Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 05 октября 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
при участии:
от открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" - представителя Каракозовой Л.Ю. (доверенность N 54/юр от 12.01.2015),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
Кушеев Сергей Сергеевич - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 08.07.2015 по делу N А72-6200/2015 (судья Лубянова О.А.),
по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" (ОГРН 1027301482526), Ульяновская область, г. Ульяновск,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, Ульяновская область, г. Ульяновск,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Кушеев Сергей Сергеевич,
о признании незаконными решения УФАС по Ульяновской области от 24.03.2015 по делу N 11848/04-2015 и вынесенного на его основе предписания N 11 от 24.03.2015,
установил:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконными решения УФАС по Ульяновской области (далее - антимонопольный орган) от 24.03.2015 по делу N 11848/04-2015 и вынесенного на его основе предписания N 11 от 24.03.2015.
К участию в деле в качестве третьего лица судом первой инстанции привлечен Кушеев Сергей Сергеевич (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 08.07.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на отсутствие в его действиях нарушений части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", просит отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 08.07.2015 по делу N А72-6200/2015 полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований общества.
В материалы дела поступил отзыв антимонопольного органа на апелляционную жалобу, в котором Управление просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Ульяновской области от 08.07.2015 по делу N А72-6200/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания апелляционного суда.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 09.02.2015 УФАС по Ульяновской области на основании обращения гражданина Кушеева С.С. возбуждено дело по признакам нарушения ОАО "Ульяновскэнерго" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в неразмещении на сайте в сети "Интернет" формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) для обслуживаемых потребителей, дифференцированных по ценовым категориям и (или) по категориям потребителей, по которым осуществляется дифференциация тарифов, в частности для граждан, что может привести к ущемлению интересов лиц.
24.03.2015 УФАС по Ульяновской области вынесено решение, в соответствии с которым действия ОАО "Ульяновскэнерго", выразившиеся в неразмещении на сайте в сети "Интернет" формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) для граждан, что может привести к ущемлению интересов указанных лиц, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" признаны незаконными.
24.03.2015 УФАС по Ульяновской области в отношении ОАО "Ульяновскэнерго" выдано предписание N 11, которым предписано разместить на сайте в сети "Интернет" форму договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) для граждан, потребляющих электрическую энергию для коммунально-бытовых нужд и не использующих ее для осуществления коммерческой деятельности.
Не согласившись с принятыми решением и предписанием антимонопольного органа, заявитель обратился в арбитражный суд.
Принимая оспариваемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствие с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных его положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
ОАО "Ульяновскэнерго" включено в региональную часть Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, в раздел "Прочие виды товаров и услуг", регистрационный номер 16, наименование товара, работ, услуг - купля-продажа (поставка) электрической энергии, с долей на рынке более 50%.
Таким образом, ОАО "Ульяновскэнерго" занимает доминирующее положение на рынке купли-продажи (поставка) электрической энергии.
В соответствии с уставом ОАО "Ульяновскэнерго" основным видом деятельности общества является оптовая торговля электрической и тепловой энергией (без их передачи и распределения).
Приказом Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 19.10.2006 N 87 установлено, что ОАО "Ульяновскэнерго" соответствует критериям, указанным в подпункте "а" пункта 36 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530, и обладает статусом гарантирующего поставщика на территории Ульяновской области.
Зоны деятельности ОАО "Ульяновскэнерго" определены по административной границе Ульяновской области, кроме зоны деятельности ОАО "Оборонэнергосбыт" на основании Приказа Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 19.10.2006 N 87, приказов Министерства экономики Ульяновской области от 12.04.2011 N 06-105, от 30.05.2011 N 06-271, от 26.07.2011 N 06-471, от 30.05.2011 N 06-272.
Приказом Министерства экономического развития Ульяновской области от 30.01.2015 N 06-35 "Об изменении зон деятельности гарантирующих поставщиков" границы зоны деятельности гарантирующего поставщика ОАО "Ульяновскэнерго" определены по административной границе Ульяновской области, кроме зоны деятельности ОАО "Оборонэнергосбыт", с учетом точек поставки, указанных в пункте 1 настоящего приказа.
Правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии установлены "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442.
Согласно п. 11 "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, обслуживание гарантирующим поставщиком потребителей (покупателей) осуществляется в соответствии со следующими требованиями:
- осуществление разработки, размещения и опубликования разработанных форм договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в соответствии с требованиями пункта 33 настоящего документа;
- заключение с потребителем (покупателем) договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в соответствии с разделом ГД_настоящего документа;
- предоставление потребителям (покупателям) путем размещения'Шрнтрах очного обслуживания и (или) на официальном сайте в сети "Интернет", а также по его запросу следующей информации:
формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), разработанные и размещенные гарантирующим поставщиком в соответствии с пунктом 33 настоящего документа.
Пунктом 2 Основных положений установлено:
- "потребитель" - потребитель электрической энергии, приобретающий электрическую энергию (мощность) для собственных бытовых и (или) производственных нужд;
- "покупатель" - покупатель электрической энергии, приобретающий электрическую энергию (мощность) в целях ее продажи, а также исполнитель коммунальных услуг, приобретающий электрическую энергию (мощность) в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению, а также в случае отсутствия централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения - в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - исполнитель коммунальной услуги).
Согласно п. 33 Основных положений гарантирующий поставщик обязан разработать формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) для обслуживаемых им потребителей, дифференцированные по ценовым категориям и (или) по категориям потребителей, по которым осуществляется дифференциация тарифов, для исполнителей коммунальных услуг и для граждан, для энергосбытовых (энергоснабжающих) организаций, для гарантирующих поставщиков, которые вправе приобретать электрическую энергию (мощность) у другого гарантирующего поставщика на розничном рынке. В случае внесения изменений в настоящий документ, влекущих необходимость внесения изменений в ранее разработанные формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), гарантирующий поставщик обязан не позднее 1 месяца с даты вступления в силу изменений в настоящий документ внести соответствующие изменения в ранее разработанные формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)).
Гарантирующий поставщик обязан разместить разработанные (измененные) им формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в центрах очного обслуживания, на своем сайте в сети "Интернет" и представить их в территориальный орган федерального антимонопольного органа.
Размещенные и опубликованные таким образом формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) являются проектом договора, предлагаемого гарантирующим поставщиком к заключению с потребителями (покупателями), и могут быть использованы потребителем (покупателем), имеющим намерение заключить с гарантирующим поставщиком соответствующий договор или внести изменения в ранее заключенный договор, при подаче гарантирующему поставщику документов, необходимых в соответствии с настоящим документом, для заключения договора или внесения изменений в ранее заключенный договор.
С учетом вышеизложенного суд пришел к обоснованному выводу, что гарантирующий поставщик ОАО "Ульяновскэнерго" обязан разработать формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) для граждан и разместить разработанные (измененные) им формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) на своем сайте в сети "Интернет" независимо от цели покупки электрической энергии.
Согласно акту осмотра Интернет-сайта от 06.02.2015 на сайте ОАО "Ульяновскэнерго" www.ulenergo.ru размещены следующие формы договоров энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии):
- - форма договора энергоснабжения для прочих потребителей для всех ценовых категорий (юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность);
- - форма договора энергоснабжения для потребителей - граждан, не осуществляющих предпринимательскую деятельность (адвокаты, нотариусы и пр.), для всех ценовых категорий;
- - форма договора энергоснабжения для потребителей, приравненных к населению (кроме исполнителей коммунальных услуг);
- - форма договора энергоснабжения для потребителей, финансируемых из бюджетов всех уровней (для всех ценовых категорий) - 2014;
- - форма договора энергоснабжения для исполнителей коммунальных услуг;
- - форма договора энергоснабжения для энергосбытовых организаций;
- форма договора поставки электрической энергии в целях компенсации потерь.
Форма договора энергоснабжения для граждан - потребителей коммунальной услуги по электроснабжению не размещена.
Согласно п. 6 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правил N 354), предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг.
Таким образом, Правилами N 354 не исключается необходимость разработки гарантирующим поставщиком формы договора энергоснабжения для граждан-потребителей коммунальной услуги по электроснабжению.
