Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.04.2015 ПО ДЕЛУ N А05-9613/2014

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 2015 г. по делу N А05-9613/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 27 апреля 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Рогатенко Л.Н. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Коноваловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования "Мезенское" в лице администрации муниципального образования "Мезенское" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 января 2015 года по делу N А05-9613/2014 (судья Никитин С.Н.),
установил:

открытое акционерное общество "Архангельская сбытовая компания" (ОГРН 1052901029235, ИНН 2901134250; Карачаево-Черкесская Республика, город Черкесск, проспект Ленина, дом 147; далее - ОАО "АСК") обратилось в суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Мезенская управляющая компания" (ОГРН 1092930000833, ИНН 2917003510; Архангельская область, Мезенский район, рабочий поселок Каменка, улица Гагарина, дом 18, офис 41; далее - ООО "Мезенская управляющая компания") и к муниципальному образованию "Мезенское" в лице администрации муниципального образования "Мезенское" (ОГРН 1052930020989, ИНН 2917002919; Архангельская область, город Мезень, улица Карла Маркса, дом 7; далее - МО "Мезенское") о взыскании задолженности по оплате электроэнергии за период с января по июнь 2014 года в сумме 145 625,21 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 18.02.2014 по 22.09.2014 в сумме 5125,96 руб.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 12.01.2015 заявленные требования удовлетворены к МО "Мезенское".
МО "Мезенское" с этим решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и на неправильное применение судом норм материального права.
ООО "Мезенская управляющая компания" в отзыве просит решение суда оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие согласно статьям 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ОАО "АСК" в период с января по июнь 2014 года производило отпуск электрической энергии на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов, расположенных в городе Мезень Архангельской области (пр-т Советский, д. 29, д. 31, д. 33, д. 40, д. 47, д. 49, д. 50, д. 53, д. 60, д. 60а, д. 67, д. 73, д. 79б, д. 86, д. 90, корп. 1 д. 90, д. 106; ул. Карла Маркса, д. 1, д. 10, д. 15, д. 26; ул. Победы, д. 6, д. 12, д. 19, д. 19а; пр-т Первомайский, д. 18, д. 39, д. 39а, д. 40, д. 43, д. 48, д. 50а, д. 61, д. 61а, д. 122/2; ул. Набережная, д. 13, д. 23, д. 56; пр-т Октябрьский, д. 1а, д. 1б, д. 1в, д. 26а, д. 39, д. 69а, д. 73, д. 82; ул. Северная, д. 8; ул. Ломоносова, д. 19, д. 50, д. 59; Канинский, д. 33, д. 49, д. 49а; ул. Свободы, д. 5, д. 14, д. 26; ул. Серафимовича, д. 3, д. 8, д. 16; ул. Кузнецовская, д. 10б, д. 10в, д. 10д; ул. Моисеенко, д. 2; ул. Садовая, д. 2; ул. Макарова, д. 12, д. 15, д. 20; ул. Комсомольская, д. 13).
Количество электроэнергии, отпущенной на общедомовые нужды названных многоквартирных жилых домов, ОАО "АСК" определяло по показаниям приборов учета (в отношении жилых домов, в которых установлены приборы учета) и исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в отношении жилых домов, в которых приборы учета отсутствуют). Расчет количества электрической энергии, потребленной указанными многоквартирными домами в январе - июне 2014 года на общедомовые нужды, и тарифы на нее ответчиками по существу не оспорены. Ответчики контррасчетов истребуемых истцом сумм не представили.
Ссылаясь на наличие задолженности по оплате электроэнергии за период с января по июнь 2014 года, ОАО "АСК" обратилось в суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя этот иск к МО "Мезенское", правомерно руководствовался следующим.
В силу статей 541 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно статье 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В связи с этим ОАО "АСК" верно определило количество отпущенной электроэнергии по показаниям приборов учета в отношении жилых домов, в которых установлены приборы учета, а в отношении жилых домов, в которых приборы учета отсутствуют, - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Представленный истцом расчет количества электрической энергии ответчиками надлежаще не опровергнут, ответчики контррасчетов истребуемых истцом сумм суду не представили.
Пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, предусмотрено, что исполнителями коммунальных услуг являются юридические лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуальные предприниматели, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 68 Основных положений функционирования рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению (коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставляемой исполнителем коммунальной услуги с использованием электрической энергии при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией в соответствии с настоящим документом и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
Согласно пункту 81 Основных положений исполнители коммунальной услуги обязаны вносить в адрес гарантирующего поставщика оплату стоимости поставленной за расчетный период электрической энергии (мощности) до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, если соглашением с гарантирующим поставщиком не предусмотрен более поздний срок оплаты.
