Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 марта 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Кузнецова В.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никоновой Т.В.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Новоградсервис" - извещен, не явился,
- от Государственной жилищной инспекции Самарской области - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании 24 марта 2014 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Новоградсервис",
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 января 2014 года по делу N А55-22854/2013, судья Мешкова О.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новоградсервис", (ОГРН 1086330000096),
к Государственной жилищной инспекции Самарской области,
об оспаривании постановления N г.о. Нов-12373 от 27.08.2013 г.,
Общество с ограниченной ответственностью "Новоградсервис" г. Новокуйбышевск обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об отмене постановления N г.о. Нов-12373 от 27.08.2013 г. Государственной жилищной инспекции Самарской области, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 000 руб., и освобождении от ответственности.
Решением суда первой инстанции от 22 января 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 130-134).
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Новоградсервис" просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно.
Отмечает, что после проведения замер температуры горячей воды по адресу ул. Ворошилова д. 20 была проведена претензионная работа с ОАО "Волжская ТГК" исх. N 3976 от 22.08.2013 г., с требованием обеспечить подачу горячей воды надлежащего уровня до ввода в дом, однако с их стороны не были приняты меры по устранению нарушений.
Кроме того, в соответствии с нормами статьи 3.1. КоАП РФ целью назначения административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. В данном случае, назначение наказания не достигнет указанных в законодательстве целей и ляжет дополнительным финансовым бременем на управляющую организацию. Штраф в размере 5 000 руб. сократит возможности управляющей компании по неотложному ремонту общего имущества многоквартирных домов.
Ответчик считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве от 18.03.2014 г.
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
На основании поступившего через Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в Государственную жилищную инспекцию Самарской области обращения жильца распоряжением от 19.06.2013 г. инспекцией назначена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Новоградсервис".
08.07.2013 года Государственной жилищной инспекцией Самарской области в ходе проведении внеплановой проверки проведенной по адресу: Самарская область. городской округ Новокуйбышевск, ул. Ворошилова, д. 20 выявлено нарушение предоставления услуги по горячему водоснабжению, выразившаяся в нарушении температурного режима горячего водоснабжения в точке разбора в квартире N 39, которая на момент проверки составляла + 40, 5 °C, тем самым нарушены Закон РФ от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", части 1. 1.1., 1.2., 2.3., 16 статьи 161, часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ, подпункт а) пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 (далее - Правила содержания), пункты 2.3.1., 2.3.3., 2.3.4., 5.3.1., 5.3.2., 5.3.4., 5.3.7. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ 27.09.2003 года N 170 (далее - ПиН ТЭЖФ), подпункт а) пункта 31, подпункт а) пункта 33, пункт 5 Приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354 (далее Правила), СанПиН 2.1.4.2496-09.
По результатам проверки составлен акт проверки N г.о. Нов-12373 от 08.07.2013 г. и в отношении ООО "Новоградсервис" 09.07.2013 года составлен протокол N г.о. Нов-12373 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ, при составлении которого участвовал представитель общества по доверенности Волкова О.М.
Административным органом в отношении заявителя принято постановление N г.о. Нов-12373, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб., которое получено заявителем 02.10.2013 г. (л.д. 7).
Заявитель, не согласившись с постановлением административного органа, обратился в Арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.
22 января 2014 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение.
Отказывая заявителю в удовлетворении требований, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
ООО "Новоградсервис" по результатам конкурса N 1/12-ЖФ по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в городском округе Новокуйбышевск (01.02.2013-01.02.2016 г.) (протокол N 1/12-ЖФ от 09.01.2013-10.01.2013 г.), проведенного Администрацией городского округа Новокуйбышевск Самарской области, является управляющей организацией, обслуживающей многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Самарская область, городской округ Новокуйбышевск, ул. Ворошилова, д. 20, осуществляет работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома за счет средств собственников и нанимателей жилых помещений.
Согласно конкурсной документации в перечень работ по конкурсу N 1/12-ЖФ входит содержание и текущий ремонт подвалов и инженерного оборудования многоквартирных домов, а также предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в том числе по горячему водоснабжению.
Договор управления многоквартирным домом по адресу Самарская область, городской округ Новокуйбышевск, ул. Ворошилова, д. 20 на момент проверки в установленном порядке не был заключен, однако содержание и текущий ремонт общего имущества, а также предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме проводится силами ООО "Новоградсервис" и подрядных организаций, с которыми у общества заключены договоры подряда на основании утвержденных Обществом смет.
