Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09.12.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 16.12.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Стахановой В.Н. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., при участии представителей: административного органа - государственной жилищной инспекции Тульской области (г. Тула, ОГРН 1037101135246, ИНН 7107071920) - Васина С.В. (доверенность от 23.05.2014) и в отсутствие заявителя - закрытого акционерного общества "Партнер" (г. Тула, ОГРН 1127154013216, ИНН 7105515610) - Асатряна Н.А. (доверенность от 30.03.2014), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Партнер" на решение Арбитражного суда Тульской области от 17.10.2014 по делу N А68-5526/2014,
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Партнер" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления государственной жилищной инспекции Тульской области (далее - инспекция) по делу об административном правонарушении от 29.05.2014 N 280.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 16.06.2014 в удовлетворении заявленных требований общества отказано.
Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы заявитель со ссылкой на пункты 5, 15 Порядка осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъекта РФ контроля за раскрытием информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного приказом Минрегиона России от 09.04.2012 N 162 (далее - Порядок от 09.04.2012 N 162) указывает, что результаты систематического наблюдения не могут являться основанием для привлечения общества к административной ответственности по статье 7.23.1 КоАП РФ. Полагает, что инспекцией должна была быть проведена проверка деятельности общества в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Инспекция просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказов начальника инспекции: от 17.01.2014 N 2 "Об осуществлении контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами в Тульской области, в форме систематического наблюдения и анализа информации", изданного на основании приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.04.2012 N 162 "Об утверждении порядка осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", а также от 06.05.2014 N 7 "Об утверждении плана мероприятий по систематическому наблюдению и анализу информации при осуществлении государственной жилищной инспекцией Тульской области контроля за соблюдением Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами в Тульской области на май 2014 года" инспекцией проведены наблюдение и анализ опубликованной в сети "Интернет" информации в отношении общества.
Предметом наблюдения явилось соблюдение обществом Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 (далее - Стандарт) в отношении факта раскрытия информации, источника опубликования, сроков и периодичности раскрытия, полноты раскрытия информации.
В ходе проведения мероприятия по наблюдению и анализу раскрытия обществом информации на сайтах в сети "Интернет", Стандартом, инспекцией выявлены следующие нарушения на официальном сайте "Реформа ЖКХ" (http://www.reformagkh.ru/):
- в рамках общей информации об управляющей организации не раскрыты следующие сведения: дата присвоения основного государственного регистрационного номера и наименование органа, принявшего решение о регистрации; представлены противоречивые (недостоверные) сведения о количестве многоквартирных домов, находящихся в управлении общества; адрес объединения управляющих организаций - НП СРО МГУ "ЖКХ", в котором состоит общество. Кроме того, представлены неполные сведения о многоквартирных домах, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем 2013-м календарном году (нарушены подпункты б), д), е), ж) пункта 8 Стандарта).
- в рамках информации за 2013 год об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации не раскрыты следующие сведения: годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему; сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов); сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) (нарушены подпункты а), б), в) пункта 9 Стандарта).
- - в рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах города Тулы по адресу: ул. Братьев Жабровых, д. 5, ул. Галкина, д. 22, ул. Декабристов, д. 176, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, обществом не раскрыты следующие сведения: услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе; услуги, оказываемые управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов; заключение от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций); охрана подъезда; охрана коллективных автостоянок; учет собственников помещений в многоквартирном доме; иные услуги по управлению многоквартирным домом. При этом в анкетах указанных домов на сайте "Реформа ЖКХ" в графах "Выполняемые работы" (где должны быть размещены, в том числе, сведения об услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, предусмотренные подпунктом б) пункта 10 Стандарта размещены документы, содержащие только сведения об услугах, оказываемых управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, то есть услуг, указанных в договоре управления многоквартирным домом (подпункта б) пункта 10 Стандарта);
- - в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме обществом на сайте "Реформа ЖКХ" не в полном объеме приведены сведения о выполнении обществом обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома в управлении общества, в том числе многоквартирных домов по адресу: ул. Братьев Жабровых д. 5, ул. Галкина д. 22, ул. Декабристов д. 176, которые должны содержать: в планах работ на 2014 год по содержанию и ремонту общего имущества каждого многоквартирного дома следующую информацию: сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана, сроки осуществления таких работ/услуг (вместо сроков в колонке "Сроки исполнения" в планах на 2014 год указана периодичность), а также меры по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией.
