Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Королевой С.В.,
судей Слиж Н.Ю., Власюк Е.И.
при секретаре Т.Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 12 декабря 2014 года по иску И.В.Н. к администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении земельного участка.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
установила:
иск предъявлен по тем основаниям, что истец является инвалидом второй группы, при обращении в администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении земельного участка в соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", получил отказ, который считает незаконным. С учетом уточненных требований просил обязать ответчика предоставить ему земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенный в пределах Петрозаводского городского округа.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
С решением суда не согласен истец, в апелляционной жалобе просит решение отменить, исковые требования удовлетворить. Настаивает на удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на положения ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901. Считает необоснованным вывод суда о том, что он не имеет права на предоставление испрашиваемого земельного участка, поскольку не состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и не нуждается в жилом помещении. Указывает, что кроме заявления и справки об инвалидности, иных требований к составу документов, необходимых для реализации инвалидами права на получение земельных участков, действующим законодательством не предусмотрено.
В суде апелляционной инстанции истец и его представитель по устной доверенности И.И.В. апелляционную жалобу поддержали.
Другие участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, извещены о слушании дела надлежащим образом.
Проверив материалы дела обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся в суд апелляционной инстанции лиц судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
В соответствии с положениями статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем статья 17 указанного Федерального закона поименована как "Обеспечение инвалидов жилой площадью" и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Из материалов дела следует, что И.В.Н. является инвалидом второй группы, обратился в администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, однако получил отказ. Суд проверил обоснованность отказа и пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления истца, поскольку он не является лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий и не состоит в очереди на улучшение жилищных условий, поскольку имеет право пользования квартирой <...>, общей площадью <...> кв. м, в которой он проживает и зарегистрирован. В квартире также зарегистрированы члены семьи истца, всего 6 человек, то есть на каждого члена семьи приходится по <...> кв. м жилого помещения. При этом норма жилой площади, необходимой для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в петрозаводском городском округе установлена 10 кв. м.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены решения суда, по существу повторяют правовую позицию истца, выраженную в суде первой инстанции, которой судом дана правильная правовая оценка. В силу изложенного эти доводы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал в удовлетворении иска. Решение суда является законным и обоснованным, основанным на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Петрозаводского городского суда от 12 декабря 2014 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 13.02.2015 ПО ДЕЛУ N 33-611/2015
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 февраля 2015 г. по делу N 33-611/2015
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Королевой С.В.,
судей Слиж Н.Ю., Власюк Е.И.
при секретаре Т.Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 12 декабря 2014 года по иску И.В.Н. к администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении земельного участка.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
установила:
иск предъявлен по тем основаниям, что истец является инвалидом второй группы, при обращении в администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении земельного участка в соответствии со ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", получил отказ, который считает незаконным. С учетом уточненных требований просил обязать ответчика предоставить ему земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенный в пределах Петрозаводского городского округа.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
С решением суда не согласен истец, в апелляционной жалобе просит решение отменить, исковые требования удовлетворить. Настаивает на удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на положения ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901. Считает необоснованным вывод суда о том, что он не имеет права на предоставление испрашиваемого земельного участка, поскольку не состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и не нуждается в жилом помещении. Указывает, что кроме заявления и справки об инвалидности, иных требований к составу документов, необходимых для реализации инвалидами права на получение земельных участков, действующим законодательством не предусмотрено.
В суде апелляционной инстанции истец и его представитель по устной доверенности И.И.В. апелляционную жалобу поддержали.
Другие участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, извещены о слушании дела надлежащим образом.
Проверив материалы дела обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся в суд апелляционной инстанции лиц судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
В соответствии с положениями статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем статья 17 указанного Федерального закона поименована как "Обеспечение инвалидов жилой площадью" и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Из материалов дела следует, что И.В.Н. является инвалидом второй группы, обратился в администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, однако получил отказ. Суд проверил обоснованность отказа и пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления истца, поскольку он не является лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий и не состоит в очереди на улучшение жилищных условий, поскольку имеет право пользования квартирой <...>, общей площадью <...> кв. м, в которой он проживает и зарегистрирован. В квартире также зарегистрированы члены семьи истца, всего 6 человек, то есть на каждого члена семьи приходится по <...> кв. м жилого помещения. При этом норма жилой площади, необходимой для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в петрозаводском городском округе установлена 10 кв. м.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены решения суда, по существу повторяют правовую позицию истца, выраженную в суде первой инстанции, которой судом дана правильная правовая оценка. В силу изложенного эти доводы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал в удовлетворении иска. Решение суда является законным и обоснованным, основанным на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Петрозаводского городского суда от 12 декабря 2014 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судьи
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)