Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Администрация ссылалась на то, что готова принять спорные сети в аренду сроком на три года, однако ей нужно время для подготовки всех необходимых документов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 6 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 7 октября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Айбатулина К.К., судей Кухаря В.Ф. и Чесняк Н.В., при участии в судебном заседании от истца - администрации Переясловского сельского поселения Брюховецкого района (ИНН 2327009598, ОГРН 1052315290170) - Клименко Е.В. и Сидоренко В.Н. (доверенности от 05.10.2015), от ответчика - открытого акционерного общества "ЗИП-Бытприбор" (ИНН 2327005924, ОГРН 1022303522559) - Сухинина А.П. (руководитель), рассмотрев кассационную жалобу администрации Переясловского сельского поселения Брюховецкого района на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.02.2015 (судья Нарышкина Н.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 (судьи Малыхина М.Н., Авдонина О.Г., Галов В.В.) по делу N А32-40936/2014, установил следующее.
Администрация Переясловского сельского поселения Брюховецкого района (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с иском о возложении обязанности на ОАО "ЗИП-Бытприбор" (далее - общество) не выводить из эксплуатации в течение трех лет объекты водоотведения.
Решением от 20.02.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.06.2015, в иске отказано. Суды исходили из того, что требование администрации о приостановлении вывода спорных очистных сооружений из эксплуатации не основаны на нормах Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
В кассационной жалобе администрация просит отменить судебные акты. По мнению заявителя, общество является собственником сетей водоотведения, к которым присоединены многоквартирные и частные дома, учреждения. Общество настаивает на выкупе администрацией выводимых из эксплуатации очистных сооружений, а это противоречит пункту 4 статьи 22 Закона N 416-ФЗ, предусматривающему передачу сетей водоотведения и земельного участка органу местного самоуправления в аренду. Администрация готова принять спорные сети в аренду сроком на 3 года, однако ей нужно время для подготовки всех необходимых документов.
В отзыве на жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители администрации и общества поддержали доводы жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Из материалов дела видно, что общество является собственником очистных сооружений, расположенных по адресу: Краснодарский край, Брюховецкий район, станица Переясловская, улица Набережная. Очистные сооружения осуществляют прием и очистку сточных вод государственного специально учебно-воспитательного учреждения закрытого типа "Специальная общеобразовательная школа Краснодарского края", МБДОУ ДС N 3 "Вишенка", Переясловской амбулатории МБУЗ ЦРБ Брюховецкого района, а также нескольких жилых домов.
В письмах от 28.10.2013 N 27, от 23.07.2014 N 27/1 и от 11.08.2014 N 27 общество, ссылаясь на часть 3 статьи 22 Закона N 416-ФЗ, уведомило администрацию о выводе с 28.11.2014 из эксплуатации объектов водоотведения в станице Переясловской в связи с отсутствием производственной необходимости в данном виде деятельности. Общество в письме от 11.08.2014 N 27 указало, что не ликвидирует очистные сооружения и готово передать их по акту приема-передачи в связи с изменением собственника либо по акту приема-передачи по договору аренды.
В письмах от 31.10.2013 N 2368 и от 31.07.2014 N 1384 администрация сообщила обществу о готовности принять очистные сооружения на баланс на безвозмездной основе.
В письме от 15.08.2014 N 1474 администрация сообщила обществу о том, что не согласовывает вывод из эксплуатации объекта водоотведения в станице Переясловской и потребовала приостановить вывод из эксплуатации объектов водоотведения на 3 года в соответствии с частью 5 статьи 22 Закона N 416-ФЗ.
В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Закона N 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с частью 4 статьи 8 Закона N 416-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе прекращать эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или отдельных объектов таких систем, за исключением случаев, предусмотренных указанным Законом.
Статьей 22 Закона N 416-ФЗ предусмотрен порядок вывода собственником сетей либо объектов водоотведения в связи с консервацией или сносом (демонтажом) таких объектов.
Собственники или иные законные владельцы объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, планирующие вывод их из эксплуатации, не менее чем за один год до планируемого вывода обязаны уведомить орган местного самоуправления поселения, городского округа о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такое решение не предусмотрено схемой водоснабжения и водоотведения (часть 3 статьи 22 Закона N 416-ФЗ).