Довод ОАО "Ульяновскэнерго" о том, что требования пункта 33 Основных положений о разработке форм договоров распространяется на договоры, заключаемые в рамках Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, и не предусматривают обязанности гарантирующего поставщика разрабатывать форму договора, соответствующего Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, несостоятелен. Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, не содержат исключения применения п. 33 в отношении потребителей коммунальной услуги по электроснабжению.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия ОАО "Ульяновскэнерго", выразившиеся в неразмещении на сайте в сети "Интернет" формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) для граждан, являются нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Довод ОАО "Ульяновскэнерго" о несоответствии резолютивной части оспариваемого решения тексту вынесенного предписания правомерно отклонен судом первой инстанции.
Решением Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 24.03.2015 по делу N 11848/04-2015, действия ОАО "Ульяновскэнерго", выразившиеся в неразмещении на сайте в сети "Интернет" формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) для граждан, что может привести к ущемлению интересов указанных лиц, были признаны нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании указанного решения ОАО "Ульяновскэнерго" было предписано в течение 30 календарных дней со дня получения предписания прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся неразмещении на сайте в сети "Интернет" формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) для граждан, что может привести к ущемлению интересов указанных лиц.
Во втором абзаце предписания содержится указание, какую форму договора необходимо разместить, что направлено на прекращение выявленного нарушения.
С учетом изложенного, суд пришел к обоснованному выводу, что решение и предписание УФАС по Ульяновской области от 24.03.2015 по делу N 11848/04-2015 являются законными и обоснованными, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе Общества, были предметом рассмотрения и надлежащей правовой оценки суда первой инстанции. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится. Факт нарушения заявителем требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" подтвержден материалами дела.
Судебный акт по делу принят при полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств и материалов дела и правильном применении норм материального и процессуального права.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Уплаченная заявителем государственная пошлина на основании ст. 110, 112 АПК РФ относится на плательщика.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 08.07.2015 по делу N А72-6200/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА
Судьи
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
А.А.ЮДКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.10.2015 N 11АП-11944/2015 ПО ДЕЛУ N А72-6200/2015
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 октября 2015 г. по делу N А72-6200/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 05 октября 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
при участии:
от открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" - представителя Каракозовой Л.Ю. (доверенность N 54/юр от 12.01.2015),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
Кушеев Сергей Сергеевич - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 08.07.2015 по делу N А72-6200/2015 (судья Лубянова О.А.),
по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" (ОГРН 1027301482526), Ульяновская область, г. Ульяновск,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, Ульяновская область, г. Ульяновск,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Кушеев Сергей Сергеевич,
о признании незаконными решения УФАС по Ульяновской области от 24.03.2015 по делу N 11848/04-2015 и вынесенного на его основе предписания N 11 от 24.03.2015,
установил:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконными решения УФАС по Ульяновской области (далее - антимонопольный орган) от 24.03.2015 по делу N 11848/04-2015 и вынесенного на его основе предписания N 11 от 24.03.2015.
К участию в деле в качестве третьего лица судом первой инстанции привлечен Кушеев Сергей Сергеевич (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 08.07.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на отсутствие в его действиях нарушений части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", просит отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 08.07.2015 по делу N А72-6200/2015 полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований общества.
В материалы дела поступил отзыв антимонопольного органа на апелляционную жалобу, в котором Управление просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Ульяновской области от 08.07.2015 по делу N А72-6200/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания апелляционного суда.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 09.02.2015 УФАС по Ульяновской области на основании обращения гражданина Кушеева С.С. возбуждено дело по признакам нарушения ОАО "Ульяновскэнерго" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в неразмещении на сайте в сети "Интернет" формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) для обслуживаемых потребителей, дифференцированных по ценовым категориям и (или) по категориям потребителей, по которым осуществляется дифференциация тарифов, в частности для граждан, что может привести к ущемлению интересов лиц.
24.03.2015 УФАС по Ульяновской области вынесено решение, в соответствии с которым действия ОАО "Ульяновскэнерго", выразившиеся в неразмещении на сайте в сети "Интернет" формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) для граждан, что может привести к ущемлению интересов указанных лиц, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" признаны незаконными.