В анкетах указанных домов на сайте "Реформа ЖКХ" в графе "Выполняемые работы" отсутствуют: сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год; сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
- В частности, в планах работ на 2014 год по содержанию и ремонту общего имущества вышеназванных многоквартирных домов не указаны: сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана (отсутствуют отметки, о проведении работ по дератизации, отсутствует отметка о проведении работ по техобслуживанию, экспертному обследованию и ремонту лифтов в доме по адресу ул. Бондаренко д. 15 в феврале 2014 года), сроки осуществления таких работ/услуг (вместо сроков в колонке "Сроки исполнения" в планах на 2014 год указана периодичность); меры по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией; отсутствует указание периодичности работ по содержанию придомовой территории (в планах работ имеется отсылка к графику выполнения работ по содержанию придомовой территории, но не приводится информация о периодичности выполнения работ) (Нарушение подпункта б) пункта 11 Стандарта);
- - в рамках информации о привлечении управляющей организации в предыдущем календарном году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами не раскрыты: количество таких случаев; меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций (нарушение пункта 12 Стандарта);
- - рамках информации о стоимости работ (услуг) управляющей организацией на сайте "Реформа ЖКХ" не раскрыты следующие сведения: периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирных домов, определяющие выбор конкретных работ (услуг) (нарушение подпункта а) пункта 13 Стандарта);
- - рамках информации о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы общества организации на сайте "Реформа ЖКХ" приведены устаревшие сведения о тарифах.
Таким образом, обществом на сайте "Реформа ЖКХ" не раскрыты:
- в рамках информации о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы раскрытию подлежат следующие сведения:
а) перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация; товарищество или кооператив закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация, товарищество или кооператив закупает их у ресурсоснабжающих организаций;
б) тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация, товарищество или кооператив закупает коммунальные ресурсы. При этом управляющая организация, товарищество или кооператив указывает реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер, наименование принявшего акт органа), которыми установлены такие тарифы (цены). Сведения о тарифах (ценах) приводятся по состоянию на день раскрытия информации и подлежат обновлению в сроки, указанные в пункте 16 настоящего документа;
в) тарифы (цены) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией, товариществом или кооперативом для расчета размера платежей для потребителей;
г) величина установленной социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) для групп домохозяйств и типов жилых помещений, предусмотренных Положением об установлений и применении социальной норму потребления электрической энергии (мощности), для потребителей, получающих пенсию по старости и (или) инвалидности, для потребителей, проживающих в жилых помещениях, отнесенных к аварийному или ветхому жилому фонду, реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер и наименование принявшего акт органа), которыми установлена такая социальная норма, условия применения такой социальной нормы указанными потребителями, случаи неприменения такой социальной нормы и цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), установленные для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх такой социальной нормы, указываемые управляющей организацией, товариществом или кооперативом, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности). Также обществом нарушены сроки внесения изменений в раскрытую информацию, установленные в подпункте а) пункта 16 Стандарта (нарушение подпунктов а), б), в), г) пункта 14, подпункта а) пункта 16 Стандарта).
Кроме того, инспекцией установлено, что на сайте общества (http://partnertula.ru/):
- в рамках общей информации об управляющей организации представлены противоречивые (неполные) сведения о количестве многоквартирных домов, находящихся в управлении общества (нарушение подпункта д) пункта 8 Стандарта).
- в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации за 2013 год не раскрыта следующая информация: сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов); сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов).
- Вместо сведений о доходах за 2013 год, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) и сведений о расходах за 2013 год, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) ЗАО "Партнер" на сайте Предприятия http://partnertula.ru/ помещен бухгалтерский баланс и приложения к нему, которые не раскрывают требуемых сведений. (нарушение подпунктов б), в) пункта 9 Стандарта);
- - в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на сайте общества не в полном объеме приведены сведения о выполнении обществом обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, в том числе многоквартирных домов по адресу: ул. Братьев Жабровых, д. 5, ул. Галкина, ул. Декабристов, д. 176, которые должны содержать: в планах работ на 2014 год по содержанию и ремонту общего имущества каждого многоквартирного дома сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана, сроки осуществления таких работ/услуг (вместо сроков в колонке "Сроки исполнения" в планах на 2014 год указана периодичность), меры по снижению расходов на работу (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией.
- В частности, в планах работ на 2014 год по содержанию и ремонту общего имущества указанных многоквартирных домов не указаны: сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана (отсутствуют отметки о проведении работ по дератизации, отсутствует отметка о проведении работ по периодической проверке и очистке вентканалов и дымоходов, работ по замене отвода сети централизованной канализации в доме по адресу: ул. Декабристов, д. 176, в январе, феврале, апреле, мае 2014 года); сроки осуществления таких работ/услуг (вместо сроков в колонке "Сроки исполнения" в планах на 2014 год указана периодичность); меры по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией; отсутствует указание периодичности работ по содержанию придомовой территории, но не приводится информация о периодичности выполнения работ (нарушение подпункта б) пункта 11 Стандарта);
- - в рамках информации о привлечении управляющей организации в предыдущем календарном году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами не раскрыто количество таких случаев (нарушение пункта 12 Стандарта);
- - в рамках информации о стоимости работ (услуг) управляющей организацией на сайте http://partnertula.ru/ не раскрыты следующие сведения о периодичности выполнения работы (оказания услуги) и результате выполнения работы (оказания услуги) (нарушение подпункта а) пункта 13 Стандарта).
