Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ УЛЬЯНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.10.2014 ПО ДЕЛУ N 33-4147/2014

Требование: О возложении обязанности произвести в жилом доме ремонтные работы капитального характера.

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истцы являются собственниками квартир в многоквартирном доме, до приватизации квартир дом находился в собственности муниципального образования, за все время его эксплуатации капитальный ремонт в нем не проводился, вследствие чего общее имущество находится в неудовлетворительном состоянии.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 октября 2014 г. по делу N 33-4147/2014


Судья Алексеева Е.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,
судей Полуэктовой С.К. и Нефедова О.Н.,
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 07 августа 2014 года, по которому постановлено:
Исковые требования Ж. Н*** А***, П. А*** А***, Р. Т*** А*** к администрации города Ульяновска о возложении обязанности произвести ремонтные работы жилого дома капитального характера удовлетворить.
Обязать администрацию города Ульяновска произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома N *** по ул. Ш*** в г. Ульяновске, а именно: отремонтировать внутридомовые системы ХВС, водоотведения, электроснабжения; произвести ремонтные работы крыши капитального характера; произвести капитальный ремонт фасада здания, его элементов.
Заслушав доклад судьи Нефедова О.Н., объяснения Р., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Ж., П., Р. обратились в суд с иском к администрации города Ульяновска о проведении капитального ремонта многоквартирного жилого дома.
Требования мотивировали тем, что являются собственниками квартир в многоквартирном доме N *** по ул. Ш*** в г. Ульяновске, построенном до 1917 года. До приватизации квартир дом находился в собственности муниципального образования, за все время его эксплуатации капитальный ремонт в нем не проводился, вследствие чего общее имущество находится в неудовлетворительном состоянии.
Истцы просили обязать администрацию города Ульяновска произвести капитальный ремонт указанного многоквартирного дома, включающий ремонт внутридомовых инженерных систем ХВС, водоотведения, электроснабжения, крыши и фасада.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "ЖКХ Ленинского района".
Рассмотрев по существу предъявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование ссылается на то, что осуществление работ по оказанию жилищно-коммунальных услуг и по капитальному ремонту в полномочия администрации города Ульяновска не входит. В договорных отношениях с истцами администрация города Ульяновска не состоит, исполнителем услуг не является. Денежные средства, составляющие плату за содержание и ремонт жилья, в бюджет муниципального образования не поступают. Жилые помещения, в которых проживают истцы, принадлежат им на праве собственности, и в силу ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственники должны нести бремя содержания данных жилых помещений и общего имущества дома, в том числе, нести обязанность по проведению текущего и капитального ремонта. Статья 165 ЖК РФ предоставляет органу местного самоуправления право (но не обязанность) по предоставлению средств из бюджета на капитальный ремонт многоквартирных домов. Качественное обслуживание дома должна обеспечивать управляющая организация - ООО "ЖКХ Ленинского района", которая обязана устранять любые недостатки жилого дома до проведения в нем капитального ремонта. Разрушение кровли, систем ХВС, водоотведения, электроснабжения, а также фасада дома свидетельствует о ненадлежащем исполнении управляющей компанией своих обязанностей.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание Ж., П. и представителей администрации города Ульяновска, ООО "ЖКХ Ленинского района", извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Материалами дела установлено, что Ж. и Р. на праве общей долевой собственности (доли в праве 13/200 и 15/200) принадлежит квартира N *** в многоквартирном доме N *** по ул. Ш*** в г. Ульяновске, П. - квартира N *** в том же многоквартирном доме (общая долевая собственность, доля в праве 13/200). Право собственности на указанные жилые помещения возникло на основании договоров передачи жилой площади в собственность граждан, заключенных с КУГИ мэрии г. Ульяновска 15.12.2009 и 03.07.2009, т.е. в порядке приватизации.
Организацией, осуществляющей функции по управлению и обслуживанию многоквартирного дома N *** по ул. Ш*** в г. Ульяновске, является ООО "ЖКХ Ленинского района".
Статьей 16 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено, что приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с данным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ в обязанности управляющей организации по договору управления многоквартирным домом входит оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.
Как следует из материалов дела, капитальный ремонт жилого дома, в котором проживают Ж., Р. и П., не производился с момента его постройки, осуществленной до 1917 года.