Орган местного самоуправления поселения, городского округа в течение шести месяцев с момента получения уведомления о выводе объекта централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения из эксплуатации принимает решение о согласовании вывода указанного объекта из эксплуатации либо о выкупе или заключении договора аренды указанного объекта. Собственники и иные законные владельцы объекта централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, принявшие решение о выводе этого объекта из эксплуатации, не вправе отказать в выкупе или заключении договора аренды такого объекта органу местного самоуправления поселения, городского округа по цене или по размеру арендной платы, которые определяются независимым оценщиком, в случае, если такой объект используется для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения населения (часть 4 статьи 22 Закона N 416-ФЗ).
Орган местного самоуправления поселения, городского округа вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения приостановить их вывод из эксплуатации (консервацию или ликвидацию) на срок не более трех лет (одного года в случае вывода из эксплуатации объектов централизованной системы горячего водоснабжения) при наличии угрозы возникновения дефицита воды или сверхнормативных сбросов сточных вод, а собственники или иные законные владельцы указанных систем (объектов) обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления поселения.
В случае согласования вывода объекта централизованной системы водоотведения в ремонт или из эксплуатации орган местного самоуправления поселения, городского округа обязан организовать водоотведение иными способами (часть 3 статьи 22 Закона N 416-ФЗ).
Таким образом, органу местного самоуправления предоставлено два альтернативных способа реагирования на поступившее заявление о выводе объекта сетей водоотведения из эксплуатации: либо согласовать такой вывод, либо продолжать эксплуатацию соответствующего объекта самостоятельно (путем выкупа либо путем аренды).
Суды правомерно указали, что согласование органом местного самоуправления вывода объектов водоотведения из эксплуатации не означает, что последний вправе наложить запрет на такое выведение. Понуждение собственника объекта сетевого хозяйства водоотведения к продолжению эксплуатации помимо его воли невозможно и законом не допускается, за исключением прямо указанного случая приостановления реализации принятого собственником решения о выводе объекта сетей водоотведения из эксплуатации. Единственной причиной отказа в согласовании может быть доведенное до собственника сетей (объекта) решение о выкупе в муниципальную собственность либо аренде сетей (объектов). В случае, когда муниципальное образование не приняло решение о выкупе либо аренде спорного объекта сетей водоотведения, принятие решения о согласовании является обязательным. После этого реализация согласованного решения собственника о выводе объекта из эксплуатации может быть в порядке части 5 статьи 22 Закона N 416-ФЗ приостановлена на срок не более трех лет и лишь в том случае, когда установлено наличие указанных в законе оснований для приостановления.
Установленный годичный срок уведомления о предстоящем выводе объекта сетей водоотведения из эксплуатации предусмотрен в качестве достаточной гарантии предоставления органу местного самоуправления возможности подготовиться к изменению системы водоотведения или к выкупу либо аренде соответствующего объекта, в том числе путем включения в расход бюджета на очередной период соответствующих затрат.
Возможность временного приостановления вывода объекта водоотведения из эксплуатации, предусмотренная частью 5 статьи 22 Закона N 416-ФЗ, обусловлена не финансовыми возможностями муниципального образования, а с четко указанным в законе обстоятельством - наличием угрозы сверхнормативных сбросов сточных вод.
Суды установили, что обществом соблюден годичный срок уведомления, поэтому доводы администрации о необходимости приостановления вывода из эксплуатации объектов водоотведения, чтобы получить разрешительные документы, лицензии и осуществить сбор средств для реконструкции очистных сооружений, признаны необоснованными. Администрация не указала оснований для приостановления вывода объектов водоотведения из эксплуатации, предусмотренных частью 5 статьи 22 Закона N 416-ФЗ.
В кассационной жалобе администрация не привела доводов, опровергающих правильность выводов судебных инстанций.
