Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июля 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Джамбулатова С.И.,
судей: Бейтуганова З.А., Годило Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Днепровским А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.04.2014 по делу N А63-1416/2014 по исковому заявлению товарищества собственников жилья "Феникс", г. Михайловск Ставропольского края, ОГРН 1032601686622, ИНН 2623017380, к субъекту Российской Федерации Ставропольский край в лице Министерства имущественных отношений Ставропольского края ОГРН 1022601949644, ИНН 2634051351, г. Ставрополь, ОГРН 1022601949644, ИНН 2634051351, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Шпаковскому району Ставропольского края, г. Михайловск Ставропольского края, государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, о взыскании задолженности за ремонт и содержание общего имущества в размере 450 515 руб. 41 коп. (судья Кузьмина М.Н.), при участии в судебном заседании: от товарищества собственников жилья "Феникс" - Рудь Н.Н. доверенность от 16.12.2013, Герасимова А.Ю. доверенность от 16.12.2013; от государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Шпаковскому району Ставропольского края - Давыдовской И.Е. доверенность N 3 от 09.01.2014; в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
установил:
товарищество собственников жилья "Феникс" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство) о взыскании задолженности за ремонт и содержание общего имущества в размере 455 467 руб. 92 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Шпаковскому району Ставропольского края и государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю.
Определениями от 14.04.2014 отказано в удовлетворении ходатайства министерства о привлечении в качестве соответчика ГУ отделение Пенсионного фонда РФ по Ставропольскому краю, приняты уточненные исковые требования в части наименования ответчика, в качестве ответчика привлечен субъект Российской Федерации Ставропольский край, г. Ставрополь.
Решением от 28.04.2014 суд взыскал с субъекта Российской Федерации Ставропольский край лице министерства за счет казны Ставропольского края в пользу товарищества задолженность за ремонт и содержание общего имущества в размере 450 515 руб. 41 коп., в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 12 010 руб. 31 коп.
Не согласившись с принятым решением, министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению, заявителя, он является ненадлежащим ответчиком по данному делу, так как имущество, являющееся государственной собственностью Ставропольского края, передано в безвозмездное пользование государственному учреждению - отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю, которое должно нести затраты, связанные с эксплуатацией и содержанием указанного имущества.
В судебном заседании представители товарищества просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Шпаковскому району Ставропольского края оставил разрешение вопроса на усмотрение суда.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что товарищество осуществляет техническое содержание и ремонт общего имущества второй очереди многоквартирного жилого дома N 183 по адресу: г. Михайловск, ул. Ленина, на основании свидетельства о государственной регистрации ТСЖ Феникс от 28.10.2003, Устава и Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ.
Согласно п. 1.4. Устава, зарегистрированного ИМНС России N 2645 28.10.2003 за ОГРН 1032601686622, товарищество является объединением собственников жилых помещений в 48 квартирном жилом доме, со 2-го по 5-ый этаж, а также другого недвижимого имущества, непосредственно связанного с жилым домом, являющегося их общей собственностью и расположенного в границах единого комплекса недвижимого имущества. Помещения на первом этаже 48 квартирного жилого дома используются Управлением пенсионного фонда по Шпаковскому району и индивидуальным предпринимателем Пензевой Н.И. Последней помещения принадлежат на праве собственности.
Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 11.12.2013 N 26-26-01/104/2013-43577, нежилые помещения, расположенные по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, г. Михайловск, ул. Ленина, 183, помещения 6-34, 36-61, общей площадью 1253,8 кв. м принадлежат на праве собственности Ставропольскому краю.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 ЖК РФ цена на оплату услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома устанавливаются органами местного самоуправления. Начисление ежемесячного платежа производится путем умножения площади помещения на тариф, устанавливаемый органами местного самоуправления. Таким образом, на основании решений думы муниципального образования г. Михайловска Ставропольского края устанавливалась цена за ремонт и содержание в период: с 01.12.2010 - по 31.12.2010 Решение думы г. Михайловска N 405 от 17.12.2009 в размере 9,79 руб. за кв. м; с 01.01.2011 - по 31.07.2011 Решение думы г. Михайловска N 405 от 17.12.2009 в размере 9,79 руб. за кв. м.
- С 01.08.2011 размер ежемесячного платежа устанавливался согласно протоколам общих собраний. Так, с 01.08.2011- по 28.02.2013 в размере 9 руб. за кв. м (протокол общего собрания собственников б/н от 05.07.2011); с 01.03.2013 - по 31.12.2013 в размере 11 руб. за кв. м (протокол общего собрания собственников N 1 от 24.02.2013);
- За период с 01.12.2010 по 31.12.2013 включительно у собственника образовалась задолженность в размере 450 515 руб. 41 коп. (с учетом уточнений).