Фактическое наличие договорных отношений по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества в указанном доме и ООО "Новоградсервис", в которых Общество выступает в качестве управляющей организации, осуществляющей предоставление за плату коммунальных услуг, в том числе по горячему водоснабжению, подтвержден материалами дела.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354.
В соответствии с пунктом 2 указанных Правил N 354 под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя по подаче потребителю любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме.
Исполнителем данных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Исходя из пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
К коммунальным ресурсам Правила N 354 относят холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, природный газ, тепловую энергию, используемые для предоставления коммунальных услуг.
Требования к качеству коммунальных услуг определены в Приложении N 1 Правил N 354.
Согласно понятия подпункта "б" пункта 4 Правил, потребителю предоставляются коммунальные услуги по горячему водоснабжению. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
В соответствие с пунктом 5.3.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года N 170 (далее ПиН ТЭЖФ), расход воды на горячее водоснабжение жилых зданий должен обеспечиваться исходя из установленных норм.
Качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям ГОСТов.
Пункт 5 Приложения 1 Правил определяет обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке разбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
В соответствии с пунктом 2.4. постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 года N 20 "Об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09" температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
- В соответствии с подпунктом а) пункта 10 Правил содержания - общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
- В соответствие с пунктом 1.8. ПиН ТЭЖФ. техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: управление жилищным фондом; техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий; санитарное содержание.
Техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств; техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д., контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
Пунктом 149 Правил N 354 исполнитель несет установленную законодательством РФ ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.
Однако заявителем данные требования законодательства выполнены не были.
Надлежащие меры по обеспечению предоставления коммунальных услуг надлежащего качества собственникам помещения многоквартирного дома по вышеуказанному адресу на момент проведения внеплановой выездной проверки управляющая организация не предпринимала.
Исходя из позиции заявителя между ООО "Новоградсервис" и ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" был заключен договор на снабжение тепловой энергией в горячей воде и теплоносителем N 20470т от 28.02.2012 г., согласно которому управляющая организация на основании Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" является исполнителем коммунальной услуги - горячего водоснабжения в отношении многоквартирных домов. В многоквартирных домах установлены коллективные приборы учета с функцией определения и фиксации подаваемой горячей воды, согласно которым, как указывает заявитель, было установлено, что качество горячей воды, подаваемой в некоторые дома, не соответствует СанПиН 2.1.4.2496-09, т.е. температура воды составляла менее 60 градусов Цельсия.
В соответствии со статьей 542 Гражданского кодекса РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, однако согласно отчетам о потреблении тепловой энергии и теплоносителя за период с июня 2013 года по июль 2013 года качество горячей воды подаваемой в дом, не соответствовало требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09.
Согласно пункту 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 (ред. от 06.05.2011 г.) внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
По мнению заявителя, общедомовой прибор учета фиксирует температуру подаваемой горячей воды на границе эксплуатационной ответственности сторон, в связи с этим именно ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" обязана подавать энергоресурс надлежащего качества.
ООО "Новоградсервис" ссылается на то, что совместно с представителем ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" не раз проводили проверку по замеру температуры воды, поступающей в систему горячего водоснабжения (акт от 03.06.2013 г., акт от 24.06.2013 г., акт от 10.07.2013 г.), где было зафиксировано несоответствие качества горячей воды в местах водоразбора по адресу ул. Ворошилова д. 20, что не соответствует требованиям.
Заявитель указывает на отсутствие вины в совершении выявленного административным органом нарушения.
Судом установлено, что ООО "Новоградсервис" является исполнителем коммунальных услуг горячего водоснабжения, поскольку приобретает коммунальные ресурсы для предоставления услуг горячего водоснабжения и отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, следовательно, является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Снижение температуры теплофикационной воды, подаваемой в жилой дом может происходить как во внешних подводящих сетях, так и во внутридомовых системах теплопотребления вне зоны обслуживания ТУ по теплоснабжению в г. Самара.
Между тем согласно акту проверки температура горячего водоснабжения в точке разбора в квартире N 39 на момент проверки составляла + 40,5 °C и была гораздо ниже (более чем на 6 - 13,5 °C), чем температуры горячей воды, поступающей в систему горячего водоснабжения от ресурсоснабжающей организации в дом согласно актам замера (л.д. 12-14).
Следовательно, наличие в нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами обусловлено и бездействием заявителя.
Вина Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения доказана материалами дела.