При изложенных обстоятельствах основания для отмены судебных актов по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.02.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 по делу N А32-40936/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 07.10.2015 N Ф08-7067/2015 ПО ДЕЛУ N А32-40936/2014
Требование: Об обязании не выводить из эксплуатации в течение трех лет объекты водоотведения.Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Администрация ссылалась на то, что готова принять спорные сети в аренду сроком на три года, однако ей нужно время для подготовки всех необходимых документов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 2015 г. по делу N А32-40936/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 6 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 7 октября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Айбатулина К.К., судей Кухаря В.Ф. и Чесняк Н.В., при участии в судебном заседании от истца - администрации Переясловского сельского поселения Брюховецкого района (ИНН 2327009598, ОГРН 1052315290170) - Клименко Е.В. и Сидоренко В.Н. (доверенности от 05.10.2015), от ответчика - открытого акционерного общества "ЗИП-Бытприбор" (ИНН 2327005924, ОГРН 1022303522559) - Сухинина А.П. (руководитель), рассмотрев кассационную жалобу администрации Переясловского сельского поселения Брюховецкого района на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.02.2015 (судья Нарышкина Н.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 (судьи Малыхина М.Н., Авдонина О.Г., Галов В.В.) по делу N А32-40936/2014, установил следующее.
Администрация Переясловского сельского поселения Брюховецкого района (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с иском о возложении обязанности на ОАО "ЗИП-Бытприбор" (далее - общество) не выводить из эксплуатации в течение трех лет объекты водоотведения.
Решением от 20.02.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.06.2015, в иске отказано. Суды исходили из того, что требование администрации о приостановлении вывода спорных очистных сооружений из эксплуатации не основаны на нормах Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
В кассационной жалобе администрация просит отменить судебные акты. По мнению заявителя, общество является собственником сетей водоотведения, к которым присоединены многоквартирные и частные дома, учреждения. Общество настаивает на выкупе администрацией выводимых из эксплуатации очистных сооружений, а это противоречит пункту 4 статьи 22 Закона N 416-ФЗ, предусматривающему передачу сетей водоотведения и земельного участка органу местного самоуправления в аренду. Администрация готова принять спорные сети в аренду сроком на 3 года, однако ей нужно время для подготовки всех необходимых документов.
В отзыве на жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители администрации и общества поддержали доводы жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Из материалов дела видно, что общество является собственником очистных сооружений, расположенных по адресу: Краснодарский край, Брюховецкий район, станица Переясловская, улица Набережная. Очистные сооружения осуществляют прием и очистку сточных вод государственного специально учебно-воспитательного учреждения закрытого типа "Специальная общеобразовательная школа Краснодарского края", МБДОУ ДС N 3 "Вишенка", Переясловской амбулатории МБУЗ ЦРБ Брюховецкого района, а также нескольких жилых домов.
В письмах от 28.10.2013 N 27, от 23.07.2014 N 27/1 и от 11.08.2014 N 27 общество, ссылаясь на часть 3 статьи 22 Закона N 416-ФЗ, уведомило администрацию о выводе с 28.11.2014 из эксплуатации объектов водоотведения в станице Переясловской в связи с отсутствием производственной необходимости в данном виде деятельности. Общество в письме от 11.08.2014 N 27 указало, что не ликвидирует очистные сооружения и готово передать их по акту приема-передачи в связи с изменением собственника либо по акту приема-передачи по договору аренды.
В письмах от 31.10.2013 N 2368 и от 31.07.2014 N 1384 администрация сообщила обществу о готовности принять очистные сооружения на баланс на безвозмездной основе.
В письме от 15.08.2014 N 1474 администрация сообщила обществу о том, что не согласовывает вывод из эксплуатации объекта водоотведения в станице Переясловской и потребовала приостановить вывод из эксплуатации объектов водоотведения на 3 года в соответствии с частью 5 статьи 22 Закона N 416-ФЗ.
В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Закона N 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с частью 4 статьи 8 Закона N 416-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе прекращать эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или отдельных объектов таких систем, за исключением случаев, предусмотренных указанным Законом.
Статьей 22 Закона N 416-ФЗ предусмотрен порядок вывода собственником сетей либо объектов водоотведения в связи с консервацией или сносом (демонтажом) таких объектов.
Собственники или иные законные владельцы объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, планирующие вывод их из эксплуатации, не менее чем за один год до планируемого вывода обязаны уведомить орган местного самоуправления поселения, городского округа о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такое решение не предусмотрено схемой водоснабжения и водоотведения (часть 3 статьи 22 Закона N 416-ФЗ).
