Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 09.04.2014 N 1-АПГ14-5

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 апреля 2014 г. N 1-АПГ14-5


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Анишиной В.И. и Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Рустановича И.Б. и Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области на решение Архангельского областного суда от 26 декабря 2013 года, которым частично удовлетворено заявление Рустановича И.Б., Гордейчука С.Л., Монаховой С.С., Колмаковой Т.Г., Федоровцевой З.В., Черноморца И.О., Широкого В.Е., Щетинина Н.И., Горчакова А.В., Ахметовой Е.А. и Бакановой М.А. о признании недействующими отдельных положений постановления Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 20 августа 2013 г. N 112-пн "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению на общедомовые нужды в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования "Северодвинск".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения представителей Рустановича И.Б. - Мамонтовой Н.Ю. и Барабаша Д.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы Рустановича И.Б. и возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, представителей Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области Хвостова В.Е., Разживина А.Г. и Царевой В.В., поддержавших доводы своей апелляционной жалобы и возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы Рустановича И.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда отменить в части, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области 20 августа 2013 г. принято постановление N 112-пн "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению на общедомовые нужды в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования "Северодвинск" (далее - Постановление), которое было опубликовано в издании "Волна" 27 августа 2013 г., N 33.
Пунктом 1 Постановления утверждены определенные расчетным методом нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению на общедомовые нужды в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования "Северодвинск", согласно приложениям N 1 и N 2 к Постановлению.
Пунктом 2 Постановления установлено, что:
1) приложение N 1 к настоящему постановлению вступает в силу со дня его официального опубликования, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2012 года по 25 апреля 2013 года включительно, и применяется в целях проведения перерасчета платы граждан за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению на общедомовые нужды;
2) приложение N 2 к настоящему постановлению вступает в силу со дня его официального опубликования, распространяется на правоотношения, возникшие с 26 апреля 2013 года по 14 мая 2013 года включительно, и применяется в целях проведения перерасчета платы граждан за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению на общедомовые нужды.
Рустанович И.Б., Гордейчук С.Л., Монахова С.С., Колмакова Т.Г., Федоровцева З.В., Черноморец И.О., Широкий В.Е., Щетинин Н.И., Горчаков А.В., Ахметова Е.А. и Баканова М.А. обратились в суд с заявлением о признании не действующими с момента принятия приложения N 1 к Постановлению в части утверждения нормативов на общедомовые нужды для девятиэтажных многоквартирных жилых домов, оборудованных системами холодного и горячего водоснабжения: ваннами (1500 мм и более) и душем в размере "0,263", "0,173", "0,436" и пункта 3 приложения N 2 к Постановлению в части утверждения нормативов в размере "0,026", "0,026", "0"; приложение N 1 к Постановлению в части утверждения нормативов для пятиэтажных многоквартирных жилых домов оборудованных системами холодного и горячего водоснабжения с ваннами (1500 мм и более) душем в размере "0,269", "0,181", "0,450" и пункта 3 приложения N 2 к Постановлению в части утверждения нормативов в размере "0,037", "0,037" и "0"; приложение N 1 к Постановлению в части утверждения нормативов для трехэтажных многоквартирных жилых домов, оборудованных системам холодного и горячего водоснабжения с ваннами (1500 мм и более) и душем в размере "0,201", "0,138", "0,339" и пункта 3 приложения N 2 к Постановлению в части утверждения норматива в размере "0,035", "0,035", "0", ссылаясь на их противоречие статьям 6 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306. По мнению заявителей, оспариваемым актом проведено разделение применения установленных нормативов потребления коммунальных услуг для разных периодов времени в связи с принятием новой редакции федерального акта, содержащего иную методику (формулу) определения данного норматива. При этом непосредственно нормативы для каждого периода установлены разные и разница в величинах между нормативами потребления отдельной коммунальной услуги за каждый период времени достигает разницы более чем в 200 раз.
Решением Архангельского областного суда от 26 декабря 2013 года заявление Рустановича И.Б., Гордейчука С.Л., Монаховой С.С., Колмаковой Т.Г., Федоровцевой З.В., Черноморца И.О., Широкого В.Е., Щетинина Н.И., Горчакова А.В., Ахметовой Е.А. и Бакановой М.А. удовлетворено частично, признано не действующим со дня вступления в силу постановление Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 20 августа 2013 г. N 112-пн в части утверждения нормативов на общедомовые нужды: для 3-этажных многоквартирных жилых домов, оборудованных системами холодного и горячего водоснабжения, с ваннами (1500 мм и более) и душем - приложение N 1 показатели "0,201", "0,138", "0,339"; для 5-этажных многоквартирных жилых домов, оборудованных системами холодного и горячего водоснабжения, с ваннами (1500 мм и более) и душем - приложение N 1 показатели "0,269", "0,181", "0,450"; для 8 - 9-этажных многоквартирных жилых домов, оборудованных системами холодного и горячего водоснабжения, с ваннами (1500 мм и более) и душем - приложение N 1 показатели "0,263", "0,173", "0,436".
В остальной части требования заявителей оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Рустанович И.Б. просит решение в части отказа в удовлетворении требований отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения в части удовлетворения требований, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Удовлетворяя заявление в части признания недействующими отдельных положений приложения N 1 к постановлению от 20 августа 2013 г. N 112-пн, суд исходил из того, что расчеты оспариваемых нормативов не могли производиться по формуле N 26, приведенной в пункте 27 приложения к Правилам в их первоначальной редакции, т.к. данная формула фактически не действовала в силу издания более позднего акта и на момент принятия оспариваемого акта не могла применяться как не имеющая юридической силы.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда, поскольку они основаны на неправильном применении и толковании норм материального права.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
23 мая 2006 года Постановлением Правительства Российской Федерации N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила), которыми определен порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Пунктом 3 Правил установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).
При установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: метод аналогов; расчетный метод (пункт 19 Правил).
Приложением к Постановлению Правительства Российской Федерации N 306 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. N 258) утверждены формулы для определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Так, согласно пункту 27 Приложения к приведенному Постановлению Правительства Российской Федерации нормативы потребления коммунальной услуги по холодному (горячему) водоснабжению на общедомовые нужды (куб. м в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяются по формуле 26.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 г. N 344 пункт 27 Приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 26 мая 2006 г. N 306 изложен в новой редакции, которая вступила в силу и подлежит применению с 26 апреля 2013 года.
Из приведенного выше следует, что Постановление Правительства Российской Федерации N 306 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. N 258 применялось для расчета нормативов с 1 сентября 2012 г. по 25 апреля 2013 г., а в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 г. N 344 для расчета нормативов с 26 апреля 2013 года. При этом сравнительный анализ редакций пункта 27 Приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации содержащего формулу 26 свидетельствует о том, что данные формулы не идентичны, содержат различные исходные данные и размеры нормативов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 22 августа 2012 г. Министерством энергетики и связи Архангельской области принято постановление N 11-пн, которым были утверждены определенные расчетным методом с применением формулы расчета 26 нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению в жилых помещениях в многоквартирных домах, жилых домах и на общедомовые нужды в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования "Северодвинск".
Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 15 мая 2013 г. признано не действующим с момента его принятия постановление Министерства энергетики и связи Архангельской области от 22 августа 2012 г. N 11-пн в части утверждения нормативов на общедомовые нужды на холодное водоснабжение.
Во исполнение указанного судебного акта, в целях проведения перерасчета платы граждан за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению на общедомовые нужды, уполномоченным органом Архангельской области 20 августа 2013 г. издано оспариваемое в настоящем деле Постановление, действие которого согласно пункту 2 распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2012 года по 25 апреля 2013 года включительно (приложение N 1).
При этом принятые в Приложении N 1 к оспариваемому Постановлению нормативы потребления коммунальных услуг установлены в меньшем размере, чем ранее установленные, в связи с чем в целях восстановления прав граждан им должен быть произведен соответствующий перерасчет, с целью которого и принято оспариваемое Постановление.
Ввиду изложенного Судебная коллегия приходит к выводу о том, что распространение действия приложения N 1 на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2012 года по 25 апреля 2013 года включительно, требованиям федерального законодательства не противоречит. О каких-либо нарушениях в расчетах или фактах использования недостоверных данных при установлении нормативов (приложение N 1 к Постановлению) сторонами не было заявлено, судом не установлено.
Таким образом, решение Архангельского областного суда в части удовлетворения требований заявителей не может быть признано законным и подлежит отмене, поскольку к правоотношениям по повторному установлению нормативов потребления коммунальных услуг с 1 сентября 2012 года в случае признания ранее установленных нормативов не действующими судом с момента их принятия в связи с нарушением федерального законодательства, применимо федеральное законодательство, действовавшее на соответствующий период (на 1 сентября 2012 года), как это и сделано в оспариваемом акте. Иное означало бы распространение на прошлое время вновь введенного (с 26 апреля 2013 года) федеральным актом метода (формулы) исчисления таких нормативов, что недопустимо, поскольку влечет нарушение принципа действия норм права во времени, может повлечь нарушение принципа равенства всех перед законом, поскольку для всех участников названных правоотношений в Российской Федерации данные нормативы определялись именно по действовавшей на тот период времени (на 1 сентября 2012 года) методике (формуле).
Между тем, Судебная коллегия находит правильным суждение суда о соответствии оспариваемого нормативного правового акта в части утверждения приложения N 2 к Постановлению требованиям федерального законодательства, в частности, Постановления Правительства Российской Федерации N 306 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 г. N 344), по приведенным об этом в решении суда мотивам. Доводы апелляционной жалобы в этой части не могут служить основанием к отмене решения, поскольку основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Архангельского областного суда от 26 декабря 2013 года о признании не действующим постановления Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 20 августа 2013 г. N 112-пн в части утверждения нормативов на общедомовые нужды: для 3-этажных многоквартирных жилых домов, оборудованных системами холодного и горячего водоснабжения, с ваннами (1500 мм и более) и душем - приложение N 1 показатели "0,201", "0,138", "0,339"; для 5-этажных многоквартирных жилых домов, оборудованных системами холодного и горячего водоснабжения, с ваннами (1500 мм и более) и душем - приложение N 1 показатели "0,269", "0,181", "0,450"; для 8 - 9-этажных многоквартирных жилых домов, оборудованных системами холодного и горячего водоснабжения, с ваннами (1500 мм и более) и душем - приложение N 1 показатели "0,263", "0,173", "0,436" - отменить, принять по делу новое решение, которым заявление Рустановича И.Б., Гордейчука С.Л., Монаховой С.С., Колмаковой Т.Г., Федоровцевой З.В., Черноморца И.О., Широкого В.Е., Щетинина Н.И., Горчакова А.В., Ахметовой Е.А. и Бакановой М.А. в указанной части оставить без удовлетворения.
В остальной части решение Архангельского областного суда от 26 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Рустановича И.Б. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)