- в рамках информации о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы обществом на сайте http://partnertula.ru/ приведены сведения о тарифах за 2013 год, в то время как комитет по тарифам Тульской области опубликовал сведения о тарифах на 2014 год. При этом сведения о тарифах (ценах) приводятся по состоянию на день раскрытия информации и подлежат обновлению в сроки, указанные в пункте 16 Стандарта раскрытия. Кроме того, не указан объем коммунальных ресурсов, которые управляющая организация закупает у ресурсоснабжающих организаций (нарушение подпункта а) пункта 14, подпункта а) пункта 16 Стандарта.
Вышеуказанные нарушения зафиксированы в акте от 22.05.2014, который в тот же день вручен обществу.
23.05.2014 по выявленным фактам инспекцией в присутствии законного представителя общества составлен протокол об административном правонарушении N 301, в котором сделан вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
Постановлением от 29.05.2014 N 280, составленным в присутствии законного представителя общества, заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 250 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая требования общества по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
Судебная коллегия согласна с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации - в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Субъектом данного правонарушения является юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Поскольку общество непосредственно управляет многоквартирными домами и выставляет собственникам помещений платежные документы за жилищно-коммунальные услуги, оно является субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
Объективную сторону данного административного правонарушения составляют противоправные действия или бездействие, выражающиеся в нарушении порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации.
В силу части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Согласно подпунктам б), д), е), ж) п. 8 Стандарта в рамках общей информации об управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения:
- - реквизиты свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (основной государственный регистрационный номер, дата его присвоения и наименование органа, принявшего решение о регистрации);
- - перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей организации на основе договора управления, с указанием адресов этих домов и общей площади помещений в них;
- - перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления;
- - сведения о членстве управляющей организации в саморегулируемой организации и (или) других объединениях управляющих организаций с указанием их наименований и адресов, включая официальный сайт в сети Интернет.
В соответствии с подпунктами а), б), в) пункта 9 Стандарта, в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения:
а) годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему;
б) сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов);
в) сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов).
Согласно подпункту б) пункта 10 Стандарта, в рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, раскрытию подлежат следующие сведения:
- услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе:
- - услуги, оказываемые управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов;
- - заключение от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций);
- - охрана подъезда;
- - охрана коллективных автостоянок;
- - учет собственников помещений в многоквартирном доме;
- - иные услуги по управлению многоквартирным домом.
В соответствии с подпунктом б) пункта 11 Стандарта в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать:
- план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана;
- сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год;
- сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год;
- сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
На основании пункта 12 Стандарта в случае привлечения управляющей организации, товарищества или кооператива в предыдущем календарном году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами раскрытию подлежат количество таких случаев, копии документов о применении мер административного воздействия, а также меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
В силу подпункта а) пункта 13 Стандарта информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг).
В соответствии с подпунктами а), б), в), г) пункта 14 Стандарта, в рамках информации о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы раскрытию подлежат следующие сведения:
- - перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация, товарищество или кооператив закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация, товарищество или кооператив закупает их у ресурсоснабжающих организаций;
- - тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация, товарищество или кооператив закупает коммунальные ресурсы. При этом управляющая организация, товарищество или кооператив указывает реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер, наименование принявшего акт органа), которыми установлены такие тарифы (цены). Сведения о тарифах (ценах) приводятся по состоянию на день раскрытия информации и подлежат обновлению в сроки, указанные в пункте 16 настоящего документа;
- - тарифы (цены) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией, товариществом или кооперативом для расчета размера платежей для потребителей;
- - величина установленной социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) для групп домохозяйств и типов жилых помещений, предусмотренных Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), для потребителей, получающих пенсию по старости и (или) инвалидности, для потребителей, проживающих в жилых помещениях, отнесенных к аварийному жилищному фонду или жилому фонду со степенью износа 70 процентов и более, реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер и наименование принявшего акт органа), которыми установлена такая социальная норма, условия применения такой социальной нормы указанными потребителями, случаи неприменения такой социальной нормы и цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), установленные для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх такой социальной нормы, указываемые управляющей организацией, товариществом или кооперативом, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
На основании подпункта а) пункта 16 Стандарта, изменения, внесенные в раскрытую информацию, подлежат опубликованию в тех же источниках, в которых первоначально была опубликована соответствующая информация, в следующие сроки: на официальном сайте в сети "Интернет", указанном в подпункте а) пункта 5 и подпункте а) пункта 5 (1) настоящего документа, - в течение 7 рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений.
По смыслу приведенных норм функции управляющей организации состоят в частности в том, что она должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы.