24.03.2015 УФАС по Ульяновской области в отношении ОАО "Ульяновскэнерго" выдано предписание N 11, которым предписано разместить на сайте в сети "Интернет" форму договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) для граждан, потребляющих электрическую энергию для коммунально-бытовых нужд и не использующих ее для осуществления коммерческой деятельности.
Не согласившись с принятыми решением и предписанием антимонопольного органа, заявитель обратился в арбитражный суд.
Принимая оспариваемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствие с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных его положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
ОАО "Ульяновскэнерго" включено в региональную часть Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, в раздел "Прочие виды товаров и услуг", регистрационный номер 16, наименование товара, работ, услуг - купля-продажа (поставка) электрической энергии, с долей на рынке более 50%.
Таким образом, ОАО "Ульяновскэнерго" занимает доминирующее положение на рынке купли-продажи (поставка) электрической энергии.
В соответствии с уставом ОАО "Ульяновскэнерго" основным видом деятельности общества является оптовая торговля электрической и тепловой энергией (без их передачи и распределения).
Приказом Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 19.10.2006 N 87 установлено, что ОАО "Ульяновскэнерго" соответствует критериям, указанным в подпункте "а" пункта 36 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530, и обладает статусом гарантирующего поставщика на территории Ульяновской области.
Зоны деятельности ОАО "Ульяновскэнерго" определены по административной границе Ульяновской области, кроме зоны деятельности ОАО "Оборонэнергосбыт" на основании Приказа Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 19.10.2006 N 87, приказов Министерства экономики Ульяновской области от 12.04.2011 N 06-105, от 30.05.2011 N 06-271, от 26.07.2011 N 06-471, от 30.05.2011 N 06-272.
Приказом Министерства экономического развития Ульяновской области от 30.01.2015 N 06-35 "Об изменении зон деятельности гарантирующих поставщиков" границы зоны деятельности гарантирующего поставщика ОАО "Ульяновскэнерго" определены по административной границе Ульяновской области, кроме зоны деятельности ОАО "Оборонэнергосбыт", с учетом точек поставки, указанных в пункте 1 настоящего приказа.
Правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии установлены "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442.
Согласно п. 11 "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, обслуживание гарантирующим поставщиком потребителей (покупателей) осуществляется в соответствии со следующими требованиями:
- осуществление разработки, размещения и опубликования разработанных форм договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в соответствии с требованиями пункта 33 настоящего документа;
- заключение с потребителем (покупателем) договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в соответствии с разделом ГД_настоящего документа;
- предоставление потребителям (покупателям) путем размещения'Шрнтрах очного обслуживания и (или) на официальном сайте в сети "Интернет", а также по его запросу следующей информации:
формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), разработанные и размещенные гарантирующим поставщиком в соответствии с пунктом 33 настоящего документа.
Пунктом 2 Основных положений установлено:
- "потребитель" - потребитель электрической энергии, приобретающий электрическую энергию (мощность) для собственных бытовых и (или) производственных нужд;
- "покупатель" - покупатель электрической энергии, приобретающий электрическую энергию (мощность) в целях ее продажи, а также исполнитель коммунальных услуг, приобретающий электрическую энергию (мощность) в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению, а также в случае отсутствия централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения - в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - исполнитель коммунальной услуги).
Согласно п. 33 Основных положений гарантирующий поставщик обязан разработать формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) для обслуживаемых им потребителей, дифференцированные по ценовым категориям и (или) по категориям потребителей, по которым осуществляется дифференциация тарифов, для исполнителей коммунальных услуг и для граждан, для энергосбытовых (энергоснабжающих) организаций, для гарантирующих поставщиков, которые вправе приобретать электрическую энергию (мощность) у другого гарантирующего поставщика на розничном рынке. В случае внесения изменений в настоящий документ, влекущих необходимость внесения изменений в ранее разработанные формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), гарантирующий поставщик обязан не позднее 1 месяца с даты вступления в силу изменений в настоящий документ внести соответствующие изменения в ранее разработанные формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)).