В связи с отказом оплатить задолженность в досудебном порядке министерство обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с настоящим иском.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации также установлено, что бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений.
Согласно статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу пункта 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
На основании положений раздела VIII ЖК РФ и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственнику помещения, находящегося в многоквартирном доме, предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждения перечня работ и услуг, условий их оказания и размера финансирования за счет собственных средств.
Субъект Российской Федерации Ставропольский край, в лице министерства имущественных отношений Ставропольского края являющийся собственником упомянутых нежилых помещения, в силу закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества и долю обязательных расходов, на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, которая определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии с пунктом 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, а согласно п. 5 части 2 обязанность по внесению платы возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Согласно пунктам 2, 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуга для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт.
Письмом Минрегионразвития РФ от 12.10.2006 N 9555-РМ/07 "Об особенностях установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, и коммунальные услуги в связи с принятием постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491" разъяснено, что размер платы собственников помещений за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно пункту 11 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75, управляющая организация вправе взимать с собственников помещений плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги в порядке, предусмотренном условиями конкурса и договором управления многоквартирным домом, с самого начала выполнения обязательств.
На основании статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям и т.д. (собственность субъекта Российской Федерации). От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
На основании подпункта 20 пункта 9.5 положения о министерстве имущественных отношений Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 06 марта 2012 N 137, министерство осуществляет содержание имущества казны, являясь исполнительным органом субъекта Российской Федерации, Ставропольский край в сфере распоряжения имуществом Ставропольского края и осуществляет соответствующие права и обязанности от его имени.
Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 11 декабря 2013 N 26-26-01/104/2013-43577, нежилые помещения расположенные по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, г. Михайловск, ул. Ленина, 183, помещения 6-34, 36-61, общей площадью 1253,8 кв. м принадлежат на праве собственности Ставропольскому краю.
Факт передачи титула распоряжения иному субъекту, в частности, государственному учреждению - отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю, не влияет на изменение права собственности, которое остается собственностью субъекта Российской Федерации Ставропольский край. Соответственно, заключение Министерством имущественных отношений Ставропольского края - исполнительным органом субъекта Российской Федерации Ставропольский край, договора безвозмездного пользования имуществом государственной собственности Ставропольского края N 675 от 27.09.2002 с государственным учреждением - отделением пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю, в отношении спорного объекта не изменяет субъекта собственности, а лишь реализует права субъекта Российской Федерации Ставропольский край, по его использованию.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование товарищества о взыскании долга по оплате услуг на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома расположенного по адресу: г. Михайловск, ул. Ленина 183, в котором находятся нежилые помещения, являющиеся собственностью субъекта Российской Федерации Ставропольский край, за период с декабря 2010 по декабрь 2013 с собственника указанного имущества, субъекта Российской Федерации Ставропольский край, в лице министерства имущественных отношений Ставропольского края за счет казны Ставропольского края, поскольку в силу статьи 214 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности субъекту Российской Федерации Ставропольскому краю, является собственностью субъекта Российской Федерации, который должен нести расходы по его содержанию.
Довод министерства о том, что ответственность должен нести пользователь, ссудополучатель по договору безвозмездного пользования имуществом государственной собственности Ставропольского края, признается неправомерным, поскольку обязанность по несению расходов по содержанию общего имущества пропорционально доли находящегося в собственности имущества, лежит на собственнике данного имущества в силу закона, а из договора безвозмездного пользования имуществом государственной собственности Ставропольского края не следует, что на пользователя возложены и он принял на себя несение расходов по обязательным платежам за оказание услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома.
Из условий договора следует, что управление приняло на себя обязательства по принятию необходимых мер, связанных с эксплуатацией, содержанием (текущий и капитальный ремонт) и рациональным использованием имущества. Таким образом, из условий договора не следует, что пользователь обязан нести расходы по обязательным платежам перед управляющей компанией за собственника, за оказание услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома N 183 по ул. Ленина г. Михайловск.
Кроме того, взаимоотношения собственника имущества с третьими лицами не могут быть основанием для его освобождения от оплаты затрат на содержание и текущий ремонт имущества.