При этом управляющая организация несет ответственность за нарушение установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации.
Таким образом, раскрытие информации, предусмотренной Стандартом в качестве обязательной, не в полном объеме образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
Факт раскрытия обществом указанной информации не в полном объеме подтвержден совокупностью имеющихся в деле доказательств, в том числе: актом систематического наблюдения и анализа от 22.05.2014 N 35 с приложениями, протоколом об административном правонарушении от 23.05.2014. При этом совершение нарушений, выявленных и зафиксированных инспекцией в указанном акте от 22.05.2014 N 35, общество по существу не оспаривает.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения обществом соответствующих норм и правил либо принятия всех зависящих от него мер по их соблюдению в материалах дела не имеется.
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23.1 КоАП РФ является верным.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории правонарушений.
При производстве по делу об административном правонарушении процессуальных нарушений допущено не было, порядок привлечения к административной ответственности при вынесении оспариваемого постановления соблюден.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, судом не установлено.
Оснований для признания указанного административного правонарушения малозначительным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ и освобождения общества от административной ответственности у суда не имеется.
Штраф назначен обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 7.23.1 КоАП РФ.
При этом основания для вывода о несоразмерности назначенного обществу штрафа совершенному правонарушению и снижения его ниже низшего предела санкции статьи 7.23.1 КоАП РФ у арбитражного суда отсутствуют. Доказательств наличия таких оснований в материалы дела не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что результаты систематического наблюдения не могут являться основанием для привлечения общества к административной ответственности по статье 7.23.1 КоАП РФ со ссылкой на пункты 5, 15 Порядка от 09.04.2012 N 162, а также о том, что в рассматриваемом случае инспекцией должна была быть проведена проверка деятельности общества в соответствии с требованиями Закона N 294-ФЗ, не принимаются во внимание судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В силу частей 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно пункту 69 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.23.1 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Как установлено арбитражным судом, 22.05.2014 в ходе осуществления контроля за соблюдением Стандарта в форме систематического наблюдения и анализа информации в соответствии с Порядком от 09.04.2012 N 162, на основании приказов руководителя инспекции от 17.01.2014 N 2, от 06.05.2014 N 7 должностным лицом административного органа осуществлен мониторинг информации, которую должно опубликовать общество на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет из числа сайтов, указанных в подпункте "а" пункта 5 Стандарта.
Результаты мониторинга показали, что на сайте "Реформа ЖКХ", а также на сайте общества подлежащая раскрытию информация размещена не в полном объеме. Данные результаты оформлены актом систематического наблюдения и анализа от 22.05.2014 N 35.
При этом форма акта мониторинга сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", порядок его составления и обязательные требования по составлению данного доказательства действующим законодательством не предусмотрены.
Ни Порядок от 09.04.2012 N 162, ни Закон N 294-ФЗ не содержат запрета на использование акта мониторинга в качестве доказательства по делу об административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что вменяемое инспекцией обществу событие административного правонарушения выявлено в ходе анализа информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", находящейся в свободном доступе неограниченного круга лиц при отсутствии ограничений в действующем российском законодательстве об административных правонарушениях на получение иных (т.е. прямо не предусмотренных КоАП РФ) доказательств и их использование. При этом акт систематического наблюдения и анализа от 22.05.2014 N 35 вручен инспекцией обществу в день его составления.
По смыслу части 1 статьи 28.1 КоАП РФ обнаружение факта административного правонарушения должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, влечет осуществление всех последующих действий административного органа в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ одним из доказательств подтверждения административного правонарушения является протокол об административном правонарушении.
В материалах дела имеется протокол об административном правонарушении от 23.05.2014, в котором отражено описание административного правонарушения (фактически в нем продублированы все отраженные в акте от 22.05.2014 обстоятельства, которые обществом не оспорены), содержится собственноручное объяснение представителя привлекаемого к ответственности юридического лица и иные данные, предусмотренные положениями статьи 28.2 КоАП РФ.
Ссылка общества на Закон N 294-ФЗ судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку названный нормативно-правовой акт, как и Порядок от 09.04.2012 N 162, имеет иные цели и сферу применения, не может применяться непосредственно к отношениям, связанным с привлечением к административной ответственности, и не отменяет в рассматриваемом случае фактическое основание наступления административной ответственности общества.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Как указывалось выше, инспекцией был осуществлен контроль в форме систематического наблюдения и анализа, предусмотренного подпунктом "а" пункта 4 Порядка от 09.04.2012 N 162.