Согласно приложению N 3 к Ведомственным строительным нормам ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденным приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. N 312, срок минимальной продолжительности эффективной эксплуатации трубопроводов холодной воды из оцинкованных труб составляет 30 лет, трубопроводов канализации чугунных - 40 лет, электрооборудования - 40 лет (при скрытой проводке).
Пунктом 5.1 ВСН 58-88 (р) рекомендовано при проведении капитального ремонта восстанавливать или заменять все изношенные элементы на более долговечные или экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий.
Согласно составленному 04.08.2014 главным специалистом-экспертом отдела жилищного фонда Комитета ЖКХ администрации города Ульяновска акту, в ходе обследования жилого дома N*** по ул. Ш*** в г. Ульяновске выявлено: следы протечек кровли; локальные разрушения потолка и стен в виде провисания, трещин, отслоения штукатурно-окрасочного слоя; стены имеют вздутия и прогибы штукатурно-окрасочного слоя; по периметру дома имеются разрушения отмостки и цоколя в виде трещин; в общем коридоре, санузле, умывальной комнате имеются разрушения потолка и стен (штукатурный слой); в общем коридоре имеется заплатка на потолке из ДСП и стоек из бруса; в квартире 1/6 наблюдается конденсат на стене в виде капель воды; со стороны фасада по деревянной части проходит силовой кабель; имеются локальные прогибания полов на 1-м и 2-м этажах; электропроводка ввиду ветхости не выдерживает напряжения.
Аналогичные недостатки обнаружены специалистом Главной государственной инспекцией регионального надзора в Ульяновской области при обследовании дома 04.08.2014 (акт N Р-1).
В соответствии с п. 3.8 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации. МДС 81-35.2004 (приложение к Постановлению Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1) к капитальному ремонту зданий и сооружений отнесены работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.
Руководствуясь приведенными нормами и установив в ходе рассмотрения дела на основании упоминавшихся выше актов обследования неудовлетворительное состояние внутридомовых систем ХВС, водоотведения, электроснабжения, крыши и фасада многоквартирного дома N*** по ул. Ш*** в г. Ульяновске, суд обоснованно удовлетворил заявленные истцами требования и возложил на администрацию города Ульяновска обязанность по проведению в отношении указанных элементов работ капитального характера.
Доводы, приведенные администрацией города Ульяновска в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальное и процессуальное законодательство применено судом правильно.
Как следует из содержания приведенной выше статьи 16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.
Статьей 158 ЖК РФ, введенного в действие с 01 марта 2005 г., предусматривается обязанность собственника помещения в многоквартирном доме по несению расходов на содержание принадлежащего ему помещения, а также по участию в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Статья 210 ГК РФ также возлагает на собственника бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии с ранее действовавшими нормами Жилищного кодекса РСФСР с жильцов дома удерживалась плата за капитальный ремонт дома, а на наймодателе (собственнике жилья), которым являлась администрация города, лежала обязанность своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования (статья 141 ЖК РСФСР).
Исходя из системного толкования приведенных норм, обязанность по проведению капитального ремонта многоквартирного дома может быть возложена на собственников жилых помещений, в том числе на граждан, приватизировавших жилые помещения, только после исполнения бывшим наймодателем (органом государственной власти или органом местного самоуправления) обязанности по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме, которая возникла до приватизации квартир в данном доме.
Поскольку многоквартирный дом N *** по ул. Ш*** в г. Ульяновске ранее являлся муниципальной собственностью и муниципалитет выступал для жильцов дома в роли наймодателя, а администрация города Ульяновска в настоящее время является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования "город Ульяновск", суд обоснованно возложил на нее обязанность по выполнению в указанном доме ремонтных работ капитального характера, не проведенных своевременно наймодателем.
Доводы апелляционной жалобы администрации города Ульяновска об обратном основаны на неправильном толковании норм материального права и основанием к отмене решения являться не могут.
Приведенные в жалобе доводы о ненадлежащем обслуживании дома управляющей организацией, которая своевременно не устраняла неисправности отдельных частей дома и его коммуникаций, не могут быть приняты во внимание, поскольку сроки эксплуатации отдельных систем дома и его коммуникаций, включенные судом в перечень работ капитального характера, истекли до передачи дома в управление ООО "ЖКХ Ленинского района".
Руководствуясь статьями 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 07 августа 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)