Представленные заявителем акты от 03.06.2013 г., от 24.06.2013 г., 10.07.2013 г. (л.д. 12-14) не свидетельствуют об отсутствии вины, а подтверждают, что Обществу было известно о нарушении нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами еще до проверки жилищной инспекции. При этом акт от 10.07.2013 г. был составлен уже после получения распоряжения о предстоящей проверке.
Обществом не была своевременно проведена претензионная работа с теплоснабжающей организацией, поскольку первый акт составлен 03.06.2013 г., в то время как претензия была направлена в адрес ОАО "Волжская ТГК" только спустя месяц (04.07.2013 г.).
В течение месяца заявителем никаких мер для обеспечения нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами по горячему водоснабжению не предпринималось.
Таким образом, ООО "Новоградсервис" является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, которым не были своевременно приняты меры по обеспечению надлежащего предоставления коммунальных услуг в обслуживаемом многоквартирном доме.
Материалами дела подтверждено, что у заявителя имелась возможность для надлежащего соблюдения установленных правил содержания спорного жилого дома, но своевременно им данные мероприятия не были проведены.
Ссылка подателя жалобы на то, что работы по устранению нарушений произведены, как на принятие всех мер, для недопущения правонарушения, не может являться основанием для признания постановления недействительным.
Таким образом, Общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых привлечено к административной ответственности, но управляющей организацией не были приняты своевременно все зависящие от него меры по их соблюдению, следовательно, жилищная инспекция обоснованно сделала вывод о наличии в бездействии заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Совершенное управляющей компанией правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере эксплуатации жилищного фонда. Государственный контроль в сфере эксплуатации жилищного фонда направлен на создание благоприятного (комфортного) проживания граждан и реализацией ими конституционного права на жилище.
По указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей по созданию благоприятного (комфортного) проживания граждан и реализации ими конституционного права на жилище.
Судом не установлены обстоятельства, которые в рассматриваемом случае свидетельствовали бы об исключительности случая вмененного обществу административного правонарушения, что позволило бы признать его малозначительным.
Нарушений административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований судом не установлено.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
С позиции изложенного суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно отсутствия оснований для удовлетворения требований заявителя.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
Решение Арбитражного суда Самарской области от 22 января 2014 года по делу N А55-22854/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.03.2014 N 11АП-2640/2014 ПО ДЕЛУ N А55-22854/2013
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 2014 г. по делу N А55-22854/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 марта 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Кузнецова В.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никоновой Т.В.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Новоградсервис" - извещен, не явился,
- от Государственной жилищной инспекции Самарской области - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании 24 марта 2014 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Новоградсервис",
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 января 2014 года по делу N А55-22854/2013, судья Мешкова О.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новоградсервис", (ОГРН 1086330000096),
к Государственной жилищной инспекции Самарской области,
об оспаривании постановления N г.о. Нов-12373 от 27.08.2013 г.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Новоградсервис" г. Новокуйбышевск обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об отмене постановления N г.о. Нов-12373 от 27.08.2013 г. Государственной жилищной инспекции Самарской области, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 000 руб., и освобождении от ответственности.
Решением суда первой инстанции от 22 января 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 130-134).
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Новоградсервис" просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно.
Отмечает, что после проведения замер температуры горячей воды по адресу ул. Ворошилова д. 20 была проведена претензионная работа с ОАО "Волжская ТГК" исх. N 3976 от 22.08.2013 г., с требованием обеспечить подачу горячей воды надлежащего уровня до ввода в дом, однако с их стороны не были приняты меры по устранению нарушений.
Кроме того, в соответствии с нормами статьи 3.1. КоАП РФ целью назначения административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. В данном случае, назначение наказания не достигнет указанных в законодательстве целей и ляжет дополнительным финансовым бременем на управляющую организацию. Штраф в размере 5 000 руб. сократит возможности управляющей компании по неотложному ремонту общего имущества многоквартирных домов.
Ответчик считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве от 18.03.2014 г.
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
На основании поступившего через Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в Государственную жилищную инспекцию Самарской области обращения жильца распоряжением от 19.06.2013 г. инспекцией назначена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Новоградсервис".