Таким образом, в ходе проверки не требовалось (и не осуществлялось) взаимодействия инспекции и общества, и на общество не возлагались обязанности по предоставлению информации и исполнению требований инспекции.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 17.10.2014 по делу N А68-5526/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Судьи
Н.В.ЗАИКИНА
В.Н.СТАХАНОВА
К.А.ФЕДИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.12.2014 ПО ДЕЛУ N А68-5526/2014
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2014 г. по делу N А68-5526/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 09.12.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 16.12.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Стахановой В.Н. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., при участии представителей: административного органа - государственной жилищной инспекции Тульской области (г. Тула, ОГРН 1037101135246, ИНН 7107071920) - Васина С.В. (доверенность от 23.05.2014) и в отсутствие заявителя - закрытого акционерного общества "Партнер" (г. Тула, ОГРН 1127154013216, ИНН 7105515610) - Асатряна Н.А. (доверенность от 30.03.2014), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Партнер" на решение Арбитражного суда Тульской области от 17.10.2014 по делу N А68-5526/2014,
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Партнер" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления государственной жилищной инспекции Тульской области (далее - инспекция) по делу об административном правонарушении от 29.05.2014 N 280.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 16.06.2014 в удовлетворении заявленных требований общества отказано.
Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы заявитель со ссылкой на пункты 5, 15 Порядка осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъекта РФ контроля за раскрытием информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного приказом Минрегиона России от 09.04.2012 N 162 (далее - Порядок от 09.04.2012 N 162) указывает, что результаты систематического наблюдения не могут являться основанием для привлечения общества к административной ответственности по статье 7.23.1 КоАП РФ. Полагает, что инспекцией должна была быть проведена проверка деятельности общества в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Инспекция просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказов начальника инспекции: от 17.01.2014 N 2 "Об осуществлении контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами в Тульской области, в форме систематического наблюдения и анализа информации", изданного на основании приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.04.2012 N 162 "Об утверждении порядка осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", а также от 06.05.2014 N 7 "Об утверждении плана мероприятий по систематическому наблюдению и анализу информации при осуществлении государственной жилищной инспекцией Тульской области контроля за соблюдением Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами в Тульской области на май 2014 года" инспекцией проведены наблюдение и анализ опубликованной в сети "Интернет" информации в отношении общества.
Предметом наблюдения явилось соблюдение обществом Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 (далее - Стандарт) в отношении факта раскрытия информации, источника опубликования, сроков и периодичности раскрытия, полноты раскрытия информации.
В ходе проведения мероприятия по наблюдению и анализу раскрытия обществом информации на сайтах в сети "Интернет", Стандартом, инспекцией выявлены следующие нарушения на официальном сайте "Реформа ЖКХ" (http://www.reformagkh.ru/):
- в рамках общей информации об управляющей организации не раскрыты следующие сведения: дата присвоения основного государственного регистрационного номера и наименование органа, принявшего решение о регистрации; представлены противоречивые (недостоверные) сведения о количестве многоквартирных домов, находящихся в управлении общества; адрес объединения управляющих организаций - НП СРО МГУ "ЖКХ", в котором состоит общество. Кроме того, представлены неполные сведения о многоквартирных домах, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем 2013-м календарном году (нарушены подпункты б), д), е), ж) пункта 8 Стандарта).
- в рамках информации за 2013 год об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации не раскрыты следующие сведения: годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему; сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов); сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) (нарушены подпункты а), б), в) пункта 9 Стандарта).
- - в рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах города Тулы по адресу: ул. Братьев Жабровых, д. 5, ул. Галкина, д. 22, ул. Декабристов, д. 176, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, обществом не раскрыты следующие сведения: услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе; услуги, оказываемые управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов; заключение от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций); охрана подъезда; охрана коллективных автостоянок; учет собственников помещений в многоквартирном доме; иные услуги по управлению многоквартирным домом. При этом в анкетах указанных домов на сайте "Реформа ЖКХ" в графах "Выполняемые работы" (где должны быть размещены, в том числе, сведения об услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, предусмотренные подпунктом б) пункта 10 Стандарта размещены документы, содержащие только сведения об услугах, оказываемых управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, то есть услуг, указанных в договоре управления многоквартирным домом (подпункта б) пункта 10 Стандарта);
- - в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме обществом на сайте "Реформа ЖКХ" не в полном объеме приведены сведения о выполнении обществом обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома в управлении общества, в том числе многоквартирных домов по адресу: ул. Братьев Жабровых д. 5, ул. Галкина д. 22, ул. Декабристов д. 176, которые должны содержать: в планах работ на 2014 год по содержанию и ремонту общего имущества каждого многоквартирного дома следующую информацию: сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана, сроки осуществления таких работ/услуг (вместо сроков в колонке "Сроки исполнения" в планах на 2014 год указана периодичность), а также меры по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией.
