образом, получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с одновременным осуществлением функций по подаче в жилые помещения коммунальных услуг и обслуживанию внутридомовых инженерных систем.
В соответствии с положениями частей 4, 7 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений, а также собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
С учетом изложенного, возложение на граждан помимо их воли обязанности по оплате коммунальной услуги на ОДН ненадлежащему лицу (ресурсоснабжающей организации, а не исполнителю услуги), является неправомерным и влечет нарушение прав граждан как потребителей коммунальной услуги.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в судебных актах по делу N А67-3774/2013 (определением Верховного Суда Российской Федерации от 23.09.2014 N 304-КГ14-811 отказано в передаче заявления ОАО "Томскэнергосбыт" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации), N А67-5577/2013, N А67-3885/2014.
Ссылка апеллянта в обоснование своей позиции на Определение Верховного Суда РФ от 03.03.2015 N 301-КГ15-155 по делу N А43-7079/2014 не может быть принята во внимание, поскольку в данном деле установлены иные фактические обстоятельства.
Материалами дела подтверждено, что управление многоквартирным домом по адресу: г. Томск, пер. Соляной, д. 2, осуществляется управляющей организацией ООО "УК "Октябрьский массив", между управляющей компанией и ОАО "Томскэнергосбыт" в проверяемый период действовал договор энергоснабжения электрической энергией. Поскольку исполнителем коммунальной услуги являлось ООО "УК "Октябрьский массив", то основания для взимания (выставления в счетах) платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды у ОАО "Томскэнергосбыт" отсутствовали.
Таким образом, Департамент пришел к правомерному выводу о нарушении ОАО "Томскэнергосбыт" соответствующих требований ЖК РФ и Правил N 354.
Согласно п. 3 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что предписание по установленным фактам нарушений действующих правил предоставления коммунальных услуг N 4372 от 17.02.2014 г. вынесено Департаментом ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области в пределах своих полномочий и в порядке, установленном действующим законодательством, существенных нарушений процессуальных требований, повлекших принятие незаконного решения, не допущено.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе Общества, не опровергают выводы суда первой инстанции и направлены на переоценку фактических обстоятельств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, и не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Поскольку платежное поручение N 977 от 06.02.2015 года об уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. представлено в электронном виде, в соответствии с пунктом 2 параграфа 2 раздела I Порядка подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в электронном виде, утвержденного постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 N 80, вопрос о возврате излишне уплаченной государственной пошлины в размере 1500 рублей не может быть решен при отсутствии оригинала платежного документа.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Томской области от 27 января 2015 года по делу N А67-1948/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Л.Е.ХОДЫРЕВА
Судьи
С.В.КРИВОШЕИНА
Н.А.УСАНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.03.2015 N 07АП-1777/2015 ПО ДЕЛУ N А67-1948/2014
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 2015 г. по делу N А67-1948/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Ходыревой Л.Е.
судей: Кривошеиной С.В., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дмитриевой Ю.А. с применением средств аудиозаписи
при участии в заседании:
от заявителя, от третьего лица: без участия (извещены)
от заинтересованного лица Чернова Т.А. по доверенности от 01.09.2014
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Томской области от 27 января 2015 года по делу N А67-1948/2014 (судья Гапон А.Н.)
по заявлению открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" (ИНН 7017114680, ОГРН 1057000128184) к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (ИНН 7021052041, ОГРН 1027000907944) о признании незаконным предписания от 17.02.2014 г. N 4372,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора - ООО "УК "Октябрьский массив"
установил:
Открытое акционерное общество "Томская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Томскэнергосбыт", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (далее -Департамент) с заявлением о признании незаконным и отмене предписания N 4372 от 17.02.2014 г.
Решением Арбитражного суда Томской области от 27 января 2015 года требование заявителя оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Томскэнергосбыт" обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Томской области отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления по следующим основаниям:
- Департаментом ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области не доказан, а судом первой инстанции не установлен факт поставки электрической энергии в многоквартирный дом по адресу: г. Томск, пер. Соляной, д. 2, на основании договора энергоснабжения, заключенного заявителем и третьим лицом; при отсутствии договора с ресурсоснабжающей организацией, управляющая компания не вправе собирать плату.
Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Заявитель и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились. В порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся сторон.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя начальника Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области от 13.01.2014 года N 4372 по обращению жильца многоквартирного дома по адресу: г. Томск, пер. Соляной, д. 2, проведена внеплановая документарная проверка в отношении ОАО "Томскэнергосбыт", по результатам которой составлен акт от 17.02.2014 г. N 4372.
В ходе проверки установлено, что правовые основания для выставления в счетах-квитанциях ОАО "Томскэнергосбыт" жильцам дома по адресу: г. Томск, пер.Соляной, д. 2, платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды отсутствуют, в связи с чем 17.02.2014 года государственным жилищным инспектором Томской области Григорьевым В.А. ОАО "Томскэнергосбыт" выдано предписание N 4372, согласно которому заявителю предписано до 01.04.2014 года исключить начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды из счетов-квитанций собственников квартир по адресу: г. Томск, пер. Соляной, д. 2.