Орган местного самоуправления поселения, городского округа в течение шести месяцев с момента получения уведомления о выводе объекта централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения из эксплуатации принимает решение о согласовании вывода указанного объекта из эксплуатации либо о выкупе или заключении договора аренды указанного объекта. Собственники и иные законные владельцы объекта централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, принявшие решение о выводе этого объекта из эксплуатации, не вправе отказать в выкупе или заключении договора аренды такого объекта органу местного самоуправления поселения, городского округа по цене или по размеру арендной платы, которые определяются независимым оценщиком, в случае, если такой объект используется для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения населения (часть 4 статьи 22 Закона N 416-ФЗ).
Орган местного самоуправления поселения, городского округа вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения приостановить их вывод из эксплуатации (консервацию или ликвидацию) на срок не более трех лет (одного года в случае вывода из эксплуатации объектов централизованной системы горячего водоснабжения) при наличии угрозы возникновения дефицита воды или сверхнормативных сбросов сточных вод, а собственники или иные законные владельцы указанных систем (объектов) обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления поселения.
В случае согласования вывода объекта централизованной системы водоотведения в ремонт или из эксплуатации орган местного самоуправления поселения, городского округа обязан организовать водоотведение иными способами (часть 3 статьи 22 Закона N 416-ФЗ).
Таким образом, органу местного самоуправления предоставлено два альтернативных способа реагирования на поступившее заявление о выводе объекта сетей водоотведения из эксплуатации: либо согласовать такой вывод, либо продолжать эксплуатацию соответствующего объекта самостоятельно (путем выкупа либо путем аренды).
Суды правомерно указали, что согласование органом местного самоуправления вывода объектов водоотведения из эксплуатации не означает, что последний вправе наложить запрет на такое выведение. Понуждение собственника объекта сетевого хозяйства водоотведения к продолжению эксплуатации помимо его воли невозможно и законом не допускается, за исключением прямо указанного случая приостановления реализации принятого собственником решения о выводе объекта сетей водоотведения из эксплуатации. Единственной причиной отказа в согласовании может быть доведенное до собственника сетей (объекта) решение о выкупе в муниципальную собственность либо аренде сетей (объектов). В случае, когда муниципальное образование не приняло решение о выкупе либо аренде спорного объекта сетей водоотведения, принятие решения о согласовании является обязательным. После этого реализация согласованного решения собственника о выводе объекта из эксплуатации может быть в порядке части 5 статьи 22 Закона N 416-ФЗ приостановлена на срок не более трех лет и лишь в том случае, когда установлено наличие указанных в законе оснований для приостановления.
Установленный годичный срок уведомления о предстоящем выводе объекта сетей водоотведения из эксплуатации предусмотрен в качестве достаточной гарантии предоставления органу местного самоуправления возможности подготовиться к изменению системы водоотведения или к выкупу либо аренде соответствующего объекта, в том числе путем включения в расход бюджета на очередной период соответствующих затрат.
Возможность временного приостановления вывода объекта водоотведения из эксплуатации, предусмотренная частью 5 статьи 22 Закона N 416-ФЗ, обусловлена не финансовыми возможностями муниципального образования, а с четко указанным в законе обстоятельством - наличием угрозы сверхнормативных сбросов сточных вод.
Суды установили, что обществом соблюден годичный срок уведомления, поэтому доводы администрации о необходимости приостановления вывода из эксплуатации объектов водоотведения, чтобы получить разрешительные документы, лицензии и осуществить сбор средств для реконструкции очистных сооружений, признаны необоснованными. Администрация не указала оснований для приостановления вывода объектов водоотведения из эксплуатации, предусмотренных частью 5 статьи 22 Закона N 416-ФЗ.
В кассационной жалобе администрация не привела доводов, опровергающих правильность выводов судебных инстанций.
При изложенных обстоятельствах основания для отмены судебных актов по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.02.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 по делу N А32-40936/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
К.К.АЙБАТУЛИН
К.К.АЙБАТУЛИН
Судьи
В.Ф.КУХАРЬ
Н.В.ЧЕСНЯК
В.Ф.КУХАРЬ
Н.В.ЧЕСНЯК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)