В анкетах указанных домов на сайте "Реформа ЖКХ" в графе "Выполняемые работы" отсутствуют: сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год; сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
- В частности, в планах работ на 2014 год по содержанию и ремонту общего имущества вышеназванных многоквартирных домов не указаны: сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана (отсутствуют отметки, о проведении работ по дератизации, отсутствует отметка о проведении работ по техобслуживанию, экспертному обследованию и ремонту лифтов в доме по адресу ул. Бондаренко д. 15 в феврале 2014 года), сроки осуществления таких работ/услуг (вместо сроков в колонке "Сроки исполнения" в планах на 2014 год указана периодичность); меры по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией; отсутствует указание периодичности работ по содержанию придомовой территории (в планах работ имеется отсылка к графику выполнения работ по содержанию придомовой территории, но не приводится информация о периодичности выполнения работ) (Нарушение подпункта б) пункта 11 Стандарта);
- - в рамках информации о привлечении управляющей организации в предыдущем календарном году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами не раскрыты: количество таких случаев; меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций (нарушение пункта 12 Стандарта);
- - рамках информации о стоимости работ (услуг) управляющей организацией на сайте "Реформа ЖКХ" не раскрыты следующие сведения: периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирных домов, определяющие выбор конкретных работ (услуг) (нарушение подпункта а) пункта 13 Стандарта);
- - рамках информации о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы общества организации на сайте "Реформа ЖКХ" приведены устаревшие сведения о тарифах.
Таким образом, обществом на сайте "Реформа ЖКХ" не раскрыты:
- в рамках информации о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы раскрытию подлежат следующие сведения:
а) перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация; товарищество или кооператив закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация, товарищество или кооператив закупает их у ресурсоснабжающих организаций;
б) тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация, товарищество или кооператив закупает коммунальные ресурсы. При этом управляющая организация, товарищество или кооператив указывает реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер, наименование принявшего акт органа), которыми установлены такие тарифы (цены). Сведения о тарифах (ценах) приводятся по состоянию на день раскрытия информации и подлежат обновлению в сроки, указанные в пункте 16 настоящего документа;
в) тарифы (цены) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией, товариществом или кооперативом для расчета размера платежей для потребителей;
г) величина установленной социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) для групп домохозяйств и типов жилых помещений, предусмотренных Положением об установлений и применении социальной норму потребления электрической энергии (мощности), для потребителей, получающих пенсию по старости и (или) инвалидности, для потребителей, проживающих в жилых помещениях, отнесенных к аварийному или ветхому жилому фонду, реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер и наименование принявшего акт органа), которыми установлена такая социальная норма, условия применения такой социальной нормы указанными потребителями, случаи неприменения такой социальной нормы и цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), установленные для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх такой социальной нормы, указываемые управляющей организацией, товариществом или кооперативом, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности). Также обществом нарушены сроки внесения изменений в раскрытую информацию, установленные в подпункте а) пункта 16 Стандарта (нарушение подпунктов а), б), в), г) пункта 14, подпункта а) пункта 16 Стандарта).
Кроме того, инспекцией установлено, что на сайте общества (http://partnertula.ru/):
- в рамках общей информации об управляющей организации представлены противоречивые (неполные) сведения о количестве многоквартирных домов, находящихся в управлении общества (нарушение подпункта д) пункта 8 Стандарта).
- в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации за 2013 год не раскрыта следующая информация: сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов); сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов).
- Вместо сведений о доходах за 2013 год, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) и сведений о расходах за 2013 год, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) ЗАО "Партнер" на сайте Предприятия http://partnertula.ru/ помещен бухгалтерский баланс и приложения к нему, которые не раскрывают требуемых сведений. (нарушение подпунктов б), в) пункта 9 Стандарта);
- - в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на сайте общества не в полном объеме приведены сведения о выполнении обществом обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, в том числе многоквартирных домов по адресу: ул. Братьев Жабровых, д. 5, ул. Галкина, ул. Декабристов, д. 176, которые должны содержать: в планах работ на 2014 год по содержанию и ремонту общего имущества каждого многоквартирного дома сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана, сроки осуществления таких работ/услуг (вместо сроков в колонке "Сроки исполнения" в планах на 2014 год указана периодичность), меры по снижению расходов на работу (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией.
- В частности, в планах работ на 2014 год по содержанию и ремонту общего имущества указанных многоквартирных домов не указаны: сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана (отсутствуют отметки о проведении работ по дератизации, отсутствует отметка о проведении работ по периодической проверке и очистке вентканалов и дымоходов, работ по замене отвода сети централизованной канализации в доме по адресу: ул. Декабристов, д. 176, в январе, феврале, апреле, мае 2014 года); сроки осуществления таких работ/услуг (вместо сроков в колонке "Сроки исполнения" в планах на 2014 год указана периодичность); меры по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией; отсутствует указание периодичности работ по содержанию придомовой территории, но не приводится информация о периодичности выполнения работ (нарушение подпункта б) пункта 11 Стандарта);
- - в рамках информации о привлечении управляющей организации в предыдущем календарном году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами не раскрыто количество таких случаев (нарушение пункта 12 Стандарта);
- - в рамках информации о стоимости работ (услуг) управляющей организацией на сайте http://partnertula.ru/ не раскрыты следующие сведения о периодичности выполнения работы (оказания услуги) и результате выполнения работы (оказания услуги) (нарушение подпункта а) пункта 13 Стандарта).