В связи с удовлетворением заявленных требований, госпошлина по иску в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно отнесена на ответчика.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам, приведенным в жалобе.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.04.2014 по делу N А63-1416/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.И.ДЖАМБУЛАТОВ
Судьи
З.А.БЕЙТУГАНОВ
Н.Н.ГОДИЛО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.07.2014 ПО ДЕЛУ N А63-1416/2014
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июля 2014 г. по делу N А63-1416/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июля 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Джамбулатова С.И.,
судей: Бейтуганова З.А., Годило Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Днепровским А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.04.2014 по делу N А63-1416/2014 по исковому заявлению товарищества собственников жилья "Феникс", г. Михайловск Ставропольского края, ОГРН 1032601686622, ИНН 2623017380, к субъекту Российской Федерации Ставропольский край в лице Министерства имущественных отношений Ставропольского края ОГРН 1022601949644, ИНН 2634051351, г. Ставрополь, ОГРН 1022601949644, ИНН 2634051351, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Шпаковскому району Ставропольского края, г. Михайловск Ставропольского края, государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, о взыскании задолженности за ремонт и содержание общего имущества в размере 450 515 руб. 41 коп. (судья Кузьмина М.Н.), при участии в судебном заседании: от товарищества собственников жилья "Феникс" - Рудь Н.Н. доверенность от 16.12.2013, Герасимова А.Ю. доверенность от 16.12.2013; от государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Шпаковскому району Ставропольского края - Давыдовской И.Е. доверенность N 3 от 09.01.2014; в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
установил:
товарищество собственников жилья "Феникс" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство) о взыскании задолженности за ремонт и содержание общего имущества в размере 455 467 руб. 92 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Шпаковскому району Ставропольского края и государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю.
Определениями от 14.04.2014 отказано в удовлетворении ходатайства министерства о привлечении в качестве соответчика ГУ отделение Пенсионного фонда РФ по Ставропольскому краю, приняты уточненные исковые требования в части наименования ответчика, в качестве ответчика привлечен субъект Российской Федерации Ставропольский край, г. Ставрополь.
Решением от 28.04.2014 суд взыскал с субъекта Российской Федерации Ставропольский край лице министерства за счет казны Ставропольского края в пользу товарищества задолженность за ремонт и содержание общего имущества в размере 450 515 руб. 41 коп., в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 12 010 руб. 31 коп.
Не согласившись с принятым решением, министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению, заявителя, он является ненадлежащим ответчиком по данному делу, так как имущество, являющееся государственной собственностью Ставропольского края, передано в безвозмездное пользование государственному учреждению - отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю, которое должно нести затраты, связанные с эксплуатацией и содержанием указанного имущества.
В судебном заседании представители товарищества просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Шпаковскому району Ставропольского края оставил разрешение вопроса на усмотрение суда.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что товарищество осуществляет техническое содержание и ремонт общего имущества второй очереди многоквартирного жилого дома N 183 по адресу: г. Михайловск, ул. Ленина, на основании свидетельства о государственной регистрации ТСЖ Феникс от 28.10.2003, Устава и Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ.
Согласно п. 1.4. Устава, зарегистрированного ИМНС России N 2645 28.10.2003 за ОГРН 1032601686622, товарищество является объединением собственников жилых помещений в 48 квартирном жилом доме, со 2-го по 5-ый этаж, а также другого недвижимого имущества, непосредственно связанного с жилым домом, являющегося их общей собственностью и расположенного в границах единого комплекса недвижимого имущества. Помещения на первом этаже 48 квартирного жилого дома используются Управлением пенсионного фонда по Шпаковскому району и индивидуальным предпринимателем Пензевой Н.И. Последней помещения принадлежат на праве собственности.
Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 11.12.2013 N 26-26-01/104/2013-43577, нежилые помещения, расположенные по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, г. Михайловск, ул. Ленина, 183, помещения 6-34, 36-61, общей площадью 1253,8 кв. м принадлежат на праве собственности Ставропольскому краю.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 ЖК РФ цена на оплату услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома устанавливаются органами местного самоуправления. Начисление ежемесячного платежа производится путем умножения площади помещения на тариф, устанавливаемый органами местного самоуправления. Таким образом, на основании решений думы муниципального образования г. Михайловска Ставропольского края устанавливалась цена за ремонт и содержание в период: с 01.12.2010 - по 31.12.2010 Решение думы г. Михайловска N 405 от 17.12.2009 в размере 9,79 руб. за кв. м; с 01.01.2011 - по 31.07.2011 Решение думы г. Михайловска N 405 от 17.12.2009 в размере 9,79 руб. за кв. м.
- С 01.08.2011 размер ежемесячного платежа устанавливался согласно протоколам общих собраний. Так, с 01.08.2011- по 28.02.2013 в размере 9 руб. за кв. м (протокол общего собрания собственников б/н от 05.07.2011); с 01.03.2013 - по 31.12.2013 в размере 11 руб. за кв. м (протокол общего собрания собственников N 1 от 24.02.2013);
- За период с 01.12.2010 по 31.12.2013 включительно у собственника образовалась задолженность в размере 450 515 руб. 41 коп. (с учетом уточнений).