Полагая, что предписание Департамента от 17.02.2014 года N 4372 не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, ОАО "Томскэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из законности оспариваемого предписания предписание, которое вынесено Департаментом ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области в пределах своих полномочий и в порядке, установленном действующим законодательством.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. В соответствии с п. п. 9, 10 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг (то есть лицом, предоставляющим потребителю коммунальные услуги) в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом могут быть: управляющая организация, товарищество или кооператив, ресурсоснабжающая организация (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов).
Согласно п. п. "г" п. 3 Правил N 354 условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является, в том числе, предоставление коммунальных услуг, которое осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.
Кроме того, потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества; а также, если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за такой расчетный период потребителям не начисляется (п. п. "а" п. 33, п. 45 Правил N 354).
Порядок внесения гражданами платы за коммунальные услуги зависит от того, является ли гражданин собственником помещения или его нанимателем, а также от выбранного способа управления домом (ст. 155 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2.3 ст. 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно ч. 12 ст. 161 ЖК РФ управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В силу ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Учитывая изложенное, суд сделал правильный вывод о том, что на основании решения общего собрания собственников помещений, плата за коммунальные услуги может вноситься ресурсоснабжающим организациям, но за исключением платы за коммунальный ресурс, потребленный при использовании общего имущества в многоквартирном доме (ОДН).
Таким образом, из вышеприведенных правовых норм прямо следует, что право предъявлять и взимать плату за коммунальный ресурс, потребленный собственниками на общедомовые нужды (ОДН), ресурсоснабжающим организациям не представлено. При этом, норма ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ имеет императивный характер и не может быть изменена правоприменителями. Следовательно, в случае если управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, у ресурсоснабжающей организации отсутствуют основания на взимание платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды. Данная обязанность возложена на управляющую организацию как фактического исполнителя коммунальной услуги.
Из представленных в материалы дела документов следует, что собственники помещений дома N 2, расположенного по адресу: г. Томск, пер.Соляной, выбрали способ управления - управляющей компанией (протокол общего собрания собственников от 01.04.2011 г.). Между собственниками жилых помещений и ООО "УК "Октябрьский массив" 01.04.2011 г. заключен договор управления многоквартирным домом.
Следовательно, обязанность по начислению и взиманию платы за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (ОДН) с жильцов дома по адресу: г. Томск, пер. Соляной, д. 2, возложена в силу закона на управляющую компанию - ООО "УК "Октябрьский массив".
Кроме того, судом установлено, что 01.02.2007 г. между гарантирующим поставщиком электрической энергии ООО "Томская энергосбытовая компания" и управляющей организацией ООО "УК "Октябрьский массив" заключен договор энергоснабжения N 2135 с учетом дополнительного соглашения к договору.
Из п. 1.1 данного договора следует, что поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, качество которой соответствует требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям, а также самостоятельно или путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставления иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения энергией ООО "УК "Октябрьский массив". ООО "УК "Октябрьский массив" и ОАО "Томская энергосбытовая компания" 29.08.2008 г. заключили Соглашение о порядке проведения расчетов за электрическую энергию к вышеуказанному договору.
Согласно п. 1.1 данного Соглашения стороны определяют порядок расчетов за принятую Управляющей организацией электрическую энергию для оказания потребителям (имеются в виду граждане, которым управляющая организация предоставляет коммунальные услуги по энергоснабжению), в том числе на общедомовые нужды.
Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами подтверждается факт наличия договорных отношений между исполнителем коммунальной услуги в лице Управляющей компании и Гарантирующим поставщиком, а именно ОАО "Томскэнергосбыт".
Договорные отношения по поставке электроэнергии с ООО "УК "Октябрьский массив", подтверждаются также счетами-извещениями ОАО "Томскэнергосбыт", направляемыми в адрес потребителей, в которых ООО "УК "Октябрьский массив" указано как исполнитель, а ОАО "Томскэнергосбыт" как ресурсоснабжающая организация и т.д.
При этом, указанные документы в совокупности соответствует императивным требованиям ЖК РФ, согласно которым при управлении многоквартирным домом управляющей организацией непосредственно, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ); по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) обязуется предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимися помещениями в этом доме лицам (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ); управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (ч. 12 ст. 161 ЖК РФ).
Пунктами 9, 14, 17 Правил N 354 предусмотрено, что в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией, ресурсоснабжающая организация вправе предоставлять коммунальные услуги и взимать за них плату с потребителей до даты начала поставки коммунального ресурса непосредственно управляющей организацией по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. То есть период, в течение которого ресурсоснабжающая организация вправе предоставлять коммунальные услуги и взимать за них плату с потребителей, фактически является временным периодом после заключения договора управления домом или перед его расторжением, необходимым для урегулирования договорных правоотношений между управляющей и ресурсоснабжающей организациями.