Гарантирующий поставщик обязан разместить разработанные (измененные) им формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в центрах очного обслуживания, на своем сайте в сети "Интернет" и представить их в территориальный орган федерального антимонопольного органа.
Размещенные и опубликованные таким образом формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) являются проектом договора, предлагаемого гарантирующим поставщиком к заключению с потребителями (покупателями), и могут быть использованы потребителем (покупателем), имеющим намерение заключить с гарантирующим поставщиком соответствующий договор или внести изменения в ранее заключенный договор, при подаче гарантирующему поставщику документов, необходимых в соответствии с настоящим документом, для заключения договора или внесения изменений в ранее заключенный договор.
С учетом вышеизложенного суд пришел к обоснованному выводу, что гарантирующий поставщик ОАО "Ульяновскэнерго" обязан разработать формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) для граждан и разместить разработанные (измененные) им формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) на своем сайте в сети "Интернет" независимо от цели покупки электрической энергии.
Согласно акту осмотра Интернет-сайта от 06.02.2015 на сайте ОАО "Ульяновскэнерго" www.ulenergo.ru размещены следующие формы договоров энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии):
- - форма договора энергоснабжения для прочих потребителей для всех ценовых категорий (юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность);
- - форма договора энергоснабжения для потребителей - граждан, не осуществляющих предпринимательскую деятельность (адвокаты, нотариусы и пр.), для всех ценовых категорий;
- - форма договора энергоснабжения для потребителей, приравненных к населению (кроме исполнителей коммунальных услуг);
- - форма договора энергоснабжения для потребителей, финансируемых из бюджетов всех уровней (для всех ценовых категорий) - 2014;
- - форма договора энергоснабжения для исполнителей коммунальных услуг;
- - форма договора энергоснабжения для энергосбытовых организаций;
- форма договора поставки электрической энергии в целях компенсации потерь.
Форма договора энергоснабжения для граждан - потребителей коммунальной услуги по электроснабжению не размещена.
Согласно п. 6 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правил N 354), предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг.
Таким образом, Правилами N 354 не исключается необходимость разработки гарантирующим поставщиком формы договора энергоснабжения для граждан-потребителей коммунальной услуги по электроснабжению.
Довод ОАО "Ульяновскэнерго" о том, что требования пункта 33 Основных положений о разработке форм договоров распространяется на договоры, заключаемые в рамках Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, и не предусматривают обязанности гарантирующего поставщика разрабатывать форму договора, соответствующего Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, несостоятелен. Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, не содержат исключения применения п. 33 в отношении потребителей коммунальной услуги по электроснабжению.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия ОАО "Ульяновскэнерго", выразившиеся в неразмещении на сайте в сети "Интернет" формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) для граждан, являются нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Довод ОАО "Ульяновскэнерго" о несоответствии резолютивной части оспариваемого решения тексту вынесенного предписания правомерно отклонен судом первой инстанции.
Решением Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 24.03.2015 по делу N 11848/04-2015, действия ОАО "Ульяновскэнерго", выразившиеся в неразмещении на сайте в сети "Интернет" формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) для граждан, что может привести к ущемлению интересов указанных лиц, были признаны нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании указанного решения ОАО "Ульяновскэнерго" было предписано в течение 30 календарных дней со дня получения предписания прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся неразмещении на сайте в сети "Интернет" формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) для граждан, что может привести к ущемлению интересов указанных лиц.
Во втором абзаце предписания содержится указание, какую форму договора необходимо разместить, что направлено на прекращение выявленного нарушения.
С учетом изложенного, суд пришел к обоснованному выводу, что решение и предписание УФАС по Ульяновской области от 24.03.2015 по делу N 11848/04-2015 являются законными и обоснованными, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе Общества, были предметом рассмотрения и надлежащей правовой оценки суда первой инстанции. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится. Факт нарушения заявителем требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" подтвержден материалами дела.
Судебный акт по делу принят при полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств и материалов дела и правильном применении норм материального и процессуального права.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Уплаченная заявителем государственная пошлина на основании ст. 110, 112 АПК РФ относится на плательщика.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 08.07.2015 по делу N А72-6200/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА
Судьи
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
А.А.ЮДКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)