08.07.2013 года Государственной жилищной инспекцией Самарской области в ходе проведении внеплановой проверки проведенной по адресу: Самарская область. городской округ Новокуйбышевск, ул. Ворошилова, д. 20 выявлено нарушение предоставления услуги по горячему водоснабжению, выразившаяся в нарушении температурного режима горячего водоснабжения в точке разбора в квартире N 39, которая на момент проверки составляла + 40, 5 °C, тем самым нарушены Закон РФ от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", части 1. 1.1., 1.2., 2.3., 16 статьи 161, часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ, подпункт а) пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 (далее - Правила содержания), пункты 2.3.1., 2.3.3., 2.3.4., 5.3.1., 5.3.2., 5.3.4., 5.3.7. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ 27.09.2003 года N 170 (далее - ПиН ТЭЖФ), подпункт а) пункта 31, подпункт а) пункта 33, пункт 5 Приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354 (далее Правила), СанПиН 2.1.4.2496-09.
По результатам проверки составлен акт проверки N г.о. Нов-12373 от 08.07.2013 г. и в отношении ООО "Новоградсервис" 09.07.2013 года составлен протокол N г.о. Нов-12373 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ, при составлении которого участвовал представитель общества по доверенности Волкова О.М.
Административным органом в отношении заявителя принято постановление N г.о. Нов-12373, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб., которое получено заявителем 02.10.2013 г. (л.д. 7).
Заявитель, не согласившись с постановлением административного органа, обратился в Арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.
22 января 2014 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение.
Отказывая заявителю в удовлетворении требований, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
ООО "Новоградсервис" по результатам конкурса N 1/12-ЖФ по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в городском округе Новокуйбышевск (01.02.2013-01.02.2016 г.) (протокол N 1/12-ЖФ от 09.01.2013-10.01.2013 г.), проведенного Администрацией городского округа Новокуйбышевск Самарской области, является управляющей организацией, обслуживающей многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Самарская область, городской округ Новокуйбышевск, ул. Ворошилова, д. 20, осуществляет работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома за счет средств собственников и нанимателей жилых помещений.
Согласно конкурсной документации в перечень работ по конкурсу N 1/12-ЖФ входит содержание и текущий ремонт подвалов и инженерного оборудования многоквартирных домов, а также предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в том числе по горячему водоснабжению.
Договор управления многоквартирным домом по адресу Самарская область, городской округ Новокуйбышевск, ул. Ворошилова, д. 20 на момент проверки в установленном порядке не был заключен, однако содержание и текущий ремонт общего имущества, а также предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме проводится силами ООО "Новоградсервис" и подрядных организаций, с которыми у общества заключены договоры подряда на основании утвержденных Обществом смет.
Фактическое наличие договорных отношений по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества в указанном доме и ООО "Новоградсервис", в которых Общество выступает в качестве управляющей организации, осуществляющей предоставление за плату коммунальных услуг, в том числе по горячему водоснабжению, подтвержден материалами дела.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354.
В соответствии с пунктом 2 указанных Правил N 354 под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя по подаче потребителю любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме.
Исполнителем данных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Исходя из пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
К коммунальным ресурсам Правила N 354 относят холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, природный газ, тепловую энергию, используемые для предоставления коммунальных услуг.
Требования к качеству коммунальных услуг определены в Приложении N 1 Правил N 354.
Согласно понятия подпункта "б" пункта 4 Правил, потребителю предоставляются коммунальные услуги по горячему водоснабжению. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
В соответствие с пунктом 5.3.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года N 170 (далее ПиН ТЭЖФ), расход воды на горячее водоснабжение жилых зданий должен обеспечиваться исходя из установленных норм.
Качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям ГОСТов.
Пункт 5 Приложения 1 Правил определяет обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке разбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
В соответствии с пунктом 2.4. постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 года N 20 "Об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09" температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
- В соответствии с подпунктом а) пункта 10 Правил содержания - общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
- В соответствие с пунктом 1.8. ПиН ТЭЖФ. техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: управление жилищным фондом; техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий; санитарное содержание.
Техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств; техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д., контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
Пунктом 149 Правил N 354 исполнитель несет установленную законодательством РФ ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.
Однако заявителем данные требования законодательства выполнены не были.
Надлежащие меры по обеспечению предоставления коммунальных услуг надлежащего качества собственникам помещения многоквартирного дома по вышеуказанному адресу на момент проведения внеплановой выездной проверки управляющая организация не предпринимала.
Исходя из позиции заявителя между ООО "Новоградсервис" и ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" был заключен договор на снабжение тепловой энергией в горячей воде и теплоносителем N 20470т от 28.02.2012 г., согласно которому управляющая организация на основании Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" является исполнителем коммунальной услуги - горячего водоснабжения в отношении многоквартирных домов. В многоквартирных домах установлены коллективные приборы учета с функцией определения и фиксации подаваемой горячей воды, согласно которым, как указывает заявитель, было установлено, что качество горячей воды, подаваемой в некоторые дома, не соответствует СанПиН 2.1.4.2496-09, т.е. температура воды составляла менее 60 градусов Цельсия.