С момента внесения Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ изменений в ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, исключающих возможность оплаты ресурсоснабжающим организациям за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, условие соглашения о порядке проведения расчетов к договору электроснабжения от 01.02.2007 N 2135 в части электроэнергии на ОДН, по мнению суда, не подлежало применению ОАО "Томскэнергосбыт" и ООО "УК "Октябрьский массив".
В пункте 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. Положения данной нормы применяются и к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой (статья 548 ГК РФ).
Кроме того, акт приемки электроучета N И-411 от 25.03.2011 г. системы общедомового учета многоквартирного дома по адресу: г. Томск, пер. Соляной, 2 подписан представителями ООО "Горсети", ОАО "Томская энергосбытовая компания", ООО "УК "Октябрьский массив", акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, определяющий границы ответственности за состояние и обслуживание электроустановок "сетевой организации" и "потребителя" в соответствии с их балансовой принадлежностью подписан 04.04.2011 г. ООО "УК "Октябрьский массив". Указанные документы представлены в материалы проверки ОАО "Томская энергосбытовая компания".
Из изложенного следует, что управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций). Заключение управляющей организацией соответствующего договора энергоснабжения обусловлено именно наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
Как следует из п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.02.1998 г. N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.
Так, согласно п. 2 Правил N 354 ООО "УК "Октябрьский массив" является исполнителем, предоставляющим потребителю коммунальные услуги. Поэтому данное Третье лицо, с одной стороны, обязано предоставлять владельцам помещений в жилом доме коммунальные услуги, а с другой - приобретать у ресурсоснабжающих (энергоснабжающих) организаций соответствующий коммунальный ресурс.
Незаключение с ресурсоснабжающей организацией соответствующего договора, на что ссылается апеллянт, не освобождает исполнителя коммунальных услуг, являющегося по отношению к ресурсоснабжающей организации абонентом (в силу п. 2 ст. 539 ГК РФ), от обязанности оплатить стоимость потребленной тепловой энергией.
Состав общего имущества в многоквартирном доме определен в ч. 1. ст. 36 ЖК РФ и в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально - бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно - техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с п. 7 Правил N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно -распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Таким образом, получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с одновременным осуществлением функций по подаче в жилые помещения коммунальных услуг и обслуживанию внутридомовых инженерных систем.
В соответствии с положениями частей 4, 7 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений, а также собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
С учетом изложенного, возложение на граждан помимо их воли обязанности по оплате коммунальной услуги на ОДН ненадлежащему лицу (ресурсоснабжающей организации, а не исполнителю услуги), является неправомерным и влечет нарушение прав граждан как потребителей коммунальной услуги.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в судебных актах по делу N А67-3774/2013 (определением Верховного Суда Российской Федерации от 23.09.2014 N 304-КГ14-811 отказано в передаче заявления ОАО "Томскэнергосбыт" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации), N А67-5577/2013, N А67-3885/2014.
Ссылка апеллянта в обоснование своей позиции на Определение Верховного Суда РФ от 03.03.2015 N 301-КГ15-155 по делу N А43-7079/2014 не может быть принята во внимание, поскольку в данном деле установлены иные фактические обстоятельства.
Материалами дела подтверждено, что управление многоквартирным домом по адресу: г. Томск, пер. Соляной, д. 2, осуществляется управляющей организацией ООО "УК "Октябрьский массив", между управляющей компанией и ОАО "Томскэнергосбыт" в проверяемый период действовал договор энергоснабжения электрической энергией. Поскольку исполнителем коммунальной услуги являлось ООО "УК "Октябрьский массив", то основания для взимания (выставления в счетах) платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды у ОАО "Томскэнергосбыт" отсутствовали.
Таким образом, Департамент пришел к правомерному выводу о нарушении ОАО "Томскэнергосбыт" соответствующих требований ЖК РФ и Правил N 354.
Согласно п. 3 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что предписание по установленным фактам нарушений действующих правил предоставления коммунальных услуг N 4372 от 17.02.2014 г. вынесено Департаментом ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области в пределах своих полномочий и в порядке, установленном действующим законодательством, существенных нарушений процессуальных требований, повлекших принятие незаконного решения, не допущено.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе Общества, не опровергают выводы суда первой инстанции и направлены на переоценку фактических обстоятельств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, и не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Поскольку платежное поручение N 977 от 06.02.2015 года об уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. представлено в электронном виде, в соответствии с пунктом 2 параграфа 2 раздела I Порядка подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в электронном виде, утвержденного постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 N 80, вопрос о возврате излишне уплаченной государственной пошлины в размере 1500 рублей не может быть решен при отсутствии оригинала платежного документа.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Томской области от 27 января 2015 года по делу N А67-1948/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Л.Е.ХОДЫРЕВА
Судьи
С.В.КРИВОШЕИНА
Н.А.УСАНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)