В связи с отказом оплатить задолженность в досудебном порядке министерство обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с настоящим иском.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации также установлено, что бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений.
Согласно статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу пункта 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
На основании положений раздела VIII ЖК РФ и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственнику помещения, находящегося в многоквартирном доме, предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждения перечня работ и услуг, условий их оказания и размера финансирования за счет собственных средств.
Субъект Российской Федерации Ставропольский край, в лице министерства имущественных отношений Ставропольского края являющийся собственником упомянутых нежилых помещения, в силу закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества и долю обязательных расходов, на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, которая определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии с пунктом 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, а согласно п. 5 части 2 обязанность по внесению платы возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Согласно пунктам 2, 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуга для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт.
Письмом Минрегионразвития РФ от 12.10.2006 N 9555-РМ/07 "Об особенностях установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, и коммунальные услуги в связи с принятием постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491" разъяснено, что размер платы собственников помещений за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно пункту 11 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75, управляющая организация вправе взимать с собственников помещений плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги в порядке, предусмотренном условиями конкурса и договором управления многоквартирным домом, с самого начала выполнения обязательств.
На основании статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям и т.д. (собственность субъекта Российской Федерации). От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
На основании подпункта 20 пункта 9.5 положения о министерстве имущественных отношений Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 06 марта 2012 N 137, министерство осуществляет содержание имущества казны, являясь исполнительным органом субъекта Российской Федерации, Ставропольский край в сфере распоряжения имуществом Ставропольского края и осуществляет соответствующие права и обязанности от его имени.
Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 11 декабря 2013 N 26-26-01/104/2013-43577, нежилые помещения расположенные по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, г. Михайловск, ул. Ленина, 183, помещения 6-34, 36-61, общей площадью 1253,8 кв. м принадлежат на праве собственности Ставропольскому краю.
Факт передачи титула распоряжения иному субъекту, в частности, государственному учреждению - отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю, не влияет на изменение права собственности, которое остается собственностью субъекта Российской Федерации Ставропольский край. Соответственно, заключение Министерством имущественных отношений Ставропольского края - исполнительным органом субъекта Российской Федерации Ставропольский край, договора безвозмездного пользования имуществом государственной собственности Ставропольского края N 675 от 27.09.2002 с государственным учреждением - отделением пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю, в отношении спорного объекта не изменяет субъекта собственности, а лишь реализует права субъекта Российской Федерации Ставропольский край, по его использованию.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование товарищества о взыскании долга по оплате услуг на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома расположенного по адресу: г. Михайловск, ул. Ленина 183, в котором находятся нежилые помещения, являющиеся собственностью субъекта Российской Федерации Ставропольский край, за период с декабря 2010 по декабрь 2013 с собственника указанного имущества, субъекта Российской Федерации Ставропольский край, в лице министерства имущественных отношений Ставропольского края за счет казны Ставропольского края, поскольку в силу статьи 214 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности субъекту Российской Федерации Ставропольскому краю, является собственностью субъекта Российской Федерации, который должен нести расходы по его содержанию.
Довод министерства о том, что ответственность должен нести пользователь, ссудополучатель по договору безвозмездного пользования имуществом государственной собственности Ставропольского края, признается неправомерным, поскольку обязанность по несению расходов по содержанию общего имущества пропорционально доли находящегося в собственности имущества, лежит на собственнике данного имущества в силу закона, а из договора безвозмездного пользования имуществом государственной собственности Ставропольского края не следует, что на пользователя возложены и он принял на себя несение расходов по обязательным платежам за оказание услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома.
Из условий договора следует, что управление приняло на себя обязательства по принятию необходимых мер, связанных с эксплуатацией, содержанием (текущий и капитальный ремонт) и рациональным использованием имущества. Таким образом, из условий договора не следует, что пользователь обязан нести расходы по обязательным платежам перед управляющей компанией за собственника, за оказание услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома N 183 по ул. Ленина г. Михайловск.
Кроме того, взаимоотношения собственника имущества с третьими лицами не могут быть основанием для его освобождения от оплаты затрат на содержание и текущий ремонт имущества.
В связи с удовлетворением заявленных требований, госпошлина по иску в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно отнесена на ответчика.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам, приведенным в жалобе.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.04.2014 по делу N А63-1416/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.И.ДЖАМБУЛАТОВ
Судьи
З.А.БЕЙТУГАНОВ
Н.Н.ГОДИЛО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)