В соответствии со статьей 542 Гражданского кодекса РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, однако согласно отчетам о потреблении тепловой энергии и теплоносителя за период с июня 2013 года по июль 2013 года качество горячей воды подаваемой в дом, не соответствовало требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09.
Согласно пункту 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 (ред. от 06.05.2011 г.) внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
По мнению заявителя, общедомовой прибор учета фиксирует температуру подаваемой горячей воды на границе эксплуатационной ответственности сторон, в связи с этим именно ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" обязана подавать энергоресурс надлежащего качества.
ООО "Новоградсервис" ссылается на то, что совместно с представителем ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" не раз проводили проверку по замеру температуры воды, поступающей в систему горячего водоснабжения (акт от 03.06.2013 г., акт от 24.06.2013 г., акт от 10.07.2013 г.), где было зафиксировано несоответствие качества горячей воды в местах водоразбора по адресу ул. Ворошилова д. 20, что не соответствует требованиям.
Заявитель указывает на отсутствие вины в совершении выявленного административным органом нарушения.
Судом установлено, что ООО "Новоградсервис" является исполнителем коммунальных услуг горячего водоснабжения, поскольку приобретает коммунальные ресурсы для предоставления услуг горячего водоснабжения и отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, следовательно, является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Снижение температуры теплофикационной воды, подаваемой в жилой дом может происходить как во внешних подводящих сетях, так и во внутридомовых системах теплопотребления вне зоны обслуживания ТУ по теплоснабжению в г. Самара.
Между тем согласно акту проверки температура горячего водоснабжения в точке разбора в квартире N 39 на момент проверки составляла + 40,5 °C и была гораздо ниже (более чем на 6 - 13,5 °C), чем температуры горячей воды, поступающей в систему горячего водоснабжения от ресурсоснабжающей организации в дом согласно актам замера (л.д. 12-14).
Следовательно, наличие в нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами обусловлено и бездействием заявителя.
Вина Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения доказана материалами дела.
Представленные заявителем акты от 03.06.2013 г., от 24.06.2013 г., 10.07.2013 г. (л.д. 12-14) не свидетельствуют об отсутствии вины, а подтверждают, что Обществу было известно о нарушении нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами еще до проверки жилищной инспекции. При этом акт от 10.07.2013 г. был составлен уже после получения распоряжения о предстоящей проверке.
Обществом не была своевременно проведена претензионная работа с теплоснабжающей организацией, поскольку первый акт составлен 03.06.2013 г., в то время как претензия была направлена в адрес ОАО "Волжская ТГК" только спустя месяц (04.07.2013 г.).
В течение месяца заявителем никаких мер для обеспечения нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами по горячему водоснабжению не предпринималось.
Таким образом, ООО "Новоградсервис" является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, которым не были своевременно приняты меры по обеспечению надлежащего предоставления коммунальных услуг в обслуживаемом многоквартирном доме.
Материалами дела подтверждено, что у заявителя имелась возможность для надлежащего соблюдения установленных правил содержания спорного жилого дома, но своевременно им данные мероприятия не были проведены.
Ссылка подателя жалобы на то, что работы по устранению нарушений произведены, как на принятие всех мер, для недопущения правонарушения, не может являться основанием для признания постановления недействительным.
Таким образом, Общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых привлечено к административной ответственности, но управляющей организацией не были приняты своевременно все зависящие от него меры по их соблюдению, следовательно, жилищная инспекция обоснованно сделала вывод о наличии в бездействии заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Совершенное управляющей компанией правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере эксплуатации жилищного фонда. Государственный контроль в сфере эксплуатации жилищного фонда направлен на создание благоприятного (комфортного) проживания граждан и реализацией ими конституционного права на жилище.
По указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей по созданию благоприятного (комфортного) проживания граждан и реализации ими конституционного права на жилище.
Судом не установлены обстоятельства, которые в рассматриваемом случае свидетельствовали бы об исключительности случая вмененного обществу административного правонарушения, что позволило бы признать его малозначительным.
Нарушений административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований судом не установлено.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
С позиции изложенного суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно отсутствия оснований для удовлетворения требований заявителя.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 22 января 2014 года по делу N А55-22854/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
Е.М.РОГАЛЕВА
В.В.КУЗНЕЦОВ
Е.М.РОГАЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)