- в рамках информации о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы обществом на сайте http://partnertula.ru/ приведены сведения о тарифах за 2013 год, в то время как комитет по тарифам Тульской области опубликовал сведения о тарифах на 2014 год. При этом сведения о тарифах (ценах) приводятся по состоянию на день раскрытия информации и подлежат обновлению в сроки, указанные в пункте 16 Стандарта раскрытия. Кроме того, не указан объем коммунальных ресурсов, которые управляющая организация закупает у ресурсоснабжающих организаций (нарушение подпункта а) пункта 14, подпункта а) пункта 16 Стандарта.
Вышеуказанные нарушения зафиксированы в акте от 22.05.2014, который в тот же день вручен обществу.
23.05.2014 по выявленным фактам инспекцией в присутствии законного представителя общества составлен протокол об административном правонарушении N 301, в котором сделан вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
Постановлением от 29.05.2014 N 280, составленным в присутствии законного представителя общества, заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 250 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая требования общества по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
Судебная коллегия согласна с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации - в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Субъектом данного правонарушения является юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Поскольку общество непосредственно управляет многоквартирными домами и выставляет собственникам помещений платежные документы за жилищно-коммунальные услуги, оно является субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
Объективную сторону данного административного правонарушения составляют противоправные действия или бездействие, выражающиеся в нарушении порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации.
В силу части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Согласно подпунктам б), д), е), ж) п. 8 Стандарта в рамках общей информации об управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения:
- - реквизиты свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (основной государственный регистрационный номер, дата его присвоения и наименование органа, принявшего решение о регистрации);
- - перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей организации на основе договора управления, с указанием адресов этих домов и общей площади помещений в них;
- - перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления;
- - сведения о членстве управляющей организации в саморегулируемой организации и (или) других объединениях управляющих организаций с указанием их наименований и адресов, включая официальный сайт в сети Интернет.
В соответствии с подпунктами а), б), в) пункта 9 Стандарта, в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения:
а) годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему;
б) сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов);
в) сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов).
Согласно подпункту б) пункта 10 Стандарта, в рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, раскрытию подлежат следующие сведения:
- услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе:
- - услуги, оказываемые управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов;
- - заключение от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций);
- - охрана подъезда;
- - охрана коллективных автостоянок;
- - учет собственников помещений в многоквартирном доме;
- - иные услуги по управлению многоквартирным домом.
В соответствии с подпунктом б) пункта 11 Стандарта в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать:
- план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана;
- сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год;
- сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год;
- сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
На основании пункта 12 Стандарта в случае привлечения управляющей организации, товарищества или кооператива в предыдущем календарном году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами раскрытию подлежат количество таких случаев, копии документов о применении мер административного воздействия, а также меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
В силу подпункта а) пункта 13 Стандарта информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг).
В соответствии с подпунктами а), б), в), г) пункта 14 Стандарта, в рамках информации о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы раскрытию подлежат следующие сведения:
- - перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация, товарищество или кооператив закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация, товарищество или кооператив закупает их у ресурсоснабжающих организаций;
- - тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация, товарищество или кооператив закупает коммунальные ресурсы. При этом управляющая организация, товарищество или кооператив указывает реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер, наименование принявшего акт органа), которыми установлены такие тарифы (цены). Сведения о тарифах (ценах) приводятся по состоянию на день раскрытия информации и подлежат обновлению в сроки, указанные в пункте 16 настоящего документа;
- - тарифы (цены) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией, товариществом или кооперативом для расчета размера платежей для потребителей;
- - величина установленной социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) для групп домохозяйств и типов жилых помещений, предусмотренных Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), для потребителей, получающих пенсию по старости и (или) инвалидности, для потребителей, проживающих в жилых помещениях, отнесенных к аварийному жилищному фонду или жилому фонду со степенью износа 70 процентов и более, реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер и наименование принявшего акт органа), которыми установлена такая социальная норма, условия применения такой социальной нормы указанными потребителями, случаи неприменения такой социальной нормы и цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), установленные для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх такой социальной нормы, указываемые управляющей организацией, товариществом или кооперативом, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
На основании подпункта а) пункта 16 Стандарта, изменения, внесенные в раскрытую информацию, подлежат опубликованию в тех же источниках, в которых первоначально была опубликована соответствующая информация, в следующие сроки: на официальном сайте в сети "Интернет", указанном в подпункте а) пункта 5 и подпункте а) пункта 5 (1) настоящего документа, - в течение 7 рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений.
По смыслу приведенных норм функции управляющей организации состоят в частности в том, что она должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы.