Отсутствие заключенных сторонами договоров энергоснабжения не освобождает исполнителя коммунальной услуги от оплаты поставленной электроэнергии.
Является верным вывод суда первой инстанции о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является МО "Мезенское".
Так, в соответствии со статьей 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Является верным вывод суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае общими собраниями собственников многоквартирных домов не были приняты в установленном ЖК РФ порядке решения о выборе способов управления домами, а также об избрании ООО "Мезенская управляющая компания" управляющей организацией на спорные периоды (с января по июнь 2014 года).
Ссылка апелляционной жалобы на приложенные к ней копии протоколов собраний жителей домов является необоснованной. Данные протоколы не были представлены в суд первой инстанции. При этом МО "Мезенское" как-либо не обосновало невозможность предъявления этих документов в суд первой инстанции. Препятствий к этому у него не имелось. В связи с этим указанные протоколы не подлежат приобщению к материалам дела.
Имеющиеся же в материалах дела доказательства не подтверждают факт выбора собственниками жилых помещений ООО "Мезенская управляющая компания" в качестве управляющей организацией и заключения с ним договоров управления домами.
Содержащие в деле заключенные между ООО "Мезенская управляющая компания" и проживающими в спорных домах гражданами договоры о выполнении работ и услуг не могут рассматриваться в качестве доказательств существования у ООО "Мезенская управляющая компания" обязательств именно по управлению многоквартирными домами в смысле, установленном статьей 161 ЖК РФ. Предмет данных договоров является иным: работы по содержанию и ремонту общего имущества дома; услуги по вывозу отходов.
Данные договоры не порождают для ООО "Мезенская управляющая компания" обязанность заключить с ОАО "АСК" (ресурсоснабжающей организацией) договор энергоснабжения в целях исполнения обязательств по управлению многоквартирными домами в январе - июне 2014 года в смысле, установленном статьей 161 ЖК РФ (по предоставлению потребителям коммунальной услуги - энергоснабжения). При этом наименование ООО "Мезенская управляющая компания" и его устав не имеют правового значения для рассмотрения настоящего спора.
Из материалов дела и из пояснений представителя ООО "Мезенская управляющая компания" следует, что это общество в спорный период (с января по июнь 2014 года) не производило сборов денежных средств с жителей многоквартирных домов для оплаты истцу потребленной электроэнергии в местах общего пользования.
Указанные договоры не возлагают на ООО "Мезенская управляющая компания" обязанности по предоставлению коммунальных услуг жителям жилых домов, а предусматривают выполнение им работ и оказание услуг, связанных с ремонтом и содержанием общего имущества этих домов.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 14.07.2008 N 7416/08.
На основании изложенного и анализа содержания представленных в материалы дела заключенных между ООО "Мезенская управляющая компания" и проживающими в спорных домах гражданами договоров суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что ООО "Мезенская управляющая компания" в январе - июне 2014 года не являлось управляющей организацией в смысле, установленном статьей 161 ЖК РФ, и не являлось исполнителем коммунальной услуги электроснабжения.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статья 65 АПК РФ).
В связи с изложенным является верным вывод суда первой инстанции о том, что не доказан факт выбора собственниками помещений спорных многоквартирных домов способа управления этими домами и наличие у ООО "Мезенская управляющая компания" обязанности оплачивать истцу долг по оплате электроэнергии.
При этом в силу статей 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения, муниципального района или городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения данного поселения, муниципального района или городского округа.
Согласно части 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Выполнение органом местного самоуправления требований части 4 статьи 161 ЖК РФ вводит в правоотношения по оказанию коммунальных услуг фигуру исполнителя таких услуг в лице управляющей организации, обязанной рассчитываться за поставленные ресурсы. Невыполнение требований названного выше законодательства является основанием возложения бремени последствий потребления населением коммунальных услуг на орган местного самоуправления.
В рассматриваемом случае МО "Мезенское" не представлено документов, подтверждающих факт передачи спорных многоквартирных домов в ведение какого-либо муниципального предприятия или учреждения, а также доказательств проведения соответствующих конкурсов по отбору управляющих организаций.
На основании изложенного является верным вывод суда первой инстанции о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является МО "Мезенское" в лице его администрации.
Администрация муниципального образования "Мезенское" является главным распорядителем средств бюджета муниципального образования.
В силу статьи 102 Бюджетного кодекса Российской Федерации долговые обязательства муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета.
В силу изложенного, суд первой инстанции правомерно указал на взыскание денежных средств за счет казны публично-правового образования, что соответствует разъяснениям, данным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 января 2015 года по делу N А05-9613/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования "Мезенское" в лице администрации муниципального образования "Мезенское" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.А.ХОЛМИНОВ
Судьи
Л.Н.РОГАТЕНКО
О.А.ТАРАСОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)