Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.01.2015 N 10АП-14491/2014 ПО ДЕЛУ N А41-43260/14

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 января 2015 г. по делу N А41-43260/14


Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2015 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Игнахиной М.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гулиевым А.Ф.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Реал-Сервис" - Юрьева В.В. (представителя по доверенности от 11.01.2015),
от Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Щесновича А.А. (представителя по доверенности от 13.10.2014),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Реал-Сервис" на решение Арбитражного суда Московской области от 07.10.2014 по делу N А41-43260/14, принятое судьей Обарчуком А.А.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Реал-Сервис" (далее - обществом) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным и отмене вынесенного Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - управление) предписания от 18.04.2014 N 1-45-00725-19-2014.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07.10.2014 в удовлетворении требования отказано.
Как следует из апелляционной жалобы общества и выступления его представителя в судебных заседаниях апелляционного суда, общество просит решение суда первой инстанции отменить в той части, в которой обществу отказано в удовлетворении требований по оспариванию пунктов 3, 4 предписания управления, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств по делу, неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в этой части.
В пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" указано на то, что при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания; вместе с тем при наличии в возражениях на жалобу доводов, касающихся обжалования судебного акта в иной части, чем та, которая указана в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебного акта в пределах, определяемых апелляционной жалобой и доводами, содержащимися в возражениях на жалобу.
Поскольку общество не согласно с решением суда первой инстанции лишь в части признания законными пунктов 3, 4 предписания управления, а возражений против проверки решения суда только в данной части от управления не поступило, апелляционный суд проверяет решение суда первой инстанции только в этой части.
Представитель управления в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
В ходе проверки деятельности общества на предмет соответствия законодательству Российской Федерации выявлены следующие нарушения в том числе:
- с 01.01.2013 дополнительной строкой в платежном документе начисляется плата за "Утилизацию и захоронение ТБО" в размере 0,71 руб./кв. м (до 01.07.2013) и 0,72 руб./кв. м (после 01.07.2013),
- в платежный документ включена дополнительная услуга "домофон" в отсутствие решения общего собрания собственников об установлении размера платы (акт от 18.04.2014 N 1-45-00725-19-2014).
По результатам проверки обществу выдано предписание от 18.04.2014 N 1-45-00725-19-2014 об устранении выявленных нарушений.
Не согласившись с этим предписанием от 18.04.2014, общество 17.07.2014 оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции признал их не обоснованными, предписание управления - законным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
В силу части 1 статьи 44 Жилищного кодекса общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
В соответствии с частью 5 статьи 156 Жилищного кодекса решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном Жилищным кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Частью 7 статьи 156 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Жилищного кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пункт 2 части 1 статьи 154 ЖК РФ).
Управлением в данном случае выявлено и материалами дела подтверждается, что решение о размере платы за "Захоронение и утилизацию ТБО", равно как и решение о необходимости оплаты "Домофона" общим собрание собственников многоквартирных домов не принималось.
Решения общего собрания собственников многоквартирных домов по указанным вопросам в ходе судебного заседания обществом не представлены.
Представленное письмо от 13.12.2010 ООО "ПУ Тодес", даже при наличии заявления собственников, не является решением общего собрания собственников многоквартирного дома и ЖК РФ не предусмотрено как его альтернатива.
Кроме того, из содержания этого письма не следует, что речь идет именно о принятии решения по оплате "Домофона", не ясно какое число заявлений по каждому из домов было подано и отражают ли они волю всех собственников помещений.
В судебных заседаниях апелляционного суда представитель общества признал факт принятия платы "Домофон" от жильцов дома.
То обстоятельство (как пояснил представитель общества), общество перечисляло плату организации, обслуживающей домофоны жильцов, не позволяло с учетом приведенных положений жилищного законодательства и документов, имеющихся в материалах дела, признать законным указание такой платы в платежных документах, выставляемых жильцам и принятие соответствующих денежных средств.
В соответствии с частью 1 статьи 154 Жилищного кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги.
Согласно части 2 той же статьи Жилищного кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В общество в платежных документах, выставляемых жильцам, дополнительной строкой (помимо строки "Содержание и ремонт") указывает плату "Утилизация ТБО" (см., например, л.д. 36)
Между тем в силу подпункта "в" пункта 1.2.23 договора управления от 07.03.2008 собственник обязан нести расходы по жилищно-коммунальному обслуживанию помещений собственников и содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме путем перечисления платы за вывоз мусора, предусматривающего покрытие необходимых затрат по сбору, вывозу и утилизации бытового мусора собственника по ставкам, утвержденным в установленном порядке органами местного самоуправления.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, включение в договор управления домом условий о возможности управляющей компании осуществлять мероприятия по вывозу твердых бытовых отходов самостоятельно или путем привлечения подрядных организаций (пункт 1.1.2) и включению в расходы по жилищно-коммунальному обслуживанию платы за вывоз мусора (пункт 1.2.23) не освобождало общество от предусмотренной законом обязанности поставить на обсуждение общего собрания собственников вопрос о необходимости внесения и о размере платы за "Захоронение и утилизацию ТБО".
Из доводов общества, материалов дела, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 07.10.2014 по делу N А41-43260/14 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО

Судьи
М.В.ИГНАХИНА
М.А.НЕМЧИНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)