При этом управляющая организация несет ответственность за нарушение установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации.
Таким образом, раскрытие информации, предусмотренной Стандартом в качестве обязательной, не в полном объеме образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
Факт раскрытия обществом указанной информации не в полном объеме подтвержден совокупностью имеющихся в деле доказательств, в том числе: актом систематического наблюдения и анализа от 22.05.2014 N 35 с приложениями, протоколом об административном правонарушении от 23.05.2014. При этом совершение нарушений, выявленных и зафиксированных инспекцией в указанном акте от 22.05.2014 N 35, общество по существу не оспаривает.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения обществом соответствующих норм и правил либо принятия всех зависящих от него мер по их соблюдению в материалах дела не имеется.
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23.1 КоАП РФ является верным.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории правонарушений.
При производстве по делу об административном правонарушении процессуальных нарушений допущено не было, порядок привлечения к административной ответственности при вынесении оспариваемого постановления соблюден.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, судом не установлено.
Оснований для признания указанного административного правонарушения малозначительным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ и освобождения общества от административной ответственности у суда не имеется.
Штраф назначен обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 7.23.1 КоАП РФ.
При этом основания для вывода о несоразмерности назначенного обществу штрафа совершенному правонарушению и снижения его ниже низшего предела санкции статьи 7.23.1 КоАП РФ у арбитражного суда отсутствуют. Доказательств наличия таких оснований в материалы дела не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что результаты систематического наблюдения не могут являться основанием для привлечения общества к административной ответственности по статье 7.23.1 КоАП РФ со ссылкой на пункты 5, 15 Порядка от 09.04.2012 N 162, а также о том, что в рассматриваемом случае инспекцией должна была быть проведена проверка деятельности общества в соответствии с требованиями Закона N 294-ФЗ, не принимаются во внимание судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В силу частей 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно пункту 69 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.23.1 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Как установлено арбитражным судом, 22.05.2014 в ходе осуществления контроля за соблюдением Стандарта в форме систематического наблюдения и анализа информации в соответствии с Порядком от 09.04.2012 N 162, на основании приказов руководителя инспекции от 17.01.2014 N 2, от 06.05.2014 N 7 должностным лицом административного органа осуществлен мониторинг информации, которую должно опубликовать общество на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет из числа сайтов, указанных в подпункте "а" пункта 5 Стандарта.
Результаты мониторинга показали, что на сайте "Реформа ЖКХ", а также на сайте общества подлежащая раскрытию информация размещена не в полном объеме. Данные результаты оформлены актом систематического наблюдения и анализа от 22.05.2014 N 35.
При этом форма акта мониторинга сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", порядок его составления и обязательные требования по составлению данного доказательства действующим законодательством не предусмотрены.
Ни Порядок от 09.04.2012 N 162, ни Закон N 294-ФЗ не содержат запрета на использование акта мониторинга в качестве доказательства по делу об административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что вменяемое инспекцией обществу событие административного правонарушения выявлено в ходе анализа информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", находящейся в свободном доступе неограниченного круга лиц при отсутствии ограничений в действующем российском законодательстве об административных правонарушениях на получение иных (т.е. прямо не предусмотренных КоАП РФ) доказательств и их использование. При этом акт систематического наблюдения и анализа от 22.05.2014 N 35 вручен инспекцией обществу в день его составления.
По смыслу части 1 статьи 28.1 КоАП РФ обнаружение факта административного правонарушения должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, влечет осуществление всех последующих действий административного органа в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ одним из доказательств подтверждения административного правонарушения является протокол об административном правонарушении.
В материалах дела имеется протокол об административном правонарушении от 23.05.2014, в котором отражено описание административного правонарушения (фактически в нем продублированы все отраженные в акте от 22.05.2014 обстоятельства, которые обществом не оспорены), содержится собственноручное объяснение представителя привлекаемого к ответственности юридического лица и иные данные, предусмотренные положениями статьи 28.2 КоАП РФ.
Ссылка общества на Закон N 294-ФЗ судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку названный нормативно-правовой акт, как и Порядок от 09.04.2012 N 162, имеет иные цели и сферу применения, не может применяться непосредственно к отношениям, связанным с привлечением к административной ответственности, и не отменяет в рассматриваемом случае фактическое основание наступления административной ответственности общества.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Как указывалось выше, инспекцией был осуществлен контроль в форме систематического наблюдения и анализа, предусмотренного подпунктом "а" пункта 4 Порядка от 09.04.2012 N 162.
Таким образом, в ходе проверки не требовалось (и не осуществлялось) взаимодействия инспекции и общества, и на общество не возлагались обязанности по предоставлению информации и исполнению требований инспекции.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 17.10.2014 по делу N А68-5526/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Судьи
Н.В.ЗАИКИНА
В.Н.СТАХАНОВА
К.А.ФЕДИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)